|
|
|
Обращение с животными в Казахстане и необходимость совершенствования законодательства
Ольга Ченцова, к.ю.н., управляющий партнёр юридической фирмы «AEQUITAS», руководитель комитета Animal Law KazBar Лилия Сарсенова, Президент Ассоциации по защите животных INUCOBO, член комитета Animal Law KazBar
Взаимоотношения людей и животных в Казахстане на настоящий момент являются огромной проблемой - причем как на законодательном уровне, так и в повседневной жизни. Обращение с животными в стране часто крайне нецивилизованное. Существуют бесчисленные примеры жестокого обращения с животными - своими и чужими, тогда как привлечение к ответственности за такие злодеяния практически невозможно.
Зоозащитникам хорошо известна ситуация с бездомными собаками и кошками. Мало кто из обычных людей реально представляет, насколько тяжелыми является их положение, жизнь и смерть на улице и часто в отлове. Практически не защищены на законодательном уровне животные в зоопарках, цирках, лабораторные (подопытные) и другие. Сельскохозяйственные и дикие животные также нуждаются в защите.
1. Состояние законодательной базы Казахстана об обращении с животными Законодательная база Казахстана, регулирующая взаимоотношения человека и животных, представлена рядом нормативно-правовых актов самого разного уровня, в том числе она имеет конституционную основу. Животные как объекты права собственности в полной мере защищаются положениями статей 6 и 26 Конституции Республики Казахстан о праве собственности. При этом животный мир как природный ресурс (то есть дикие животные в состоянии естественной свободы) находятся в государственной собственности (п. 3 ст. 6 Конституции). Другие животные могут находиться как в государственной, так и в частной собственности. Конституционные положения имеют чрезвычайно важное значение для законодательных решений касательно животных в нормативно-правовых актах любого уровня. Непонимание того, что животные как объекты права собственности защищаются на уровне Конституции влечет критические несоответствия ей в ряде нормативно-правовых актов, прежде всего, в актах местных органов власти, что порождает недопустимые ошибки при разрешении практических ситуаций. Регуляции, имеющие непосредственное отношение к животным, содержат несколько кодексов. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года (далее - Гражданский кодекс или ГК) развивает и раскрывает положения Конституции о собственности, прямо приравнивает животных к вещам (ст. 124). ГК определяет правовой режим безнадзорных животных (ст. 246) и правовой режим бесхозяйных вещей, каковыми животные могут быть. Кроме того, самое непосредственное отношение к животным имеют положения ГК об осуществлении прав (собственности и иных) и способах их защиты; о сделках и их последствиях; о причинении вреда и возмещении убытков; о возникновении и прекращении права собственности и многие другие. Следует иметь в виду, что к отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (отвечающим признакам гражданско-правовых отношений) гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды (п. 3 ст. 1 ГК). Это означает, что к диким животным положения ГК могут применяться только субсидиарно. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года содержит чрезвычайно важную по назначению, но, к сожалению, совершенно неэффективную на практике статью 316 «Жестокое обращение с животными» (подробнее об этом см. в разделе 5 ниже). Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года включает несколько статей относительно животных, прежде всего, ст. 408 «Нарушение правил содержания и выгула собак и кошек, правил отлова и уничтожения бродячих собак и кошек». Кроме того, он содержит ст. 406 «Нарушение законодательства РК в области ветеринарии» и ст. 425 «Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов». Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года устанавливает экологические требования при использовании животного мира (гл. 35), в том числе относительно редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (гл. 36). Кодекс Республики Казахстан О здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 года включает важные регуляции касательно госсанэпидемконтроля и надзора, имеющего непосредственное отношение к животным. Специальное законодательство о животных включает акты разного уровня, в том числе законы и подзаконные акты. Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года распространяется на диких животных и направлен на обеспечение условий животного мира и его биологического разнообразия, устойчивого использования объектов животного мира в целях удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений. Закон Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии» среди своих основных задач определяет защиту животных от их болезней и их лечение, охрану здоровья населения от болезней, общих для животных и человека. Среди подзаконных актов имеется множество различных правил, регулирующих определенные аспекты правового положения животных (в подавляющем большинстве сельскохозяйственных). Правила обращения с животными[1] разработаны во исполнение Закона О ветеринарии. Правила распространяются на сельскохозяйственных, домашних и диких животных. Эти правила имеют важнейшее значение, но к сожалению, обладают плохой законодательной техникой, что осложняет их применение. Правила содержания животных в неволе или полувольных условиях[2] касаются содержания животных в неволе - в клетках, вольерах, аквариумах, террариумах и так далее, и в полувольных условиях - близких к естественной среде обитания. Правила во многом неконкретные и не содержат требований гуманного отношения к животным. Правила осуществления транспортировки перемещаемых (перевозимых) объектов на территории Республики Казахстан[3] содержат нормы об особенностях перевозки животных. По мнению зоозащитников, правила нуждаются в дополнениях, в том числе - относительно описания транспорта для отловленных животных. Важнейшее значение для населения страны имеют правила содержания собак и кошек и правила отлова собак и кошек утверждаемые местными органами власти. В числе важных регуляций следует также отметить: - Ветеринарные (ветеринарно-санитарные) правила[4]; - Правила идентификации сельскохозяйственных животных[5]; - Правила формирования и ведения базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и выдачи выписки из нее[6]; - Правила регулирования численности животных[7] (касаются диких животных); - Ветеринарные (ветеринарно-санитарные) правила[8]; - Правила утилизации, уничтожения биологических отходов[9]; - Правила карантирования животных[10]; - Профессиональный стандарт в деятельности по ветеринарной медицине РК[11]. Имеются и иные акты, определяющие правовой режим животных.
2. Недостатки законодательства. Анализ законодательной базы, а также многолетняя практика зоозащитных организаций показывают, что казахстанскому законодательству о животных не хватает как концептуальных регуляций на законодательном уровне (в том числе закрепления общих принципов обращения с животными на уровне национального закона), так и решения отдельных важных вопросов. Законодательству также не хватает структурированности, системности, унификации терминологии. Самые важные на настоящее время пункты, требующие совершенствования законодательства, на наш взгляд, такие:
- закрепление общих принципов ответственного обращения с животными на уровне национального закона, и прежде всего - принципа гуманного отношения к животным; - унификация терминологии; - совершенствование законодательства (в т.ч. ст.316 Уголовного кодекса) о жестоком обращении с животными. Наряду с отмеченными очень важными проблемами, требующими законодательных решений, являются: - цивилизованное регулирование численности бездомных животных; - разработка классификации животных, в том числе животных-компаньонов; - установление ответственности ветеринарных врачей за некорректное лечение; - установление запрета на содержание диких животных в качестве питомцев; - регулирование условий содержания животных в зоопарках и цирках; - законодательное определение приютов для животных, а также установление иных правовых регуляций для них, в том числе технических регламентов (включая СНиПы), а также разработку необходимых положений относительно земельных участков для приютов (государственных приютов в настоящее время в Казахстане не существует); - установление ответственности за нарушение содержания, реализации и разведения животных-компаньонов; - и так далее. Конечно, проблема обращения с животными юридически является сложной, и для ее комплексного решения должны быть решены многие другие задачи.
3. Гуманное отношение к животным как базовый принцип законодательства Законодательство Казахстана не содержит принципа гуманного отношения к животным, критерием которого является благополучие животных и человека в рамках общепринятых этических ценностей. Равно законодательство не содержит и других основных принципов обращения с животными - отношения к ним как существам, обладающим способностью чувствовать, в том числе испытывать страх и боль, обеспечения удовлетворения их физиологических и поведенческих потребностей, защиты животных от жестокого обращения и так далее. Между тем, гуманное отношение к животным и их защита от жестокого обращения необходимы для здоровья и благополучия людей.[12] Общий принцип гуманного отношения и обращения должен касаться всех животных - даже если в силу своего назначения они обречены на смерть. В настоящее время принцип гуманного отношения прямо указан в одном Законе - «Об охране, воспроизведении и использовании животного мира» (п. 2 ст. 6), который касается только диких животных.
Правила обращения с животными являются наиболее гуманным по содержанию документом по отношению к животным, но, к сожалению, они не соответствуют Закону О ветеринарии, во исполнение которого были приняты. В Законе О ветеринарии местным органам власти прямо предписана в стиле Шарикова «организация отлова и уничтожение бродячих собак и кошек» (ст.10), в то время как Правила вообще не предусматривают уничтожения отловленных беспризорных животных. Напротив, сказано, что отлов производится в целях биостерилизации, возвращения владельцам и обустройства (животных). Правила содержат раздел 7 «Порядок гуманного обращения с животными при их умерщвлении», но этот порядок не подразумевает случаи умерщвления отловленных беспризорных животных.
4. Проблемы терминологии. Таких проблем много, начиная от отсутствия законодательного определения животных. Но животные бывают разных категорий, и для них должен быть установлен разный правовой режим. Одна из основных на сегодняшний день терминологических проблем - это разнобой касательно бездомных животных. Гражданский кодекс определяет и регулирует «безнадзорных животных». Закон О ветеринарии говорит только о бродячих собаках и кошках, которые согласно этому Закону однозначно подлежат уничтожению (согласно правилам отлова в большинстве регионов Казахстана их убивают в течение 3-х дней.) Правила обращения с животными одновременно используют различные термины. В частности, раздел 6 называется «Порядок обращения с беспризорными, брошенными без попечения, бродячими и одичавшими домашними животными» и состоит из трех пунктов. Пункт 16 вообще не имеет отношения к теме раздела. Пункты 17-18 говорят об отлове беспризорных животных, не упоминая других названных категорий -бродячих и так далее. Закон О ветеринарии и Правила обращения с животными никак не корреспондируют с Гражданским кодексом, содержащим статью 246 «Безнадзорные животные» (имеющую достаточно детальные регуляции в отношении безнадзорного или пригульного скота и других домашних или прирученных животных.) Из ГК вытекает, что собственник домашних животных разыскивается в течение двух месяцев с момента заявления о задержании животного. Такие несоответствия влекут тяжелые последствия, поскольку в Казахстане почти везде отловленных собак и кошек убивают в течение трех дней, или даже отстреливают на месте. Но большинство животных в отловах - домашние или бывшедомашние, многих ищут хозяева. И далеко не все знают про существование отлова и что это такое. В итоге нарушаются права собственности хозяев животных, защита которых концептуально закреплена на уровне Конституции, а также и на уровне Гражданского кодекса.
5. Жестокое обращение с животными и статья 316 УК Наиболее типичными с общечеловеческой точки зрения примерами жестокого обращения с домашними животными (прежде всего, собаками и кошками) является выбрасывание собственниками или владельцами животных и их потомства на улицу в холод и жару, или в любую другую погоду, без еды и питья. Улицей может быть любое место в населенном пункте или вне его пределов-но особенно популярны городские кладбища. В лучшем случае собственники или другие владельцы подбрасывают собак-кошек к дверям людей, любящих и помогающих им или к приютам (в Казахстане 100% частным), каждый из которых переполнен и каждый из которых ежедневно испытывает колоссальные трудности с содержанием уже имеющихся там животных. Выбрасывают больных, не желая лечить, и здоровых - по любым причинам. Особенно популярные среди озвучиваемых причин - переезд куда-либо (как выражаются зоозащитники, «убытие на Луну»), рождение ребенка, аллергия, просто надоел. Выбрасывают старых и молодых, взрослых и малышей, только родившихся или уже открывших глаза. Выбрасывают беременных собак и кошек. Но такое поведение с точки зрения казахстанского законодательства не является жестоким, поскольку не подпадает под действие ст.316 Уголовного Кодекса РК. Согласно диспозиции этой статьи, наказывается только такое жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если оно было совершено: а) из хулиганских побуждений или б) с применением садистских методов, либо в) в присутствии малолетних. Более того, с точки зрения гражданского права действия по выбрасыванию животных могут оцениваться как вполне правомерные. Согласно ГК животные приравнены к вещам (ст. 124), а собственники вещей имеют полное право, при отсутствии законодательных ограничений, распоряжаться этими вещами по своему усмотрению (ст. 188). В том числе собственник-гражданин или юридическое лицо- имеет право отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ч.1 ст.250 ГК). Гражданский кодекс устанавливает правило, в соответствии с которым отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до момента приобретения права собственности на данное имущество другим лицом (ч.2 ст. 250). Это означает, в частности, что собственник собаки в соответствии со ст. 189 ГК продолжает нести бремя принадлежащего ему имущества (в том числе несет ответственность за вред, причиненный данным имуществом - например, если выброшенная собака кого-то покусает, то собственник должен вред возместить). Если же человек просто выбрасывает своих животных, хотя бы и с высокой вероятностью на смерть, то ст. 316 УК к таким ситуациям не практически не применима. Можно попытаться применить эту статью для случаев, когда животных выбрасывают на холод или жару без еды и питья (что также можно попытаться квалифицировать как жестокое обращение) или в присутствии детей. Но не факт, что удастся привлечь к ответственности и в этом случае, потому что понятие жестокого обращения оценочное. Например, некоторые комментаторы статьи 316 под жестоким обращением понимают избиение животных, мучительные способы умерщвления и т.д., но никак не выставление их за дверь. Во всяком случае, нам не известен ни один прецедент в Казахстане, когда хотя бы была предпринята попытка привлечения к ответственности за выбрасывание животных. Хозяева собак массово не обеспечивают им надлежащего содержания, отвечающего физиологическим потребностям животных - не кормят и не поят как следует; держат на коротких поводках и не обеспечивают собакам выгула; не предоставляют элементарных будок или чего-то аналогичного для проживания. Очень немногие хозяева считают нужным лечить своих животных в случае болезней. Напротив, в случае заболевания собственники очень часто выбрасывают кошек и собак на улицу, или просто наблюдают мучения животного, иногда очень тяжелые. В Казахстане хозяева собак и кошек (не только больных, но и здоровых) имеют возможность сдать их в отлов, который официально называется Центром ветеринарной службы и находится в ведении управления сельского хозяйства местного органа власти. Там животных усыпят согласно действующим правилам большинства регионов в течение 3-х дней (если в 10-20% случаев кто-то из граждан не возьмет животных из отлова). Действия собственников (владельцев) животных по сдаче в отлов являются абсолютно законными и не могут считаться жестокими. То, как в большинстве мест Казахстана представители соответствующих служб отлавливают собак и кошек - не только антигуманно, но с точки зрения цивилизованного общества должно считаться просто преступным.[13] К сожалению, массовый характер носят в нашей стране деяния, которые прямо попадают под действие ст. 316 - это издевательства над животными, прежде всего собаками и кошками, вплоть до их жестокого убийства. Известны случаи поджигания кошек, отрубания лап собакам. Известен прецедент в мае 2017 года в Алматы, когда сотрудник отлова оставил на жаре в багажнике собаку, и та погибла в страшных мучениях. Однако, согласно данным уполномоченного органа, с 2011 по 2017 годы из 800 зарегистрированных дел по статье «Жестокое обращение с животным» до суда дошли только 11. Попытки привлечь к ответственности человека, оставившего собаку в багажнике машины даже с помощью адвокатов оказались безуспешными. Для примера и сравнения - в Италии недавно принят закон, согласно которому за выбрасывание животного гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности. Аналогичные нормы существуют во многих других странах мира. На наш взгляд, ст. 316 УК нуждается в скорейших изменениях с тем, чтобы ответственность за жестокое обращение с животными была расширена с учетом существующих реалий и мировой практики. Наряду с этим мы бы считали правильным установить административную ответственность за менее серьезные нарушения в отношении животных, которые можно было бы считать если не жестоким отношением к ним, то как минимум безответственными (например, касательно содержания животных - обеспечение их едой и водой, достаточной свободой передвижения, соответствующим жилищем и т.д.).
6. Модельный закон «Об ответственном обращении с животными» и необходимость принятия соответствующего Закона в Казахстане Признавая важность вопросов, связанных с обращением с животными, Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых государств 27 марта 2017 года приняла Модельный закон «Об ответственном обращении с животными» в новой редакции (ранее, в 2007 году, этим же органом был принят Модельный закон, который назывался «Об обращении с животными».) Модельный закон закрепляет основные принципы, на которых должно строиться отношение человека к животным, а именно: - гуманного отношения к животным, критерием которого является благополучие животных и человека в рамках общепринятых этических ценностей; - защиты животного от жестокого обращения; - соблюдения при обращении с животными прав и свобод человека; - персональной ответственности ответственного лица за жизнь, здоровье и благополучия животного; - научно обоснованного сочетания при обращении с животными нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства, и другие (ст. 3). Модельный закон содержит регуляции касательно основ управления в области обращения с животными; основных требований к обращению с животными и их отдельных категорий; устанавливает требования к выгуливанию животных, требования при оказании ветеринарных услуг; регулируются особенности обращения с животными в приютах, и т.д. Кроме того, Модельный закон содержит главу, регулирующую контроль за соблюдением законодательства в сфере отношений, связанных с обращением с животными, в том числе государственный, муниципальный, общественный. Недавно Россия после многих лет борьбы зоозащитников страны приняла на основе Модельного закона свой Закон «Об ответственном обращении с животными». Этот исторический факт был воспринят с огромным одобрением не только зоозащитным движением России, но и зоозащитниками других стран, в том числе и Казахстана. Полагаем, что Казахстану также необходимо принять свой Закон «Об ответственном обращении с животными». Принятие такого Закона восполнило бы пробелы казахстанского законодательства и явился необходимым шагом на пути решения ряда социальных проблем. Принятие Закона «Об ответственном обращении с животными», а также приведение в соответствие с ним существующих законов, иных НПА способствовало бы решению многих правовых и социальных вопросов в стране, включая: - укреплению имиджа Казахстана как прогрессивного, приверженного гуманистическим ценностям государства; - улучшению в стране эпидемиологической ситуации; - гуманного сокращения численности бездомных животных; - повышения уровня сознательности и социальной ответственности граждан, снижение уровня жестокости в обществе. Принятие Закона повлечет необходимость внесения соответствующих изменений в некоторые существующие законодательные акты, в частности, в Закон РК «О ветеринарии», Административный и Уголовный кодексы РК, подзаконные акты.
Участие КазБар и Ассоциации по защите животных INUCOBO в разработке и совершенствовании законодательства об обращении с животными
КазБар в лице членов комитета Animal Law и Ассоциация по защите животных INUCOBO на протяжении 2017-2018 годов на условиях работы pro bono активно вовлекались в анализ существующих правовых проблем, а также в разработку и совершенствование законодательства об обращении с животными в рамках сотрудничества с зоозащитными организациями городов Алматы и Астаны, с Управлением сельского хозяйства г. Алматы и акиматом г. Астаны. В декабре 2018 года Ассоциация по защите животных «INUCOBO» совместно с комитетом Animal Law КазБар представила в Администрацию Президента РК проект Закона РК «Об ответственном обращении с животными». Проект подготовлен на основе Модельного закона «Об ответственном обращении с животными» в редакции 2017 года. Члены комитета Animal Law, в том числе имеющие опыт различных законопроектных работ, и Ассоциация по защите животных готовы к дальнейшей самой активной работе по совершенствованию законодательства об ответственном обращении с животными.
_________
[1] Утв. Приказом Министра сельского хозяйства от 30 декабря 2014 года № 16-02/701 (далее - Правила обращения с животными). [2] Утв. Приказом и.о. Министра сельского хозяйства РК от 25 февраля 2015 года № 354. [3] Утв. Приказом и.о. Министра сельского хозяйства РК от 29 мая 2015 года № 7-1/496. [4] Утв. Приказом Министра сельского хозяйства РК от 29 июня 2015 года. [5] Утв. Приказом Министра сельского хозяйства РК 30 января 2015 года. [6] Утв. Приказом Министра сельского хозяйства РК 2 июня 2010 года. [7] Утв. Постановлением Правительства РК 1 февраля 2012 года. [8] Утв. Приказом Министра сельского хозяйства РК 29 июня 2015 года. [9] Утв. Приказом Министра сельского хозяйства РК 6 апреля 2015 года. [10] Утв. Приказом Министра сельского хозяйства РК 30 декабря 2014 года. [11] Утв. Приказом Министра сельского хозяйства РК 21 января 2014 года. [12] См. об этом: М. Байдельдинова. Предотвращение жестокого обращения с животными как шаг на пути решения ряда социальных проблем. Источник: ИС Параграф https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31543323#pos=2;-247
[13] Проблема отлова собак и кошек в Казахстане настолько велика и имеет настолько большое социальное значение, что мы планируем в ближайшее время рассказать о ней в отдельной статье.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |