|
Центр исследования правовой политики Предложения для рабочей группы Сената Парламента Республики Казахстан по редакции отдельных статей проекта закона Республики Казахстан «О доступе к информации» (в редакции от 1 сентября 2015 года) № П/П | НАИМЕНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ | РЕДАКЦИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА РК «О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ» ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА | ПРЕДЛАГАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ | 1. | Преамбула | Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. | Настоящий закон обеспечивает гарантии реализации конституционного права каждого на свободное получение и распространение информации любым, не запрещенным законом способом, а также регулирует общественные отношения, связанные с доступом к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности. | 2. | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе: | В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, полученные или созданные обладателем информации, зафиксированные на любом носителе и имеющие реквизиты, позволяющие ее идентифицировать; 2) доступ к информации - гарантированное государством, закрепленное в Конституции и законах Республики Казахстан, право каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом; 3) пользователь информации — физическое лицо или юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства, международные организации; 4) информация с ограниченным доступом — информация, отнесенная к государственным секретам и иным охраняемым законом тайнам, а также служебная информация; 5) запрос — требование в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, о предоставлении информации, озвученное или направленное обладателю информации в установленном настоящим Законом порядке. | В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) доступ к информации - право каждого заинтересованного лица на свободный поиск и получение информации и своевременное предоставление всеми обладателями информации этому лицу любой имеющейся в их распоряжении информации; 2) информация - любая зафиксированная информация, в том числе документы, вне зависимости от формы, источника, даты создания, официального статуса, носителя, а также того кем и когда они были созданы и в чьем распоряжении или владении находятся; 3) пользователь информации - любое физическое или юридическое лицо, лица без гражданства, иностранные граждане, иностранные юридические лица, международные организации; 4) обладатель информации - государственные органы, органы местного самоуправления, субъекты квазигосударственного сектора, получатели бюджетных средств, субъекты частного предпринимательства, занимающие доминирующее или монопольное положение на рынке товаров и услуг, иные физические и юридические лица, обладающие общественно-значимой информацией. 5) информатор - лицо, раскрывшее информацию о нарушениях, в том числе коррупционных, или в целях защиты здоровья, окружающей среды, безопасности населения в условиях, когда оно имеет обязательство по сохранению конфиденциальности или секретности данной информации. 6) запрос - требование о предоставлении информации, оформленное в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, адресованное обладателю информации в установленном законом порядке 7) государственные органы - центральные и местные органы исполнительной, судебной и законодательной власти. 8) органы местного самоуправления - исполнительные (акиматы) и представительные (маслихаты) органы власти, на которые законодательством Республики Казахстан возложены функции по решению вопросов местного значения. 9) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними. 10) получатели бюджетных средств - физические и юридические лица, получающие бюджетные средства через администратора бюджетных программ и использующие их в рамках реализации бюджетных программ. 11) доминирующее или монопольное положение на рынке товаров и услуг - положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара. 12) физические (в статусе индивидуального предпринимателя) и юридические лица, обладающие общественно-значимой информацией - любое лицо, обладающее экологической информацией, информацией о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов. | 3. | Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации | 1. Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора. | Заголовок статьи: «Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере обеспечения права на доступ к информации» 1. Законодательство Республики Казахстан в сфере обеспечения права на доступ к информации состоит из международных договоров, действующих на территории Республики Казахстан, Конституции Республики Казахстан и настоящего закона, а также другими нормативными правовыми актами, принятыми для исполнения настоящего закона. 2. Если международным договором, действующим на территории Республики Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, применяются правила международного договора. | 4. | Статья 3.Сфера применения настоящего Закона | 1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на общественные отношения, связанные с доступом к информации, носящий открытый характер. 2. Действие настоящего Закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. 3. Действие настоящего Закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». 4. Действие настоящего Закона не распространяется на запросы, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах. | Настоящий закон действует на всей территории Республики Казахстан. Если законами Республики Казахстан предусматривается иной порядок доступа и предоставления информации, то применяются положения настоящего Закона. | 5. | Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации | Обеспечение доступа к информации основывается на принципах: 1) законности; 2) открытости и прозрачности деятельности обладателей информации; 3) достоверности и полноты; 4) актуальности и своевременности; 5) равного доступа к информации; 6) неразглашения государственных секретов и иных охраняемых законом тайн; 7) неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны; 8) соблюдения прав и законных интересов юридического лица. | Заголовок статьи: Статья 4. Гарантии и принципы обеспечения права на доступ к информации 1.Государство гарантирует обеспечение конституционного права каждого на свободное получение и распространение информации любым, не запрещенным законом способом. 2. Право на доступ к информации обеспечивается на основе принципов: 1)максимальной открытости и доступности информации о деятельности ее обладателей; 2) четкого и исчерпывающего перечня оснований, в соответствии с которыми доступ к информации может быть временно ограничен; 3) гласности и прозрачности в деятельности обладателей информации; 4) обязательств обладателей информации по обнародованию информации о своей деятельности; 5) широкого информирования населения о механизмах и процедурах доступа к информации и ее предоставления; 6) обязательного раскрытия информации в случае преобладания общественного интереса; 7) защиты информаторов в случаях раскрытия ими общественно-значимой информации в ситуациях, когда вред от сокрытия такой информации превышает вред, наносимый ее раскрытием; 8) наступления ответственности должностных лиц обладателей информации за нарушение требований законодательства о доступе к информации; 9) осуществления контроля, в том числе парламентского и общественного, за соблюдением требований настоящего Закона; 10) обеспечения мер по обучению государственных служащих и должностных лиц обладателей информации процедурам обнародования и предоставления информации. | 6. | Статья 5. Ограничение права на доступ к информации | Право на доступ к информации может быть ограничено только законами и лишь в той мере в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. | Заголовок статьи 5. «Основания, по которым доступ к информации может быть временно ограничен». 1.Доступ к информации может быть временно ограничен при соблюдении совокупности следующих требований: 1) исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности с целью предупреждения массовых беспорядков либо преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия; 2) разглашение информации может нанести существенный вред этим интересам; 3) вред от обнародования такой информации преобладает над общественным интересом в ее получении. 2.Ограничение права на доступ к информации должно носить временный характер. Срок ограничения права определяется периодом, необходимым для достижения цели, указанной в пп.1) пункта 1 настоящей статьи. Пользователь информации имеет право на получение информации о том, по какой причине и на какой срок ограничен доступ к интересующей его информации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. 3.Бремя доказывания законности и необходимости ограничения права на доступ к информации и срок такого ограничения возлагается на обладателей информации. | 7. | Статья 6. Информация, доступ к которой не подлежит ограничению. | Не подлежит ограничению доступ к следующей информации: 1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; 2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; 3) об актах терроризма; 4) о состоянии экологии, противопожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов; 5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам и организациям; 6) о фактах нарушения прав и свобод гражданина; 7) о размерах золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней; 8) содержащей тексты нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты; 9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты; 10) о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты; 11) о доходах политических государственных служащих и лиц, исполняющих управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям; 12) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами; 13) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах. | Заголовок статьи «Статья 6. Максимальная открытость и доступность информации» 1.Обладатели информации осуществляют свою деятельность максимально открыто и прозрачно, обеспечивая обнародование информации о своей деятельности и принятых решениях, а также беспрепятственный доступ и получение информации для любого заинтересованного в ее получении лица. 2. Не подлежит ограничению доступ к информации: 1)о состоянии обеспечения общественной безопасности, личной безопасности физических лиц, их прав, свобод и законных интересов; 2)о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, актах терроризма, их официальных прогнозах и последствиях, приемах и способах защиты населения от них; 3)о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, погодных условиях, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов; 4)o состоянии здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, экономики, правоохранительной системы, преступности; 5)о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; 6)содержащей тексты законов, их проектов, государственных и отраслевых программ, концепций, доктрин, программ развития территорий, стратегических планов, стратегий и планов развития, республиканского и местных бюджетов и иных нормативных правовых актов, за исключением подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты; 7)о размерах золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан, активов Национального фонда Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней; 8) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов; 9)о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов; 10)о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам; 11)содержащей декларации о доходах политических и административных государственных служащих и членов их семей; 12)о социально-демографических показателях, миграционных процессах и мерах по регулированию миграции населения; 13)о неправомерных действиях обладателей информации и их должностных лиц; 14)о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, содержащаяся в архивах, 15) содержащейся в открытых информационных системах, библиотеках, архивных заведениях обладателей информации | 8. | Статья 7. Права и обязанности обладателя информации | 1. Пользователь информации имеет право: 1) получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом; 2) обращаться с запросом о предоставлении информации; 3) проверять достоверность и полноту получаемой информации; 4) отозвать запрос; 5) не обосновывать необходимость получения информации; 6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, а также решения обладателей информации; 7) требовать в установленном законом порядке возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного ему нарушением его права на доступ к информации. 2. Пользователь информации обязан: 1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о доступе к информации; 2) соблюдать законодательство Республики Казахстан о государственных секретах и иных охраняемых законом тайнах. | Статья 7. Субъекты правоотношений в сфере доступа к информации, их права и обязанности. 1.Субъектами правоотношений в сфере доступа к информации являются пользователь информации и обладатель информации. 2. Пользователь информацией имеет право: 1) на доступ к информации; 2)обращаться к обладателю информации с запросом о предоставлении информации; 3)проверять достоверность и полноту получаемой информации; 4)избрать любую форму запроса, предусмотренную настоящим Законом; 5)отозвать запрос; 6)требовать письменного ответа на запрос; 7)не обосновывать необходимость получения информации; 8)на судебную защиту права на доступ к информации; 9)обжаловать акты и (или) действия (бездействие) обладателей информации, их должностных лиц, нарушивших права пользователей информацией в вышестоящий орган и (или) вышестоящему должностному лицу и (или) в суд; 10) требовать в установленном законом порядке возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного ему нарушением его права на доступ к информации; 11) распространять полученную информацию в устной и (или) письменной форме, в том числе в виде электронного документа, любым не запрещенным законом способом; 12) иные права, в соответствии с требованиями настоящего закона. 14) иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом. | 9. | Статья 8. Обладатель информации. | Обладателями информации признаются: 1) органы государственной власти; 2) государственные учреждения, не являющиеся государственными органами; 3) субъекты квазигосударственного сектора; 4) получатели бюджетных средств в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного бюджета; 5) субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение - в части информации, касающейся цен на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги). 6) юридические лица, владеющие: экологической информацией - в части экологической информации; информацией о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов - в части информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов. | Перечень обладателей информации указывается в статье 1 | 10. | Статья 9. Права и обязанности обладателя информации | 1. Обладатель информации имеет право: 1) продлевать срок рассмотрения письменного запроса; 2) направлять запрос соответствующему обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации; 3) уточнять содержание запроса у лица, обратившегося с запросом; 4) отказать в предоставлении информации в случаях и по основаниям, установленных законами Республики Казахстан. 2. Обладатель информации обязан: 1) обеспечивать доступ к информации; 2) обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для обеспечения доступа к информации; 3) предоставлять достоверную и полную информацию; 4) обеспечивать в предоставляемой информации наличие сведений о должностном лице в объеме достаточном для идентификации; 5) обеспечивать соблюдение установленных законом сроков предоставления информации; 6) вести учет, обобщение и анализ запросов; 7) создавать необходимые условия для инвалидов при предоставлении информации; 8) обеспечивать бесперебойное функционирование интернет-ресурсов, содержащих информацию; 9) обеспечивать повышение квалификации должностных лиц и работников в области обеспечения доступа к информации; 10) проводить внутренний контроль за качеством и своевременностью предоставления информации; 11) соблюдать законодательство Республики Казахстан о государственных секретах и иных охраняемых законом тайнах; 12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 3. В дополнение к обязанностям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, руководители центральных государственных, местных исполнительных органов и национальных высших учебных заведений обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе. | Обладатель информации обязан: 1)во всех случаях незамедлительно всеми имеющимися способами и средствами довести до пользователей информацией, ставшие ему известными сведения (сообщения, данные, материалы) о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей; 2)обнародовать информацию; 3)соблюдать права, свободы и законные интересы пользователей информацией; 4)обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для обеспечения доступа к информации; 5)обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации, вести и публиковать на интернет-ресурсе реестр издаваемых и действующих правовых актов. 6)обеспечивать в предоставляемой информации наличие сведений об обладателе информации в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица; 7)обеспечивать соблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации; 8)соблюдать установленный законодательством порядок опубликования информации; 9)предоставлять информацию по запросу пользователя информацией; 11)вести учет запросов; 12)обеспечить изъятие из предоставляемой информации сведений, временно ограниченную в доступе в соответствии со статьей 7 настоящего закона; 13) проводить обучение должностных лиц и сотрудников, отвечающих за предоставление информации в соответствии с требованиями настоящего закона; 14) обладатели информации могут быть наделены иными обязанностями по информированию населения о своей деятельности. | 11. | Статья 10. Способы обеспечения доступа к информации | Доступ к информации обеспечивается следующими способами: 1) предоставлением информации по запросу; 2) размещением информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах; 3) обеспечением доступа на заседания коллегий государственных органов и онлайн-трансляцией открытых заседаний Парламента Республики Казахстан или его Палат, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы Республики Казахстан и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах; 4) заслушиванием и обсуждением отчетов руководителей центральных государственных, акимов и руководителей национальных высших учебных заведений; 5) размещением информации в средствах массовой информации; 6) размещением информации на интернет-ресурсе обладателя информации; 7) размещением информации на интернет-портале открытых данных; 8) иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан. | Заголовок статьи 10 «Обязательства обладателей информации по обнародованию информации» 1.На обладателей информации возлагаются обязательства по обнародованию (распространению) информации о своей деятельности и принятых решениях 2.Обнародованию подлежит следующая информация: 1) сведения об обладателе информации: почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб, описание полномочий; сведения о руководителях обладателей информации; законы, нормативные правовые акты и (или) иные акты, регламентирующие компетенцию, полномочия, задачи и функции обладателя информации; символика государственного органа (при ее наличии); историческая справка о создании государственного органа (при необходимости); 2)сведения о структуре обладателя информации: задачи и функции территориальных органов, учреждений, подведомственных организаций (при наличии указанных организаций); перечень территориальных органов, учреждений, подведомственных организаций; почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб территориальных органов, учреждений, подведомственных организаций (при наличии указанных организаций); сведения о руководителях территориальных органов, учреждений, подведомственных организаций (при наличии указанных организаций); информационные сообщения о вступлении в должность или об отставке руководителей обладателей информации; 3)информация об информационных ресурсах и услугах: сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии); перечни информационных систем общего пользования, банков данных, реестров, регистров, кадастров, находящихся в ведении обладателя информации; перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам; информация о регламентах и стандартах государственных услуг и услуг местного самоуправления; сведения о порядке и условиях предоставления государственных услуг и услуг местного самоуправления; информация о проводимых государственных закупках в порядке, предусмотренном законодательством о государственных закупках; 4)статистическая информация: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития отрасли (сферы) в части, относящейся к компетенции обладателя информации; 5)аналитическая информация: аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности обладателя информации; 6)информация о нормотворческой деятельности обладателя информации: полные тексты нормативных правовых актов, принятых обладателем информации; тексты проектов законодательных и подзаконных актов, включая пояснительные записки, заключения экспертиз и тексты сравнительных таблиц; изменения и дополнения в нормативные правовые акты, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также информационные сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, актов органа местного самоуправления в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан; информация о порядке и сроках общественного обсуждения проектов с указанием должностного лица, уполномоченного осуществлять сбор и обработку предложений по проектам нормативных правовых актов. 7)информация о порядке работы обладателя информации: порядок осуществления обладателем информации разрешительных действий (лицензирование, аккредитация, регистрация и другие) (при наличии таких полномочий); формы заявительных документов, принимаемых обладателем информации к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами; реестры выданных разрешительных документов с указанием полной информации о получателях; информация о мониторинге и контроле за деятельностью субъектов частного предпринимательства; информация о мерах по отзыву или прекращению действия разрешительных документов; 8)информация о деятельности обладателя информации: официальные новости (пресс-релизы) о деятельности обладателя информации; официальные календари предстоящих событий в деятельности обладателей информации; информационные сообщения об официальных визитах; поправки, изменения и дополнения в вышеперечисленные документы; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей обладателей информации; сведения о государственных и отраслевых программах, концепциях, доктринах, программах развития территорий, стратегических планах, стратегиях и планах развития, о республиканском и местных бюджетах, проектах целевых программ и концепций; информация о деятельности консультативно-совещательных органов (Советов, Комиссий), в которых обладатель информации является рабочим органом, включая график заседаний, состав, положение о деятельности, протоколы заседаний, принятые решения и меры контроля за принятыми решениями; информация об аккредитованных организациях, представляющих субъектов частного предпринимательства; информация об использовании средств республиканского и местного бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, включая результаты проверок, принятые решения, в том числе кадровые, меры по их выполнению; информационные сообщения об участии обладателя информации в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Республики Казахстан; информационные сообщения о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; отчеты и доклады о проделанной работе; информация о принятых решениях, сроках их исполнения и ответственных лицах. 9)информация о проведении конкурсов, тендеров: сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях и условия их проведения; порядок участия в них юридических и физических лиц; протоколы по проведенным открытым конкурсам, аукционам, тендерам; экспертные заключения; принятые решения по конкурсам, тендерам, аукционам и другим процедурам. 10)информация по обеспечению доступа к информации о работе с населением: порядок предоставления информации по запросам; порядок доступа всех заинтересованных лиц на открытые заседания коллегиальных органов, включая график их проведения, а также порядок информирования и основания для проведения закрытых заседаний коллегиальных органов; порядок приема физических лиц и рассмотрения их обращений обладателем информации; фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, в компетенцию которого входит организация приема физических лиц и обеспечение рассмотрения обращений физических и юридических; наименования структурных подразделений, фамилии, имена и отчества должностных лиц, предоставляющих информацию о деятельности обладателя информации в устной форме; контактные телефоны, посредством которых пользователем информации предоставляется возможность получить информацию по вопросам приема физических лиц и рассмотрения их обращений, адрес, по которому ведется прием физических лиц, время приема, а также порядок записи на прием; обзоры обращений физических лиц и организаций, адресованных обладателю информации, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах, без разглашения личности физических лиц или другой информации относительно их личной жизни; сведения о рассмотрении запросов на предоставление информации; тарифы на копирование и печать документов, необходимых для удовлетворения запросов, в объеме более 10 страниц; регулярные отчеты по выполнению требований настоящего Закона в сфере обеспечения права на доступ к информации. 11)информация о кадровом обеспечении обладателя информации: для государственных органов и их территориальных органов: порядок поступления граждан на государственную службу, сведения о вакантных должностях государственной службы; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы; номера телефонов для получения информации об имеющихся вакантных должностях; для органов местного самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора: сведения о вакантных должностях; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей; номера телефонов для получения информации о вакантных должностях; информация о принятых решениях по конкурсам на занятие вакантных должностей. 12) протоколы открытых заседаний коллегиальных органов с перечнем решений, которые были приняты на заседании и перечнем лиц, ответственных за их исполнение; 13) протоколы с результатами голосований по вопросам, находящимся в компетенции органов местного самоуправления; 14) информация о мерах по противодействию коррупции и результатах проведения процедур общественного контроля; 15) иная информация в соответствии с требованиями настоящего Закона. 3. Указанный в пункте 2 настоящей статьи перечень является обязательным и не подлежащим сокращению для государственных органов, органов местного самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора. Остальные обладатели информации в обязательном порядке обнародуют информацию из указанного в подпункте 2 статьи 11 перечня, которая соответствует их деятельности. 4. Обнародование информации о деятельности обладателей информации обеспечивается следующими способами: 1)публикация в средствах массовой информации; 2)размещение информации на интернет-ресурсах обладателей информации; 3)размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах; 4)ознакомление пользователей информации с информацией в помещениях, занимаемых обладателями информации, а также в библиотечных, архивных фондах; 5)иные способы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. 5.Обладатели информации в целях выполнения требований настоящего закона создают (определяют) соответствующие структурные подразделения (информационные службы) и назначают уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются положениями, регламентами и (или) иными актами, регулирующими деятельность обладателя информации. | 12. | Статья 11. Предоставление информации по запросу | 1. Информация по запросу предоставляется бесплатно. 2. По запросу предоставляется любая информация, за исключением информации с ограниченным доступом. 3. Запрос должен адресоваться обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации. Запрос может быть представлен в устной или письменной форме. 4. Пользователь информации может обращаться с устным запросом лично или по телефону. Ответ на устный запрос предоставляется по следующей информации: 1) график работы обладателя информации; 2) почтовые адреса, адреса электронной почты, телефоны справочных служб обладателей информации, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях; 3) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц; 4) порядок рассмотрения обращений, запросов, заявлений и жалоб физических и юридических лиц; 5) порядок оказания государственных услуг; 6) графики рассмотрения судебных дел; 7) сведения о дате и месте проведения открытых конкурсных торгах (аукционах, тендерах); 8) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы; 9) сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии); 10) номера телефонов для получения информации об имеющихся вакантных должностях. В случае предоставления ответа на устный запрос указывается имя и должность лица предоставившего ответ. 5. В письменном запросе: физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес или адрес электронной почты, иных средств связи; юридического лица - его наименование, почтовый адрес или адрес электронной почты, иных средств связи, бизнес-идентификационный номер, исходящий номер и дата. Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или представителем юридического лица. Запрос в виде электронного документа, должен быть заверен электронной цифровой подписью. 6. Пользователю информации, непосредственно обратившемуся к обладателю информацией и представившему запрос в письменной форме, выдается талон с указанием даты и времени, номера регистрации запроса, фамилии и инициалов лица, принявшего запрос. 7. Письменные запросы, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению. Анонимные запросы не подлежат регистрации. 8. Письменные запросы могут вноситься через представителя физического или юридического лица. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан. 9. Запросы, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом. 10. Ответ на письменный запрос предоставляется в течение двадцати календарных дней со дня поступления должностному лицу. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или уточнения содержания письменного запроса у лица, обратившегося с запросом, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на десять календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение двух рабочих дней с момента продления срока рассмотрения. 11. Письменный запрос, поступивший к обладателю информации, в компетенцию которого не входит предоставление запрашиваемой информации, в срок не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса, направляется соответствующему обладателю информации с одновременным уведомлением об этом пользователя информации, направившего запрос. 12. Ответ на письменный запрос предоставляется по выбору пользователя информации в бумажной и (или) электронной форме на языке обращения. Ответ на устный запрос предоставляется в устной форме на языке обращения. 13. В случае, если ответ на письменный запрос предусматривает копирование или печать, то пользователь информации обязан возместить обладателю информации фактические затраты на копирование или печать. Размер фактических затрат на копирование или печать определяется Правительством Республики Казахстан. Тарифы на копирование или печать подлежат обязательному опубликованию в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, в том числе и на интернет-ресурсах обладателей информации. От оплаты фактических затрат на копирование или печать освобождаются социально уязвимые слои населения, в порядке определяемом Правительством Республики Казахстан. 14. В ответе на письменный запрос указываются наименование, почтовый адрес обладателя информации, должность лица, подписавшего ответ, дата и номер регистрации запроса. 15. Если запрашиваемая информация размещена в порядке, установленном настоящим Законом, то обладатель информации может уведомить об этом пользователя информацией без промедления, но не позднее трех рабочих дней, с одновременным направлением ему сведений о способах и месте доступа к запрашиваемой информации. При повторном обращении обладатель информации предоставляет запрашиваемую информацию в порядке, предусмотренном настоящей статьей. 16. Информация не предоставляется в случае, если: 1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию; 2) запрос не соответствует требованиям настоящего Закона; 3) предоставление запрашиваемой информации не входит в компетенцию обладателя информации, к которому поступил запрос; 4) запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом; 5) запрашиваемая и идентичная информация ранее предоставлялась пользователю информации; 6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых обладателем информации, проведении анализа деятельности обладателя информации, либо подведомственных им органов и организаций, или проведении иной аналитической работы. 17. Мотивированный ответ об отказе в предоставлении информации по письменному запросу доводится до сведения пользователя информации в течении пяти рабочих дней со дня регистрации запроса. 18. Обладатель информации может не предоставлять информацию: - собранную в процессе государственного контроля и надзора - до принятия решения по данному вопросу; - преждевременное раскрытие которой создает препятствия или может создать препятствия формированию, развитию и успешному завершению государственной политики - до завершения процесса; - преждевременное распространение которой нарушает или может нарушить процесс обмена мнений, совещаний в государственных органах - до принятия окончательного решения; - по межведомственной и (или) внутриведомственной переписке - до принятия решения по данному вопросу; - по документам, поступившим от иностранных государств или международных организаций, - до принятия взаимного соглашения по раскрытию документа. 19. Личную ответственность за организацию работы с запросами, за состояние приема, регистрации, учета и рассмотрение несут руководители обладателей информации. | Статья 11-1. Требования к запросу 1.Запрос адресуется обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации. 2.В письменном запросе физического лица указываются его фамилия, имя, почтовый адрес или адрес электронной почты, иных средств связи, юридического лица - его наименование, почтовый адрес или адрес электронной почты, иных средств связи, его исходящий номер и дата. Запрос в письменной форме, в том числе в виде электронного документа, должен быть подписан пользователем информации либо заверен электронной цифровой подписью. 3.Пользователю информации, обратившемуся в устной форме, обладатель информации сообщает фамилию, имя, отчество лица, принявшего запрос, номер регистрации запроса и уведомляет пользователя о получении его устного запроса. Пользователю информации, обратившемуся в письменной форме, обладатель информации выдает талон с указанием даты и времени, номера регистрации запроса, фамилии, инициалов и должности лица, принявшего запрос. 4.При составлении запроса используется государственный язык и (или) русский язык. Информация по запросу должна быть предоставлена на языке запроса. 5.Несоблюдение требований к запросам, установленных настоящей статьей, не может быть основанием для отклонения запроса. В этом случае обладатель информации обязан уведомить пользователя информации о том, какие требования не соблюдены и проинформировать его о необходимости устранения допущенных нарушений и повторного направления запроса с учетом требований настоящего закона. Статья 11-2. Порядок рассмотрения запросов 1.Запрос в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа подлежит регистрации в день его поступления обладателю информации с указанием даты и времени поступления. В случаях устных запросов, обладателям информации необходимо зарегистрировать фамилию, имя, отчество, адрес и контактную информацию пользователя информацией, а также общее содержание запроса и его адресата. 2.Ответ на запрос предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или уточнения содержания запроса у лица, обратившегося с запросом, срок рассмотрения может быть однократно продлен не более чем на 10 рабочих дней, о чем сообщается заявителю в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения. 3. В случаях, когда запрашиваемая информация касается защиты жизни или свободы лица, состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, ответ на такой запрос должен быть предоставлен не позднее 48 часов с момента его регистрации. Запрос о срочном предоставлении информации должен быть обоснованным. 4.Запрос на доступ к информации может быть отклонен обладателем информации в случаях, если запрашиваемая информация не существует, либо если обладатель информации, которому поступил запрос, не владеет данной информацией. В таких случаях обладатель информации уведомляет пользователя информации, направившего запрос, о причине отклонения запроса в течение трех рабочих дней с момента регистрации запроса. 4-1. Запрос, поступивший к обладателю информации, в компетенцию которого не входит предоставление запрашиваемой информации, в срок не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса, направляется соответствующему обладателю информации с одновременным уведомлением об этом пользователя информацией, направившего запрос. 5.Обладатель информации вправе уточнять содержание запроса у лица, обратившегося с запросом. В случае, если содержание запроса не уточнено или его не представляется возможным определить, запрос может быть отклонен только после требования обладателя информации предоставить разъяснения и это требование не было выполнено. Статья 11-3. Порядок предоставления информации по запросу 1. Ответ на запрос предоставляется по желанию пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа на государственном и (или) русском языках. 2. Форма и язык предоставления ответа на запрос может быть указаны пользователем информации в тексте запроса. 3. В случае, если в запросе не указаны форма и язык предоставления ответа на запрос, то обладатель информации предоставляет ответ на языке и форме запроса. 4. Ответ на запрос должен содержать достоверную, полную запрашиваемую информацию. 5. Ответ на запрос по содержанию должен быть обоснованным и мотивированным со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, с разъяснением права пользователя информации на обжалование принятого решения. 6. Ответ на запрос в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа подлежит регистрации, а также документированию в письменной форме. 7. В ответе на запрос в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, указываются наименование, почтовый адрес обладателя информации, фамилия, имя, отчество (если указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица, подписавшего ответ, дата и номер регистрации запроса и ответа на него. 8. Ответ на запрос в виде электронного документа подтверждается электронной цифровой подписью или иным способом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 9. В случае, если запрашиваемая информация относится к информации, доступ к которой временно ограничен по правилам статьи 6 настоящего Закона, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен, а также срок, в течение которого будет действовать ограничение. 10. Если запрос, в какой либо части касается информации, доступ к которой временно ограничен по правилам статьи 6 настоящего Закона, то обладатель информации обязан предоставить запрашиваемую информацию за исключением информации, доступ к которой временно ограничен. 11. Обладатели информации обязаны информировать пользователей информации о процессе получения и обработки запросов на получение информации, а также предоставлении ответов по запросам посредством размещения этой информации и ее регулярного обновления на своих интернет-ресурсах. Статья 11-4. Основания, исключающие возможность предоставления информации по запросу 1.Запрос на предоставление информации может быть отклонен в следующих случаях: 1)содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию и обладателем информации предпринимались действия по уточнению содержания запроса у пользователя информации; 2)запрос не соответствует требованиям, указанным в статье 24 настоящего Закона и обладателем информации предпринимались действия по информированию пользователя информации о необходимости повторной подачи запроса с соблюдением требований настоящего Закона; 3)предоставление запрашиваемой информации не входит в компетенцию обладателя информации, к которому поступил запрос, либо обладатель информации не владеет запрашиваемой информацией, либо запрашиваемой информации не существует; 4) доступ к запрашиваемой информации временно ограничен в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; 5)в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых обладателем информации, проведении анализа деятельности обладателя информации, либо подведомственных им органов и организаций, или проведении иной аналитической работы; 7) пользователем информации не произведена оплата за получение информации в соответствии с требованиями настоящего Закона. 2.Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные (служебные) записки, поручения должностных лиц и иная внутренняя переписка обладателя информации, обеспечивающие внутренние процедуры деятельности обладателя информации. 3. Ответ об отказе в предоставлении информации должен быть предоставлен в письменной форме, с обоснованием причин отказа, с указанием должностного лица, отказавшего в удовлетворении запроса, дату отказа, а также разъяснение порядка обжалования принятого решения. Мотивированный ответ об отказе в предоставлении информации по запросу доводится до сведения пользователя информацией в течение трех рабочих дней со дня регистрации запроса. Статья 11-5. Возмещение затрат, связанных с предоставлением информации 1. Информация по запросу государственными органами, органами местного самоуправления, субъектами квазигосударственного сектора, субъектами, занимающими монопольное или доминирующее положение на рынке, предоставляется бесплатно. 2. Плата за предоставление информации по запросам взимается в следующих случаях: 1) если информация предоставляется обладателями информации, не указанными в пункте 1 настоящей статьи; 2) если удовлетворение запроса предусматривает копирование или печать документов в объеме более десяти страниц. 3. Тарифы на предоставление информации по запросам, а также размер фактических затрат на копирование или печать определяется соответствующим обладателем информацией в пределах норм, установленных Правительством Республики Казахстан. Тарифы подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах обладателей информации. Если обладатель информации не установил тарифы, то информация предоставляется бесплатно. 4. При предоставлении информации, которая касается защиты жизни или свободы лица, состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, плата за копирование и печать не взимается. 5.Освобождаются от оплаты за предоставление информации лица, относящиеся к социально и экономически незащищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, безработные, одинокие матери и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, граждане, имеющие на содержании лиц, нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре, оралманы), официально признанные таковыми в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 6.Перечень категорий лиц, которым информация предоставляется на безвозмездной основе, может быть дополнен по усмотрению обладателя информации. 7.Обладатель информации, предоставивший информацию, содержащую неточные сведения и не в полном объеме, обязан безвозмездно по письменному заявлению пользователя информацией, которое должно быть мотивировано, устранить имеющиеся неточности. |
Доступ к документам и консультации от ведущих специалистов
|