| ||||||||||||||||||||
|
|
|
25.10.2024 ПРАВОСОЗНАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ОБОСНОВАННО?
Тулеуов Азамат Сагындыкулы К.ю.н., PhD Председатель Попечительского Совета ЧУ «Институт Верховенства права» Ст. Преподаватель Университета SDU
На острие правовых проблем, стоящих перед обществом и Республикой Казахстан периода после Қантара[1] решение политических, социальных, экономических проблем; правотворение (правотворчество), правосудие, в широком смысле слова - правоприменение. Пути решения этих естественно-социальных процессов указывает политико-правовая мысль, научная мысль. Необходимо отметить тенденцию активизации деятельности научного сообщества над проблемами развития права и государства, инициация действий субъектов политических отношений со стороны научного сообщества[2]. На острие этой системной работы и «непрофильная» (формально) цивилистическая мысль Казахстана. Так, 10-11 октября т.г. состоялась 25-ая международная научно-практическая конференция (в рамках ежегодных цивилистических чтений) на тему: «Нормы гражданского права». Показательно то, что проблемы развития частного права включены в контекст социокультурных процессов Казахстана. В поле зрения этой Конференции были включены вопросы о нормах права, т.е. вопросы теории права. Закономерно обращение научной мысли к вопросу о норме права как отражение обусловленного социумом, очередного «подхода» к выявлению закономерностей и тенденций современного нам правопознания и, в самом широком понимании, - о методологическом потенциале науки права. Нормы права выступают институциональной основой процесса юридической формализации права как социального регулятора [3], соответственно, понятия, дефиниции - важны. Нас интересует и практический вопрос какой должна быть нормы права? Печальный опыт Конституционного закона Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан - Елбасы» мы претерпевали 23 года!!! Воздержусь от комментариев обоснованности этого правового акта. По нашему мнению движение дефиниций, понятий, в теории права следующая: правовой идеал (верховенство права, правовое государство) - принципы (абсолютность и неотчуждаемость прав и свобод, определение ими содержания и применения законов и иных нормативных правовых актов) - идея (инициатива) субъектов права («Жаңа Қазақстан» образца 2022 г.) - норма права в ее воплощении в акте позитивного права, правовом акте. Сразу же хотелось бы отметить, что подход отраслевых правовых наук отличен[4]. На примере тематики конференций, проводимых НИИ частного права Каспийского университета мы видим закономерности перехода от общего (тема Конференции 1998 года «Вещное и обязательственное право») к частному (тема Конференции 2024 г. «Нормы гражданского права»), но от этого - не менее важному; можно сказать, фундаментальному - норме права как ячейки, или как говорят некоторые авторы, о первичном элементе системы права [5]. Предыдущий опыт развития правовой (юридической) науки до «Жаңа Қазақстан», как и до этого, советского периода учила что право находится в жесткой сцепке с государством, неразрывной их связи и, более того, их взаимообусловленности. Не будем приводить цитаты - откроем любой учебник по теории государства и права советского периода, да и учебников, что скрывать, независимого Казахстана. В нынешних условиях представляется, что это - свидетельство ее, теории права, ограниченности в предметной области закономерностями «той» политико-правовой системы, закономерностями, ставшими общими для государства и права Казахстана. Приоритет был и, ввиду авторитарности содержания и демократичности формы, к сожалению, остается за государством. Это было отражением жесткой административной-управленческой системы, ставящей задачей пропагандистско-псевдонаучное обоснование этой практики, практики установления приоритета государства над правом, социальной справедливостью, нравственно-этическими основами. Это мы прошли в советском прошлом, но которое, к сожалению, не отпускает нас и сейчас. Искаженное представление об обществе - в основе казахстанской, как наследницы «советской», концепции юридической науки. Она и причина представления о праве как законе. Что делает наука Казахстана для возврата к знанию, отражающей действительность? В недавнем прошлом приоритетные направления научных исследований задавались и обусловливались политическими решениями. В настоящее время эта практика, повторюсь, сохранена, более того, зацементирована действующим правом РК. Мы говорим о Посланиях Президента РК как главного «игрока» в политико-правовой системе, о Концепциях правовой политики, утверждаемых Указами Президента РК, выступающих ориентирами для государства, всех его ветвей единой государственной власти. Можно констатировать, что правосознание Президента Республики Казахстан у нас возведено в ранг источника права. Поясним на примере образования норм действующего права. Согласно Конституции РК 1995 года Президент РК имеет право обращаться с ежегодным посланием, что закреплено в подпункте 1) статьи 44 Конституции РК. Норма гласит: «Президент Республики Казахстан: обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики». Статья 19 Конституционного закона РК от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан» конкретизирует данную норму, закрепляя, что Президент Республики «обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики. Если послание оглашено на сессии Парламента, то оно не обсуждается и вопросы по нему не задаются». Процесс подготовки Послания осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 27 апреля 2010 года № 976 «Об утверждении Правил подготовки и реализации послания, работы с актами и поручениями Президента Республики Казахстан и осуществления контроля за их исполнением, проведения мониторинга нормативных правовых указов». Механика такова. Исполнение послания Президента возлагается на Правительство РК, как орган исполнительной власти. Правительство разрабатывает общенациональный план мероприятий по реализации послания. План создается в виде таблицы, в которой отражены президентские тезисы в виде «мероприятий», форма исполнения, ответственный орган и срок исполнения. Проект этого плана одобряется на заседании Правительства. На заседании Правительства под председательством Премьер-министра РК 10 сентября 2024 года был рассмотрен и одобрен проект Общенационального плана (ОНП) мероприятий по реализации Послания Президента от 2 сентября 2024 года «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм». После одобрения Правительством, Общенациональный план согласуется с Администрацией Президента РК. Администрация Президента готовит Указ Президента РК об утверждении плана мероприятий по реализации положений презентованного послания. В Указе дается поручение Правительству к исполнению утвержденного главой государства плана. Контроль за его исполнением возлагается на Администрацию Президента, а исполнение пунктов общенационального плана находится на контроле у Премьер-министра Республики. Рассматривая правовую сторону посланий Президента РК необходимо отметить, что согласно Конституции единственными правовыми актами, которые издает Президент, являются указы и распоряжения, и де-юре послание Президента не является нормативным правовым актом и не имеет юридической силы. Послания Президента РК ни по своей форме, ни по своему содержанию не отвечают требованиям нормативного правого акта. Оно не устанавливает нормы права, не изменяет, не дополняет их, а также не прекращает и не приостанавливает действие каких-либо норм права (см. подпункт 25) ст.1 ЗРК от 24.05.2018 «О правовых актах»). Силу нормативных правовых актов, издаваемых Президентом РК, могут иметь только указы (п.3 ст.21 КЗ О Президенте РК). Соответственно, юридическую силу имеет не послание Президента, а Указ Президента РК об утверждении плана мероприятий по реализации положений этого послания. Положения данного Указа носят обязательный характер для исполнительной власти и её политических государственных служащих, пишет Э.Б.Мухамеджанов[6]. Каким образом мы должны расценивать общеобязательность этих норм на всех и каждого? Через законодательный процесс - трансформацию предложений Президента страны, включенного в план мероприятий, в проект закона, подготавливаемого Правительством РК, который попадет на рассмотрение в Парламент. При прохождении парламентских процедур, в проект закона депутаты имеют возможность внести изменения и дополнения. Впоследствии принятый Парламентом закон, направляется на подпись главе государства. Если Президент сочтет, что внесенные депутатами изменения и дополнения в целом соответствуют ранее выдвинутой им доктрине, то он подпишет закон, а если представленный на подпись закон, вызовет у него «сомнение», как пишет Э.Б.Мухамеджанов, то он может наложить вето. Главный вопрос: чем должны руководствоваться субъекты нормотворчества кроме идей Президента страны? По нашему мнению не надо преувеличивать роль нормы закона в регулировании общественных отношений. В научной литературе уже отмечалось, что те или иные притязания субъектов общественных отношений могут вначале удовлетворяться в юридических отношениях до их официального закрепления в нормах законодательства[7]. Показательна в этой связи ситуация со сложением полномочий Председателя Совета Безопасности РК 05 января 2022 г. Н.Назарбаевым. Так, на официальном сайте Президента РК распространена следующая информация о Президенте РК К-Ж.К.Токаеве: «С января 2022 года Председатель Совета Безопасности Республики Казахстан»[8]. На сайте nur.kz 05 января 2022 г. была распространена следующая информация: «Президент Токаев…. как глава государства и с сегодняшнего дня председатель Совета безопасности намерен действовать максимально жестко»[9]. Вместе с тем согласно п.2 ст. 1 Закона РК «О Совете Безопасности Республики Казахстан» в редакции до внесения изменений от 7 февраля 2022 года: «Первому Президенту Республики Казахстан - Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право возглавлять Совет Безопасности в качестве Председателя». Эта же норма после 7 февраля 2022 г звучит следующим образом: «Президент Республики Казахстан является Председателем Совета Безопасности». Риторическим будет вопрос: как Президент Республики Казахстан К.Токаев стал Председателем Совета Безопасности в нарушение требования Закона, действовавшего на момент вступления в должность Председателя Совета Безопасности в январе 2022 г.? Мы видим процесс нормообразования, зародившийся волей и действиями двух конкретных субъектов, одного - подавшего заявление о сложении с себя полномочий и другого, вступившего в должность. Повторимся - на момент осуществления этих юридически значимых действий они, Елбасы и Президент Республики, нарушили Закон. Может ли возникнуть процесс нормообразования в недрах общества, вернее такого субъекта как Народ Казахстана? Ведь правотворчество может опираться на процедуры и институты не только государства. Существуют правовые обычаи, которые в некоторых отраслях законодательства отнесены к институтам регуляции (местные обычаи, обычаи делового оборота). Может ли наука задать эту Концепцию? По нашему мнению - она обязана. Пока же этой тенденции мы не наблюдаем. Даже в догме права она не прослеживается в методике изложения курса «Теории права», ни тем более в «Теории государства и права». Тема отдельного разговора - отраслевые юридические науки. Итак, вопрос глобальный: есть ли у права «свои» закономерности? Есть ли причинно-следственная зависимость Права от общества? государства от права (то, что право зависит от государства - превалирующая ныне концепция)? В чем различие между «нормой права» и «нормой закона»? Что есть культурно-правовые ценности? Какова их ценность для права данного исторического момента? Познаваемы ли они? В основе главный вопрос: имеется ли возможность влияния на общественно-политические процессы, т.е. на общество (социум) и государство посредством права? Вопросы догмы. Как вывод и постулат: общая теория права как системообразующая структура науки правоведения должна раскрыть «связи, стороны, отношения, свойства правовых явлений»[10]. Прикладная задача общей теории права как главной структуры науки правоведения состоит в том, чтобы задать матрицу процесса нормообразования, подлежащую применению всеми отраслевыми юридическими науками, в первую очередь - наукой конституционного права. В этой части мы считаем, что сейчас норма права выступает всего лишь как «универсальный объяснительный принцип, через который только и могут быть раскрыты и описаны все новые правовые явления»[11]. Это неправильное определение сущности и места нормы права. Это - отражение «выпадения» и даже «отсутствия» качества субъекта права у личности, человека и гражданина, что отражается в правоотношениях, в системе норм, устанавливаемых государством. Основные черты такого положения: неразвитый комплекс прав и свобод, конфликт, несоответствие действующего права, т.е. принятым государством нормами Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов международным договорным и иным обязательствам Республики, отсутствие юридического равноправия личности и государства, отсутствие гарантий правовой защиты личности. Считаю, что нам нужно как ответ на социальный запрос (очередной) вновь обратить внимание на процесс нормообразования путем определения «правил игры», внесения изменений в действующее право в части регламентации понятий, имеющих отношение к правовым актам. Это задача ученого сообщества. Нам нужно «тормошить» субъекты законодательной инициативы, те же Конституционный и Верховный суды, которые через свои Нормативные Постановления вправе и должны повлиять на практику нормообразования путем задания ориентиров до момента изменения правового регулирования действующего права о правовых актах. В основе этих действий - естественно-правовые начала, выраженные в праве позитивном: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов» (п.2 ст. 12 Конституции РК).
Дополнительные сведения об авторе: Тулеуов Азамат Сагындыкулы К.ю.н., PhD Председатель Попечительского Совета ЧУ «Институт Верховенства права» А05F7M2, г. Алматы, ул. Муратбаева, 23, Ст. Преподаватель Университета SDU. Эл.почта: rule.of.law.institute@outlook.com _______________________________________________________________ [1] Қантар - события января 2022 г., характеризуемый как острая фаза социально-политического кризиса, приведшая к гибели граждан и отстранению де-юре Назарбаева Нурсултана от ключевой роли в социально-политических и экономических процессах в РК. [2] См.: Мухамеджанов Э.Б. К вопросу о правовой природе Послания Президента народу Казахстана. https://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=36906371. [3] Вилиев Р.Г. О гносеологическом статусе категорий норма права и нормативно-правовое предписание. https://kpfu.ru/portal/docs/F_1585037745/157_6_gum_2.pdf [4] См. Сулейменов М.К. Нормы права: понятие, структура и виды. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39786993 [5] См. Сулейменов М.К. Право как система. Алматы., 2011. С. 6. [6] Мухамеджанов Э.Б. Указ.соч. [7] Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1987. С. 18. [8] См.: https://www.akorda.kz/ru/president/president#:~:text=20%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%202022%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BB%20%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%83%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%202022%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD [9] См.: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1949936-nameren-deystvovat-maksimalno-zhestko-tokaev-obratilsya-k-kazahstantsam/ [10] См.: Общая теория права. Учебник для юридических ВУЗов. М., Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1997. С. 8. [11] Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии об щей теории права. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. С. 8.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |