|
|
|
Тезисы министра торговли и интеграции Б. Т. Султанова на тему:
Уважаемый Нурлан Мажитович! Уважаемый Даурен Зекенович! Уважаемые депутаты!
Все мы знаем, что сфера торговли является одной из отраслей экономики страны, которая вносит значительный вклад в ее развитие. Доля торговли в мировом валовом внутреннем продукте составляет 23%. Вместе с тем, одним из главных рисков для мировой торговли является усиление торгового протекционизма. По оценкам экспертов Всемирного банка, глобальный товарооборот сократится на 9%. А усиление экономических зон, особенно в странах Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, 60% товарооборота приспосабливается к межрегиональной торговле. Учитывая эти тенденции, хотелось бы остановиться на ряде ключевых проблем развития торговли. Среди них недостаток современных форматов торговли и отсутствие взаимосвязей торгово-логистических объектов. Вместе с тем, преобладание на внутреннем рынке низкокачественных товаров, особенно иностранных, волнует наших граждан и требует модернизации инфраструктуры технического регулирования, обеспечивающей безопасность отечественной продукции. Конкурентоспособность казахстанского товара на внешнем рынке характеризуется преобладанием сырого вещества в составе экспорта. Кроме того, барьеры в инфраструктуре продвижения экспорта затрудняют доступ производителей на внешние рынки. В целом все поднимаемые вопросы были всесторонне обсуждены на вашей площадке, на круглых столах, рабочих заседаниях. Поэтому хочу поблагодарить депутатов за проделанную работу.* * *
Учитывая сегодняшние тенденции и существующие проблемы, Министерством проводится комплексная работа по двум взаимосвязанным блокам.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Несмотря на продолжающиеся негативные тенденции в мировой экономике, 9 месяцев 2021 года принесли значительную положительную динамику во внешнюю торговлю Республики Казахстан. Так, товарооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 12,7 % и составил $ 72,8 млрд. При этом экспорт увеличился на 20,6% В рамках ЕАЭС товарооборот по итогам 9 месяцев составил $ 18,5 млрд., что больше аналогичного периода на 28,4% Экспорт также увеличился на 39,2 % и составил $ 5,6 млрд. Нами активно проводится работа по продвижению экономических интересов на многосторонних интеграционных и международных площадках. Первое, в рамках развития евразийской интеграции утвержден План мероприятий по реализации Стратегии ЕАЭС до 2025 года и определены основные векторы взаимодействия. В приоритете вопросы кооперации, международного сотрудничества и устранения барьеров. По инициативе казахстанской стороны внедрен новый вид сертификата подтверждения происхождения товаров - «сертификат серийной продукции» на скоропортящуюся продукцию. Он упростит перемещения наших товаров на рынки ЕАЭС и снизит финансовые издержки экспортерам. В данное время мы ведем переговоры по расширению перечня товаров, для которых он может выдаваться. Создаются условия для безбарьерной среды на внутреннем рынке ЕАЭС. С 2016 года по настоящее время устранено 80% барьеров. Из них, в этом году устранено 3 на $ 2,7 млн. Кроме того, мы добились от партнеров согласия по устранению до конца текущего еще 3 барьеров года на $ 1,8 млрд. Утверждена, разработанная нами, Методология признания барьеров. Теперь весь процесс занимает 70 дней. По старой методологии этот процесс занимал период до 2-х лет. Продолжается реализация национальной Дорожной карты по устранению барьеров. На сегодня нам удалось устранить 8 барьеров на более чем $ 600 млн. Они касаются сферы госзакупок, налогообложения, трудовой миграции, водного транспорта и торговли отдельными видами товаров. Создана Общественная приемная по вопросам участия Казахстана в ЕАЭС и ВТО. В этом году мы провели онлайн-встречи с бизнесом практически всех регионов Республики. В рамках заседаний поднимались проблемные вопросы экспорта, часть из которых удалось решить. К примеру, устранен барьер по получению разрешения на проезд крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств по территории России. Также на базе единой платформе интернет ресурсов госорганов в мая т.г. введен в эксплуатацию отдельный раздел по вопросам участия Казахстана в ЕАЭС. Это позволяет нашему бизнесу оперативно обращаться в Министерство по возникшим проблемам доступа на евразийские рынки. Второе, для расширения рынков сбыта казахстанских товаров и создания благоприятных условий заключены соглашения о зоне свободной торговли с Ираном, Вьетнамом и Сербией. Эти страны уже предоставляют на своих рынках казахстанским товарам более льготные условия доступа. Завершены переговоры по товарной части и близятся к завершению переговоры по услугам с Сингапуром. Ведутся переговоры с Израилем, Египтом и Индией с потенциалом экспорта более чем на $ 800 млн. Следует отметить, что за годы независимости Казахстан стал полноправным участником международной торговой системы. В текущем году с 30 ноября по 3 декабря в Женеве под нашим председательством пройдет 12-я Министерская конференция Всемирной торговой организации. Проведение МК-12 на должном уровне позволит повысить имидж Казахстана и даст возможность быть ключевым участником процесса принятия важнейших решений и выработки новых договоренностей, которые придадут импульс мировой торговле. С целью защиты интересов производителей товаров, в ЕАЭС применяются антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры. На сегодняшний день действуют 20 антидемпинговых мер и проводятся 6 антидемпинговых расследований в отношении ряда промышленной продукции из Грузии, Украины, КНР и Узбекистана. Для обеспечения внутреннего рынка необходимыми товарами и сырьем, а также его защиты применяются меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Так, в целях недопущения дефицита на социально значимые продовольственные товары и стабилизации цен в период чрезвычайного положения вводились временные запреты на вывоз продовольственных товаров. Для увеличения поголовья скота и сдерживания цен на мясо введен запрет на вывоз маточного поголовья скота и кормов. Также принят ряд мер по урегулированию ситуации на общем рынке отходов и лома черных и цветных металлов, продлено действие запрета на вывоз металлолома автомобильным транспортом. Третье, в целях формирования единого торгово-транспортного пространства с соседями, стимулировании роста предпринимательства и формировании устойчивых цепочек добавленной стоимости проводится работа по развитию трансграничных хабов. Начата полномасштабная работа по перезагрузки деятельности МЦПС «Хоргос», с усилением его экспортного и транзитного потенциала с Китаем. Будут созданы и модернизированы центры на границах с Узбекистаном, Киргизией, Россией и прикаспийскими странами. В перспективе данные хабы будут интегрированы с Национальной товаропроводящей системой и повысят роль Казахстана в международной торговле. Четвертое, положительная динамика отмечается в экспорте несырьевых товаров и услуг. Так, по итогам 9 месяцев 2021 года экспорт несырьевых товаров составил $ 14 млрд., что на 25,6% больше аналогичного периода 2020 года. Экспорт услуг за первое полугодие в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,4% и составил $ 2,7 млрд. В целом увеличению несырьевого экспорта способствует проводимая Правительством проактивная экспортная политика. Она включает порядка 20 финансовых и нефинансовых инструментов. По итогам 9 месяцев т.г. предоставлено льготное кредитование 74 экспортерам на сумму 119 млрд. тг. Возмещены затраты 158 экспортерам на сумму 5,9 млрд. тг. Оказана страховая поддержка 69 экспортерам на сумму 105 млрд. тг. Более 200 экспортерам оказана консультационно-аналитическая поддержка. Министерство запустило программу экспортной акселерации. Она основана на индивидуальном подходе к каждому предприятию и его сопровождение от идеи до поставки продукции на новые рынки. На сегодняшний день в программе приняли участие 35 предприятий пищевой промышленности, заключены экспортные контракты на сумму более $ 70 млн. На международную электронную платформу Alibaba.com было выведено 100 отечественных компаний. До конца года будут выведены еще 50 новых компаний. Суммарные продажи участников программы составили $ 72,5 млн. В целях вовлечения загранучреждений МИД РК для продвижения экспорта разработаны страновые экспортные программы. С начала текущего года началась активность на площадках В2В встреч. Проведено 9 торгово-экономических миссий в странах Центральной Азии Азербайджане и в городах Российской Федерации - Екатеринбург и Казань. Подписано более 50 экспортных контрактов и соглашений на общую сумму более $ 150 млн. Ожидаем, что комплексный пакет мер по продвижению несырьевого экспорта позволит к 2025 году достичь показателя в $ 41 млрд.
ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ Внутренний товарооборот за 10 месяцев 2021 года составил 32,9 трлн. тг. и вырос в сравнении с аналогичным периодом 2020 года на 17,5%. В сравнении с 9 месяцами 2020 года вырос и объем привлеченных инвестиций на 43,3%. Первое, для системного решения задачи по самообеспечению социально значимыми продовольственными товарами инициировано создание Национальной товаропроводящей системы в виде инфраструктуры сети 24 ОРЦ. Это позволит нам комплексно решить взаимоувязанные проблемы, возникающие в цепочке от производства до реализации, и приведет в конечном счете к формированию целостной торговой инфраструктуры. Сегодня в рамках первого этапа начата работа по 7 ОРЦ. Строительство остальных ОРЦ планируется завершить в 2024 году. В целом, по итогам реализации проекта экономический эффект составит порядка 1,5 трлн. тенге. Будут привлечены инвестиции в размере 152 млрд. тенге и создано порядка 12 тысяч рабочих мест. Также, будут модернизированы объекты нестационарный торговли. На сегодня из более 500 универсальных торговых рынков, требуют модернизации - 103. Принимаемые меры позволят повысить уровень цивилизованной торговли и культуры предпринимательской деятельности, улучшить налоговое администрирование и сократить теневую торговлю. Второе, проводится работа по развитию конкурентоспособности нашего рынка. Один из главных ее компонентов - развитие биржевой торговли. С целью ее совершенствования расширен перечень биржевых товаров и разработан законопроект, рассмотренный сегодня в 1-м чтении Мажилисом Парламента. Он направлен на повышение прозрачности деятельности товарных бирж, создание условий для развития и увеличения объемов биржевой торговли. Наша среднесрочная цель – увеличить долю биржевой торговли до 14% от объемов оптового товарооборота. Третье, наряду с этим проведена комплексная работа по развитию электронной торговли. Она позволила в 2020 году увеличить ее объемы в 2 раза и превысить отметку в 1,1 трлн. тенге. Доля ее в общем объеме розничной В2С торговли составила 9,7 %. По итогам 9 месяцев 2021 года объем составил 981,3 млрд. тг., достигнув доли 10,7%. В рамках расширения и развития экосистемы электронной коммерции продолжается планомерная работа по стимулированию электронной торговли и обучению МСБ, развитию инфраструктуры распределения и доставки товаров. Наша задача – довести к 2025 году долю электронной торговли до 15% от розничного товарооборота. Результатом комплексных мер по развитию отрасли станет сокращение доли ненаблюдаемой теневой торговли в ВВП, которая сегодня, доходит почти до 6%. Четвертое, в целях защиты внутреннего рынка от опасных и вредных товаров, негативно влияющих на жизнь и здоровье населения, приняты законы по защите прав потребителей и техническому регулированию. Запущены информационные системы «е-Тutynushy» и «е-Аккредитация». Одним из инструментов снятия технических барьеров в торговле является применение единых стандартов и техрегламентов в ЕАЭС. Они позволяют беспрепятственно поставлять нашу продукцию на внешние рынки, в том числе ЕАЭС и СНГ. В этой связи нами разработан Национальный план стандартизации. Все запланированные на этот год 200 стандартов на сегодня разработаны и утверждены. Также принято 51 технических регламентов ЕАЭС, из которых 44 вступили в силу. По итогам проведенной комплексной работы отозвано более 600 необоснованно выданных сертификатов и деклараций соответствий. Также, отменено действие на территории Казахстан свыше 100 документов об оценке соответствия государств-членов ЕЭАС. За выпуск в обращение продукции, не соответствующей техрегламентам наложены штрафы на 25 млн. тенге и возмещено потребителям более 500 млн. тенге. Пятое, проводится работа по цифровизации отрасли. Для предоставления бесплатной поддержки и помощи МСБ в развитии электронной торговли запускается платформа SmartDuken.kz. Активно ведутся работы по созданию Аналитической платформы по торговле и Национального каталога товаров. Они направлены на повышение прозрачности процессов ценообразования и послужат инструментом для регулирования цен на товары, в том числе на СЗПТ. До конца года планируем их запустить. Внедряется цифровой «социальный кошелек» гражданина. Он позволит усовершенствовать механизм предоставления социальной помощи гражданам и оптимизировать расходы бюджета на покрытие банковских комиссий До конца 2021 года будет запущен пилотный проект в г. Нур-Султан и г. Павлодар.
Уважаемый Нурлан Мажитович! Уважаемые депутаты! На сегодняшний день для успешной реализации отраслевых мер будет проведена работа по законодательному совершенствованию. В этой связи министерством разработан ряд инициатив по обсуждению с бизнес-сообществом, общественными организациями и государственными органами. Первый. В целях дальнейшего развития и продвижения несырьевого экспорта разработан проект закона «об Экспортно-кредитном агентстве". Он предусматривает формирование акционерного общества» KazakhExport " - специального режима в качестве единого оператора финансовой поддержки экспорта. Консолидация таких мер поддержки в одном институте позволит оказывать экспортерам эффективную помощь на всех этапах экспортного цикла. В настоящее время законопроект согласовывается с государственными органами и организациями. Второе. Законом "О регулировании торговой деятельности" предлагается определить компетенцию Министерства по оказанию мер государственной поддержки субъектам внутренней торговли. Это позволит создать благоприятные правовые, экономические и социальные условия для развития внутренней торговли. Также предлагается ввести регулирование деятельности крупных торговых сетей на рынке, контроль демпинговых наценок. Третье. Существующее недоверие участников системы оценки соответствия и аккредитации и ее несовместимость с международными требованиями вызывают некоторые проблемы. В связи с этим министерством открыто обсуждается в бизнесе и обществе новый законопроект «об оценке соответствия». По итогам данной работы будет принято решение, направленное на совершенствование правильности процедур оценки соответствия и добросовестную конкуренцию. Также на территории страны планируется создать все условия для производства и обращения безопасной продукции. Четвертое. В рамках дальнейшего совершенствования защиты прав потребителей разрабатывается 2-й пакет законодательных поправок. Он предусматривает инициативы по созданию национальной потребительской ассоциации, внедрению института Омбудсмена и усилению защиты прав потребителей в электронной торговле. Данные меры выведут систему защиты прав потребителей на новый качественный уровень. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что при определении долгосрочной стратегии развития отрасли мы принимаем все меры по выполнению поручений Главы государства и мероприятий предвыборной платформы партии «NurOtan». Их основные инициативы предусмотрены в национальных проектах» устойчивый экономический рост «и» развитие предпринимательства". Сегодня мы начали работу по их реализации. Конечно, в качестве базового итога этих проводимых мероприятий будут законодательные изменения. Для этого мы готовы к широкомасштабному диалогу перед обществом, на площадке парламента Республики Казахстан. Доклад окончен. Спасибо за внимание!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |