|
|
|
Выступление Председателя Высшей аудиторской палаты РК Годуновой Н.Н. на Пленарном заседании Мажилиса Парламента РК
Кұрметтi Ерлан Жақанұлы! Құрметтi депутаттар, қатысушылар!
Вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение - один из самых важных. Глава государства неоднократно акцентировал внимание на необходимости рационального использования и охране водных ресурсов. Только на обеспечение централизованным водоснабжением за 2013-2022 годы направлено более триллиона тенге. На сегодняшний день питьевой водой централизованно обеспечено 78% населенных пунктов. С 2019 года на 78 тысяч гектаров увеличены площади орошаемого земледелия. В тоже время эффективность управления водными ресурсами остается низкой. Это создает проблемы нехватки воды для сельскохозяйственнных нужд, обеспеченности централизованным водоснабжением людей, особенно, на селе. В 2018 году Счетный комитет провел Аудит эффективности управления водными ресурсами и активами в сфере водного хозяйства. В 2022 году по поручению Главы государства - Аудит реализации мер по обеспечению южного региона водными ресурсами. И в этом году - Аудит эффективности финансово-хозяйственной деятельности РГП «Казводхоз» по использованию международных займов. По информации ПРООН объем водных ресурсов в Казахстане к 2030 году может сократиться до 75 кубических километров в год. Негативным фактором является наша водозависимость от соседних государств по трансграничным рекам. Внешний приток воды еще и сокращается. При этом по сравнению с другими странами мы практически не используем водосберегающие технологии, или используем очень мало. Потери воды на старых каналах и изношенных сетях колоссальные. К примеру, в 2022 году потери воды только в сельском хозяйстве составили 5,2 кубических километра (45% от общего забора воды), а дефицит внешнего стока трансграничных рек - 0,8 кубических километров. Сами можете оценить, насколько можно снять остроту проблемы трансграничного вододеления при повсеместном внедрении технологий водосбережения. Аудитом 2022 года установлено, что в южном регионе водосберегающие технологии внедрены только на 68 тысячах гектаров или 5% от всей орошаемой площади. И даже это позволило сэкономить 0,2 кубических километра за год. В рамках аудитов в Комитете по водным ресурсам (в составах МСХ и Минэкологии) и РГП «Казводхоз» охвачено порядка 68 млрд тенге бюджетных средств и 693 млрд тенге активов. Установлены 3 млрд 300 млн тенге финансовых нарушений, 56 млрд тенге неэффективного планирования и использования бюджетных и заемных средств, а также 2,5 млрд тенге экономических потерь и упущенной выгоды. На сегодняшний день, возмещено и восстановлено в бюджет - 1 млрд 700 млн тенге (51%). Наложены административные штрафы.В правоохранительные органы передано 4 материала. По одному - вынесен приговор суда в виде 5 лет лишения свободы. Несмотря на значительные вливания бюджетных средств, все проблемы связаны с неэффективной организацией самой системы управления водными ресурсами. Поэтому в соответствии с поручением Главы государства создано специальное Министерство водных ресурсов и ирригации, ведется работа по формированию Национальной гидрогеологической службы, а также начато реформирование ключевых водохозяйственных предприятий нашей страны. Теперь о системных проблемах и недостатках управления водными ресурсами, выявленных аудитами ВАП.
ПЕРВОЕ. Высокий износ, в отдельных случаях - даже аварийное состояние водохозяйственных сооружений. Применение технологически устаревших систем орошения. В неудовлетворительном и аварийном состоянии находится более 25 процентов гидротехнических сооружений. Несмотря на это, продолжается проектирование и строительство каналов по устаревшим технологиям. К примеру, проект по реконструкции 16 земляных каналов в Жамбылской области приостановлен по причине некачественного проектирования, а также в связи с размывом дна и откосов. Это повлекло корректировку и удорожание проекта. В результате 50 процентов выполненных работ на сумму 1,1 млрд тенге по сути «закопаны в землю». По причине изношенности оросительных систем и применения старых строительных технологий потери воды составляют 50% от объема водозабора. В каналах с земляным руслом 40% просто уходит в землю. Еще 10% испаряется из-за жары и ветра. Вопиющим фактом является то, что уполномоченный госорган - Комитет по водным ресурсам, принимал это как норму, и ежегодно согласовывал Казводхозу плановые (!) показатели потери воды от 40 до 70 процентов. К примеру, 70% плановых потерь воды было согласовано филиалу РГП - Большой Алматинский канал имени Кунаева. Еще один аспект. Несмотря на неготовность гидротехнических сооружений, с 2009 года Казводхоз реализует проект по разработке и внедрению Единой информационной автоматизированной системы управления водными ресурсами стоимостью 422 млн тенге. Но это в тех ценах. К этой системе планировалось подключить порядка 6 тысяч сооружений! На момент проведения аудита (май 2023 года), то есть через 14 лет доля автоматизированных гидротехнических сооружений составила 2% или 118 объектов. Из них работающая информационная система имеется лишь в 47. То есть фактически автоматизировано менее 1%! А интеграции с самим Казводхозом пока нет вообще.
ВТОРОЕ. Проблемы обеспечения централизованным водоснабжением. Вы помните, даже жители столицы летом этого года испытали на себе проблемы с водой. Недавние случаи в Атырау и Темиртау. А что на селе? К примеру, аудитом ВАП установлено, что жители сел Талапкер и Кажымукан Акмолинской области при наличии построенных в 2021 году разводящих сетей до сих пор не имеют доступа к централизованному водоснабжению. В Актюбинской области противоположная ситуация - выявлен факт реализации разными областными управлениями (Строительства и Энергетики и ЖКХ) двух проектов по подведению питьевого водоснабжения к одному населенному пункту - станции Жазык Хромтауского района. Один из них подведен для завода по производству масла мощностью 350 кубометров воды в сутки, в том числе для населения - 150 кубометров в сутки. А второй - для жителей этого же населенного пункта мощностью 71 кубометр в сутки. При этом в Актюбинской области 48 населенных пунктов не обеспечены центральным водоснабжением.
ТРЕТЬЕ. Несовершенство тарифной политики. Сегодня Казахстан занимает 11 место в мире по объему потребляемой воды на душу населения. Из 179 стран, включенных в мониторинг Global Water Use. Аналитики связывают это с низкими тарифами и отсутствием мотивации потребителей экономить воду. Низкий тариф для Казводхоза на 2018-2023 годы, который был утвержден уполномоченным органом в два раза ниже заявленного, оказал, конечно, существенное влияние на ухудшение финансового состояния и накоплению убытков предприятия. Такая ситуация не позволяет не только инвестировать в строительство новой инфраструктуры, но и содержать в надлежащем состоянии имеющуюся, а также повышать зарплату производственным работникам, которые вынужденно уходят из отрасли. Без пересмотра тарифов было уже невозможно. Поэтому в ноябре текущего года утверждены новые тарифы на предстоящий пятилетний период. Конечно, ниже заявленных, но уже не в 2 раза, а на 30 процентов. Это по информации уполномоченного госоргана позволит производить текущее погашение займов, хоть какие-то капитальные вложения и незначительно повысить оплату труда (на 25%). Безусловно, непросто найти баланс интересов между предприятиями водной отрасли и потребителями. Но это надо делать именно сейчас - на этапе разработки Концепции развития водной отрасли и Комплексного плана, на этапе трансформации главных водохозяйственных предприятий - Казводхоза и Нуринского группового водопровода.
ЧЕТВЕРТОЕ. Дефицит квалифицированных кадров и отток технических специалистов. Подготовка кадров для водной отрасли по действующей учебной программе не дает необходимого объема современных знаний. Кроме того, не хватает специалистов в области проектирования и эксплуатации гидротехнических сооружений - инженеров-гидротехников, инженеров-гидромелиораторов. В новом Министерстве анализ фактической потребности в кадрах пока отсутствует. Так же как до этого в Минэкологии и МСХ. По устной информации дефицит в отрасли составляет порядка 500 квалифицированных специалистов. Но сколько в каком регионе никто не знает. Только после госаудита 2018 года началась работа по открытию специальности «Водное хозяйство» и с 2020 года стали готовить кадры по инженерному и строительному профилю в этой области. Поэтому выпускников по данной специальности пока нет. По специальности «Водные ресурсы и водопользование» в области сельского хозяйства из подготовленных в 2018-2022 годах 1 300 выпускников по профилю пошли работать 80 процентов. Поскольку еще одной причиной острого дефицита кадров является низкая заработная плата (в среднем - 172 тысячи тенге). Более 90% уволенных работников составляет производственный персонал. В 2024 году по двум специальностям ожидается выпуск 156 специалистов. Это позволит обеспечить потребность в кадрах водной отрасли на 30 процентов.
ПЯТОЕ. Не всегда эффективная реализация проектов международных займов. В рамках займов Европейского Банка Реконструкции и развития и Исламского Банка Развития Казводхозу с 2017 года финансируется 61 проект на сумму 317 миллионов долларов. На момент проведения аудита ВАП установлено, что за 5 лет реализации было сдано лишь 18 проектов, на стадии реализации - 37, по 6 проектам работы даже не начинались. Причины те же - некачественное проектирование и недобросовестные подрядчики. Затягивание сроков реализации проектов привело к накоплению на счете Казводхоза 6,5 миллиардов тенге. И бюджет заплатил за их резервирование дополнительно 1,7 миллиардов тенге. Кроме того, есть риски увеличения принятых обязательств в случае снижения курса национальной валюты, поскольку займы в долларах. Уважаемые депутаты! Также аудитом установлено, что приобретенное оборудование и построенная инфраструктура в рамках 8 проектов займов ЕБРР на сумму свыше 3 млрд тенге не используются по назначению. В результате, около 4 тысяч гектаров планируемых орошаемых земель не введены в сельхозоборот. Еще один пример нецелевого использования одного из займов ЕБРР - это реализация проекта «Развитие объектов инфраструктуры зеленой зоны г.Актобе путем строительства водовода с Актюбинского водохранилища в русло р.Сазды» на 1,5 миллиарда тенге. Данный займ был запланирован на восстановление оросительной инфраструктуры, а фактически использован под благоустройство парковой зоны. Создание парков, конечно, нужно. Но, наверное, не за счет валютных займов. Всего по результатам аудиторских мероприятий ВАП Правительству и уполномоченным госорганам даны 91 поручение и рекомендации, направленные на повышение эффективности управления водной отраслью. Исполнены - 41, на исполнении - 50. В рамках исполненных - проведена паспортизация 4703 водохозяйственных сооружений республиканской собственности, инвентаризация земель водного фонда, приняты Правила выполнения многофакторного обследования гидротехнических сооружений. Проблемой остаются 2256 безхозяйных самоизливающихся гидрогеологических скважин. С 2010 по 2020 годы мероприятия по их ликвидации не проводились совсем. Только после аудита Счетного комитета с 2021 по 2023 годы разработана ПСД на ликвидацию 105 скважин.При этом по итогам текущего года завершаются работы лишь по 83 скважинам. Это меньше 4%. Вообще нет Методики расчета уровня физического износа гидротехнических сооружений. Специалисты Казводхоза износ определяют визуально (!). Это может привести к неправильному определению очередности ремонта объектов, в том числе и предаварийных.
И ПОСЛЕДНЕЕ. Но, наверное, самое важное. Отсутствие программного документа и несовершенство нормативно-правовой базы развития водной отрасли. Утверждение Концепции управления водными ресурсами на 2023-2029 годы затянулось. Теперь уже разработан проект Концепции на 2024-2030 годы. На заседании Водного совета при Правительстве 8 декабря текущего года презентован проект соответствующего Комплексного плана. Аналогичная ситуация и по новому Водному кодексу, который, несмотря на поручение Главы государства от февраля 2022 года, до настоящего времени не принят. Это два основополагающих документа. Их отсутствие порождает ситуацию, когда вместо системного целенаправленного развития отрасли, мы вынужденно «латаем дыры» и в инфраструктуре водного хозяйства, и в решении таких системных вопросов, как кадры, внедрение новых водосберегающих технологий, тарифы и так далее. Уважаемые депутаты, коллеги! В сентябре текущего года в своем очередном Послании Президент выделил в числе приоритетных направлений дальнейшее развитие водной отрасли Казахстана. Рассчитываем, что с созданием Министерства водных ресурсов и ирригации перечисленные вопросы будут решаться и быстрее, и эффективнее. Особенно принимая во внимание, что многие из них являются организационными или правовыми (на уровне подзаконных правовых актов), то есть не требуют финансирования. Все неисполненные предписания Счетного комитета и ВАП по проведенным в этой сфере аудитам остаются у нас на контроле. Благодарим депутатов за пристальное рассмотрение Отчета ВАП и просим его утвердить. Баяндама аяқталды! Назарларыңызға рақмет!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |