|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК (апрель 2023 года) 2. Проект Закона РК (май 2023 года) 5. Проект Закона РК (июнь 2023 года) 6. Новости, обсуждения по проекту
Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью онлайн-платформ, действующих на территории РК, а также отношения, возникающие в процессе производства и публикации онлайн-рекламы на территории Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) спонсорский контент – разновидность контента, распространяемого пользователями на онлайн платформах, путем размещения данного контента на аккаунте, создание которого производится самим пользователем и (или) спонсором; 2) ложная информация – информация, не соответствующая действительности, которая в водит в заблуждение неопределенный круг лиц; 3) публичное сообщество – зарегистрированная пользователем на онлайн-платформе страница, размещающая информацию для неопределенного количества пользователей онлайн-платформ; 4) модератор публичного сообщества – лицо, являющееся собственником и (или) пользователем онлайн-платформы, наделенные правом размещения и (или) удаления контента на онлайн-платформах; 5) публикация – информация, передаваемая посредством распространения и (или) размещения, приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) в аудиовизуальной форме на онлайн-платформах; 6) инфлюенсер (блогер) – пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформах, адресованную неопределенному кругу лиц в целях предпринимательской деятельности; 7) сервис обмена мгновенными сообщениями – программное обеспечение, предназначенное и (или) используемое пользователями для обмена мгновенными сообщениями, либо их передачи конкретно определенному лицу (определенным лицам) в режиме реального времени с использованием сетей телекоммуникаций, за исключением программного обеспечения, предназначенного для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции; 8) онлайн-реклама – контент на онлайн-платформах публикуемый пользователями онлайн-платформ и (или) собственниками онлайн-платформ в виде таргетированной рекламы и (или) спонсорского контента и (или) иной информации, предназначенная для неопределенного круга лиц призванная формировать и (или) поддерживать интерес к физическому и (или) юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации; 9) распространитель онлайн-рекламы – пользователь онлайн-платформы, осуществляющий производство и (или) публикацию онлайн-рекламы на онлайн-платформе; 10) онлайн-платформа – интернет-ресурс и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для публикации информации пользователем посредством созданной им персональной страницы путем размещения, приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) сообщений конкретно определенному или неопределенному кругу лиц, за исключением интернет-ресурса и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции; 11) аккаунт на онлайн-платформе – персональная страница пользователя онлайн-платформы, которая создается после регистрации на онлайн-платформе; 12) контент на онлайн-платформах – информационное содержание онлайн-платформ, создаваемое и (или) публикуемое пользователями онлайн-платформы; 13) собственник онлайн-платформы – физическое и (или) юридическое лицо, обладающее правом собственности на онлайн-платформу; 14) пользователь онлайн-платформы – физическое и (или) юридическое лицо, зарегистрировавшее, и (или) предоставившее свои персональные данные, и (или) прошедшее идентификацию на онлайн-платформе; 15) профайлинг – совокупность алгоритмов направленных на определение предпочтений и (или) интересов пользователей; 16) таргетированная онлайн-реклама – реклама для целевых групп, определение которых производится на основании профайлинга; 17) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе
1. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержат в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели и задачи Закона
1. Целью настоящего Закона является определение правовых основ онлайн-рекламы, а также деятельности онлайн-платформ. 2. Задачами настоящего Закона являются: 1) повышение прозрачности деятельности онлайн-платформ; 2) обеспечение постоянного и систематического сбора, накопления, хранения, анализа и распространения информации для общественности; 3) обеспечение безопасной информационной среды для граждан Республики Казахстан; 4) недопущение противоправного контента и (или) контента, запрещенного законами Республики Казахстан; 5) защита детей на онлайн-платформах от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; 6) защита персональных данных граждан Республики Казахстан.
Статья 4. Принципы законодательства Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы
Принципами законодательства в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы являются: 1) обеспечение и защита прав граждан на свободное получение и распространение информации на онлайн-платформах; 2) обеспечение свободы слова на онлайн-платформах; 3) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о пользователях онлайн-платформ, являющихся гражданами Республики Казахстан; 4) обеспечение государственной защиты интересов граждан Республики Казахстан на онлайн-платформах; 5) ограничение прав собственников онлайн-платформ и пользователей онлайн-платформ, в случае нарушения ими законодательство Республики Казахстан.
Статья 5. Язык онлайн-платформ
1. Собственник онлайн-платформы предусматривает возможность использования интерфейса онлайн-платформы на государственном и иных языках. 2. Собственник онлайн-платформы предусматривает системы автоматического перевода контента на государственный язык. 3. Собственник онлайн-платформы в целях недопущения нарушения законодательства Республики Казахстан обеспечивает модерацию контента на государственном языке.
Глава 2. Государственное регулирование онлайн-платформах и онлайн-рекламе
Статья 6. Государственное регулирование в области онлайн-платформах и онлайн-рекламе
1. Государственное регулирование онлайн-платформ и онлайн-рекламы осуществляется путем государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы. 2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе осуществляется уполномоченным органом в форме профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом. 3. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на них. 4. Объектом профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы является деятельность онлайн-платформ, производство и публикация онлайн-рекламы. Субъектами контроля являются модераторы публичных сообществ, распространители онлайн-рекламы. 5. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в действиях (бездействии) субъекта контроля оформляется и направляется рекомендация в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений. 6. Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения рекомендации. Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях: 1) нарочным - с даты отметки в рекомендации о получении; 2) почтой - с даты уведомления о получении почтового отправления заказным письмом; 3) электронным способом - с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе. 7. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля должна быть исполнена в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения. 8. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию, возражение в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации. 9. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в квартал.
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы
Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы; 2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган: 1) формирует и реализует государственную политику в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы; 2) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы; 3) осуществляет мониторинг онлайн-платформ; 4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Глава 3. Деятельность онлайн-платформ
Статья 9. Деятельность онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории Республики Казахстан
1. Для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники и (или) иные законные представители онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, среднесуточный доступ к которым в течение месяца составляет более ста тысяч пользователей, находящихся на территории Республики Казахстан, назначают своего законного представителя на территории Республики Казахстан по взаимодействию с уполномоченным органом. Часть первая настоящего пункта не распространяется на сервисы обмена мгновенными сообщениями, осуществляющие функции внутрикорпоративных сервисов по обмену сообщениями, служб электронной почты. 2. Уполномоченный орган ведет реестр законных представителей на территории Республики Казахстан онлайн-платформ и (или) сервисов обмена мгновенными сообщениями, осуществляющих взаимодействие с уполномоченным органом, в соответствии с порядком, определяемым уполномоченным органом. 3. Онлайн-платформа и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, осуществляющие деятельность в Интернете на территории Республики Казахстан, обязаны: 1) установить программу для определения количества пользователей данным ресурсом в Интернете; 2) обеспечить сохранность и конфиденциальность персональных данных; 3) приостановить деятельность аккаунтов на территории Республики Казахстан регулярно публикующих противоправный контент после предварительного уведомления; 4) незамедлительно уведомить правоохранительные органы Республики Казахстан в случае выявления информации, влекущей за собой угрозу жизни или безопасности граждан Республики Казахстан; 5) раскрыть механизм противодействия в отношении противоправного контента; 6) внедрить механизмы, позволяющие физическому или юридическому лицу уведомлять о наличии на онлайн-платформе противоправного контента; 7) предусматривать функцию автоматического подтверждения получения жалобы физического или юридического лица; 8) проводить анализ и оценку системных рисков и угроз, связанных с деятельностью онлайн-платформ и пользователей данных онлайн-платформ. Мониторинг должен охватывать: 1) публикацию контента, запрещенного законами Республики Казахстан на онлайн-платформах; 2) возможность нарушения конституционного права пользователей на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства; 3) использование сервисов онлайн-платформы с целью негативного воздействия на общественное здоровье, нравственность и общественную безопасность. Организация сбора добровольных пожертвований посредством онлайн-платформ производится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О благотворительности». Организация, обращающаяся за добровольными пожертвованиями, обязана соблюдать требования, установленные законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 4. Уполномоченный орган вправе: 1) в целях проверки сведений о количестве пользователей онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями запрашивать у онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями информацию о количестве пользователей в сутки; 2) в случае, если онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями не установят программу для определения количества пользователей информационным ресурсом в Интернете, собственными ресурсами определять количество их пользователей. 5. Онлайн-платформы и (или) их представительство на территории Республики Казахстан, в течение двадцати четырех часов после получения запроса от уполномоченного органа обязан принять меры по рассмотрению данного запроса. 6. Законный представитель онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, осуществляющий взаимодействие с уполномоченным органом, обеспечивает исполнение вступивших в законную силу решений судов, прием, рассмотрение и принятие мер по предписаниям, представлениям, уведомлениям или решениям государственных органов, установленным статьей 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи».
Статья 10. Конфиденциальность персональных данных на онлайн-платформах
Онлайн-платформы, получающие доступ к персональным данным граждан Республики Казахстан, обязаны: 1) предоставить пользователям политику конфиденциальности; 2) обеспечивать конфиденциальность данных пользователей онлайн-платформы; 3) не допускать распространения персональных данных без согласия пользователя онлайн-платформы; 4) предоставить возможность ознакомления с политикой конфиденциальности до завершения регистрации пользователем онлайн-платформ; 5) уведомлять пользователей онлайн-платформ, в случае нарушения конфиденциальности персональных данных пользователей онлайн-платформы; 6) иные обязательства, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О персональных данных и их защите».
Статья 11. Подача и обработка жалоб от пользователей онлайн-платформ
1. Пользователи онлайн-платформы вправе подавать жалобы собственнику онлайн-платформы на контент, распространяемый на онлайн-платформах и нарушающий законодательство Республики Казахстан. 2. Механизм и правила подачи жалобы пользователями онлайн-платформ определяются собственником онлайн-платформы. 3. Собственник онлайн-платформы обязаны предусмотреть автоматическое подтверждение получения жалобы от пользователей онлайн-платформы. 4. Собственник онлайн-платформы обязан предоставить мотивированный ответ пользователю онлайн-платформ в течении десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения жалобы.
Статья 12. Рекомендательные системы онлайн-платформ
1. Онлайн-платформы обязаны в своих положениях и условиях использования указывать основные параметры, используемые в их рекомендательных системах. 2. Онлайн-платформы предусматривают в своих рекомендательных системах возможность для пользователей изменять их основные параметры.
Статья 13. Модерация контента на онлайн-платформах
1. Собственник онлайн-платформы обязаны принимать эффективные меры по совершенствованию: 1) систем модерации контента; 2) алгоритмов искусственного интеллекта; 3) мер по ограничению показа онлайн-рекламы, в отношении несовершеннолетних; 4) мер по недопущению публикации контента, запрещенного законами Республики Казахстан; 5) взаимодействию с государственными органами Республики Казахстан; 2. Онлайн-платформы один раз в год публикует отчет, который должен включать следующую информацию: 1) сведения о выявленных системных рисках; 2) рекомендации для онлайн-платформ, направленные на снижение выявленных системных рисков. 3. Онлайн-платформы для выработки рекомендаций организует общественные консультации.
Статья 14. Основания отнесения информации к категории противоправного контента
1. Информация, размещаемая на онлайн-платформах, не должна быть направлена на пропаганду или агитацию культа жестокости и насилия, разжигание социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, пропаганду суицида, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. 2. Запрещается распространение контента на онлайн-платформах на территории Республики Казахстан, раскрывающего государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащего пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность страны, мошенничество, призывы к совершению противоправной деятельности. 3. Распространение на онлайн-платформах на территории Республики Казахстан информации посредством размещения знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) звуков, и (или) сообщений, и (или) изображений, и (или) видео порнографического характера запрещено. 4. Основаниями для приостановления и (или) прекращения распространения информации на онлайн-платформах является информация, отнесенная к категории противоправного контента, размещенная на онлайн-платформе. Противоправным контентом является: пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, пропагандирующей суицид, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, распространение информации порнографического характера и иной информации, запрещенной законами Республики Казахстан на онлайн-платформах. 5. Приостановление и (или) прекращение распространения информации на онлайн-платформах осуществляется на основании акта уполномоченного органа, а также вступившего в законную силу судебного акта и (или) предписания уполномоченного органа и (или) решения онлайн-платформы, и (или) решения пользователя онлайн-платформы, и (или) инфлюенсера. Онлайн-платформы обязаны ограничить доступ к публикации или аккаунту на территории Республики Казахстан в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами или законами Республики Казахстан.
Статья 15. Ложная информация 1. Лицо, в отношении которого была распространена ложная информация, вправе обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием об удалении ложной информации. 2. В случае отказа удаления ложной информации лицо вправе обратиться в суд.
Глава 4. Права и обязанности пользователей онлайн-платформ.
Статья 16. Права и обязанности пользователей онлайн-платформ
1. Пользователи онлайн-платформ при публикации информации на онлайн-платформах на территории Республики Казахстан имеют право: 1) искать, получать, распространять информацию любым не запрещенным законом способом; 2) на свободное выражение мнения на онлайн-платформах в соответствии с законами Республики Казахстан; 3) на защиту своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке; 4) обращаться к представителям онлайн-платформ с требованием соблюдения их нарушенных прав, свобод и законных интересов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; 5) отказываться от предлагаемых онлайн-платформами продуктов, если это противоречит их убеждениям; 6) ограничивать демонстрацию не интересующего контента. 2. Пользователи онлайн-платформ обязаны: 1) соблюдать законодательство Республики Казахстан; 2) не распространять ложную информацию; 3) проверять достоверность публикуемой информации; 4) в случае распространения ложной информации, удалять контент, содержащий таковую; 5) не публиковать на онлайн-платформах противоправный контент и (или) контент, запрещенный законами Республики Казахстан.
Статья 17. Права и обязанности инфлюенсеров
1. На деятельность инфлюенсеров (блогеров) распространяются права и обязанности пользователя онлайн-платформы, закрепленные в статье 16 настоящего Закона. 2. Инфлюенсер (блогер) обязан: 1) осуществлять предпринимательскую деятельность на онлайн-платформах на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 2) не публиковать на онлайн-платформах противоправный контент и (или) контент, запрещенный законами Республики Казахстан; 3) не публиковать на онлайн-платформах ложную информацию.
Статья 18. Создание и распространение контента на онлайн-платформах
1. Пользователям при создании, опубликовании и распространении контента на онлайн-платформах не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях: 1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях; 2) если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен. 2. Контент с участием третьих лиц осуществляется по предварительному согласию изображаемого лица.
Глава 5. Регулирование онлайн-рекламы
Статья 19. Общие требования к онлайн-рекламе
Производство и публикация онлайн-рекламы осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О рекламе».
Статья 20. Таргетированная онлайн-реклама
1. Онлайн-платформы, размещающие таргетированную онлайн-рекламу, обеспечивают пользователей возможностью идентифицировать таргетированную онлайн-рекламу при помощи графических обозначений. 2. Таргетированная онлайн-реклама должна: 1) содержать графические обозначения указывающие, что публикуемый контент является онлайн-рекламой; 2) обозначать аккаунт физического или юридического лица, от имени которого показывается онлайн-реклама.
Статья 21. Спонсорский контент
1. Спонсорский контент на онлайн-платформах должен содержать пометки, указывающие на спонсора, а также то, что публикация содержит спонсорский контент. 2. Спонсорский контент на онлайн-платформах не должен: 1) дискредитировать физические или юридические лица, их деятельность, товары и услуги; 2) содержать аудио и (или) фото и (или) видео изображения мнения третьих лиц без их предварительного согласия. 3. В случае если спонсорский контент содержит рекомендации, отзывы и подтверждающие документы, то они должны являться подлинными и проверяемыми.
Статья 22. Онлайн-реклама
1. Содержание онлайн-рекламы не должна вводить в заблуждение. 2. Онлайн-реклама должна: 1) быть идентифицируема. 2) быть маркирована. 3. Онлайн-платформы при обнаружении публикации пользователями онлайн-рекламы должны ее маркировать в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Статья 23. Хранение и предоставление онлайн-рекламы
1. Онлайн-платформы должны обеспечить пользователей возможностью идентифицировать онлайн-рекламу при помощи графических обозначений и (или) знаков. 2. Онлайн-платформы должны иметь безопасное хранилище, содержащее рекламную информацию. Данная информация должна храниться в течении одного года после того, как онлайн-реклама была показана в последний раз на онлайн-платформах. Хранилище не должно содержать персональные данные пользователей, которым была или могла быть показана онлайн-реклама. 3. Информация, хранимая в хранилище, должна включать в себя: 1) содержание онлайн-рекламы; 2) наименование (аккаунт) физического или юридического лица, от имени которого показывается онлайн-реклама; 3) период, в течение которого была показана онлайн-реклама; 4) данные и параметры целевой группы для показа которой предназначалась онлайн-реклама; 5) общее число пользователей, которым онлайн-реклама была продемонстрирована.
Глава 6. Международное сотрудничество в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы
Статья 24. Международное сотрудничество в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы
1. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан.2. Государственные органы по согласованию с уполномоченным органом осуществляют взаимодействие в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы с государственными органами иностранных государств, международными организациями и иностранными юридическими лицами.
Глава 7. Заключительные и переходные положения
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы
Нарушение законодательства Республики Казахстан в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. В случае осуществления деятельности онлайн-платформы без соблюдения требований, установленных статьей 9 настоящего Закона, уполномоченный орган вправе ограничить их деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 26. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан Проект ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об онлайн-рекламе и онлайн-платформах (апрель 2023 года)
Настоящий закон регулирует общественные отношения в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы, возникающие на территории Республики Казахстан между государственными органами, физическими и юридическими лицами и онлайн-платформами, осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Онлайн-платформа – интернет-ресурс и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для распространения информации пользователем посредством созданной им персональной страницы путем размещения, приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) сообщений конкретно определенному или неопределенному кругу лиц, за исключением интернет-ресурса и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции; Онлайн-реклама – контент размещаемый и (или) распространяемый в формате таргетированной рекламы и (или) спонсорского контента пользователями онлайн-платформ и (или) пользователями онлайн-платформы на онлайн-платформах информация, предназначенная для неопределенного круга лиц призванная формировать и (или) поддерживать интерес к физическому и (или) юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации; Пользователь онлайн-платформы - физическое и (или) юридическое лицо, зарегистрировавшее, и (или) предоставившее свои персональные данные, и (или) прошедшее идентификацию на онлайн-платформе; Собственник онлайн-платформы - физическое и (или) юридическое лицо, владеющее онлайн-платформой; Координатор онлайн-платформ - физическое и (или) юридическое лицо, координирующее продвижение и техническую поддержку онлайн-платформ на территории Республики Казахстан; Продукция пользователей онлайн-платформ – контент размещаемый и (или) распространяемый в форме знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) видео на онлайн-платформах; Публичное сообщество – зарегистрированная на онлайн-платформе страница, размещающая информацию для неопределенного количества пользователей онлайн-платформ, в форме знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) видео; Модератор публичного сообщества – физическое и (или) юридическое лицо, являющееся собственником и (или) пользователем онлайн-платформы, наделенные правом размещения и (или) удаления контента на онлайн-платформах; Ненадлежащая онлайн-реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, размещения, установленных законодательством Республики Казахстан; Таргетированная онлайн-реклама – реклама, трансляция которой осуществляется целевым группам, определение которых производится на основании профайлинга; Профайлинг - совокупность алгоритмов направленных на определение предпочтений и интересов пользователей. Спонсорский контент - разновидность контента, распространяемого пользователями на онлайн платформах, путем размещения данного контента на аккаунте, создание которого производится самим пользователем и (или) спонсором; Спонсор рекламного контента - физическое и (или) юридическое лицо, являющееся заказчиком рекламного контента; Распространитель онлайн-рекламы - физическое или юридическое лицо, осуществляющее размещение, и (или) производство и (или) распространение рекламы на онлайн-платформах; Нативная онлайн-реклама - реклама на онлайн-платформах, имеющая менее навязчивый посыл, который, вложен в спонсорский контент, при этом сливаясь с нерекламным контентом, тем самым не нарушая процесс потребления контента; Интернет-гемблинг - деятельность физических или юридических лиц, связанная с азартными играми в сети Интернет; Контент на онлайн-платформах - информационное содержание онлайн-платформ, создаваемое и распространяемое пользователями онлайн-платформы; Недостоверная информация - информация, не соответствующая действительности, целью распространения которой является введение в заблуждение пользователей онлайн-платформ. Уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы; Публикация - информация, передаваемая посредством распространения и (или) размещения, приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) в аудиовизуальной форме на онлайн-платформах. Аккаунт на онлайн-платформе - персональная страница пользователя онлайн-платформы, которая создается после регистрации на онлайн-платформе; Сервис обмена мгновенными сообщениями – программное обеспечение, предназначенное и (или) используемое пользователями для обмена мгновенными сообщениями, либо их передачи конкретно определенному лицу (определенным лицам) в режиме реального времени с использованием сетей телекоммуникаций, за исключением программного обеспечения, предназначенного для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции.
Статья 2. Свобода слова на онлайн-платформах Свобода слова, выражение своих взглядов, убеждений и распространение информации любым не запрещенным законом способом гарантируется Конституцией Республики Казахстан. Цензура запрещается. Государство и пользователи онлайн-платформ обязаны обеспечивать возможность свободного получения доступа к публичным сообществам затрагивающим его права и интересы. Разглашение сведений, составляющих государственных секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма и терроризма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также культа жестокости, насилия и порнографии на онлайн-платформах запрещается. Использование онлайн-платформ в целях совершения уголовных и административных правонарушений запрещается.
Статья 3. Язык онлайн-платформ 1. Онлайн-платформы предусматривают возможность использования их интерфейса на государственном языке. 2. Онлайн-платформы предусматривают системы автоматического перевода контента на государственный язык. 3. Онлайн-платформы в целях недопущения нарушения законодательства Республики Казахстан обеспечивают модерацию контента на государственном языке. 4. Государство обеспечивает право каждого на использование родного языка при получении и распространении информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 4. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-рекламе и онлайн-платформах 1. Законодательство Республики Казахстан об онлайн-рекламе и онлайн-платформах основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержат в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |