| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Ольга О, аудитор РК, сертификаты: DipIFR, CIPA, САР, Директор независимой аудиторской компании «ТрастФинАудит».
ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ДЕЛАТЬ ХРОНОМЕТРАЖ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БЕЗ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ?
Имеют ли право налоговые органы делать хронометраж без предупреждение и без плановой проверки? Какие документы они должны предоставить?
Согласно пункта 4 статьи 627 Налогового Кодекса Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) документальная проверка; 2) хронометражное обследование. Согласно пункта 7 данной статьи - проверка, проводимая налоговыми органами, с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование. Решение о проведении хронометражного обследования выносится налоговым органом по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика, и (или) по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением. В соответствии с пунктом 7 статьи 627 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), хронометражное обследование - проверка, проводимая налоговыми органами, с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование. В соответствии с пунктом 1 статьи 629 Налогового кодекса, срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей. Пунктом 8 статьи 629 Налогового кодекса предусмотрено, что при проведении хронометражных обследований в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться выходные и праздничные дни, если проверяемый налогоплательщик в указанные дни осуществляет деятельность. Хронометражное обследование может проводиться в соответствии с режимом работы налогоплательщика вне зависимости от времени суток. Согласно статье 631 Налогового Кодекса Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по, установленной уполномоченным органом, если иное не установлено настоящей статьей, за исключением налоговых проверок, осуществляемых в связи с: 1) реорганизацией путем разделения или ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента; 2) прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности в Республике Казахстан, осуществляемой через постоянное учреждение; 3) прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора; 4) снятием с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании налогового заявления налогоплательщика. Извещение направляется или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организации связи. Согласно статье 634 Налогового Кодекса - при проведении хронометражного обследования присутствует налогоплательщик и (или) его представитель. Для проведения хронометражного обследования налоговые органы самостоятельно определяют вопросы по обследуемому объекту налогообложения и (или) объекту, связанному с налогообложением. При этом в обязательном порядке должны подвергаться обследованию: 1) объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением. При необходимости налоговые органы имеют право проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей налогоплательщика; 2) наличие денег, денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с обследуемым объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением; 3) фискальный отчет контрольно-кассовой машины. При проведении хронометражного обследования должностные лица налоговых органов, проводящие хронометражное обследование, должны ежедневно обеспечивать полноту и точность внесения в хронометражно-наблюдательные карты сведений, полученных в ходе обследования. На каждый объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением, а также на каждый другой источник извлечения дохода составляется отдельная хронометражно-наблюдательная карта, которая содержит следующие сведения: 1) наименование налогоплательщика, идентификационный номер и вид деятельности; 2) дата проведения обследования; 3) место нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением; 4) время начала и окончания хронометражного обследования; 5) объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением, стоимость реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; 6) данные по обследуемому объекту налогообложения и (или) объекту, связанному с налогообложением; 7) результаты обследования; 8) другие данные. Результаты хронометражного обследования налогоплательщиков учитываются при проведении начислений сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет по итогам комплексной или тематической проверки. Согласно пункту 3 статьи 633 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, за исключением тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, вручает налогоплательщику (налоговому агенту) подлинник предписания. В копии предписания ставятся подпись налогоплательщика (налогового агента) об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания. Таким образом налоговые органы могут осуществлять хронометраж на основании предписания и предварительным извещением налогоплательщика не менее чем за 30 календарных дней. При этом в случае наличия риска уничтожения документов, проверка может осуществляться без предварительного извещения налогоплательщика на основании пункта 5 статьи 631 Налогового кодекса. Помимо предписания должностное лицо, проводящее хронометраж, должно предъявить служебное удостоверение, подтверждающее полномочия данного лица.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |