|
|
|
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Екатерина Хамидуллина, старший юрист Юридическая фирма «AEQUITAS»
С распространением культуры корпоративной социальной ответственности многие казахстанские компании стали уделять особое внимание благотворительности и ежегодно выделяют значительные средства для оказания благотворительной помощи. Закон РК «О благотворительности» [1] (далее – «Закон о благотворительности») был принят в 2015 году. За последние годы изменения в него вносились 6 (шесть) раз. Последние изменения были внесены в соответствии с Законом от 4 июля 2022 года[2], большинство положений которого вступили в действие 5 сентября 2022 года. В рамках данной статьи будут освещены последние изменения в Закон о благотворительности, а также приведены рекомендации компаниям о том на какие моменты необходимо обращать внимание при рассмотрении и одобрении запроса об оказании благотворительной помощи с целью соблюдения требований Закона о благотворительности, антикоррупционного законодательства РК, а также применимого иностранного законодательства.
Законом от 4 июля 2022 года внесено большое количество изменений в 5 (пять) кодексов и 14 (четырнадцать) законов, среди которых Трудовой кодекс[3], Кодекс о здоровье народа[4] и системе здравоохранения, Закон о волонтерской деятельности[5], Закон о государственном социальном заказе[6] и другие. Мы остановимся только на наиболее существенных изменениях, которые были внесены в Закон о благотворительности:
«корпоративная благотворительность» – добровольная деятельность субъектов предпринимательства по оказанию благотворительной помощи; «сбор средств» – процесс привлечения добровольных пожертвований и (или) благотворительной помощи; «электронная благотворительность» – деятельность по привлечению добровольных пожертвований в виде денег, осуществляемых электронным способом. Согласно Досье к проекту Закона от 4 июля 2022 года, электронная благотворительность была введена в целях повышения прозрачности благотворительной деятельности и отчетности со стороны благотворительных организаций и бенефициариев об использовании пожертвований; «уполномоченный орган в сфере благотворительности» – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере благотворительности. Министерство информации и общественного развития РК является уполномоченным органом в сфере благотворительности;
Далее мы хотели бы рекомендовать алгоритм действий, которого компании могут придерживаться при оказании благотворительной помощи с целью соблюдения требований законодательства РК, применимого иностранного законодательства (в отдельных случаях), а также соблюдения положений внутренних актов компании. ШАГ 1 – утверждение внутренних актов компании, касающихся оказания благотворительной помощи До оказания благотворительной помощи компании необходимо утвердить благотворительную программу и Положение по оказанию благотворительной помощи, в котором должны быть указаны цели, принципы, основные направления, порядок оказания благотворительной помощи, порядок формирования расходной части бюджета компании. Мы также рекомендуем в Положении чётко указать ответственных лиц компании, участвующих в порядке одобрения компанией оказания благотворительной помощи. При разработке Положения по оказанию благотворительной помощи руководство компании может предусмотреть определенные ограничения. Например, что благотворительная помощь оказывается только в сфере образования, здравоохранения или для оказания поддержки развития определенного региона РК. Также компания, к примеру, может предусмотреть, что допускается оказание благотворительной помощи только определенного вида (филантропическая, спонсорская или меценатская деятельности). Поскольку большинство запросов, связанных с применением антикоррупционного законодательства, Закона о благотворительности, мы получаем от казахстанских компаний с иностранным участием, у нас имеется большой опыт разработки различных внутренних положений (политик) согласно требованиям казахстанского законодательства, а также иностранного законодательства, которого придерживаются дочерние организации иностранных компаний, осуществляющие бизнес в Казахстане. Как правило, данные компании стремятся указывать в документах с контрагентами, что, помимо требований казахстанского Закона о благотворительности, должны соблюдаться положения иностранных законодательных актов, таких как, Закон США о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (далее – «FCPA»), Закон Великобритании 2010 года «О противодействии взяточничеству» и другие. ШАГ 2 – получение запроса и юридический анализ Согласно Закону о благотворительности, под благотворительной помощью понимается «имущество, предоставляемое благотворителем на безвозмездной основе в целях содействия пользователю в улучшении финансового и (или) материального положения:
Согласно нашей практике, в большинстве случаев благотворительная помощь предоставляется некоммерческим организациям для поддержания их уставной деятельности. Соответственно, при получении запроса на оказание данного вида благотворительной помощи необходимо ознакомиться с уставом и справкой о зарегистрированном юридическом лице. В уставе должно быть указано, что юридическое лицо является некоммерческой организацией, например, благотворительной организацией, фондом, общественным объединением или другим видом некоммерческой организации, предусмотренным Законом РК о некоммерческих организациях. Для того, чтобы определить соответствует ли планируемая цель расходования запрашиваемых средств, указанная в запросе о предоставлении благотворительной помощи, целям, видам деятельности некоммерческой организации необходимо также ознакомиться с текстом устава организации. Казахстанским компаниям с иностранным участием, соблюдающим положения FCPA, необходимо обратить внимание, что одна из основных целей FCPA состоит в том, чтобы предотвратить оказание благотворительной помощи в качестве механизма для направления средств или других выгод иностранным должностным лицам[7]. FCPA устанавливает для некоторых лиц ряд запретов и ограничений, несоблюдение которых такими лицами расценивается как совершение коррупционного правонарушения. Данными лицами являются эмитенты, «отечественные предприятия», физические и юридические лица, определенные по территориальному признаку. Так, запрещается совершение определенных в FCPA действий в отношении:
FCPA является не международным соглашением, ратифицированным Казахстаном, а внутренним нормативным правовым актом иностранного государства. Соответственно, на наш взгляд, его применение к правоотношениям на территории Казахстана возможно только в рамках соглашения сторон гражданско-правового договора о применимом праве. Однако, в любом случае такое применение не должно нарушать императивные требования законодательства РК. В частности, коррупционное правонарушение, совершенное на территории РК, в любом случае будет рассматриваться уполномоченными органами РК, а привлечение к ответственности виновных лиц будет осуществляться в соответствии с Административным кодексом и Уголовным кодексом. Между тем, в случае если такое нарушение будет подпадать и под коррупционное нарушение по FCPA, полагаем, эмитенты и «отечественные предприятия», а также их должностные лица, акционеры (участники) и представители (как это определено в FCPA) могут фактически быть привлечены к ответственности и в США, и в Казахстане. В связи с этим, казахстанским компаниям, имеющим внутренние положения (политики) и заключающим договоры с контрагентами, предусматривающие соблюдение требований FCPA, необходимо тщательно проверять не имеется ли какой-либо аффилированности между некоммерческой организацией, подавшей запрос на получение благотворительной помощи, и должностными лицами РК, а также лицами, исполняющими управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора РК согласно требованиям и ограничениям, установленным Законом РК о противодействии коррупции и иными применимыми нормативными-правовыми актами. Кроме этого, необходимо подтвердить, что оказание благотворительной помощи не обусловлено получением будущих заказов или получением какой-либо другой выгоды для компании в будущем. При проведении анализа также следует отличать формы благотворительности, предусмотренные Законом о благотворительности:
Если у компании имеются намерения оказать благотворительную помощь и при этом нет цели, связанной с популяризацией имени спонсора (компании), рекомендуем использовать возможность оказания меценатской помощи в форме благотворительного гранта. ШАГ 3 – заключение договора После одобрения компанией оказания благотворительной помощи необходимо заключить договор между благотворителем и получателем благотворительной помощи, в котором рекомендуем четко прописать цель оказания благотворительной помощи, размер благотворительной помощи в денежном выражении, включая все возможные налоги, порядок оказания благотворительной помощи, ответственность сторон, положения по соблюдению антикоррупционного законодательства, порядок разрешения споров, порядок предоставления получателем благотворительной помощи отчета и иных документов, в том числе бухгалтерских документов, подтверждающих расходование денежных средств для реализации заранее определенной договором цели. В спонсорском договоре дополнительно рекомендуем указать порядок популяризации имени спонсора. Обращаем внимание, что порядок использования благотворительного гранта, индивидуальной стипендии может быть изменен пользователем с согласия благотворителя (мецената). ШАГ 4 – проверка отчета об использовании благотворительной помощи Согласно законодательству, благотворитель или благотворительная организация, передавшие пользователю свое имущество, имеют право требовать от него отчет об использовании данного имущества. В свою очередь, пользователь, получивший от благотворителя или благотворительной организации деньги в качестве благотворительной помощи, имеющей целевой характер, по требованию благотворителя или благотворительной организации обязан предоставить отчет в сроки и порядке, которые определены договором. Неосвоенная часть благотворительного гранта, индивидуальной стипендии является возвратной финансовой помощью и подлежит возвращению благотворителю. Резиденты РК обязаны ежегодно публиковать в СМИ отчет об использовании средств, предоставленных безвозмездно международными организациями, иностранцами и (или) лицами без гражданства на оказание благотворительной помощи. ШАГ 5 – предоставление отчета благотворителем и (или) благотворительной организацией Выполнение благотворительной программы должно подтверждаться отчетом благотворителя и (или) благотворительной организации. Согласно последним изменениям в Закон о благотворительности, благотворители РК, тоже, в свою очередь, обязаны вести учет и предоставлять информацию по осуществляемой благотворительной деятельности уполномоченным государственным органам в порядке, предусмотренном законодательством РК. С учетом того, что под благотворителем понимается лицо, филантроп и (или) спонсор, и (или) меценат, и (или) лицо, оказывающее поддержку малой родине, осуществляющие благотворительность, мы считаем, что положения законодательства касающиеся обязанности благотворителя вести учет и предоставлять информацию в уполномоченный орган сформулированы очень широко и по факту вряд ли будут «работать на практике». Например, с учетом распространения практики переводов денег многие лица переводят деньги на благотворительные цели и, маловероятно, что большинство из них будут предоставлять информацию в уполномоченный орган. В заключение хотели бы отметить, что казахстанское законодательство о благотворительности находится на начальной стадии своего формирования. На западе заниматься благотворительностью, во-первых, выгодно с точки зрения налоговых послаблений. В некоторых европейских странах и США предусмотрены существенные налоговые льготы при осуществлении благотворительности до 20-30%. Во-вторых, это престижно, так как повышает социальный статус, репутацию благотворителя. При этом, в Казахстане 3% льгота предоставляется крупным налогоплательщикам, которые находятся на мониторинге, а всем другим налогоплательщикам предоставляется льгота в размере 4%.
[1] Закон РК от 16 ноября 2015 года № 402-V «О благотворительности». [2] Закон РК от 4 июля 2022 года № 134-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, грантов и премий для неправительственных организаций, лекарственного и социального обеспечения». [3] Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V. [4] Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения». [5] Закон РК от 30 декабря 2016 года № 42-VI «О волонтерской деятельности». [6] Закон РК от 12 апреля 2005 года № 36 «О государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан». [7] Под иностранным должностным лицом в FCPA понимается какой-либо сотрудник или служащий как иностранного правительства или какого-либо его министерства, ведомства или органа, так и общественной международной организации, или же какое-либо лицо, работающее в официальном качестве на какое-либо такое правительство, министерство, ведомство или орган или от их имени, или же на какую-либо такую общественную международную организацию или от её имени.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |