Пять хронических проблем казахстанской науки
(обзор правоприменительной практики Закона РК «О науке»)
Айсин С.Б.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова,
г. Кокшетау, Казахстан
(saiken2009@mail.ru)
МРНТИ 06.81.23
Аннотация: В статье освещаются пять проблем казахстанской науки: проблема омоложения казахстанской науки; неоправданно высокая нагрузка на ученых; бессмысленная погоня за зарубежными публикациями; отсутствие качественного менеджмента в казахстанской науке; проблемы коммерциализации науки. Автор утверждает, что если государство не разрешит данные проблемы сейчас, то следует ожидать негативные последствия в будущем.
Ключевые слова: наука, зарубежные публикации, коммерциализация науки, ученый.
По данным государственной статистики в Республике Казахстан в 2017 году выполнением научных исследований и разработок занималось порядка 386 организаций. Общая численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в Казахстане в 2017 г., составляла 22 081 человек (из них специалисты-исследователи - 17 205 человек)[1]. Таким образом, наша страна по количеству ученых-исследователей, принимающих непосредственное участие в научных разработках, значительно отстает от большинства ведущих стран мира и этот разрыв продолжает неуклонно расти, так только в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдалось снижение численности персонала научных организаций на 904 человека, в том числе специалистов-исследователей на 216. Например, в таких странах, как Бельгия и Нидерланды, численность населения которых сравнима с Казахстаном, ученых-исследователей в несколько раз больше, чем в нашей стране.
На 18 000 000 граждан Казахстана приходится всего лишь 22 000 ученых. Для сравнения штатная численность полицейских, по данным МВД РК, достигает почти 90 тысяч человек [2], а солдат и офицеров насчитывается около 39 тысяч [3]. Глядя на такую статистику, невольно вспоминается знаменитая карикатура советского художника Юлия Ганфа, которая в 1954 году была опубликована в журнале «Крокодил».
Рис.1 https://trendru.info/tag/karikatura-1954-goda/
Однако в истории наступило время, когда правительства многих стран и руководители транснациональных корпораций и крупных компаний планируют ближайшее будущее без кровопролитий и ставят акценты на знания, в том числе на научные разработки ученых. В большей степени это обусловлено тем, что правительства развитых стран, наконец, поняли, что главное благосостояние — это не природные ресурсы, а научный капитал. Наглядным примером могут послужить Китай, Япония и Сингапур, которые благодаря научным разработкам своих ученых добились экономического процветания.
В конце концов, войны с применением автоматов, пушек, химического оружия уже почти не применяются, так как политики ведут со своими оппонентами войны совсем иного характера. А военные министры в свою очередь, вооружаются не дорогостоящими танками и ракетоносителями, а вредоносными компьютерными программами готовые в любой момент начать дистанционную атаку при помощи логических бомб.
В 2019 году по заказу Парламента Республики Казахстан проведен правовой мониторинг Закона РК «О науке». Помимо подзаконных нормативно-правовых актов были проанализированы материалы СМИ, в том числе весьма эмоциональные доклады ученых касательно плачевного состояния науки в Казахстане, благодаря данному анализу удалось определить пять хронических проблем отечественной науки:
1 - проблема омоложения казахстанской науки;
2 - неоправданно высокая нагрузка на ученых;
3 - бессмысленная погоня за зарубежными публикациями;
4 - отсутствие качественного менеджмента;
5 - проблемы коммерциализации науки.
I. Проблема омоложения казахстанской науки
В сфере науки за последние 10 лет, количество научных публикаций сократилось на 40%, зарубежных стажировок на 26%, а средняя зарплата ученого стала намного ниже по сравнению с зарплатами работников иных профессий. Но самое тревожное то, что количество научных кадров за этот период сократилось на 8% и эта цифра неуклонно продолжает расти, тем самым подчеркивая высокий процесс старения научных кадров. Так среднестатистический возраст сотрудника с ученой степенью составляет - 57 лет, главного научного сотрудника - 65 лет, ведущих и старших научных сотрудников - 54 года, а младших - 30 лет. Пенсионного возраста достигли более 15% сотрудников [4].
Проведенное социологическое исследование на тему «Состояние и проблемы казахстанской науки: взгляд изнутри» по заказу Национального центра научно-технической информации МОН РК подтверждает факт старения научных кадров республики особенно в первые кризисные десятилетия постсоветского периода. Социологический опрос также определил следующие среднестатистический возрасты: 56 лет - доктора наук; 46 лет - кандидата наук; 39 лет - сотрудников без ученых степеней [5].
Эксперты подчеркивает, что доля ученых, а именно кандидатов наук возрастной категории 50-60 лет продолжает неуклонно увеличиваться при одновременном снижении доли наиболее работоспособной возрастной группы 30-40 лет.
Касательно данной проблемы всемирно известный биолог Кен Алибек предполагает, что нехватка научных кадров обусловлена прежде всего утечкой мозгов из страны. И в качестве выхода из сложившейся ситуации он настаивает на том, чтобы государство увеличило финансирование на обучение молодых ученых, подняло статус научного сотрудника и наконец по программе «Болашак» сделало акцент на действительно актуальные специальности. Иначе без данных организационных мер практически невозможно будет сохранить ценные для страны кадры, не поднять планку научной школы и соответственно не выиграть конкурентную борьбу с развитыми странами [6].
Вопрос о недостаточном финансировании отечественной науки в своем интервью республиканским СМИ неоднократно поднимал заслуженный деятель науки, лауреат государственной премии, известный детский хирург, академик Камал Ормантаев. В частности, академик утверждает, что наука в области медицины практически не развивается так как специалисты в области медицины из-за очень низкой заработной платы (60-80 тыс. тенге) просто-напросто вынуждены думать прежде всего о том, как выжить со своими семьями. При этом он отмечает, что в Казахстане очень много молодых, перспективных и талантливых ученых, для которых необходимо создать условия для того, чтобы они могли продвигать казахстанскую науку на мировой уровень. Наблюдаемый же застой в науке в современное время чреват для государства долгосрочными проблемами [7].
II. Неоправданно высокая нагрузка на ученых
Согласно вышеупомянутому социологическому отчету в Казахстане 60% работников НИИ совмещают научную работу с преподавательской. И что немаловажно, около четверти преподавателей университетов по совместительству работают в научных учреждениях. В то же время более половины опрошенных респондентов преподавателей принимают участие в научных проектах только в рамках государственного заказа, которая фактически является прикрытием отсутствия реальной научно-исследовательской работы. Таким образом, подавляющее большинство респондентов все еще далеко не освоили новые механизмы стимулирования научной деятельности. Только менее 9% опрошенных имели гранты, причем половина из них были Министерства образования и науки. Лишь 11,6% опрошенных пробовали найти дополнительные источники финансирования, причем около 40% из этого числа ограничились поисками информацией, распространяемой внутри ВУЗа или НИИ [5].
Необходимо отметить, что Министерство образования и науки РК несмотря на то, что Законом предусмотрен уведомительный характер аккредитации с минимальными требованиями, который дает ученому право без посредников (ВУЗов и НИИ) самостоятельно участвовать, в конкурсах на финансирование своих проектов, неправомерно установило дополнительные требования. В частности, от ученых требуется опубликовать научные статьи в зарубежных изданиях имеющим не нулевой импакт-фактор, а чтобы издать статью в таком журнале ученому необходимо заплатить порядка 1500 долларов США. Таким образом, профильное министерство необоснованно установило некий материальный ценз и тем самым ограничило количество претендентов на грантовое финансирование.
По мнению доктора технических наук Уркумбаева М.Ф. сотрудник ВУЗа с ученой степенью может быть назван ученым лишь с большими оговорками. Это, прежде всего лектор и преподаватель, которого всячески вынуждают заниматься сверх всякой нормы воспитательной, учебной и прочей работой, но только не наукой. Ученому из университета, а если быть точнее преподавателю с ученой степенью для занятия наукой остается отпуск, студенческие каникулы и в основном - ночи. Но даже если здоровье и позволяет преподавателю выкроить это сверхплановое время для научной работы, успех не гарантирован, ибо никуда не годится материальная база. Поэтому вузовский ученый, даже весьма квалифицированный, как правило, живет своим прежним багажом.
Показательно отношение к этой реформе великого физиолога И. Павлова, который, как и многие крупные ученые, вынужден был оставить свою кафедру. И. Павлов писал руководству Наркомпроса, что возраст и состояние здоровья не позволяют ему вести активную борьбу против этого невероятного решения, но он убежден, что оно будет отменено, ибо иначе наши ВУЗы превратятся в обычные гимназии и мы, не в пример всему культурному миру, будем лишены высших учебных заведений. И. Павлов, как видим, предугадал последствия вузовской реформы того времени. Сегодня стало очевидным, что необходимо пусть и на новом уровне вернуться к прежней системе организации труда ученых в вузе, сдвинув основной объем нагрузки с педагогической работы на научную [8].
Доктор политических наук, профессор Алияров Е. в своей статье «Проблемы и перспективы политической науки в Казахстане» отмечает, что на сегодняшний день сложилась ситуация, когда любой желающий может получить образование по программам бакалавриата и магистратуры, но нет доступной возможности для тех, кто хотел бы посвятить себя науке и учиться дальше в докторантуре. Так как любой конкурсный отбор носит достаточно субъективный характер, следовательно, не все желающие, или даже достойные имеют возможность пройти отбор. Поэтому многие молодые перспективные ребята уезжают за рубеж для поступления по программе Phd, а некоторые из них в «ущерб» отечеству остаются там и продолжают успешно работать [9].
III. Бессмысленная погоня за зарубежными публикациями
С момента принятия Закона РК «О науке» при оценке результатов научных достижений причем во всех отраслях науки возрос спрос на использование количественных идентификаторов, а именно импакт-фактора и индекса цитирования. Абсолютизировать данные и основываться только на них, представляется не совсем верным. И данную точку зрения разделяют ряд отечественных ученых.
В частности, Алияров Е. задается вопросом: если все «ринемся» писать в зарубежные издания, будут ли развиваться отечественные научные издания? Возможно, нам нужно более эффективно усиливать свои журналы. Не превращать оценку по количеству статей с импакт-фактором в единственный и универсальный индикатор научной состоятельности ученого [9].
Всемирно известный ученый-медик, член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман на вопрос: - Как Вы оцениваете состояние науки в Казахстане, каковы ее вызовы и ближайшие перспективы? Ответил: - В стране происходят нелегкие процессы формирования научного сообщества совершенно нового формата и содержания. Эти усилия сталкиваются со множеством системных проблем, таких как хроническая нехватка научных кадров, продолжающаяся «утечка мозгов» и многое другое. Приходится считаться с консерватизмом, устаревшими стереотипами и эфемерными ценностями, такими как погоня за мнимыми академическими регалиями и несчетным количеством бесполезных публикаций. И это вместо реальных научных открытий и достойных статей в престижных научных журналах, которые определяют истинный авторитет современного ученого. Необходимо кардинально переосмыслить роль ученых, а также отношение общества к науке как к престижной сфере деятельности [10].
Так, ученый-юрист, ведущий специалист по конституционному праву Габдуалиев М.Т. выражая категорическое несогласие с тем, что зарубежные научные издания ставятся выше отечественных журналов, утверждает, что некоторые исследования (например, в таких областях как история, лингвистика и музыка) необходимые именно для Казахстана вообще могут не представлять интереса для европейских и западных изданий. Тем не менее всех ученых Казахстана обязывают публиковаться в зарубежных журналах под лозунгом интеграции отечественной науки в всемирную научную среду [11].
IV. Отсутствие качественного менеджмента
Авторитетное издание Forbes Kazakhstan ссылаясь на экспертов, сообщает что в сфере государственного управления наукой, так и среди учёных нет единого взгляда по дальнейшему пути развития науки в целом. К сожалению, многие уже смирились с догоняющим характером отечественной науки и с тем, что из года в год продолжают финансироваться слабые научные проекты, а действительно нужные и перспективные проекты остаются без внимания государства. При этом постоянно говорим о том, что мы самодостаточны, что мнение ведущих зарубежных учёных для нас ничего не значит, что мы объективны и беспристрастны в оценке своего научного потенциала [12].
Наглядным примером может послужить тот факт, что Министерство образования и науки РК переадресовало свои обязанности на Национальную академию наук Республики Казахстан и обязало её координировать подготовку и издание ежегодного национального доклада по науке (пункт 3 статьи 8 Закона РК «О науке»). А это в свою очередь противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции РК, согласно которой не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.
Как утверждает доктор технических наук Уркумбаев М.Ф.: «Все реформы МОН РК последних лет, я не исключаю, что исходили из искренних побуждений власти внести что-то новое в существующее состояние образования и науки. К сожалению, все это делалось без свойственных настоящему педагогу или ученому сомнений, без широкого обсуждения со специалистами и вдумчивого анализа возможных последствий.
Немного ученых за эти годы сохранили базис науки, но у кого не опустятся руки, когда очередной министр образования и науки заявляет, что ученые стране не нужны и надо приглашать других из-за границы. Но крупный и порядочный ученый не поедет туда, где ликвидировали собственную научную интеллигенцию, Национальную академию. Только заявятся «западные прохиндеи» за зарплату, превышающую нашу в 50-100 раз, а страна попадает в зависимость от зарубежных технологий» [7].
Научный сотрудник НИИ истории и этнологии им. Ш. Уалиханова Нурлан Жетписбай с грустью отмечает, что в высших учебных заведениях страны науки практически нет, так как преподаватели вместо научных изысканий вынуждены бегать с папками бумаг сдавая всяческие отчеты. Излишняя бюрократическая нагрузка на педагога, по его мнению, вынуждает заниматься проектами краткосрочного характера и не дает возможности заниматься долгосрочными и перспективными исследованиями. Это в свою очередь усугубляет развитие казахстанской исторической науки, которая на сегодняшний день идет к своему закату. Наша наука, утверждает Нурлан Ж., как и наше огромное государство, похожа на огромный корабль, испещренный ядовитыми стрелами коррупции, которая медленно, но верно идет ко дну [13].
Президент АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы», заслуженный деятель РК Адиль Ибраев рассуждая о коррупции в ученой среде и о работе научных советов полагает, что проблема заключается в чиновниках государственного аппарата пытающихся управлять наукой, при этом не понимая как она устроена и каким образом происходит процесс познания. Чиновники, рассматривая науку как некий бизнес-проект, который должен приносить сиюминутные прибыли внедряют стандартные бизнес-процессы приемлемы для организации бизнеса, но губительны для научно-исследовательской работы.
В советское время знаменитый академик и нобелевский лауреат П. Капица обращался к вождям страны Сталину, Хрущеву, Брежневу и Андропову разъясняя им как устроена наука, ее специфические особенности и оптимальные пути организации научных исследований с целью максимального получения отдачи для государства от научных изысканий. Благодаря тому что мнение ученого было ценным для первых руководителей страны того времени советская история наблюдала научные прорывы и восхищало мировое сообщество открытиями в области космоса, ядерной физики и многих других отраслях науки. К большому сожалению казахстанские чиновники в отличие от своих предшественников всячески игнорируют обращения и предложения ученых по оптимизации научного процесса. Поэтому в Казахстане требуется кардинальная реформа, которую должны возглавить настоящие ученые, а не администраторы и бюрократы [14].
Необходимо отметить, что существуют страны, которые весьма успешно развивают науку без большого и неповоротливого чиновничьего аппарата. Например, в США вообще нет министерства науки, но при этом наука США занимает лидирующие позиции в мире. Вместо целого министерства работает небольшое управление научно-технической политики в структуре аппарата президента, а финансирование осуществляется некоторыми федеральными ведомствами.
V. Проблемы коммерциализации науки
В Казахстане самые низкие показатели коммерциализации в науке. При сравнении с развитыми странами наблюдается колоссальный разрыв между научно-конструкторскими разработками и их внедрением в промышленное производство. По мнению отечественных экспертов самой большой проблемой науки в Казахстане является как бы не странно звучало это не низкий уровень финансирования, а ее невостребованность на отечественных фабриках и заводах. Подтверждением данной точки зрения является то, что более высокая активность промышленных организаций по производству научной продукции характерна для компаний с иностранным участием - 5% и частной формы собственности - 3,7%, а у государственных она вообще составляет всего лишь - 0,6%.
На сегодняшний день в республике весьма маленькая доля в секторе НИОКР проектно-конструкторских организаций: в среднем на 9 научных структур приходится одна проектная. При этом численность специалистов в этих организациях составляет около 5% от общего числа работников, выполняющих НИОКР, или 0,1% персонала промышленно-производственного комплекса в стране.
В большинстве стран с развитой экономикой доля внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме ВВП составляет около 3%. К примеру, в Швеции этот показатель равняется 3,8%, Финляндии - 3,5%, Японии - 3,44%, Швейцарии - 2,9%, США - 2,84%, Германии - 2,54%, России - 1,2%, Новой Зеландии - 1,16%, Южной Африке - 0,92%, Белоруссии - 0,7%.
В Казахстане с 2000 года объем финансирования НИОКР вырос в 5 раз и составил 0,26% от ВВП республики, а к 2020 году этот показатель должен был возрасти в 8 раз, то есть до 2%.
Такое отставание объясняется отсутствием квалифицированных кадров по внедрению инноваций, технологической проработанности многих составляющих внедрения инновационного продукта на рынок и т.д.[15].
О том, какие проблемы науки присутствуют сейчас в Казахстане высказал свое мнение Бондаренко И.В., старший научный сотрудник лаборатории глинозема и алюминия АО «ИМиО» констатирует факт отсутствия связи между наукой и отечественными промышленными организациями. Предприятия не знают о научных достижениях, которые можно внедрить и использовать на производстве, а ученые далеки от того, чем занимаются предприятия. Даже внедрение обязательного для предприятий-недропользователей ежегодного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в размере одного процента от совокупного годового дохода не дал значимых результатов для отечественных ученых данной отрасли. Также отмечается, что уровень знаний сегодняшних выпускников университетов значительно упал. И это непосредственно связывают с внедрением болонской системы образования, которая стала одной из основных причин падения уровня не только в Казахстане, но и в странах участниц ЕАЭС [16].
Принимая во внимание вышеприведенные проблемные вопросы можно констатировать, что к самому Закону РК «О науке» серьезных замечаний не имеется, все вопросы в большинстве случаев упираются в недостаточное финансирование и неумелое управление процессами. Как отмечает депутат Парламента Республики Казахстан Смирнова И.В. закон должен просто исполняться и тогда все встанет на свои места [17]. Однако ежегодно мы наблюдаем как его всячески пытаются истолковать в свою пользу с целью обойти его положения. Повсеместные нарушения Закона наблюдаются при назначении членов научных советов, которые в свою очередь нарушая правила отбора научных заявок пытаются пролоббировать «актуальные» проекты на государственное финансирование. По некоторым подобным фактам уже проводились проверки со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые, между прочим, были инициированы самими учеными, а не чиновниками из министерства.
Обеспокоенность вызывает и тот факт, что Министерство образования попало под сильное влияние зарубежных идей, которые в нашей казахстанской действительности начинают работать с точностью на оборот. То, что там работает на интересы всего общества, у нас создает условия для коррупции и злоупотреблений отдельных должностных лиц. Хочется отметить, что при внедрении новой идеи зарубежный опыт, конечно же, необходим, но он должен быть лишь поводом для создания собственной модели, а не быть зарубежной копией, в противном случае инородное новшество влечет за собой пагубные последствия.
В заключение настоящей статьи хочется выразить надежду на то, что государство все-таки обратит внимание на проблемы отечественных ученых, как это сделали во всех развитых странах и чем скорее, тем лучше. Не секрет что на сегодняшний день некоторые научные разработки казахстанских ученых, не востребованные у нас на Родине, работают на экономику других стран. Многие молодые ученые готовы реализовывать свои идеи и работать на научно-исследовательские институты соседних стран. Этого ни в коем случае нельзя допускать, т.к. отставание хотя бы на один год в научной сфере влечет за собой долгосрочные негативные экономические последствия. Однако хочется надеяться, что в Казахстане все-таки будут разработаны эффективные вакцины для борьбы с «хроническими» проблемами в отечественной науке.
Список литературы
16. Сыздыкова М. Актуальные проблемы науки рассмотрят в ходе практической интернет-конференции на международном уровне http://bilimdinews.kz/?p=17558
17. Антирекорд науки Казахстана: почему ученые публикуются в фейковых журналах? Источник: www.kt.kz https://www.kt.kz/rus/society/ antirekord _nauki_ kazahstana _pochemu_uchenie_ publikujutsja_v_ fejkovih_zhurnalah_ 1153662797.html.
С.Б. Айсин
А.Мырзахметов атындағы Кокшетау университеті, Кокшетау қ., Қазақстан Республикасы
Қазақстан ғылымының бес созылмалы мәселелер
Аннотация: Мақалада Қазақстан ғылымының келесі бес мәселерге назар аударылған: қазақстандық ғылымның жасару мәселесі; ғалымдарға негізсіз үлкен жүктеме; шетелдік басылымдардың мағынасыз ұмтылысы; қазақстандық ғылымда сапа менеджментінің болмауы. Автордың айтуы бойынша егер мемлекет бұл мәселелерді қазір шешпесе, келешекте теріс салдарлар күтілуі керек деп ойлайды.
Түйін сөздер: ғылым, шетелдік басылымдар, ғылымды коммерциализациялау, ғалым.
Aisin S.B.
Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, Kokshetau, Kazakhstan
Five chronic problems of Kazakhstani science
Abstract: The article highlights five problems of Kazakhstan science: the problem of rejuvenation of Kazakhstani science; unreasonably high load on scientists; lack of quality management in Kazakhstan science; problems of the commercialization of science. The author claims that if the state does not solve these problems now, then negative consequences should be expected in the future.
Keywords: science, foreign publications, commercialization of science, scientist.
References
1. National Science Report. - Astana; Almaty, 2018.-- 118 p.
2. The media calculated the number of police in Kazakhstan https://factum.kz/2019/80554/
3. What does the army of Kazakhstan look like against the armed forces of other countries http://today.kz/news/kazahstan/2018-11-13/771965-kak-vyiglyadit-armiya-kazahstana-na-fone-vooruzhennyih-sil-drugih-stran/
4. Modernization and development of agricultural science
5. «State and problems of Kazakhstani science: an inside look» report of the results of a sociological study commissioned by the National Center for Scientific and Technical Information with the support of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan http://www.bisam.kz/ru/reports-and-publications/otcheti/
6. A science that is not in Kazakhstan: who will answer if Nurlyzhol fails https://aqparat. info/news/ 2018/03 /03/8760232 -nauka_kotoroi_ net_v_kazahstane _kto_otvet.html March 03, 2018
7. Ibraev A. Direct speech on the collapse of the science of Kazakhstan nomad.su https://vrk.news/news/i458 10/21/2016
8. Urkumbaev M.F. from the book «Science and Education of Kazakhstan in the XXI Century» http://fund.tarsu.kz/mysli/knigi/76-problemy-nauki-kazakhstana
9. Aliyarov E. Problems and prospects of political science in Kazakhstan http://sarap.kz/ken.php?query=kz
10. Ignatova І. Priorities and prospects of science https://kazpravda.kz/articles/view/prioriteti-і-perspektivi-nauki January 30, 2018
11. Kazakhstan Science: pending a breakthrough https://forbes.kz/process/science/nauka_kazahstana_v_ojidanii_proryiva/ August 10, 2018
12. Amanov S. «Curiosity in Kazakhstani science has faded into the background» https://yorick.kz/serzhan-amanov-nauka-kazahstana-pochemu-po-moemu-mneniyu-ne-vse-horosho/15.09.2016
13. Ibraev A. About corruption in the scientific community and about the work of scientific councils https://www.ncste.kz/ru/nauka-na-poroge-novyix-vyizovov.-chem-otvechat-budem
14. Nurligenova Z.N. The development of the system of research institutions of central Kazakhstan in the 50s of the twentieth century https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1214
15. Who is engaged in the commercialization of science in Kazakhstan? Https: //the-steppe.com/razvitie/bolevaya-tochka-kto-zanimaetsya-kommercializaciey-nauki-v-kazahstane May 30, 2019
16. Syzdykova M. Actual problems of science will be considered during a practical Internet conference at the international level http://bilimdinews.kz/?p=17558
17. Kazakhstan's anti-record science: why are scientists published in fake magazines? Source: www.kt.kz https://www.kt.kz/eng/society/ antirekord _nauki_ kazahstana_pochemu_uchenie_ publikujutsja_v_fejkovih_zhurnalah_1153662797.html.
Сведения об авторах:
На каз.:
С.Б. Айсин - заң ғылымдарының кандидаты, заңтану кафедрасының доценті, А.Мырзахметов атындағы Кокшетау университеті, М.Әуезов көш. 189А. Кокшетау қ., Қазақстан. Тел.: 8-747-111-38-10. E-mail: saiken2009@mail.ru
На рус.:
Айсин С.Б. - кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденция, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, ул. М.Ауэзова, 189А, г. Кокшетау, Казахстан. Тел.: 8-747-111-38-10. E-mail: saiken2009@mail.ru
На англ.:
Aisin S.B. - candidate of law sciences, associate professor of the law department, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, M.Auezov str. 189A, Kokshetau, Kazakhstan. Tel.: 8-747-111-38-10. E-mail: saiken2009@mail.ru