|
|
|
11.10.2022 Отдельные проблемы применения норм лесного законодательства
Время от времени в городе Алматы, когда бывают сильные ветра или наступают иные неблагоприятные природные условия падают старые (больные) деревья, которые наносят вред имуществу граждан и юридических лиц. Нередко старые (больные) деревья падают на автомобили, и автовладельцы обращаются в суды с исками о возмещении ущерба. Любопытные обстоятельства выясняются при изучении судебной практики по таким делам. Немало гражданских дел, в которых возмещение ущерба по таким делам возложены на хозяйственные товарищества и иные негосударственные юридические лица, которые заключали (продолжают заключать) договора о государственных закупках с районными акиматами или отдельные управлениями акимата города Алматы. Предметом таких договоров о государственных закупках являются «Санитарная валка и обрезка деревьев». Составными частями таких договоров являются обычно два приложения – первое приложение - это Перечень закупаемых работ (товаров, услуг) и второе приложение - это так называемая Техническая спецификация. Перечень закупаемых работ (товаров, услуг) соответствует предмету договора – в нем указываются (в нескольких лотах) виды работ, единица их измерений и их стоимость. Самое интересное состоит в том, что уже во втором Приложении, в Технической спецификации появляются требования, которые не только не соответствуют предмету договора и Перечню закупаемых работ (товаров, услуг), но противоречат действующему законодательству Республики Казахстан.
Что это за требования? В Технических спецификациях указываются, что в обязанности поставщика также входят работы: - на постоянной основе проводить мониторинг состояния зеленых насаждений (деревьев) и предпринимать меры (санитарный снос, санитарная обрезка) по уходу за зелеными насаждениями согласно действующему законодательству. При этом, заказчики (районные акиматы и отдельные управления акимата города Алматы) в договорах о государственных закупках вообще не расшифровывают что понимать под «согласно действующему законодательству»? Поставщики, не обращают должного внимания на такое необоснованное и незаконное требование заказчиков, и как добросовестные поставщики занимаются санитарной рубкой и обрезкой деревьев, пока на территории, где они исполняют свои договорные обязательства, не упадет какое-нибудь старое (больное) дерево (деревья) и после этого начинаются судебные разбирательства. К сожалению, суды не вправе выходить за пределы доводов, указанных в исковых заявлениях и отзывах, формально оценивают доводы и доказательства сторон, а затем выносят формальные решения. Изучение судебных дел показывает, что ни в одном гражданском деле ни истцы, ни ответчики, ни третьи стороны, ни участвовавшие в отдельных делам прокуроры, ни судьи не удосужились обратить должное внимание нормам Лесного кодекса Республики Казахстан и принятых на его основе подзаконных актов. В большинстве судебных дел ограничиваются применением отдельных подзаконных актов Алматинского маслихата, что является неправильным и недостаточным. К примеру, часто ссылаются на решение XXXIII сессии маслихата города Алматы VI созыва от 14 сентября 2018 года № 260, зарегистрированного Департаментом юстиции города Алматы 16 октября 2018 года № 1504, утверждены Правила содержания и защиты зеленых насаждений города Алматы (далее – Правила). В подпункте 2 пункта 22 Правил установлено, что реестр зеленых насаждений города Алматы ведется в целях ведения мониторинга состояния и количества зеленых насаждений в городе Алматы. А согласно пункту 18 Правил Реестр и учет зеленых насаждений ведется уполномоченным органом. А уполномоченным органом согласно подпункту 23 пункта 3 Правил уполномоченным органом является структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющие функции в сфере регулирования вопросов содержания и защиты зеленых насаждений. В указанных Правилах больше нет никаких норм, вообще касающихся проведения мониторинга деревьев. Но несмотря на такое положение суды выносят решения о взыскании материального и иного ущерба не с районных акиматов и отдельных управлений акимата города Алматы, а с лиц, которые по договорам о государственных закупках выполняют работы по санитарной валке и обрезке деревьев, поскольку в их Технических спецификациях указано, что поставщики должны на постоянной основе проводить мониторинг состояния зеленых насаждений (деревьев) и предпринимать меры (санитарный снос, санитарная обрезка) по уходу за зелеными насаждениями согласно действующему законодательству. Ни один суд не удосужился выяснить, что кроется под этим «согласно действующим законодательством»? Статьями 14 и 15 Лесного кодекса РК исчерпывающе установлены полномочия маслихата и акимата города Алматы в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, среди которых у маслихата и акимата города Алматы нет полномочий по утверждению правил (порядка) проведения мониторинга деревьев на территории города Алматы. Следовательно, тогда надо руководствоваться вышестоящими нормативными правовыми актами. Согласно статье 58 Лесного кодекса РК: 1. Информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные уполномоченным органом и (или) государственными лесоустроительными организациями. 2. Информация о лесном фонде является государственной собственностью, порядок и условия ее использования физическими и юридическими лицами определяются уполномоченным органом в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Приложением 3 к приказу и.о. Министра сельского хозяйства РК от 27 февраля 2015 года № 18-02/173 (зарегистрированного в Министерстве юстиции РК 16 июня 2015 года № 11387) утверждены Правила ведения государственного мониторинга лесов. Согласно пунктам 2 и 3 Правил ведения государственного мониторинга лесов: 2. Государственный мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли из космоса, в целях государственного управления в области охраны, защиты, пользования лесным фондом и воспроизводства лесов, сохранения биологического разнообразия и экологических функций лесов. 3. Ведение государственного мониторинга лесов осуществляется по единой системе на всей территории Республики Казахстан государственной лесоустроительной организацией согласно настоящим Правилам. Следовательно, районные акиматы и отдельные управления акимата города Алматы не вправе в договорах о государственных закупках возлагать на поставщиков (негосударственные организации) работы, касающиеся проведения мониторинга деревьев, независимо от того, находятся ли деревья на территориях лесного фонда или находятся в переделах города Алматы. Приведем отдельную норму ГК РК: Статья 5 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Применение гражданского законодательства по аналогии. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствуют применимые к ним обычаи, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). Если маслихат города Алматы не вправе согласно нормам Лесного кодекса Республики Казахстан устанавливать свои правила (порядок) проведения мониторинга деревьев на территории города Алматы, то на основании статьи 5 Гражданского кодекса Республики Казахстан необходимо применять нормы Лесного кодекса Республики Казахстан. В одном отдельном гражданском деле представитель юридического лица, которое в соответствии с договором о государственных закупках занимается санитарной рубкой и обрезкой деревьев (на территории где они исполняли свои договорные обязательство) одно старое дерево упало на автомобиль физического лица и потерпевший обратился в суд за возмещением ущерба. РГП «Институт ботаники и фитоинтродукции» Комитета лесного хозяйства Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее – Институт) от 4 октября 2022 года за № 01-05/525 дало заключение о том, что упавшее дерево является больным, при этом определить, что, то или иное дерево больное или здоровое визуально невозможно. Более того, Институт в своем заключении указал, что для определения болезни дерева необходимы наличие дендрологической лаборатории и специальных приборов Резистограф R650- ED и Арботом АВТО5-Е. В соответствии со статьей 110 Лесного кодекса РК лесопатологический мониторинг за особо опасными вредителями и болезнями леса и борьбы с ними осуществляется из бюджетных средств. Из этого следует, что договора о государственных закупках по санитарной рубке и санитарной обрезке деревьев отдельные договора, а договора о государственных закупках по проведению по лесопатологическому мониторингу должны проводиться отдельно в силу вышеуказанных доводов. Работы по санитарной валке (обрезке) деревьев являются несложными работами с использованием специальной техники. Работы по проведению лесопатологического мониторинга деревьев являются исследовательскими, научными, требующими специальных лабораторий дендрологии, специальных приборов, а также наличия в штате организации специалистов в области дендрологии, биологии, почвоведения, болезней леса и т.д. Надеемся, что Генеральная Прокуратура Республики Казахстан и Верховный Суд Республики Казахстан уделят должно внимание настоящей публикации, поскольку за последние два-три года в городе Алматы вынесены судебные решения, где без ссылок на нормы Лесного кодекса Республики Казахстан с юридических лиц, которые по договорам о государственных закупках по санитарной рубке и обрезке деревьев выполняли свои обязательства необоснованно взысканы деньги в пользу потерпевших. Размеры взысканных сумм различные, но недостаточные, чтобы можно было бы оспорить судебные акты в кассационной инстанции. В целях обеспечения единообразного применения закона, думаем есть достаточные законные основания для их пересмотра в силу неправильного применения закона.
Мейрамбек Дуйсенбек Жанара Турысбекова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |