|
|
|
Строительство социального магазина: соотношение экологии и экономики (на примере строительства социального магазина по улице Тимирязева и набережной «Есентай» возле КазНУ имени Аль-Фараби)
Салимгерей А.А., Директор Института государства и права КазНУ имени Аль-Фараби, Доктор Phd, к.ю.н., доцент Байзаков А.Т., научный сотрудник Института государства и права КазНУ имени Аль-Фараби, м.ю.н.
Наблюдение за застройкой города Алматы, особенно его центральной части, показывает интенсивное точечное строительство коммерческих объектов, бизнес центров, жилых комплексов не только на месте устаревших каких-либо объектов, но и на любом свободном месте, порой независимо от размеров территории, что приводит к необоснованной скученности новостроек со старыми объектами. Тем самым город постепенно теряет не только свой исторический облик, но и нарушается его экологическое состояние, усугубляемое увеличившимся количеством автомобильного транспорта. В депутатском запросе от 12 марта 2020 года на имя премьер-министра Республики Казахстан Аскара Мамина депутаты Мажилиса Парламента Казахстана отметили, что «город не столько разрастается по окружающей его территории, занимая все новые и новые площади, сколько происходит застройка тех его территорий, что раньше были отведены под парки, скверы, бассейны, фонтаны, площади и т.д. Что касается населения, то оно стремительно увеличивается, город изначально был предназначен для населения в 700 тысяч человек, по последним данным в Алматы проживает свыше 2 миллионов жителей (официально на 1 ноября 2019 года 1 млн. 902 тыс. человек), средняя плотность населения составляет 2 715,5 человек на 1 кв. км.»[1]. Район улицы Тимирязева и набережной реки «Есентай» не стал исключением, где напротив крупнейшего ВУЗа страны − КазНУ имени аль-Фараби, в котором обучаются десятки тысяч студентов, на маленьком пятачке земли (между жилыми домами и автобусной остановкой) планируется строительство социального магазина продуктов питания (с вывеской информации о начале строительства). Если учесть, что в комплексном плане «Новый Алматы» на 2020−2024 годы, утвержденном Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 2020 № 232, было обращено внимание на изношенность 60 процентов инфраструктурной системы города Алматы, то строительство указанного магазина (на данном участке) только усугубит состояние инженерных сетей на прилегающей территории и повысит уровень нагрузки на изношенные инженерные сети, тем более, что за последние 10 лет в результате присоединения к Алматы новых территорий площадь города выросла более чем в 2 раза. При этом резко возросла потребность в обеспечении новых районов инфраструктурой. Следует отметить, что комплексный план «Новый Алматы» на 2020−2024 годы направлен на реализацию первого принципа Стратегии развития города Алматы до 2050 года − «Город без окраин» с высокими стандартами жизни во всех районах и полицентрической планировкой, и удобным транспортом. Главной целью комплексного плана «Новый Алматы» является решение вопросов социальной обеспеченности, наличия инфраструктуры, улучшения качества жизни населения. В комплексном плане чётко определены мероприятия по благоустройству города Алматы. Акимат запланировал благоустроить 3 парковые зоны и 5 пешеходных зон[3] Однако строительство социального магазина полностью противоречит комплексному плану «Новый Алматы», поскольку строительство данного объекта предполагает обязательную вырубку деревьев, находящихся на территории будущего магазина, что является явным нарушением комплексного плана «Новый Алматы», предусматривающего в качестве одной из целей - озеленение города к 2024 году более 194 гектаров земли, помимо существующих зелёных насаждений. Как было ранее отмечено, напротив района строительства указанного объекта расположен крупнейший ВУЗ страны - КазНУ имени аль-Фараби, где обучаются более 25 тысяч студентов, магистрантов, докторантов и работают более 4 тысяч сотрудников университета, которые ежедневно и многократно пересекают улицу Тимирязева на остановку «Коктем-1», а примерно в десяти метрах от неё планируется построить новый объект, который в случае возведения и без того увеличит большую скученность людей на столь перегруженном районе, и где люди теряют какой-либо возможности припарковывать автомобили, что не соответствует высоким стандартам жизни. К тому же строительство социального магазина наложит дополнительную нагрузку на инженерные сети в районе пересечения улицы Тимирязева и набережной реки Есентай, где уже расположены высотные жилые дома, коммерческие объекты общепита, розничной торговли (закусочная KFC, «Арай», «4 часа продуктовый магазин», «Байсал») и находящийся рядом крупный продуктовый магазин «Рамстор». Как показывают реалии нашего времени, многие здания и сооружения очень часто меняли своих хозяев. Поэтому, полагаем, что собственник строящегося социального магазина вполне может отчуждать данное сооружение и уже со сменой собственника социальный магазин потеряет свое целевое назначение, а предполагаемая частая смена собственников только ухудшит облик данного района. Ухудшающаяся экологическая обстановка в городе Алматы, вызванная хаотичной и несистемной застройкой центра города вкупе с чрезмерным количеством автомобильного транспорта, усугубляет, как обоснованно отмечают депутаты Мажилиса Парламента Казахстана, состояние окружающей среды и угрожает жизни и здоровью граждан города Алматы. Таким образом, строительство социального магазина на пересечении Тимирязева и набережной реки Есентай противоречит пункту первому статьи 31 Конституции Республики Казахстан, устанавливающей, что «государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.». В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Казахстан, акимат города Алматы обязан проверить законность продажи небольшого земельного участка на пересечении улицы Тимирязева и набережной реки «Есентай», ограждённого алюминиевым забором, и целесообразность возведения социального продуктового магазина, запретить строительство данного объекта, поскольку необходимо устранить дисбалансы в развитии центра и окраин мегаполиса. Предполагаемое социальное направление объекта, как социального магазина, не предоставляет какой-либо целесообразности в части экологического и градостроительного законодательства. Данное строительство противоречит пункту первому статьи 29 Конституции Республики Казахстан, поскольку подвергает жизнь и здоровье граждан опасности. Ухудшающаяся экологическая ситуация в городе Алматы, входящего в число лидеров по уровню раковых заболеваний, подтверждается ростом уровня заболеваний дыхательных путей у жителей города. На 100 000 населения раковыми заболеваниями страдают 242 человека, а это на 20 % выше среднереспубликанского, всего по Казахстану на 100 000 населения приходится 183 заболевших раком (статистические данные КГУ «Управление общественного здоровья города Алматы») [4] Планируемое строительство социального магазина продуктов питания противоречит пункту 1 статьи 27-2 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» определяющего, что «проектирование объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечивать безопасность сооружений для жизни и здоровья человека и окружающей среды.», поскольку при строительстве социального магазина планируется вырубка зелёных насаждений, что никоим образом не соответствует принципу обеспечения безопасности жизни и здоровья человека и окружающей среды, а также нарушит экологическую обстановку в данном микроучастке. В Алматы, входящий в число 20 самых загрязненных городов мира, с каждым годом ухудшается экологическая ситуация и строительство социального магазина на участке столь густонаселённого района, предполагающее вырубку зелёных насаждений, приведёт только к ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации в мегаполисе (в данном микроучастке), распространению инфекционных заболеваний и, соответственно, к нарушению государственными органами, позволившими строительство социального магазина, обязанности по обеспечению государством права на безопасную жизнь и здоровье людей. Важно отметить, что территория Алматы расположена в 9-ти бальной зоне сейсмического районирования. Под мегаполисом проходят 5 тектонических разломов, а наибольшую сейсмическую опасность для города представляет Заилийский разлом (диагональный), проходящий вдоль ул. Аль-Фараби, через антенное поле, пл. Республики, пересечение ул. Абая и Кунаева, по ул. Казыбек би, через Парк культуры на восток. Ежегодно в радиусе 80 км от города Алматы происходит до 200 слабых землетрясений. Судя по характеру их распределения за последние 7 лет, основная сейсмическая деятельность развивается на юге и юго-востоке от города[5]. По здравому смыслу в городах с повышенной сейсмической угрозой строительство высотных зданий запрещено, и застройка населенного пункта осуществляет с таким учетом, чтобы в случае землетрясения в распоряжении горожан было достаточно свободного и безопасного пространства. Так, в Алматы, решением LI сессии маслихата города Алматы № 421 от 09 июня 2016 года были внесены изменения и дополнения в План реализации градостроительных регламентов застройки и функционирования зон территорий города Алматы. Согласно обновленному Плану, «параметры зданий расположенных южнее Восточной объездной дороги (ВОAД), проспекта Aль-Фараби, проспекта Саина, ул. Жандосова (от проспекта Саина до границы города) определить не более трех этажей плюс цокольный этаж для всех видов застройки с максимальной высотой не более двенадцати метров до верха парапета (конька кровли) от уровня земли и шириной не более пятнадцати метров, при размещении паркинга в подземной части ширину зданий принимать не более семнадцати метров (в широтном направлении) с меридианальным размещением зданий для пропуска воздушных потоков»[2]. Таким образом, Алматы находится в очень опасной сейсмической зоне, где при планировании генеральной застройки города, в первую очередь, необходимо руководствоваться принципом приоритета жизни и здоровья граждан над экономической выгодой и главный вопрос здесь заключается в том, что нельзя застраивать свободные участки новыми объектами. Другой вопрос - это увеличение количества зон отдыха, скверов, парков, увеличение количества зеленых насаждений. В связи с изложенным, полагаем, что уполномоченный орган в лице Коммунального государственного учреждения «Управление градостроительного контроля города Алматы», на основании пунктов 14 и 15 Положения о коммунальном государственном учреждении «Управление градостроительного контроля города Алматы» должен обеспечивать соблюдение норм законодательства об охране прав граждан на здоровье и экологическую безопасность (в данном случае − жителей густонаселенного района Алматы), и правил градостроительной документации при строительстве, эксплуатации объектов строительства и использовании земельных участков, а также не допускать и своевременно реагировать на нарушения норм законодательства и архитектурно-строительных правил на строящихся объектах на территории города Алматы, причиняющих вред, в том числе жителям домов прилегающего земельного участка на пересечении улицы Тимирязева и набережной реки «Есентай», на пяточке которого пытаются построить не представляющий острой необходимости социальный продуктовый магазин и нарушающих архитектурный существующий комплекс густонаселенного района на пересечении улицы Тимирязева и набережной реки «Есентай», расположенный в районе Казахского национального университета имени аль-Фараби. Как указано в комплексном плане «Новый Алматы», при сохранении текущих темпов прироста населения в 2030 году число алматинцев может достичь 3 млн. человек. Ожидается, что основное расселение будет происходить на окраинах города. В этой связи самый принципиальный вопрос − устранить дисбалансы в развитии центра и окраин мегаполиса. При этом фактически развит только центр города, где расположено порядка 70% всей социальной инфраструктуры Алматы. Полагаем, что в результате реализации комплексного плана «Новый Алматы» на 2020−2024 годы в сфере предпринимательства будут построены здания для обслуживания населения, торговые комплексы, бизнес-центры и заводы именно на окраине города для устранения дисбаланса в развитии центра и окраин мегаполиса, поскольку резко возросла потребность в обеспечении новых районов инфраструктурой.
1 Депутаты обеспокоены экологией Алматы //https://www.zakon.kz/5011224-deputaty-obespokoeny-ekologiey-almaty.html 2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 января 2020 № 23 об утверждении комплексного плана «Новый Алматы» на 2020−2024 годы https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38038265 3 Там же.
4 http://almatyzdrav.kz/socially_significant/oncology/ 5 Тектонические разломы (описание) на территории города Алматы - карта сейсмических разломов из генплана Алматы // https://xn----ptbgks9a.kz/about-earthquakes/otsenka-obstanovki/item/194-tektonicheskie-razlomy-opisanie-na-territorii-goroda-almaty-karta-sejsmicheskikh-razlomov-iz-genplana-almaty [2] Запрет строительства высотных зданий в горных и предгорных районах Алматы // https://a-p.legal/ru/2016/07/09/zametka-zapret-stroitelstva-vysotnyh-zdanij-v-gornyh-i-predgornyh-rajonah-almaty/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |