| ||||||||||||||||||||
|
|
|
04.11.2025 К вопросу о Концепции парламентской реформы в РК
Мухамеджанов Э.Б., д.ю.н., профессор, г.н.с. НИИ «Публичного права» Каспийского университета
Еще со времен СССР сложилась практика, когда отдельные тезисы из докладов руководителей страны, превращались в политические лозунги. Во времена Л.И. Брежнева одним из таких лозунгов стала фраза из его отчетного доклада XXVI съезду КПСС: «Экономика должна быть экономной». Недостатком этого лозунга было то, что его суть никто не пытался раскрыть и объяснить. Каждый понимал его содержание в меру своей образованности и кругозора. Одни видели в нём призыв к экономному отношению к природным богатствам страны, другие - тавтологию «масло - масленое». Сегодня в Казахстане обрел популярность другой лозунг: «Сильный Президент - влиятельный Парламент - ответственное Правительство». Вроде снова, на первый взгляд, все просто и понятно, но, как и раньше, четких разъяснений содержания заявленного нет. А сам лозунг порождает разнообразные вопросы, например, что следует понимать под «сильным Президентом»? В настоящее время этот институт и так наделен неограниченной властью, а, следовательно, и силой. А если это так, то тогда как это следует понимать? Только в доминировании и контроле этого института над ветвями власти, в его силовых полномочиях, в правовой и физической защите или в квалифицированном числе голосов избирателей, отдавших свои голоса избранному Президенту, либо в создании действующих механизмов сдержек и противовесов в его отношениях с Парламентом и Парламента с ним. А может быть это надо понимать, как возвращение к монократической республике? Такие же вопросы можно задать и по Парламенту, и по Правительству. На наш взгляд, органическая взаимосвязь институтов Президента, Парламента и Правительства, их тесное взаимодействие друг с другом, требует от действующей власти четких разъяснений по вопросам их дальнейшего совершенствования. Актуальность такого разъяснения еще больше возрастает на этапе парламентской реформы. В этих условиях, инициаторам реформы, было бы лучше всего, подготовить и опубликовать Концепцию парламентской реформы. В этом документе, действующая власть, должна показать свое видение заявленной реформы, а также объяснить, как новый Парламент будет взаимодействовать с институтами Президента, Правительства и др. Концепция позволит не только прояснить ситуацию с парламентской реформой, но и в общих чертах ознакомит общество с её содержанием. Осведомленность общества в этом вопросе не только оживит дискуссию по теме совершенствования парламентской деятельности, но и подготовит избирателей к участию в будущем референдуме. Концепция даст возможность привлечь к её обсуждению политические партии, общественные организации, активных граждан, что фактически создаст ситуацию, когда творцом этой реформа будет не только властная «элита», но и народ Казахстана. В содержательном плане Концепция должна включать: - характеристику социально-экономических, политических и правовых факторов, определяющих условия функционирования, полномочия, организацию, порядок формирования и деятельности Парламента; - определение места и роли Парламента в системе государственно-правовых институтов, обеспечивающих законность, политический плюрализм, целостность государства и единство народа; - обоснование характера и содержания полномочий Парламента на современной стадии конституционного процесса (полномочия должны быть открытыми или закрытыми); - характеристику внутренней системы Парламента и его аппарата; - гарантии эффективности деятельности Парламента; - определить виды партийных списков (открытые, закрытые, жесткие, гибкие и т.п.), которые будут применяться при выборах в Парламент. Кроме того, Концепция должна дать ответ на широкий круг вопросов, затрагивающих технологию подготовки, рассмотрения и принятия законов. Речь идет не только о субъектах законодательной инициативы, но и об участии в законодательном процессе представителей широких слоев общественности, а также о порядке внесения ими законопроектов в Парламент в упрощенном виде (о внесении таких законопроектов шла речь в ранее опубликованных нами статьях). Полагаем, что реформирование Парламента любой ценой, недопустимо. Поэтому ключевыми вопросами Концепции должны стать: - взаимодействия Парламента с Президентом и Правительством и другими конституционными органами; - контрольные полномочия Парламента в части принятых им законов; - возвращение в структуру Парламента Счетной палаты; - право Парламента осуществлять аутентичное толкование норм, принятых им законов; - наделение политических партий, имеющих большинство мест в Парламенте, правом формировать Правительство; - наделить политические партии, относящиеся к парламентской оппозиции, формировать «теневое правительство»; - переподчинение органов прокуратуры Парламенту; - лишение депутатов Парламента депутатского иммунитета, с оставлением им гарантии неприкосновенности лишь при непосредственном исполнении ими депутатских обязанностей; - создание Института законотворчества. Этот Институт мог бы разрабатывать проекты законов, внесенные общественностью в упрощенном виде, а также именные законы, разработанные по заказу и при участии самих депутатов Парламента. Отсутствие такого рода документа не только снижает эффективность заявленных преобразований, но и порождает в обществе недоверие к предстоящей парламентской реформе. Опасность такого состояния состоит в том, что результаты заявленной реформы могут привести к разочарованию в ней. Реформы же, не принятые или не понятые народом, как правило, обречены на провал. Уже сейчас в отдельных слоях казахстанского общества видны признаки скептического отношения к этой реформе. Поводом к этому стал отказа от смешенной избирательной системы. В нём общественность увидела предпосылки к нарушению пассивного избирательного права при выборах нового Парламента, а также нарушение права беспартийных граждан избираться в Парламент, что ведет к нарушению п.2 ст.14 Конституции, которое выражается в дискриминации по политическим мотивам (признаку беспартийности) и п.3 ст.39 Конституции РК. В этой норме закреплено, что ни в каких случаях не могут ограничиваться права и свободы граждан в том числе, предусмотренные ст. 14 Конституции РК. В такой ситуации еще большую обеспокоенность вызывает и то, что любая попытка действующей власти постфактум заручиться поддержкой Конституционного Суда в этом вопросе, может привести не только к дискредитации конституционной юстиции, но и к очередной моральной травме общества, дискредитации идей слышащего государства и к правовому нигилизму. Пренебрежение к праву и нравственности способно породить опасный вал негативных явлений, который неминуемо отразится и на международном имидже нашей страны. Для того, чтобы Концепция оказалась жизнеспособной и работающей, необходимо её обсудить в пока ещё не распущенном Парламенте, с последующей публикацией в средствах массовой информации. Острейшая необходимость быстрой разработки Концепции обусловлена тем, чтобы с ней могли ознакомиться граждане нашей страны и на её основе предложить свои рекомендации по оптимальной деятельности нового Парламента.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |