|
|
|
Иностранный работник - иностранец, состоящий в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющий работу по трудовому договору.
§ Трудовой договор
Не допускается заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан (подпунктом 4) пункта 1 статьи 26 Трудового кодекса). См. также: Образец Трудового договора (общий, по состоянию на 2022 год) Образец Трудового договора с гражданами стран ЕАЭС (по состоянию на 2022 год)
§ Резидентство иностранцев
Резидентом Республики Казахстан в целях налогообложения в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса признается физическое лицо: - постоянно пребывающее в Республики Казахстан; - непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан. Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее 183-х календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде. Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий: 1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство); 2) супруг (а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан; 3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу (е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга (и) и (или) его близких родственников.
Согласно статье 4 Закона РК «О правовом положении иностранцев», постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Следовательно, если работник-иностранец имеет вид на жительство, то данный работник в целях налогообложения будет рассматриваться как резидент.
§ Индивидуальный подоходный налог
Начисленный доход работнику-иностранцу (с учетом положений статьи 217 Налогового кодекса), в том числе в виде денег (в наличной и безналичной формах), в натуральной форме и в виде материальной выгоды, в связи с наличием трудовых отношений является объектом исчисления ИПН по ставке 10%: - без осуществления вычетов по статье 342 Налогового кодекса до 183 дней пребывания в РК; - с осуществлением вычетов по статье 342 Налогового кодекса после 183 дней пребывания в РК; - без применения корректировок, предусмотренных пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса. При приеме на работу иностранца, который по законодательству своей страны является пенсионером, порядок налогообложений его доходов ИПН будет таким же. Если иностранный работник имеет вид на жительство в РК, то порядок налогообложения его доходов будет осуществляться в общеустановленном порядке, как для резидентов РК (в том числе, если работник-иностранец по законодательству своей страны является пенсионером). Налоговые вычеты предоставляются иностранным работникам-резидентам при наличии заявления от работника на применение налоговых вычетов и необходимых документов.
§ Социальный налог
При исчислении социального налога за работников-нерезидентов применяется та же ставка налога, что и при исчислении социального налога за работников-граждан Республики Казахстан – 9,5% (пункт 1 статья 485 Налогового кодекса). В случае если объект налогообложения составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до 14-кратного размера МРП, то объект налогообложения определяется исходя из 14-кратного размера МРП (в 2022 году: 14 × 3 063 = 42 882 тенге). Индивидуальные предприниматели (кроме применяющих СНР на основе УД) и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог в размере 1 МРП за каждого работника (в 2022 году: 3 063 тенге). Исчисление и уплата налога производятся ежемесячно. Сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В случае если сумма социальных отчислений в ГФСС превышает сумму социального налога, уплата социального налога в бюджет не производится. Необходимо помнить, что по иностранным работникам исчисленный социальный налог уменьшается на социальные отчисления только в том случае, если есть работники, имеющие вид на жительство, а также иностранные работники – граждане стран-членов договора о ЕАЭС, независимо от срока их пребывания на территории Казахстана (в том числе иностранные работники, являющиеся пенсионерами по законодательству стран-членов ЕАЭС).
§ Социальные отчисления
Пунктом 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Следовательно на основании Договора о ЕАЭС казахстанские работодатели должны уплачивать социальные отчисления, отчисления и взносы в фонд ОСМС в установленном порядке за иностранных работников-граждан государств, входящих в ЕАЭС, при наличии заключенного трудового договора, независимо от времени пребывания не территории РК. При этом, если работодателем в РК заключен трудовой договор на дистанционную работу (статья 138 Трудового кодекса РК) с физическим лицом-иностранцем из стран ЕАЭС, то за таких работников у работодателя не возникает обязательств по исчислению с их доходов социальных отчислений, отчислений и взносов в фонд ОСМС, так как они работают удаленно на территории своей страны. Размер социальных отчислений за каждого работника составляет 3,5% от объекта исчисления социальных отчислений. Исчисление и перечисление социальных отчислений, так же как и социального налога, производится ежемесячно. При этом ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем 7 МЗП (в 2022 году: 60 000 × 7 = 420 000 тенге) и не меньше 1 МЗП (в 2022 году: 60 000 тенге). Согласно статье 5 Закона «Об обязательном социальном страховании» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, кандасы пользуются правом на получение социальных выплат наравне с гражданами РК. Следовательно, социальные отчисления исчисляются и уплачиваются за иностранных работников-граждан стран-членов ЕАЭС, независимо от срока их пребывания в Казахстане (в том числе и за работников-иностранцев, которые по законодательству своей страны являются пенсионерами). Иностранные работники из третьих стран не подлежат социальному страхованию. В случае, если работник-иностранец имеет вид на жительство в РК, тогда социальные отчисления за него уплачиваются и исчисляются в общеустановленном порядке, независимо от того из какой он страны (в том числе и за работников-иностранцев, которые по законодательству своей страны являются пенсионерами). На основании подпункта 5 статьи 7 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» с доходов работника, являющегося лицом без гражданства, постоянно проживающего на территории РК на основании удостоверения лица без гражданства, производится исчисление и уплата социальных отчислений в общеустановленном порядке.
§ Обязательные пенсионные взносы
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Согласно статье 4 Закона РК «О правовом положении иностранцев», постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие вид на жительство в РК. Главами государств ЕАЭС подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (далее – Соглашение), вступившее в силу с 1 января 2021 года. Основная цель Соглашения - формирование, сохранение и реализация пенсионных прав трудящихся на тех же условиях, что и граждан государства трудоустройства. Таким образом, если с иностранцем из стран ЕАЭС будет заключен трудовой договор на работу на территории РК, то работодатель обязан будет перечислять ОПВ в ЕНПФ РК. При этом доходы граждан ЕАЭС, полученные от резидента РК, осуществляющих трудовую деятельность дистанционно на основании трудового договора за пределами РК, не являются объектом для исчисления и перечисления обязательных пенсионных взносов. (См. ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 28 апреля 2021 года на вопрос от 22 апреля 2021 года № 681060). В случае если трудовой договор будет заключен с иностранцами из третьих стран, то ОПВ удерживаться не будут, так как с третьими странами нет такого Соглашения. На основании пункта 2 статьи 2 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с доходов работника, являющегося лицом без гражданства, постоянно проживающего на территории РК на основании удостоверения лица без гражданства, производится исчисление, удержание и перечисление ОПВ в общеустановленном порядке. В случае, если иностранец как из стран ЕАЭС, так и из третьих стран, будет иметь вид на жительство в РК, то с доходов такого работника будут удерживаться ОПВ в общеустановленном порядке, как с доходов граждан РК. Согласно статье 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» ОПВ, подлежащие уплате в ЕНПФ, устанавливаются в размере 10% от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления ОПВ, не должен превышать 50 МЗП (в 2022 году: 50 × 60 000 = 3 000 000 тенге).
§ Обязательное социальное медицинское страхование
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 2 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК, а также кандасы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами РК. Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории РК в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного РК, пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами РК. Согласно пункту 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Таким образом, расходы работодателя, выплачиваемые в виде доходов работникам-нерезидентам – гражданам стран ЕАЭС, будут являться объектом исчисления отчислений и взносов на ОСМС. В 2022 году: - отчисления на ОСМС – 3% от оплаты труда (облагаемая база не более 10 МЗП в месяц – в 2022 году: 600 000 тенге), уплачиваются за счет работодателя; - взносы на ОСМС – 2% из оплаты труда (облагаемая база не более 10 МЗП в месяц – в 2022 году: 600 000 тенге), уплачиваются за счет работника. Если работник-иностранец является пенсионером по законодательству страны-члена ЕАЭС, но не является пенсионером по законодательству РК, то с его доходов производятся такие же отчисления (3% - за счет работодателя, 2% - взносы работника) в фонд ОСМС. Взносы и отчисления с доходов работников иностранцев из третьих стран на обязательное медицинское страхование не производятся. Если иностранный работник, работающий по трудовому договору, имеет вид на жительство в РК, то с его доходов осуществляются отчисления и взносы на ОСМС в фонд, независимо от страны резидентства. На основании пункта 2 статьи 2 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» с доходов работника, являющегося лицом без гражданства, постоянно проживающего на территории РК на основании удостоверения лица без гражданства, работодатель производит исчисление и уплату отчислений и взносов на ОСМС в общеустановленном порядке, определенном для работников, являющихся гражданами РК.
Подробнее см. в разъяснении специалиста «Налогообложение доходов иностранных работников в 2022 году»
Если у вас возникли вопросы, связанные с новеллами законодательства, то разобраться с изменениями в законодательства вам помогут:
Квота на привлечение иностранной рабочей силы в Казахстан сокращена на 16% Установлена квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2022 г.
Договор о евразийском экономическом союзе Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза
Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V
Закон РК от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» Закон РК от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» Закон РК от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» Закон РК от 26 декабря 2019 года № 286-VI «Об обязательном социальном страховании» Закон РК от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» Закон РК от 19 июня 1995 года № 2337 «О правовом положении иностранцев»
Постановление Правительства РК от 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним» Приказ Министра здравоохранения РК от 30 июня 2017 года № 478 «Об утверждении Правил и сроков исчисления (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование и Правил осуществления возврата плательщикам излишне (ошибочно) зачисленных сумм отчислений, взносов и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов» Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 11 июня 2020 года № 224 «О некоторых вопросах системы социального страхования и оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере»
Постановление Правительства РК от 21 января 2012 года № 148 «Об утверждении Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и Правил осуществления миграционного контроля, а также учета иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, незаконно пребывающих на территории Республики Казахстан, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию Республики Казахстан» Постановление Правительства РК от 15 декабря 2016 года № 802 «Об утверждении Правил установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределения между областями, городами республиканского значения, столицей Республики Казахстан, определении перечня лиц, для осуществления трудовой деятельности которых не требуется разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 18 января 2022 года № 17 «О распределении квоты» Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 18 января 2022 года № 15 «Об установлении квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2022 год» Приказ Министра финансов РК от 19 января 2018 года № 38 «Об утверждении форм документа, подтверждающего резидентство, и справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов» Приказ Министра внутренних дел РК от 4 декабря 2015 года № 992 «Об утверждении Правил выдачи иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное и постоянное проживание в Республике Казахстан»
Правила оказания государственной услуги «Подтверждение резидентства Республики Казахстан» (приложение 10 к приказу исполняющего обязанности Министра финансов от 10 июля 2020 года № 665)
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 28 октября 2022 года на вопрос от 21 сентября 2022 года №№ 755012, 755014, 755015 755016 (dialog.egov.kz) «Об освобождении доходов работников-иностранцев от уплаты ИПН по трудовому договору, заключённому с участником МФЦА» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 5 октября 2022 года на вопрос от 26 июля 2022 года № 748810 (dialog.egov.kz) «Относительно обложения ИПН доходов физического лица-резидента и физического лица-нерезидента, налогообложения по социальному налогу, если работодателем является МФЦ «Астана» и МТП «Астана-Хаб» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 22 сентября 2022 года на вопрос от 9 сентября 2022 года № 753636 (dialog.egov.kz) «Об исчислении ИПН и социального налога с доходов члена совета директоров или иного органа управления налогоплательщика» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 15 сентября 2022 года на вопрос от 27 августа 2022 года №752335 (dialog.egov.kz) «Участники МТП «Астана Хаб» освобождаются от уплаты социального налога по доходам работников резидентов, а также нерезидентов» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 15 сентября 2022 года на вопрос от 19 августа 2022 года №751358 (dialog.egov.kz) «Если работа по трудовому договору нерезидента РК-резидента РБ осуществляется на территории РБ без приезда в РК, то доходы такого нерезидента по трудовому договору не подлежат обложению у источника выплаты в РК» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 27 июля 2022 года на вопрос от 22 июня 2022 года № 744794 (dialog.egov.kz) «Об обязательствах по ИПН и социальному налогу по доходам налогового резидента РФ, получаемым от иностранного работодателя, в РК в связи с наличием договора о прикомандировании персонала и с учетом дистанционной работы» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 3 февраля 2022 года на вопрос от 27 декабря 2021 года № 720731 (dialog.egov.kz) «Касательно налогообложения доходов работника-нерезидента, работающего удаленно, получении ИИН на данного работника и указании номер налоговой регистрации в упрощенной декларации ф. 910.00» Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 27 сентября 2022 года на вопрос от 16 сентября 2022 года № 754344 (dialog.egov.kz) «Трудовые иммигранты имеют право осуществлять трудовую деятельность только в качестве садовников, строителей, няней и т.д. в домашнем хозяйстве» Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 29 июня 2022 года на вопрос от 15 июня 2022 года № 743934 (dialog.egov.kz) «О получении разрешения привлечение иностранной рабочей силы для первых руководителей казахстанских юридических лиц со 100% долей иностранного участия в уставном капитале» Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 28 июня 2022 года на вопрос от 15 июня 2022 года № 743874 (dialog.egov.kz) «О регистрации деятельности директора, являющегося гражданином Украины, с внесением данных в ЕСУТД» Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 14 июня 2022 года на вопрос от 9 июня 2022 года № 743132 (dialog.egov.kz) «Если трудящийся из стран ЕАЭС по пенсионному законодательству РК достиг пенсионного возраста (60/63), то он освобождается от уплаты ОПВ» Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 28 апреля 2022 года на вопрос от 14 апреля 2022 года № 735272 (dialog.egov.kz) «Если работодатель находится на территории РК, он обязан начислять и выплачивать заработную плату работникам (в том числе и нерезидентам) в национальной валюте» Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 15 февраля 2022 года на вопрос от 3 февраля 2022 года № 725131 (dialog.egov.kz) «О получении разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для занятия должности руководителя филиала в одной из стран Европейского союза»
§ Аналитические материалы Трудоустройство иностранного работника в РК Налогообложение доходов иностранных работников в 2022 году Налогообложение доходов работника при смене им гражданства (по состоянию на 2022 год) Налоговые вычеты применимые к доходам иностранных работников
§ Ответы на вопросы
В какой срок гражданин России, пребывающий на территории РК более 30 дней, должен получить РВП? Какими налогами облагается зарплата работника гражданина России, без ВНЖ? Какие процедуры предусмотрены для трудоустройства гражданина РФ в РК? Какие налоги исчисляются с доходов работника-иностранца из стран ЕАЭС у участника Астана Хаб? Сотрудница – пенсионер РФ: какими налогами ее доход облагается в РК? Какими налогами облагаются доходы работников-нерезидентов в ТОО-участнике «Астана Хаб»? Как облагаются доходы работника - гражданина РФ, без ВНЖ? Какой порядок налогообложения сотрудника-нерезидента ТОО РК - участника «Астана Хаб» и МФЦА? Какие шаги предпринять ИП, чтобы принять на работу физическое лицо без гражданства? Какие налоги будет оплачивать ИП за работников из Кубы, у которых рабочие визы С3? Какие налоги будет оплачивать работодатель при приеме на работу иностранных граждан? Нужно ли сдавать форму 3-НДФЛ резиденту РФ, работающему дистанционно по ТД с работодателем из РК? Нужно ли легализовать документы об образовании для получения разрешения на работу в РК?
Внимание! Подборка обновляется по мере поступления нового материала до конца текущего года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |