|
|
|
Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба)
2. Политическая модернизация и общественный контроль 3. Деятельность Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции 4. Формирование системы добропорядочности и антикоррупционной культуры в обществе 5. Внешний анализ коррупционных рисков 6. Внутренний анализ коррупционных рисков 7. Антикоррупционный мониторинг и антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов 9. Оценка уровня коррупции в государственных органах 10. Развитие Антикоррупционной службы 11. Международное сотрудничество 13. Реализация Антикоррупционной стратегии 14. Проблемы, требующие решения в среднесрочной перспективе 15. Концепция антикоррупционной политики на 2022-2026 годы Перечень ссылок
Настоящий доклад подготовлен во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 154 «Об утверждении Правил подготовки, внесения Национального доклада о противодействии коррупции Президенту Республики Казахстан и его опубликования». Целью документа является информирование общества о результатах реализации антикоррупционной политики Казахстана в 2021 году. Освещен вклад в противодействие коррупции уполномоченного и других государственных органов, субъектов квазигосударственного сектора и общественности. Представлены принятые законодательные и практические меры по антикоррупционному просвещению, превенции коррупции, партнерству с обществом, неотвратимости ответственности, а также предложения по дальнейшему совершенствованию антикоррупционной политики с учетом положений Конвенции ООН против коррупции, руководящих принципов ГРЕКО Совета Европы и рекомендаций ОЭСР. Отдельное внимание уделено информации об исполнении поручения Главы государства по разработке стратегического документа, определяющего программу действий на среднесрочный период по эффективной борьбе с коррупцией, включая «бытовую коррупцию». Также отражены усилия Казахстана по международному сотрудничеству в вопросах антикоррупционной политики, а также итоги независимой оценки уровня восприятия коррупции в стране и мире. Документ предназначен для широкого круга читателей – государственных служащих, независимых экспертов, рейтинговых агентств, общественных деятелей, ученых и других заинтересованных лиц.
1. Статистика
Благодаря системной превентивной работе, переходу на трехзвенную модель уголовного процесса, количество зарегистрированных в Казахстане фактов коррупции снизилось на 29%.
Диаграмма 1. Динамика коррупционной преступности
Таблица 1. Вклад правоохранительных и специальных государственных органов в противодействие коррупции (количество зарегистрированных преступлений)
Таблица 2. Наиболее распространенные коррупционные преступления
За совершение коррупционных правонарушений осуждено 892 лица (1021 – в 2020 году), среди них служащие: органов внутренних дел – 207 (254), акиматов и их структурных подразделений – 150 (211), из них акимов – 5 (19), министерства финансов – 34 (67), министерства сельского хозяйства – 19 (18), министерства здравоохранения – 16 (5), органов национальной безопасности – 10 (5), службы экономических расследований – 4 (7), прокуратуры – 3 (6), судьи – 3 (5). В структуре коррупционной преступности из года в год растет доля взяточничества (получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве). Если в 2015 году это было только каждое третье преступление (895 от 2 733), то в 2021 году – более 67% (1 053 от 1 557). Это сигнал о наличии в работе государственного аппарата рисковых зон, связанных с бюрократией и сложными процедурами. Несмотря на снижение общей статистики, возросло число особо тяжких коррупционных преступлений (на 10%), задержанных (на 10%, с 216 до 235), арестованных (на 13%, с 197 до 223) и осужденных к лишению свободы (на 7%, с 269 до 289). Благодаря реформам по защите конституционных прав граждан доля коррупционных уголовных дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям, снизилась в 2021 году на 30% (с 1 576 до 1 096). Антикоррупционная служба ориентирована на проведение глубоких разработок для выявления и пресечения многоуровневой системной коррупции, законспирированных преступных схем и крупных хищений. Пресечен 91 случай незаконного вмешательства в бизнес и 66 фактов покровительства субъектам теневой экономики. Выявлено 82 факта системной коррупции. Изобличена деятельность 3-х организованных преступных групп (2020 год – 0). Так, в столице сотрудники инспекции транспортного контроля организовали выдачу более 260 тысяч фиктивных диагностических карт технического осмотра на 500 млн тенге. В Восточно-Казахстанской области группа из 16 лиц, включая руководителей резервата «Семей орманы», получала взятки за выдачу разрешений на санитарную вырубку леса. Уничтожался уникальный сосновый бор. В Костанае работники специализированного центра обслуживания населения подделывали сотни экзаменов на получение водительских прав. Антикоррупционной службой продолжается системная работа по профилактике, выявлению и пресечению коррупционных проявлений при реализации мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией. За отчетный период выявлено 71 такое уголовное правонарушение, основную долю которых составляют факты хищений (55%), взяточничества (23%) и злоупотребления должностными полномочиями (7%). Их наибольшее число выявлено в г. Нур-Султан (11), Туркестанской (8), Алматинской (7), Акмолинской (6), Костанайской (6) областях и в г.Алматы (6). В рамках проверки закупок компьютерной техники для онлайн-обучения учеников выявлено 12 преступлений (г. Нур-Султан – 1, Алматинская область – 4, Атырауская – 1, Костанайская – 2, Мангистауская – 1, Павлодарская – 1, Северо-Казахстанская – 2) с общей суммой установленного ущерба свыше 15 млрд тенге. В числе изобличенных лиц руководители управлений образования 4-х регионов (г. Нур-Султан, Алматинская, Западно-Казахстанская и Павлодарская области), которые совершили хищение бюджетных средств путем завышения стоимости и поставки компьютерной техники ненадлежащего качества. Антикоррупционной службой приняты меры по выявлению и пресечению фактов выдачи поддельных электронных паспортов вакцинации. В результате зарегистрировано 12 досудебных расследований (г. Нур-Султан – 3, г. Алматы – 1, Акмолинская область – 1, Актюбинская – 1, Алматинская – 1, Восточно-Казахстанская – 1, Костанайская – 1, Павлодарская – 1, Туркестанская – 2). В Акмолинской области осуждены медицинские сестры центральной городской поликлиники г. Кокшетау и поликлиники ТОО «Viamedis» по факту неоднократного сбыта поддельных документов и внесения заведомо ложных сведений в электронный модуль «Вакцинация» информационной системы Министерства здравоохранения. Они получали от граждан денежные вознаграждения (от 10 тысяч до 40 тысяч тенге) без фактического введения инъекций. На основании этих данных на портале электронного правительства «egov.kz» сформированы фиктивные электронные паспорта вакцинации против коронавирусной инфекции на 15 жителей области. В 2021 году Антикоррупционной службой обеспечено возмещение 20,4 млрд тенге или 86% (из 23,8 млрд тенге установленного ущерба). Вместе с тем, Агентством по противодействию коррупции (далее – Агентство) основное внимание уделяется раннему предупреждению общественно-опасных последствий. Так, путем мониторинга государственных закупок предотвращено нерациональное использование бюджетных средств на сумму 46,6 млрд тенге. Такой же превентивный подход применяется и в рамках уголовных дел. К примеру, Агентством не допущено хищение более 18 млрд тенге, выделенных на строительство моста в Северо-Казахстанской области.
2. Политическая модернизация и общественный контроль
Во исполнение поручений Главы государства введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК) – фундаментальный правовой акт, нацеленный на внедрение и применение эффективных механизмов защиты прав физических и юридических лиц при рассмотрении публично-правовых споров, а также гарантирование участия граждан в процессе принятия решений органами власти.[1] [3, п. 14; 2, инициатива 4.8] В рамках реализации АППК и концепции «слышащего государства» введена в эксплуатацию информационная система «е-Обращение», которая направлена на обеспечение прозрачности и оптимизацию процессов рассмотрения обращений, повышение сервисного подхода, а также расширение возможностей для аналитики. К данной платформе подключены все центральные государственные органы и их территориальные подразделения, а также местные исполнительные органы. Зарегистрировано более 186 тысяч пользователей и с момента запуска системы обработано более 667 тысяч обращений. После ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах принят закон об окончательной отмене смертной казни.[2] Впервые проведены прямые выборы акимов сельских населенных пунктов. Перечень лиц, занимающих ответственную государственную должность, дополнен Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан.[3] Внесены существенные изменения в Систему государственного планирования, основанную в том числе на принципе «человекоцентричности» и нацеленную на результат.[4] [4, п. 3] В рамках антикоррупционной политики конкретные целевые показатели предусмотрены в Общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года, Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года, Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года, Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы. Так, стратегическими целями в сфере противодействия коррупции определено достижение 45 баллов в Индексе восприятия коррупции Transparency International по итогам 2025 года, 55 баллов – к 2030 году. Закреплен правовой статус проектного управления в деятельности государственных органов.[5] Специально созданным Национальным проектным офисом обеспечивается ежедневный мониторинг достижения стратегических показателей страны в информационной системе проектного управления «Easy project». На данном ресурсе систематизирована информация о количестве проектов, идентифицированных рисках, имеющихся отклонениях в разрезе государственных органов, задач и целевых показателей. Утвержден ряд концепций и национальных проектов, предусматривающих конкретные меры по реформированию стратегических направлений развития страны. Контроль их качественной реализации обеспечивается в том числе путем предоставления депутатам, независимым экспертам доступа к информационной системе проектного управления. Продолжается развитие общественного контроля через общественные советы. [7, п. 4.3] На конец 2021 года в республике действовал 251 общественный совет (3 801 человек), из них на республиканском уровне – 35, на местном уровне – 216 (на уровне областей, гг. Нур-Султан, Алматы, Шымкент – 17, на уровне городов, районов – 199). Наблюдательные органы также созданы при 12-ти субъектах квазигосударственного сектора. [4, п. 118] Целью деятельности общественных советов является выражение мнения гражданского общества по общественно значимым вопросам через различные формы общественного контроля (общественные слушания, общественный мониторинг, общественная экспертиза, заслушивание отчётов о результатах работы государственных органов). Однако, согласно результатам социологического опроса 2021 года, эффективность работы общественных советов в той или иной степени отмечают только 29,5% респондентов, а отношение к данному институту в регионах неоднородное.[6] Показатель эффективности в разрезе регионов демонстрирует крайне низкую осведомленность о деятельности общественных советов в Атырауской, Карагандинской и Костанайской областях. Наиболее эффективными респонденты считают общественные советы в Западно-Казахстанской, Кызылординской и Туркестанской областях (республиканский показатель эффективности – свыше 50%).
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «В целом считаете ли Вы деятельность общественных советов эффективной?»
Вместе с тем имеются нарекания граждан по вопросу качественного состава общественных советов и, как следствие, отсутствию площадок для реального диалога с властью. Общественные советы при акиматах не смогли стать эффективными институтами общественного контроля и учета мнения населения при принятии государственных решений. По состоянию на 2021 год имеют место три негативные тенденции, требующие пересмотра деятельности общественных советов. Во-первых, отсутствие транспарентности при формировании состава, недостаточная прозрачность процедуры определения составов данных органов, их автономности и самостоятельности. Несмотря на формальное соблюдение лимита гражданского сектора в составе общественных советов (не менее 2/3), он зачастую представлен бывшими госслужащими, экс-акимами, депутатами, руководителями социальных объектов, выражающими лояльность руководству региона. Как правило, отсутствуют представители общественности, оппонирующие позиции местных властей. Практика подбора лояльных активистов приводит к «выхолащиванию» самой сути общественных советов. В них не представлены крупные эксперты и ученые с альтернативными мнениями, отсутствуют представители местной оппозиции и реальные лидеры общественного мнения. Во-вторых, нет ориентированности на снижение протестности. На местном уровне отсутствуют площадки, где оппозиционно и критически настроенные общественники могут озвучить свои требования и вместе с властями вести поиск решения поднимаемых проблем. Подобная ситуация противоречит принципу «слышащего государства» и повышает риски общественной дестабилизации. В-третьих, деятельность общественных советов малоэффективна. По мнению населения, они формально собираются несколько раз в год и проводят заслушивания акимов о социально-экономическом развитии регионов, практически не поднимая проблемные вопросы регионов и не предлагая пути их решения. В целях повышения доверия к деятельности общественных советов и формирования реальной площадки для критики и предложений со стороны граждан Глава государства дал ряд поручений Правительству и акимам областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, в том числе по включению в состав общественных советов представителей конструктивной оппозиции из числа политических партий, НПО, гражданских активистов, участников мирных митингов, а также минимизировать количество представителей государственных органов. Наряду с этим, в целях повышения открытости и подотчетности государства перед обществом разработан и внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект Закона «Об общественном контроле». [4, п. 117]
3. Деятельность Комиссии при Президенте Республики Казахстан
В соответствии с Планом работы Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции в 2021 году проведено 6 заседаний, на которых рассмотрено 10 вопросов, в том числе: 1) о ходе реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы; 2) о ходе реализации протокола совещания под председательством Главы государства «О мерах по дальнейшему противодействию коррупции» от 19 августа 2020 года № 20-01-7.19; 3) об эффективности реализации Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы; 4) проблемные вопросы правоприменения института отставки и дисциплинарной ответственности руководителей за коррупцию подчиненных; 5) о противодействии коррупции в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг; 6) о принимаемых мерах по противодействию коррупции в таможенной сфере; 7) об эффективности использования бюджетных средств, направленных на противодействие коронавирусной инфекции, а также эффективности принимаемых мер по профилактике и противодействию коррупции в Министерстве здравоохранения за 2020 год и 1-е полугодие 2021 года; 8) об итогах реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы; 9) государственный аудит эффективности выделенных средств на развитие среднего и высшего образования; 10) об утверждении Плана работы Комиссии на 2022 год. На заседаниях по видеоконференцсвязи принимали участие члены Комиссии, руководители заинтересованных центральных и местных государственных органов, а также субъектов квазигосударственного сектора. По их результатам уполномоченным органам и организациям даны конкретные рекомендации, исполнение которых находится на контроле Отдела правоохранительной системы Совета Безопасности, являющегося рабочим органом Комиссии.[7] О рассмотрении перечисленных вопросов размещены соответствующие информационные сообщения и доложено Главе государства.
4. Формирование системы добропорядочности и антикоррупционной культуры в обществе
В целях систематизации работы по формированию антикоррупционной культуры утверждены Комплексный и Межведомственный планы по продвижению культуры добропорядочности (совместно с министерствами информации и общественного развития, образования и науки, культуры и спорта). Во исполнение данных документов реализованы порядка 3-х тысяч мероприятий образовательного, информационного и организационного характера. [6, п. 6; 7, п. 5] Так, во всех регионах на площадках молодежных ресурсных центров проведено 154 встречи учащихся с их кумирами (в формате TedX). В рамках общереспубликанской акции «Час добропорядочности» в учебных заведениях организована трансляция 38 видео-лекций. По всей стране прошли конкурсы «Парасатты отбасы» с участием более 12 тысяч семей. При координации Министерства культуры и спорта в репертуаре республиканских театров представлены постановки на антикоррупционную тематику. В целях культивирования правильных установок налажено производство и трансляция социальных антикоррупционных видеороликов («Коррупция разрушает жизнь твоих близких», «Беруны, несуны и лизуны», «Эволюционируй правильно» и др.). В рамках проекта «Адал көмек» ведущими юристами-волонтерами проведено более 13 тысяч онлайн-консультаций и 740 встреч. Даны разъяснения по 40 тысячам вопросов граждан. В общественных местах транслируются видеоролики, направленные на формирование нулевой терпимости к коррупции, в которых содержательно представлена информация о мерах противодействия коррупции, механизмы участия граждан в борьбе с коррупцией. Проведено 35 онлайн-трансляций судебных процессов по коррупционным уголовным делам с участием трудовых коллективов государственных органов и организаций, где работали осужденные. В рамках проекта «Antikor.Live» обеспечена непрерывная трансляция антикоррупционного контента. В целях укрепления культуры нетерпимости к коррупции ежегодно разрабатываются пропагандистские раздаточные материалы. В прошлом году их количество составило 100 тысяч брошюр и более 300 баннеров. При поддержке Министерства информации и общественного развития с апреля 2021 года на республиканском телеканале «Хабар 24» действует еженедельная программа «Antikor.kz» в формате комментариев экспертов и сюжетов о деятельности антикоррупционной службы. Вопросы превенции коррупции также широко освещаются в рамках программ «Ашық алаң», «Апта», «Интервью», «Большая неделя», «Бүгін», «Народный контроль», «Хабарлас», на республиканских («Хабар 24», «Хабар», «Qazaqstan») и региональных («Ertis TV», «Qyzylorda», «Qyzyljar», «Jambyl», «Qostanai», «Kokshe», «Aqjaiyq», «Altai», «Semei», «Атырау», «Ақтөбе» действуют программы «Ашық сөз», «Ақиқат алаңы», «Adal talk», «Адалдық алаңы», «Бірінші студия», «Опираясь на закон», «Алтай таңы», «Сыбайлас жемқорлыққа қарсы сананы қалыптастыру», «Antikor news») телеканалах. Агентством совместно с Министерством образования и науки создается антикоррупционная образовательная среда. Разработан сборник дидактических игр «Адалдық әліппесі» для детских садов, направленный на воспитание добропорядочности у детей дошкольного возраста. Учебные программы 1-4 классов «Дүниетану», «Әдебиеттік оқу», «Өзін-өзі тану», «Литературное чтение» дополнены антикоррупционным компонентом. Утверждено Методическое руководство по внедрению принципов академической честности в вузах, в том числе с применением инструментов Лиги академической честности. В частности, рекомендовано: 1) автоматизировать процедуры взаимодействия со студентами (прием, регистрация, оценивание, экзамены); 2) включить модуль «Основы антикоррупционной культуры» в перечень образовательных программ; 3) актуализировать перечень тем выпускных работ с антикоррупционной тематикой; 4) проводить опрос студентов на предмет определения уровня коррупции в учебном заведении; 5) внедрить антикоррупционный стандарт ISO 37001 и др. Благодаря широкой просветительской и разъяснительной работе повышается антикоррупционная культура граждан, их доверие к Агентству и антикоррупционной политике в целом. На последние пять лет количество обращений на номер «1424» возросло на 35% (2017 г. – 20 352, 2021 г. – 27 425). За сообщение о коррупции в 2021 году поощрено 147 лиц на сумму 46,5 млн тенге.
5. Внешний анализ коррупционных рисков
В 2021 году проведено 145 внешних анализов коррупционных рисков, по итогам которых в государственные органы и субъекты квазигосударственного сектора внесено 2628 рекомендаций. [4, п. 116; 8] На центральном уровне организовано 7 анализов (Комитет санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения, Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения, Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики, акимат г.Нур-Султан, Комитет автомобильных дорог МИИР, сферы субсидирования сельского хозяйства и транспортного контроля). Доля исполненных рекомендаций составила 80,5% (план – 79,0%). [8] В целях усиления превентивных инструментов противодействия коррупции начато внедрение интегрированной аналитики, нацеленной на всесторонний анализ проблемных вопросов с широким вовлечением специалистов из бизнес-среды, гражданского общества, государственных органов. По поручению Главы государства Агентством проведен комплексный анализ коррупционных рисков в сфере субсидирования сельского хозяйства. Выявлено множество коррупционных рисков в бизнес-процессах и нормативном регулировании системы субсидирования, связанных в том числе с широкими дискреционными полномочиями должностных лиц, дающими возможность принимать решения по своему усмотрению. Информационные системы субсидирования несовершенны, не защищены от несанкционированного доступа, установлено множество недоработок в их функционале, что позволяет манипулировать данными. Ситуацию усугубляет отсутствие эффективной системы контроля, а также ответственности должностных лиц акиматов и профильного министерства за неэффективное и нецелевое использование субсидий. В сфере животноводства установлены многочисленные факты манипулирования данными сельскохозяйственных животных в информационной системе «ИСЖ»: произвольная корректировка возраста, пола животных, дублирование их идентификационных номеров. Эти и другие манипуляции проводились для субсидирования несуществующего скота, сельскохозяйственных животных, не подпадающих под установленные критерии, двойного субсидирования одного и того же поголовья, необеспечения сохранности и нецелевого использования просубсидированного скота. К примеру, в Туркестанской области только в одном из хозяйств установлено более 400 фактов корректировки возраста взрослых коров на возраст телят для искусственного увеличения приплода и получения субсидий. В Жамбылской области к семи годам шести месяцам лишения свободы осуждена руководитель отдела животноводства, которая организовала для аффилированного крестьянского хозяйства получение 33-х млн тенге субсидий на скот, который фактически не приобретался. В сфере инвестиционного субсидирования выявлено множество коррупционных рисков, связанных с противоречием и двусмысленностью норм, существенной разницей в стоимости идентичной сельскохозяйственной техники, приобретаемой по разным паспортам инвестиционного субсидирования. Все это дает возможность ответственному лицу акимата принимать решение по своему усмотрению. Часть оборудования субсидируется без установления критериев соответствия и указания каких-либо параметров, что создает условия для злоупотреблений и хищений. Несовершенный механизм увеличения доли субсидирования за счет местного бюджета по отдельным паспортам проектов (от 35 до 50%) также позволяет должностным лицам действовать по своему усмотрению. К примеру, по паспорту № 4 инвестиционного субсидирования (обводнение пастбищ) за 5 лет государством выделено более 80 млрд тенге, однако, этот вид государственной помощи стал способом криминального обогащения за счет высокой доли возмещения инвестиционных вложений (80%) и полного отсутствия контроля. Схема хищения бюджетных средств заключалась в максимальном завышении стоимости оборудования и дальнейшей поставке дешевой техники низкого качества компаниями, аффилированными с работниками управлений сельского хозяйства. В других случаях оборудование вообще не поставлялось и не устанавливалось, а деньги перечислялись по фиктивным актам. Аналогичная схема применялась по колодцам и скважинам. При этом заявки на получение субсидий подавались путем обмана от имени фермеров с помощью их цифровых подписей. Так, в Актюбинской области изобличена преступная группа из числа работников Национального аграрного научного центра (МСХ), которая на протяжении 3-х лет через аффилированные предприятия осуществила поставку солнечных панелей сотням крестьянских хозяйств (более 400) по завышенным ценам, подавая от их имени заявки и присваивая субсидии себе. В отношении работников научного центра также возбуждены уголовные дела департаментами по Атырауской, Жамбылской, Туркестанской областям и центральным аппаратом Агентства. В Западно-Казахстанской области предан суду руководитель отдела управления сельского хозяйства областного акимата Ануаров М. Он в группе с другими лицами обманным путем от имени 120 фермеров подписывал фиктивные документы и получал через их счета бюджетные средства, выделенные в виде субсидий. В сфере субсидирования растениеводства основные риски связаны с возможностью заключения фиктивных сделок, отсутствием механизмов проверки достоверности документов, фактического приобретения субсидируемого товара (удобрений, пестицидов, семян и др.), а также его целевого использования (нет процедур мониторинга и администрирования). Ряд указанных рисков нашли свое подтверждение в рамках уголовных дел и прокурорских проверок, установлены многочисленные факты нарушений, мошенничества и хищения субсидий. По итогам комплексного анализа коррупционных рисков в сфере субсидирования сельского хозяйства сделаны следующие ключевые выводы: 1) в силу отсутствия единой концепции развития отрасли на длительный период политика и критерии для субсидирования постоянно меняются. Фермерам сложно планировать работу на долгосрочный период, они несут убытки; 2) многие целевые индикаторы не достигаются, так как государственные программы в сфере агропромышленного комплекса за последние десять лет зачастую досрочно ставились на утрату без анализа причин их неэффективности; 3) неоправданно большое количество направлений, видов, условий получения субсидий (12 направлений, более 50-ти видов субсидий, которые в свою очередь делятся на паспорта, пункты, где свои требования и критерии отбора) являются для фермеров главными административными барьерами; 4) субсидии в текущем состоянии не решают задач обеспечения продовольственной безопасности, формирования эффективной системы предпринимательства и повышения уровня жизни сельского населения; 5) действующая система субсидирования «подталкивает» должностных лиц и сельхозтоваропроизводителей к коррупционным преступлениям, позволяет несправедливо и нерационально распределять бюджет (широкие дискреционные полномочия должностных лиц, несовершенство информационных систем, отсутствие эффективной системы контроля и персональной ответственности должностных лиц). По всем фактам, выявленным в ходе анализа, возбуждено 100 уголовных дел. По итогам анализа в Министерство сельского хозяйства внесено более 170 рекомендаций с конкретными мерами по комплексному устранению системных проблем. При МСХ создана рабочая группа по совершенствованию системы субсидирования, нормативно-правовой базы и информационных систем. Аналогичный сквозной анализ начат в сфере транспортного контроля, где выявлено множество правовых и других рисков. Принимаемые Комитетом транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития меры по борьбе с недобросовестными автоперевозчиками грузов формальны и не приводят к ожидаемым результатам. Более 800 тысяч транспортных средств остаются без официального транспортного контроля, а государство несет миллиардные убытки на ремонт дорог (в среднем 60 млрд тенге в год). К примеру, в Восточно-Казахстанской области пресечена преступная деятельность должностных лиц, которые за взятки обеспечивали незаконное перемещение транспортных средств с превышением допустимой нормы груза. Ежедневная сумма поборов составляла порядка 150-200 тысяч тенге. За 9 лет не налажена работа специальных автоматизированных измерительных средств. Комитетом транспорта не ведется онлайн-видеомониторинг за территориальными инспекциями, осуществляющими контроль на дорогах, не обеспечивается использование ими видеожетонов. Существенные недостатки имеются и в сфере технического осмотра транспортных средств. Агентством выявлено 54 лжеоператора техосмотра, которые только в 2021 году выдали 435 тысяч фиктивных диагностических карт. Таким образом, 15% всего автотранспорта Казахстана создает угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности движения в целом. Однако, органы транспортного контроля вместо борьбы с лжеоператорами техосмотра покровительствуют их незаконной деятельности. Ежегодно Комитетом транспорта на паритетных основах производится обмен с иностранными государствами бланками разрешений в целях развития международных торговых отношений. Однако, зачастую создается искусственный дефицит бланков путем незаконного отказа добросовестным перевозчикам в их получении. Они предоставляются аффилированным с сотрудниками инспекций транспортного контроля компаниям, не имеющим собственного грузового транспорта. По итогам анализа Министерству индустрии и инфраструктурного развития будут даны соответствующие рекомендации. Важно отметить, что рекомендации внешних анализов по закону являются необязательными, что повышает риски их неисполнения. К примеру, в апреле 2020 года в Министерство энергетики внесена рекомендация по изменению процедуры рассмотрения заявок и распределения объемов сжиженного газа. Игнорирование данной рекомендации повлекло совершение руководителем управления Министерства Амангельдыұлы Н. коррупционного преступления посредством неоднократного получения взяток от представителей газосеттевых организаций в сумме 6,3 млн тенге (осужден к наказанию в виде 8-ми лет лишения свободы). В целях качественного искоренения коррупционных рисков Агентство продолжает сопровождать исполнение рекомендаций до их окончательной реализации по каждому объекту анализа.
6. Внутренний анализ коррупционных рисков
Приняты системные меры по пересмотру подходов к осуществлению внутреннего анализа коррупционных рисков в государственных органах и субъектах квазигосударственного сектора. [4, п. 116; 7, п. 4.1] Изучено свыше 9 тысяч правовых актов и рабочих процессов, выявлено 2 тысячи рисков (ЦГО – 900, МИО – 865, КГС – 299). Наиболее подвержены рискам финансово-хозяйственная деятельность государственных органов, регуляторные и контрольные функции, кадровые процессы, государственные услуги, контрольно-надзорные функции, регулирование конфликта интересов и процессуальная практика. Квазигосударственному сектору присущи непрозрачность закупок, «закрытость» финансовых процедур, риски использования должностного положения с целью извлечения личной выгоды, а также протекционизма и назначения «угодных» лиц. Однако, не все поддержали инициативы по усилению института внутренних анализов коррупционных рисков. Формализм прослеживается в подходах АО «QazExpoCongress», АО «НК «Казахстан инжиниринг», АО «Казахтелеком», АО «Казгеология», АО «НК «КазАвтоЖол». Такая ситуация в квазигосударственном секторе является следствием отсутствия комплаенс-контроля либо его слабой организации. Особую тревогу вызывают крупные компании, управляющие многомиллиардными бюджетными суммами. В отношении таких субъектов требуется специальный режим антикоррупционной координации и мониторинга. Поэтому Агентством разработаны и согласованы с Администрацией Президента и Правительством законодательные поправки касательно закрепления компетенции Агентства по координации антикоррупционных комплаенс-служб субъектов квазигосударственного сектора.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |