|
|
|
Источник: Сетевое издание, ИА, портал ZAKON.KZ (www.zakon.kz)
09.03.2023 Сенат одобрил поправки в закон о государственной службе
В Казахстане предлагают внедрить институт увольнения политических госслужащих. Предусматривается внесение дополнений в отношении увольнения политического служащего в связи с утратой доверия. По словам председателя агентства РК по делам государственной службы Дархана Жазыкбаева, основная цель поправок по госслужбе - реализация комплекса мер по ее совершенствованию. Дархана Жазыкбаев перечислил изменения и дополнения, которые вносятся законопроектом. «Во-первых, предусматривается введение в законодательство «контрактные служащие». Глава государства поручил в концепции развития госуправления ввести институт контрактных служащих. Они не относятся к категории госслужащих. Это позволит в период реализации отраслевых проектов привлечь специалистов со специальным образованием. Срок контракта – не более одного года. Конкретные правила и порядок в отношении контрактных служащих будут установлены соответствующим постановлением правительства», - сказал он. Во-вторых, предусматривается введение ротационной выплаты. Как известно, в 2016 году введена ротация госслужащих, его цель – обмен опытом между регионами, всестороннему совершенствованию опыта служащего и профилактика коррупции. В соответствии с действующим законодательством, служащему, которого ротируют в другой регион, должно быть предоставлено временное жилье. «Однако из-за нехватки служебных квартир, ротируемые служащие вынуждены арендовать жилье на собственные средства. Это приводит к тому, что многие служащие отказываются от ротации. Внедрение ротационной выплаты направлено на восполнение этих пробелов. Следует отметить, что РБК одобрила вопрос выделения необходимых средств на 2023-2025 годы на введение ротационной выплаты», - пояснил глава агентства. В-третьих, по его словам, на госслужбе предусмотрена передача компетенций по дистанционной работе и регулированию гибкого графика работы агентства. В пандемию тенденция всесторонней цифровизации показала возможность удаленной работы, а также применения гибкого графика. Общие нормы по данному вопросу были включены в трудовой кодекс в 2021 году. Однако, учитывая специфику госаппарата, на госслужбе эти вопросы должны быть четко и детально урегулированы. В этой связи, конкретный порядок работы на госслужбе, дистанционной работы и гибкий график работы будет устанавливаться соответствующим приказом агентства. «В-четвертых, внесены изменения в обязательный порядок отработки выпускников академии госуправления. В соответствии с действующим законодательством, служащий госоргана, поступивший на обучение в академию госуправления, после обучения должен в обязательном порядке отработать в этом органе. То есть в течение года служащий не может перейти в другой госорган. Это ограничивает возможности госслужащего, снижает мотивацию в повышении своих знаний. В этой связи предлагается отменить данное требование и оставить требование об отработке на госслужбе выпускником академии в целом на три года», - продолжил он. В-пятых, по его словам, в госорганах предусматривается регулирование численности руководителей и исполнителей. В соответствии с действующим законодательством, каждый госорган утверждает свое штатное расписание самостоятельно. Однако количество руководителей и исполнителей не регулируется. В результате встречаются случаи, когда на одного руководителя иногда приходится только один или два исполнителя, а в некоторых органах число руководителей даже превышает число исполнителей. В целях исключения таких пробелов предлагается регулировать численность руководителей и исполнителей приказом агентства. «Шестое: предусматривается передача полномочий по утверждению порядка исчисления стажа работы госслужащего для зарплаты агентству. Зарплата госслужащего зависит от стажа его работы. Таким образом, в настоящее время постановлением правительства утвержден порядок исчисления соответствующего стажа работы. В рамках политики передачи полномочий от правительства центральным органам предлагается передать полномочия по закреплению данного порядка агентству», - отметил Жазыкбаев. Седьмое - по его словам, предусматривается внесение дополнений в отношении увольнения политического служащего в связи с утратой доверия. В соответствии с законом, политический служащий является служащим, ответственным за реализацию политических задач, то есть ответственность, возложенная на политического служащего, велика. В связи с этим по поручению АП вводится институт освобождения от должности политического служащего, ненадлежащим образом исполняющего свои полномочия, в связи с утратой доверия. Решение о таком освобождении принимается только главой государства. «Восьмое: предусматривается осуществление контроля за правильным соблюдением графика работы в госорганах. В феврале внесены поправки в КоАП, и рассмотрение адмдел о незаконном нарушении графика работы в госорганах передано агентству. Ранее такие дела рассматривались инспекцией труда при акиматах. Данная поправка вводится в действие с 1 апреля. В этой связи, законом о госслужбе за агентством закрепляется функция контроля за правильным соблюдением графика работы в госорганах», - пояснил глава агентства. Девятое изменение, по его словам, касается согласования с агентством актов в области оплаты труда госслужащих. В соответствии с действующим законодательством система оплаты труда госслужащих и порядок выплаты им вознаграждения утверждается правительством, их разрабатывает МНЭ. В целях соблюдения единой политики в области стимулирования госслужащих рекомендуется в обязательном порядке согласовывать акты в области оплаты труда с агентством.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |