|
|
|
О совершенствовании законодательства
Укрепление семьи и формирование стабильных семейных отношений - одна из важнейших целей семейной политики в Республике Казахстан. Именно в семье человеку прививаются духовно-нравственные ценности и нормы, семейные традиции. Благополучие каждой семьи - основа стабильного общества и успешного развития всего государства. Сегодня институт семьи переживает глубокий кризис: отмечается резкое повышение динамики расторжения браков, что свидетельствует о необходимости пересмотра имеющихся законодательных подходов к процедурам заключения брака, расторжения брака и, в целом, укрепления семьи. Так, анализ правоприменительной практики показал, что количество разводов за последние 15 лет увеличилось на 45%. Если в период 2006-2010 гг. было зарегистрировано - 188 876 разводов, то в период 2015-2019гг. - 274 505. И с каждым годом количество разводов продолжает расти. Расторжение брака в регистрирующих органах стало формальной процедурой, в ходе которой не выясняются мотивы и обстоятельства, причины развода. В частности, в настоящее время расторжение брака в регистрирующих органах производится при отсутствии споров и детей, а также по заявлению одного из супругов в случае, когда другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным и осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет (ст.17 Кодекса о браке (супружестве) и семье). При этом, если бесспорным основанием для расторжения брака в регистрирующем органе является признание судом одного из супругов безвестно отсутствующим, либо недееспособным, то абсолютно не допустимым является расторжение брака в регистрирующем органе по признанию судом одного из супругов ограниченно дееспособным, либо по наличию у него судимости не менее трех лет. К примеру, у человека может быть единственный порок - злоупотребление спиртными напитками. При этом он может оставаться заботливым отцом, уделяющим внимание воспитанию детей, хотя признан судом ограниченно дееспособным с предоставлением возможности супруге получать его заработную плату (ст. 27 Гражданского кодекса), что часто встречается на практике. Или другой пример, когда человек осужден за совершение преступления средней тяжести, в частности, в осуществлении незаконного предпринимательства без лицензии по независящим от него объективным обстоятельствам (затягивание госорганами рассмотрения заявления на выдачу лицензии, другие коррупциогенные факторы в рамках разрешительных процедур и др.). В подобных случаях расторжение брака в бесспорном порядке, по заявлению одного из супругов, является несправедливым и негуманным, потому что судьбу семьи решает только один из супругов, а другой ставится перед фактом и не имеет возможности оспорить решение. Такие обстоятельства не могут являться основанием для расторжения брака в одностороннем порядке в регистрирующем органе. При создании семьи учитываются желания обеих сторон, аналогично должно быть и при разводе. Как было отмечено выше, регистрирующий орган не выясняет мотивы и причины развода, тогда как суд предоставляет шанс для сохранения семьи. Соответственно, аналогичные дела должны быть рассмотрены в судебном порядке со всесторонним, объективным и полным выяснением обстоятельств дела. На сегодняшний день Институтом парламентаризма разработаны предложения в проект закона по вопросам укрепления института семьи, направленные на принятие комплексных мер по сохранению семьи и защиты прав (интересов) детей при расторжении брака. Нами предлагается пересмотреть перечень оснований для расторжения брака в регистрирующем органе с максимальной передачей рассмотрения подобных дел в судебном порядке. Однако, есть исключения, когда расторжение брака осуществляется в регистрирующем органе. В частности, - в случаях признания судом одного из супругов безвестно отсутствующим, недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, а также в случаях осуждения к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления на срок не менее 8 лет. Во всех других случаях расторжение брака должно осуществляться исключительно в судебном порядке. Кроме того, на сегодня процедура расторжения брака в суде проводится без учета мнения детей, что является серьезной проблемой, нарушающей их права. В частности, рассмотрение дел по расторжению брака при наличии несовершеннолетних детей рассматриваются в разных судах. Так, расторжение браков производится в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции, а решение вопросов, связанных с интересами детей, рассматриваются ювенальными судами (с введением их с 2008 года, ст. 27, ст.30 Гражданского процессуального кодекса), хотя они взаимосвязаны и должны всесторонне рассматриваться в общем суде в рамках одного судопроизводства. Между тем, в бракоразводном процессе участие детей (от 10 до 18 лет) должно быть обязательным, поскольку именно их мнение может повлиять на решение родителей по сохранению семьи. Поэтому Институт парламентаризма предлагает увеличение срока для примирения сторон от 1 до 6 месяцев и объединение дел в одно судопроизводство, что дает супругам дополнительное время для принятия окончательного решения в пользу сохранения брака, особенно, когда в семье есть дети и их желание сохранить полноценную семью. При этом и мировая практика также показывает, что передовые государства обеспечивают максимально благоприятные условия для создания и сохранения семьи. Бракоразводный процесс в развитых странах мира является достаточно сложной, дорогостоящей и длительной процедурой, в течение которой все заинтересованные лица (социальные службы, психологи, медиаторы, педагоги, сослуживцы, члены семьи) подключаются и работают в целях сохранения семьи и соблюдения прав детей. Предложенный Институтом парламентаризма комплексный подход будет способствовать вынесению качественных обоснованных судебных решений, обеспечит реализацию конституционных гарантий на судебную защиту, а также сохранению семьи с учетом интересов и прав детей.
Директор Института парламентаризма М. Махамбетов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |