В частности, в приказ внесены следующие изменения: в Инструкцию по составлению плана ликвидации пункт 4 изложен в следующей редакции: «4. План ликвидации составляется: 1) для участка добычи твердых или общераспространенных полезных ископаемых; 2) для участка использования пространства недр при размещении и (или) эксплуатации объектов размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего и (или) горно-обогатительного производств; 3) для участка разведки в той его части, в пределах которой в соответствии со статьёй 194 Кодекса совокупный объём извлечённой горной массы и (или) перемещённой почвы превышает одну тысячу кубических метров.»; пункт 5 изложен в следующей редакции: «5. Единый план ликвидации на два и более участка недр разрабатывается, если: 1) объекты размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего или горно-обогатительного производства, расположенные на отдельном (отдельных) участке (участках) по лицензии (лицензиям) на использование пространства недр, непосредственно связаны с эксплуатацией рудника (карьера, шахты), находящегося на участке добычи (участках добычи), в ходе операций по добыче, добыче твёрдых или общераспространённых полезных ископаемых; 2) эксплуатация рудников (карьеров, шахт), расположенных на смежных участках добычи по лицензии (лицензиям) на добычу твёрдых или общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется в едином технологическом процессе. Недропользователь предоставляет обеспечение исполнения обязательства по ликвидации отдельно по каждому участку недр в соответствии со статьёй 55 Кодекса.»; пункт 12 изложен в следующей редакции: «12. Планирование ликвидации предусматривает проведение необходимых исследований. Исследования по ликвидации осуществляются в соответствии с планом исследований, предусмотренным в составе плана ликвидации. Исследования по ликвидации осуществляются с целью решения неопределённых вопросов относительно мероприятий по ликвидации или снижения их до приемлемого уровня. Результаты исследований по ликвидации представляются заинтересованным сторонам для выработки мнения о планировании ликвидации до направления плана ликвидации на первичную и очередную экспертизу промышленной безопасности и государственную экологическую экспертизу. Результаты исследования по ликвидации учитывают местные особенности и используются при выработке вариантов ликвидации, определению задач, мероприятий и критериев ликвидации.»; пункт 15 изложен в следующей редакции: «15. Определение задач ликвидации осуществляется для каждого объекта участка недр. Данные задачи непосредственно соотносятся с целями и принципами ликвидации. Определение и изменение задач осуществляется с привлечением заинтересованных сторон, на первоначальном этапе и впоследствии в ходе проведения операций по недропользованию. Участие заинтересованных сторон при изменении задач ликвидации осуществляется до проведения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы плана ликвидации и сопровождается соответствующими пояснениями.»; пункты 17 и 18 изложены в следующей редакции: «17. Выбранное мероприятие по ликвидации представляет собой список конкретных работ и действий, осуществляемых в целях ликвидации. Выбор конкретного мероприятия обосновывается существующими выводами научных исследований, лабораторными испытаниями, действующей литературой, лабораторными или опытно-промышленными испытаниями. С учетом экологических аспектов, предложение заинтересованных сторон, доступности технологий, практик, результатов экологического мониторинга и исследований ликвидации в целях рекультивации выбранное мероприятие по ликвидации корректируется перед окончанием недропользования. Недропользователь предусматривает план действий, описывающий изменения в выборе мероприятия по ликвидации. Выбранное мероприятие по ликвидации, предусмотренное в плане ликвидации, получившем положительные заключения промышленной экспертизы и государственной экологической экспертизы, учитывается в проекте ликвидации по каждому объекту участка недр. 18. Критерии ликвидации определяются для каждой задачи ликвидации с целью установления успешности её выполнения относительно соответствующего объекта участка недр. Критерии ликвидации имеют специфичный характер, исходя из региональных особенностей и особенностей месторождения. Критерии ликвидации выражаются качественным или числовым показателем, а также учитывают временной характер. В определении критериев ликвидации участвуют заинтересованные стороны. Перечень критериев ликвидации подлежит расширению по мере развития недропользования на участке недр. Окончательные критерии ликвидации утверждаются недропользователем в плане ликвидации, прошедшем экспертизу промышленной безопасности и государственную экологическую экспертизу, к завершению проведения горных операций на участке недр. На ранних стадиях горных операций некоторые критерии ликвидации, предусмотренные планом ликвидации, основываются на результатах экологического мониторинга или исследованиях ликвидации, с указанием описания и сроков мероприятий по определению остальных критериев ликвидации.»; пункт 28 изложен в следующей редакции: «28. План ликвидации пересматривается по мере развития горных операций, но не позднее трёх лет со дня получения последнего положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы, а также при внесении изменений в план горных работ в соответствии с пунктом 5 статьи 216 Кодекса. Каждая последующая редакция плана ликвидации содержит уточняющий уровень детализации планирования ликвидации последствий недропользования по отдельным объектам участка недр, а также по объектам, подлежащим прогрессивной ликвидации в ходе горных операций.»; пункт 32 изложен в следующей редакции: «32. Окончательный план ликвидации, с положительными заключениями экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы составляется не ранее, чем за три года до завершения недропользования. В окончательном плане ликвидации представляются обоснование и анализ выбранного варианта ликвидации, детальное описание мероприятий по ликвидации, результаты исследований по ликвидации, план ликвидационного мониторинга после завершения основных работ по ликвидации и план действий при чрезвычайных ситуациях. Содержание окончательного плана ликвидации учитывает: 1) окончательные задачи ликвидации для объекта недропользования в целом и для каждого его элемента в отдельности; 2) полный список критериев ликвидации для определения выполнения всех задач ликвидации; 3) подробное описание выбранных мероприятий по ликвидации для каждого объекта участка недр до уровня детальности «проектно-сметная документация»; 4) подробное описание и оценку плана действий на случай непредвиденных обстоятельств; 5) окончательный график ликвидационных мероприятий; 6) новые фотографии объекта недропользования; 7) подробный план ликвидационного мониторинга и технического обслуживания после завершения основных работ по ликвидации с указанием ответственных лиц; 8) подробное описание прогнозируемых рисков для окружающей среды, жизни и здоровья людей и диких животных (оценка риска); 9) подробные расчеты стоимости мероприятий по ликвидации, способ (способы) и сумма (суммы) обеспечения (обеспечений) обязательства по ликвидации с указанием на достижение задач и критериев ликвидации; 10) перечень с описанием завершённых и (или) продолжающихся работ по ликвидации с приложением соответствующих документов; 11) журнал участия заинтересованных сторон в планировании окончательных ликвидационных работ; 12) описание оставшихся рисков.»; пункт 36 изложен в следующей редакции: «36. Приложения к плану ликвидации составляют рисунки, схемы, таблицы, карты, отчеты, а также документы, подлежащие представлению согласно пунктам 43 и 57 настоящей Инструкции. Рисунки, схемы, таблицы и карты размером в одну страницу располагаются в соответствующем разделе основной части плана ликвидации. Все приложения к плану ликвидации пронумеровываются. Нумерация является сквозной. При представлении плана ликвидации на очередную экспертизу промышленной безопасности и государственную экологическую экспертизу к нему прилагаются отчеты о выполнении мероприятий согласно графику мероприятий, включая проведенные исследования по ликвидации.»; пункт 38 изложен в следующей редакции: «38. В Разделе «Краткое описание» плана ликвидации приводится краткое описание плана ликвидации с уровнем детальности в зависимости от этапа освоения участка недр. Данное описание предназначено для заинтересованных сторон, которые пересматривают план, а также с целью краткого ознакомления с содержанием и сутью плана ликвидации. В кратком описании содержатся ключевые аспекты плана ликвидации, включая основные неопределенные вопросы и способы их решения. При очередном пересмотре плана ликвидации также описываются основные различия в отношении предыдущей версии плана ликвидации, получившего положительные заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы. Если недропользование на участке недр близится к завершению, данный раздел плана ликвидации дополняется таблицей, которая кратко будет отображать цель и критерии ликвидации, а также мероприятия по ликвидационному мониторингу результатов ликвидации. Таблицы организованы согласно объектам участка недр или разделены по ценным компонентам экосистемы.»; в Методику расчёта приблизительной стоимости ликвидации последствий операций по добыче твёрдых полезных ископаемых: подпункт 1) пункта 7 изложен в следующей редакции: «1) не позднее трёх лет со дня получения последнего положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы плана ликвидации, разработанного в соответствии с Инструкцией (далее – план ликвидации);»; пункт 10 изложен в следующей редакции: «10. Сумма обеспечения покрывает общую расчётную стоимость работ по ликвидации последствий произведённых операций по добыче и операций, планируемых на предстоящие три года с даты последнего положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы плана ликвидации.». Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |