|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 43-1. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ, ОПРОТЕСТОВАНИЯ НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ ОРГАН (ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ), ПРЕДПИСАНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ УПЛАТЫ ШТРАФА
Статья 826-1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа Лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 настоящего Кодекса, могут обжаловать, а прокуроры опротестовать постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа в вышестоящий орган (должностному лицу).
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Глава 43-1 была включена в КоАП в 2017 году Законом РК от 28 декабря 2017 № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях». Отмеченным Законом законодатель систематизировал процедурно-процессуальные нормы КоАП. В частности, из главы 45 выделены нормы в самостоятельную главу 43-1, которая регулирует порядок обжалования, опротестования не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и предписаний о необходимости уплаты штрафа в вышестоящий орган (должностному лицу). То есть законодательно размежеваны нормы, регулирующие вопросы пересмотра дела судом и вышестоящим органом (должностным лицом). Кроме того, второй особенностью является то, что самостоятельными объектом обжалования теперь прямо предусмотрено не только постановление, но и предписание о необходимости уплаты штрафа как самостоятельный вид окончательного решения по делу. В комментируемой статье оговаривается, что лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 КоАП, могут обжаловать, а прокуроры опротестовать постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа в вышестоящий орган (должностному лицу). Это, кроме прокурора, также: – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе несовершеннолетние; – потерпевшие, в том числе их представители; – законные представители физического лица; – представители индивидуального предпринимателя, юридического лица; – защитники, в том числе адвокаты и др. Право вышеперечисленных лиц на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа также закреплено в соответствующих статьях КоАП, предусматривающих их процессуальный статус в производстве по делу об административных правонарушениях. Рассмотрим их более подробно. В части 2 ст. 744 КоАП указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе обратиться с жалобой на предписание о необходимости уплаты штрафа и постановление по делу об административном правонарушении. В части 2 ст. 745 КоАП закреплено право потерпевшего на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 5 ст. 746 КоАП, законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц. Соответственно, обладая процессуальными правами потерпевшего или лица, в отношении которого ведется производство по делу, законный представитель, в соответствии с ч. 2 ст. 744 и ч. 2 ст. 745 КоАП, вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Аналогичным образом регламентировано право представителя индивидуального предпринимателя либо юридического лица на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. К примеру, в ч. 3 ст. 747 КоАП указано, что представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП в отношении представляемых ими лиц. В свою очередь, ч. 7 указанной статьи предусматривает, что представители индивидуального предпринимателя имеют те же процессуальные права и обязанности, что и представители юридического лица в пределах, предусмотренных КоАП. То есть, представляя интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося потерпевшим по делу либо лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его представитель наделен принадлежащими ему процессуальными правами, в том числе и правом на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Далее, в ч. 1 ст. 752 КоАП закреплено право защитника на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении подзащитного лица. В части 2 ст. 753 изложено, что представитель потерпевшего имеет те же процессуальные права, что и представляемое им физическое либо юридическое лицо в пределах, предусмотренных КоАП. Соответственно, с учетом содержания ч. 2 ст. 745 КоАП, представитель потерпевшего вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении представляемого им лица. Право прокурора на опротестование вышеуказанных процессуальных решений также закреплено в отдельной статье КоАП. В частности, в пункте 1 ч. 1 ст. 760 КоАП указано, что по результатам проверок производства по делам об административных правонарушениях, оценки законности постановления и иных актов прокурор вправе вносить в орган (должностному лицу) протест на постановление по делу об административном правонарушении или предписание о необходимости уплаты штрафа. Необходимо отметить, что выделение указанных норм в самостоятельную главу и, соответственно, использование права указанных лиц на обжалование и (или) опротестование не умаляет их конституционной возможности на обращение в суд для последующего пересмотра их дела. Таким образом, в административном праве (деликтном) существует дополнительная институциональная возможность обеспечения законности в случае несогласия с принятым по делу решением. То есть возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление, не вступившее в законную силу. Постановление и предписание может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу), а затем (или сразу) дважды в судебные инстанции. Это существенно расширяет возможности защиты в рамках административного производства.
Статья 826-2. Порядок и сроки обжалования, опротестования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа 1. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа направляются в орган (должностному лицу), вынесший (вынесшему) постановление по делу, оформивший (оформившему) предписание, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы, протеста направить их со всеми материалами дела в соответствующий вышестоящий орган (должностному лицу). Жалоба, протест могут быть поданы непосредственно в вышестоящий орган (должностному лицу), уполномоченный их рассматривать. 2. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении подаются в течение десяти суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 настоящего Кодекса, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня получения постановления. Жалоба, протест на предписание о необходимости уплаты штрафа могут быть поданы в течение десяти суток после истечения срока, предусмотренного статьей 817 настоящего Кодекса. 3. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенные в связи с неисполнением или исполнением ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного Налоговым кодексом Республики Казахстан, или обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и об обязательном социальном страховании, выявленных по результатам налоговой проверки, могут быть поданы в течение тридцати суток со дня вручения или получения копии постановления. 4. Подача жалобы, протеста в срок, установленный настоящей статьей, приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа до вынесения решения по жалобе, протесту. 5. Подаваемая жалоба в вышестоящий орган (должностному лицу) должна содержать сведения и соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 833 настоящего Кодекса. В случае, если принесенная жалоба не соответствует требованиям, предусмотренным частями первой и второй статьи 833 настоящего Кодекса, она считается поданной, но возвращается с указанием срока для дооформления. Если в течение указанного срока жалоба после пересоставления не представлена органу (должностному лицу), она считается неподанной.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Комментируемая статья регулирует не только порядок обжалования опротестования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, но и сроки их подачи. Часть 1. Установление общего порядка подачи жалобы через орган (должностное лицо), которыми вынесено постановление, оформлено предписание, направлено на обеспечение прав участников производства по делу об административном правонарушении. Отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности в вышестоящий орган (должностному лицу) не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены такие же гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Факт подачи жалобы обязывает указанных лиц в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий вышестоящий орган, вышестоящему (должностному лицу). Это очень прогрессивный подход, характерный развитым процессуальным конструкциям. Его суть заключается том, что он создает комфортный для человека режим. Небольшое количество участников производства знают о тонкостях построения бюрократического аппарата, кто и кому является вышестоящим органом или лицом, где он расположен и т.д. Внесение в законодательство указанной нормы возлагает все тяготы на уполномоченный орган (должностное лицо), вынесший первоначальное решение, на которое имеется возражение. Лицо, подающее жалобу (протест) вправе направить ее в уполномоченный орган (должностное лицо) вынесшее такое решение. Тот, в свою очередь, обязан направить ее по подведомственности в течение трех суток. В то же время законодатель не запрещает самостоятельно направить жалобу, протест непосредственно в вышестоящий орган (должностному лицу). Необходимо отметить, что в законе не уточнено, имеет ли право орган (должностное лицо), вынесший решение, при получении жалобы (протеста) на него самостоятельно «изменить» его без перенаправления жалобы, протеста в отведённое время. Здесь необходимо предполагать, что в случае полного удовлетворения требований жалобы, протеста, такое изменение возможно, так как соответствует основным принципам административного права. Второй важной особенностью, на которую ранее указывалось, является то, что решение вышестоящего органа (должностного лица) не является препятствием для обращения в суд. Это прямая реализация конституционного положения, предусмотренного п. 2 ст. 76 Конституции РК. Первый абзац части 2 указанной статьи регламентирует, помимо сроков на подачу жалобы и принесение протеста, также важное указание на отправную точку отсчета указанных сроков: момент вручения и получения постановления. Поэтому решающее значение в толковании указанной статьи имеет положение ст. 743 КоАП. Так, жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении подаются в течение 10 суток со дня вручения копии постановления, а в случае, если лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747, 748 и 753 КоАП, не участвовали в рассмотрении дела, – со дня получения постановления. Если обжалуется (опротестовывается) предписание о необходимости уплаты штрафа, то жалоба (протест) могут быть поданы в течение десяти суток после истечения срока, предусмотренного ст. 817 КоАП, то есть с момента истечения пятнадцати суток после надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа, если, конечно, лицо не оплатило штраф в порядке главы 42 КоАП, и такое дело не считается рассмотренным по существу в порядке сокращенного производства. Законодатель в случае с предписанием о необходимости уплаты штрафа применил довольно сложную систему отсчета истечения сроков для производства процессуальных действий (окончания этапов). Соответственно, указанные нормы необходимо понимать следующим образом. Если после надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа лицо не обжаловало его в порядке главы 44 КоАП и не оплатило штраф, в порядке главы 42 КоАП, дело считается рассмотренным по существу, а предписание о необходимости уплаты штрафа приобретает статус окончательного решения по делу. С этого момента начинает исчисляться 10-суточный срок на его обжалование (опротестование) в порядке ст. 826-2 КоАП. Следует обратить внимание на то, что в указанной статье повторно не упоминается необходимость надлежащего вручения (получения, доставления) предписания, так как это уже предусмотрено ст. 817 КоАП. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает порядок подачи жалобы, протеста по делам об административных правонарушениях, совершенных в области налогообложения, пенсионного обеспечения, а также обязательного социального страхования, выявленных по результатам налоговой проверки, которые могут быть поданы в течение 30 суток со дня вручения или получения копии постановления. Такая формулировка говорит о том, что общий срок (10 суток) принесения жалобы, протеста, установленный в ч. 2 комментируемой статьи для постановлений по всем другим видам правонарушений, не применим к постановлениям по делам об административных правонарушениях в области налогообложения, пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования. Это связано с тем, что срок обжалования результатов самой налоговой проверки, лежащий на основе выявления правонарушений, составляет по налоговому законодательству 30 рабочих дней. И отмена по жалобе заинтересованных лиц результатов налоговой проверки может повлечь за собой впоследствии признание отсутствующими фактов события и состава соответствующего правонарушения. Поэтому принятие окончательных решений о наложении административных взысканий с учетом рассмотрения жалоб на вынесенные постановления не должно опережать принятия окончательного решения по итогам рассмотрения жалоб на результаты налоговой проверки, послужившие основанием для наложения административных взысканий. Часть 4. Подача жалобы, протеста в срок, установленный настоящей статьей, приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа до вынесения решения по жалобе, протесту. Указанный подход, несомненно, является обоснованным и современным, так как позволяет не переносить в плоскость исполнительного производства решения, которые подвергнуты пересмотру до их вступления в силу. Часть 5. Подаваемая жалоба в вышестоящий орган (должностному лицу) должна содержать сведения и соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 833 КоАП. Отдельного внимания заслуживает довольно продвинутый и современный подход законодателя относительно предоставления лицам, подающим жалобу, возможности ее дооформления в случае несоответствия ее содержания требованиям ст. 833 КоАП. В таком случае жалоба все равно считается поданной, но возвращается с указанием срока для дооформления. И только если в течение указанного срока жалоба не пересоставлена или не представлена органу (должностному лицу), она считается не поданной, и соответственно, не подлежит рассмотрению.
Статья 826-3. Рассмотрение жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа 1. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа подлежат рассмотрению в течение десяти суток со дня их поступления. 2. Вышестоящий орган (должностное лицо), приступив к рассмотрению жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа: 1) объявляет, кто рассматривает жалобу, протест, какие жалоба, протест подлежат к рассмотрению; кем поданы жалоба, протест; выясняет относится ли рассмотрение жалобы, протеста к его компетенции; если рассмотрение жалобы, протеста не относится к его компетенции, направляет их со всеми материалами дела по подведомственности; 2) удостоверяется в явке лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, оформлено предписание, или его представителя, а также вызванных для участия в рассмотрении жалобы, протеста лиц; 3) проверяет полномочия участников производства и его законных представителей; 4) выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении жалобы, протеста в их отсутствие либо об отложении рассмотрения жалобы, протеста; 5) разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, протеста, их права и обязанности; 6) оглашает жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, а при необходимости и иные материалы дела; 7) разрешает заявленные отводы и ходатайства, устанавливает иные обстоятельства, необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста. 3. При рассмотрении жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, предписания по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства. Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, обстоятельства, предусмотренные статьями 741 и 742 настоящего Кодекса, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 4. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отложить рассмотрение жалобы, протеста в связи с истребованием дополнительных материалов по делу, назначением экспертизы и в других случаях, когда это необходимо для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста. 5. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, протеста может быть продлен вышестоящим органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на десять суток. Орган (должностное лицо) обязан приостановить срок рассмотрения жалобы, протеста при невозможности их рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также в случае обжалования результатов налоговой и (или) таможенной проверок, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении, в вышестоящий орган либо при направлении запроса в государственный орган по вопросам, имеющим значение для дела. Решение о приостановлении либо продлении срока выносится в виде определения. 6. Если жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа поступили одновременно в суд и вышестоящий орган (должностному лицу), то жалоба, протест, поданные в вышестоящий орган, подлежат направлению в суд.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Данная статья устанавливает условия, соблюдение которых является обязательным при рассмотрении жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, а также процедуры и правила их рассмотрения. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи любая жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа должны быть рассмотрены в течение 10-ти суток со дня их поступления. При этом такая жалоба (протест) должна быть подана с учетом требований ч. 5 ст. 826-2 КоАП. Часть 2. Порядок рассмотрения жалобы, протеста, предписания вышестоящей инстанцией, как следует из содержания статьи, во многом корреспондирует с тем, что предусмотрен главой 43 КоАП. Вышестоящий орган (должностное лицо), приступив к рассмотрению жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа объявляет, кто рассматривает жалобу (протест), какие жалоба, протест подлежат к рассмотрению; кем поданы жалоба, протест; выясняет, относится ли рассмотрение жалобы, протеста к его компетенции; если рассмотрение жалобы, протеста не относится к его компетенции, направляет их со всеми материалами дела по подведомственности. Вторым шагом в рассмотрении является проверка явки лиц, а в случае неявки также уважительность причин неявки. К этой категории относятся лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, оформлено предписание, или его представителя, а также вызванных для участия в рассмотрении жалобы, протеста лиц. Кроме того, проверяются полномочия представителей и законных представителей, а также других участников производства. По итогам этого принимается решение о рассмотрении жалобы, протеста либо об отложении рассмотрения жалобы, протеста вследствие неявки тех или иных лиц. После разъяснения лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, протеста, их прав и обязанностей, должностное лицо оглашает жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, а при необходимости и иные материалы дела. В ходе рассмотрения дела вышестоящий орган (должностное лицо) обязан разрешать заявленные отводы и ходатайства, а также устанавливать иные обстоятельства, необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста. Часть 3. Проверяя законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, вышестоящий орган (должностное лицо) проверяет законность действий и на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку допущенные нарушения на этой стадии могут отразиться на законности и обоснованности постановления в целом. Принципиальным является указание на то, что вышестоящий орган (должностное лицо) вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства. Это приближает такой пересмотр вышестоящим органом (должностным лицом) к первоначальному рассмотрению как по глубине и пределам исследования, так и по спектру процессуальных возможностей. Таким образом, вышестоящий орган (должностное лицо) не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Вышестоящий орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, обстоятельства, предусмотренные статьями 741 и 742 КоАП, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Например, если обжалуется только мера взыскания, в ходе рассмотрения жалобы необходимо проверить достоверность самого факта правонарушения, виновность лица, его совершившего, все другие обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом законность и обоснованность вынесенного постановления должны проверяться не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств. В этих случаях заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП. Таким образом, вводятся элементы апелляционного производства, что позволяет надеяться на повышение эффективности этой стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях и обеспечение своевременности устранения нарушений закона, которые еще довольно часто допускаются при рассмотрении дел об административных правонарушениях. С учетом приведенного, для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста в соответствии с частью 4 комментируемой статьи, вышестоящему органу (должностному лицу) предоставлено право отложить рассмотрение жалобы, протеста в связи с истребованием дополнительных материалов по делу, назначением экспертизы и в других случаях. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи в случае поступления ходатайств от участников производства либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, протеста может быть продлен лицом, рассматривающим дело, но не более чем на 10 суток. При этом по императивному требованию этой же нормы КоАП, орган (должностное лицо) обязан приостановить срок рассмотрения жалобы, протеста при невозможности их рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, в том числе в случае обжалования результатов налоговой и (или) таможенной проверок, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении, в вышестоящий орган либо при направлении запроса в государственный орган по вопросам, имеющим значение для дела. О продлении срока выносится мотивированное определение. Часть 6 закрепляет приоритет конституционного положения (ст. 76 Конституции) относительно подсудности споров суду. Соответственно, если жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа поступили одновременно в суд и вышестоящий орган (должностному лицу), то жалоба, протест, поданные в вышестоящий орган, подлежат направлению в суд.
Статья 826-4. Решение по жалобе, протесту на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа и его оглашение 1. Рассмотрев жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, вышестоящий орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений об: 1) оставлении постановления, предписания без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения; 2) изменении постановления; 3) отмене постановления, предписания и прекращении дела; 4) отмене постановления, предписания и вынесении нового постановления по делу. 2. Решение по жалобе, протесту на постановление по делу, предписание оглашается незамедлительно после его принятия и выносится в виде постановления по жалобе, протесту, оформленного в соответствии со статьей 822 настоящего Кодекса письменно либо в форме электронного документа. 3. Постановление по жалобе, протесту на постановление по делу, предписание в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу, оформлено предписание, или его представителю, потерпевшему в случае подачи им жалобы, а также прокурору, принесшему протест. 4. Постановление вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа может быть обжаловано, опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения постановления в суд в порядке, предусмотренном главой 44-1 настоящего Кодекса.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1. В результате рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа вышестоящий орган (должностное лицо) принимают одно из решений, предусмотренных комментируемой статьей: 1) об оставлении постановления, предписания без изменения, а жалобу, протест - без удовлетворения. Предписание о необходимости уплаты штрафа, постановление по делу об административном правонарушении оставляется без изменения, а жалоба (протест) без удовлетворения, если: доводы, изложенные в жалобе (протесте), не колеблют правильности предписания, постановления; доводы, содержащиеся в жалобе (протесте), находятся в противоречии с не опровергнутыми по делу об административном правонарушении доказательствами; при рассмотрении жалобы (протеста) не обнаружены основания к отмене или изменению вынесенного по делу решения; 2) об изменении постановления. Важнейшим, но недостаточно урегулированным вопросом является «невозможность» изменения предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления по делу об административном правонарушении в неблагоприятную для лица сторону. Следует полагать, что такой запрет распространяется и на пересмотр решения в порядке комментируемой главы. Это вытекает из ст. 826-5 КоАП, которая отсылает нас к ч. 3 ст. 842 и ч. 2 ст. 844 КоАП. В них, в частности, предусмотрен соответствующий запрет. По общему порядку, вышестоящий орган (должностное лицо) вправе изменить меру взыскания за административное правонарушение в пределах, предусмотренных законом, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность. Недопустимость усиления административного взыскания в порядке пересмотра предписания о необходимости уплаты штрафа и постановления по делу об административном правонарушении означает, что вышестоящий орган (должностное лицо) не вправе: увеличить размер взыскания, даже если оно назначено с явным нарушением КоАП; заменить вид взыскания более строгим; применить дополнительное взыскание, если оно не было наложено; изменить предписание, постановление, если при этом не усиливается административное взыскание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления, предписания и прекращении дела при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, оформлено предписание. Положение комментируемого подпункта схоже с тем, что дано к ст. 829-14 КоАП в соответствующей части. Такое решение принимается при наличии оснований, перечисленных в главе 8 КоАП «Освобождение от административной ответственности и административного взыскания» или при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (ч. 1 ст. 741 КоАП), а также возможно при наличии оснований, предусмотренных ст. 742 КоАП. Требует введения в практику непосредственное применение ч. 2 ст. 741 КоАП, согласно которой производство по делу об административном правонарушении прекращается по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) части первой указанной статьи, как при доказанности отсутствия события административного правонарушения или состава административного правонарушения, так и при недоказанности их наличия, если исчерпаны все возможности для сбора дополнительных доказательств, а также в случаях, когда причинение вреда является правомерным либо деяние совершено при обстоятельствах, которые в соответствии с главой 5 КоАП исключают административную ответственность. Недоказанными следует считать обстоятельства, которые не подтверждаются доказательствами, или основаны на противоречивых доказательствах, а также если в постановлении, предписании не указано, по каким основаниям были приняты одни и отвергнуты другие выводы, содержащие существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, на правильность применения нормы КоАП или на определение вида и размера административного взыскания. Перечисленные основания, как правило, бывают связаны с таким нарушением, как неполнота административного расследования и рассмотрения. Неполным признается административное расследование или рассмотрение дела об административном правонарушении, в процессе проведения которого не были использованы все возможные средства доказывания, одни доказательства не проверялись с помощью других: не были опрошены лица, показания которых имеют существенное значение для дела, не были истребованы документы или вещественные доказательства, имеющие существенное значение, и др. Отмена постановления, предписания влечет за собой возврат изъятых и конфискованных предметов и средств, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением, предписанием; 4) об отмене постановления, предписания и вынесении нового постановления по делу. К этому виду решения относимы все комментарии, изложенные к предыдущим основаниям. В таком случае выносится новое процессуальное решение по правилам, установленным КоАП, как для решения, выносимого впервые. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что законодатель не упоминает в качестве самостоятельной возможности возврат дела на новое рассмотрение. Такие дела не должны направляться на новое рассмотрение в силу большого количества причин, основанных как на предназначении апелляционной инстанции, так и специфики административных дел. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи решение по жалобе, протесту на постановление по делу, предписание выносится в форме постановления, оформляемого в соответствии со ст. 822 КоАП в письменной либо электронной форме и должно быть оглашено незамедлительно после его вынесения. Части 3 и 4 устанавливают трехсуточный срок для вышестоящего органа (должностного лица) на вручение или высылку постановления по жалобе, протесту на постановление по делу после его вынесения лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу, оформлено предписание, или его представителю, потерпевшему в случае подачи им жалобы, а также прокурору, принесшему протест. Данный механизм имеет важное значение в возможности такого лица на последующее обжалование (опротестование) указанного постановления в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения постановления в суд в порядке, предусмотренном главой 44-1 КоАП. Здесь необходимо понимать, что под дефиницией «постановление» следует в равной степени понимать как само постановление вышестоящего органа (должностного лица) по итогам рассмотрения жалобы, протеста, так и само постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа.
Статья 826-5. Отмена или изменение постановления по делу об административном правонарушении либо отмена предписания о необходимости уплаты штрафа
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |