| ||||||||||||||||||||
|
|
|
13.03.2023 Искусственный интеллект в медицине и сфере здравоохранения и уголовное право
Г.Р. Рустемова Алматинская академия МВД Республики Казахстан им. М. Есбулатова, Алматы, Республика Казахстан
УДК 614.256.5:343.3/7 МРНТИ 10.77.51
Цифровизация здравоохранения есть одна из приоритетных и стратегических задач в рамках цифровой экономики Казахстана. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и искусственный интеллект (ИИ) стали применяться поэтапно и повсеместно, где необходимо. В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением цифровых технологий в сферу здравоохранения и медицины и их влияния на уголовное право. Дан анализ законодательства о здравоохранении, рассмотрены понятия ИИ и ИКТ. Анализируются изменения в правоотношениях под влиянием цифровизации, указывается на запоздалое реагирование уголовного законодательства стран на современные реалии виртуальной жизни. Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, здравоохранение, медицина, уголовное право, искусственный интеллект.
Введение. Цифровизация здравоохранения в Республике Казахстан была одной из главных составляющих Государственной программы «Цифровой Казахстан», Государственной программы здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы, а также Концепции развития электронного здравоохранения Республики Казахстан на 2013-2020 годы. В настоящее время действует Национальный проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация»», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 725 [1]. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года [2] также указал на внедрение искусственного интеллекта в систему здравоохранения в рамках цифровизации этой системы, в целях более эффективного предоставления медицинских услуг населению и улучшения здоровья нации. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусматривает также нормативно-правовое регулирование, разработку и утверждение стандартов цифрового здравоохранения (см. пп. 1) ст. 59). Более того, в этом же Кодексе предусмотрена целая глава 7 «Цифровое здравоохранение», в ст.58 которой дается определение цифровизации здравоохранения: «1) цифровизация здравоохранения - использование цифровых технологий для трансформации медицинских и административно-управленческих процессов здравоохранения, направленное на повышение доступности, эффективности, качества и безопасности медицинской помощи;» [3]. Материалы и методы. Методологическую основу настоящего исследования составляет всеобщий диалектический метод. Кроме того, применялись общенаучные и специальные методы научного познания, как системно-структурный и сравнительно-правовой, наряду с такими частными методами, как анализ документов и наблюдение. Теоретической основой исследования, ввиду его преимущественно междисциплинарного характера, являются основные положения уголовного права, криминологии, медицинского права, медицины и фармации в современный период. Выводы, сделанные в ходе исследования, были получены с использованием значительного количества законодательных, монографических, периодических и интернет-источников юридической, криминологической, медицинской литературы, а также материалов научно-практических и научно-теоретических конференций. Результаты исследования. В здравоохранении Казахстана используются МИС (медицинские информационные системы) в настоящее время в рамках исполнения Национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация», которые, в свою очередь, разработаны на имеющихся платформах ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в общей системе цифровизации страны. Использование же данных пациентов в цифровом режиме осуществляются в рамках оказания медицинской помощи только с учетом информированного согласия пациента на получение медицинской помощи. Однако определения самого понятия «искусственный интеллект в здравоохранении» (ИИ) не содержится в законодательстве. В литературе это понятие рассматривается с точки зрения использования в законе [4]. Понятие «искусственный интеллект» является обобщающим, при выработке дефиниции этого понятия следует учитывать разновидности систем искусственного интеллекта, особенности применения технологий искусственного интеллекта в каждой конкретной сфере, а также разный уровень применения технологий и особенности правовой системы государства [5, с. 71]. С этим мнением мы согласны, тем более что в Казахстане по причине дороговизны и других причин применяются не все виды ИИ и роботов. Не выработано общепризнанного понятия «искусственный интеллект (ИИ)» и в науке и литературе. Правовое же регулирование искусственного интеллекта отстаёт от и технического, и от технологического развития экономики страны. Поэтому оно должно развиваться с учетом исследования всех рисков и специфики использования искусственного интеллекта в различных сферах жизни. Поиск новых путей по созданию равных возможностей для реализации права на охрану здоровья гражданина неизбежно привел к внедрению в медицинскую практику и систему организации оказания медуслуг населению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и созданию системы цифрового здравоохранения. Т.е. техника и технологии, в том числе роботы, помогают медработникам переключаться только на лечение больных и прием пациентов. Использование цифровых технологий в медицине позволило созданию совершенно новых форм и видов взаимодействия между поставщиками медицинских услуг (врачами, поликлиниками, клиниками и НИИ) и их потребителями. Наиболее распространенные из них являются сегодня: 1) электронный документооборот; 2) электронные рецепты; 3) онлайн-консультации; 4) проведение онлайн медицинских манипуляций; 5) внедрение медицинских мобильных приложений; 6) медицинские электронные базы данных и т.п. Поэтому в связи с ростом применения таких ИКТ и разработкой новых Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) был введено понятие - «электронное здравоохранение» (e-health): «экономически эффективное и безопасное использование ИКТ в сфере здоровья, включая медицинские услуги, медицинское наблюдение, диагностику, а также образовательные и исследовательские технологии в области медицины и здоровья» [6]. Сегодня ИИ в медицине используется для многих благих целей, как установление правильного диагноза при онкозаболеваниях, избрание лечения врачом без контакта с больным в мобильном приложении, например, при простуде (при отсутствии серьезных симптомов заболевания), быстром нахождении медкарты, выписка рецепта, использование в фармацевтике при изготовлении лекарств и т.п. Кроме того, использование технологий ИИ позволит сократить время ожидания медицинской помощи. Системы на базе ИИ уже сейчас используются для диагностики заболеваний, назначения лечения, прочтения генома и в других медицинских процедурах. Но в каждой стране, в зависимости от роста ее экономики и развития медицинской науки и практики, по-разному. Толчок резкому внедрению таких ИКТ в мире и нашей стране дала пандемия COVID-19. Отметим, вместе с тем, что вначале страны показали свою неготовность противостоять этой новой биологической угрозе. Во время пандемии возникла первейшая необходимость обработки большого количества снимков, полученных в результате КТ-исследований, ИИ применялся для выявления патологий или отсутствия их на снимках. Однако стоит оговориться, что здесь речь «идёт не о замене врача искусственным интеллектом, а лишь инструменте, позволяющем проводить сортировку данных» [7, с. 143]. От внедрения цифровых технологий в здравоохранение необходимо и важно получать таких показателей, как снижение уровня заболеваемости и смертности населения, рост продолжительности жизни, в том числе активной. Рост объемов медицинских данных и развитие технологий их анализа, в том числе с использованием ИИ, позволит получить новые знания в области медицины и биологии, а также разработать новые способы диагностики и терапии заболеваний. «Врачи по всему миру, в том числе и в России, сталкиваются с большими объемами бумажной работы. Внедрение электронного документооборота, автоматическое предоставление услуг с помощью цифровых сервисов для пациентов и медицинских работников (например, оформление справок, повторное оформление рецептов), формирование отчетов и статистики на основании первичных данных снизит нагрузку на медицинский персонал, позволив сфокусироваться на лечении пациентов» [8, с. 180]. Это в полной мере соответствует и казахстанской медицине, и здравоохранению. Обсуждение. Какие преимущества даёт применение ИИ в медицине? Во-первых, снижаются медицинские расходы, во-вторых, сокращается количество врачебных ошибок (медицинских инцидентов), в-третьих, снижается уровень смертности (сокращается время ожидания медицинской помощи от специалистов, ИИ - помощник врача в поиске аналогичных случаев на практике и в науке), в-четвертых, снижается зависимость пациентов от уровня развития социальных услуг (например, уход некоторых терапевтических роботов за больными), и наконец, в-пятых, усиливается инвазивная хирургия (хирургическая робототехника прекрасно помогает хирургам в визуализации ран, точности манипуляций и т.п.). В будущем ИИ полностью может заменить человека в постановке диагнозов и назначения лечения при большинстве заболеваний человека. Как правильно отмечается в литературе, наступившая цифровая революция не может не повлиять на преступность, не изменить ее содержание. Существующий «механизм уголовно-правовой охраны не срабатывает во многих случаях, связанных с посягательствами на отношения, опосредуемые современными информационно-коммуникационными технологиями» [9, с.590]. До сих пор примеров в практике наших судов нет вступивших в законную силу приговоров или решений по делам о совершении уголовного правонарушения с использованием ИИ. Нет также опубликованной судебной практики других стран. В Уголовном кодексе Республики Казахстан, как и в УК многих стран, не содержится пока ни одной нормы об ответственности за совершение деяния посредством нейронных сетей или ИИ. При этом, указанные системы функционируют в прямой зависимости от деятельности конкретного физического лица. Важным является выяснение вопроса распределения ответственности за вред здоровью пациента, наступивший в результате применения технологий ИИ и робототехники в процессе оказания медицинской помощи. Уголовно-правовое регулирование настоятельно требуется в ситуациях, когда при создании системы ИИ была допущена ошибка, которая впоследствии привела к совершению уголовного правонарушения; когда в систему был осуществлён неправомерный доступ, изменивший функции ИИ; когда ИИ был создан умышленно для совершения преступления. Не стоит нам забывать и о том, что системы ИИ способны к самообучению. В этом случае система может сама принять решение о совершении действий, впоследствии квалифицирующихся как преступление. Следовательно, основой определения норм об ответственности за преступление с использованием систем ИИ выступает сама цель деятельности системы, так как она не может быть связана с причинением вреда. Если же система специально программируется заказчиком или разработчиком, или совместно, чтобы причинить ущерб, то нормы должны быть иные. При определении необходимой нормы важны объективные признаки и перечень субъектов преступной деятельности. Деяние является уголовным правонарушением при наличии причинения или угрозы причинения вреда правоохраняемым интересам. Если рассматривать использование ИИ в здравоохранении, то не исключено, что цифровые системы могут причинять вред жизни и здоровью человека. Наиболее сложными являются вопросы в отношении субъектов таких деяний. Кто понесет ответственность в случае причинения вреда ИИ? Вне поля уголовно-правового воздействия остаются до сих пор случаи, обусловленные цифровизацией медицинской деятельности. Существующий законодательный подход определяет, что ответственность за причинение вреда несет врач - как за преступление против жизни или здоровья. «Смысл такого подхода утрачивается, когда вред причиняется в условиях автоматизации диагностирования и проведения операции. Кто должен нести ответственность за причинение вреда здоровью или жизни: разработчик программного обеспечения; лицо, осуществившее незаконный доступ к информационной системе; эксплуатант оборудования?» [10, с. 156-157]. Ответа на подобный вопрос отечественное уголовное законодательство пока не содержит. Заметим, что в основе существования и функционирования ИИ находится разработчик указанной программы и производитель продукции, наделённый искусственным разумом. При всей внешней автономности ИИ остается орудием в руках человека. В случае причинения вреда правоприменитель может пока использовать нормы об ответственности за выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Непосредственный пользователь программы также может нести ответственность, но правильно будет учитывать и оценивать автономность системы и необходимость контроля со стороны пользователя. Иные лица, имеющие возможность вмешаться со стороны в деятельность системы, а именно перепрограммирование системы, специальное заражение её вирусом(ами), изменение компьютерного алгоритма, также несут уголовную ответственность. В этом случае будут иметь место, по-нашему мнению, совокупность уголовных правонарушений в сфере компьютерной безопасности и медицинских уголовных правонарушений - ст. 205 и ст. 317 УК Республики Казахстан [11]. В будущем, повсеместное внедрение цифровой медицины и искусственного интеллекта (ИИ) создаст условия для реализации персонализированной медицины в Казахстане (4П-медицина). Такая медицина позволит на доклиническом этапе выявлять и прогнозировать ход заболевания, выполнять превентивные (профилактические) мероприятия, тем самым снизить расходы на лечение и реабилитацию предотвратимых заболеваний. Основную роль в реализации 4П-медицины сыграют генетические лаборатории и биобанки, медицинские информационные системы и искусственный интеллект. Будет создан биобанк для проведения клинических исследований в области персонализированной медицины с базой больших данных [12, с. 80]. Однако, развитие цифрового здравоохранения все еще имеет определенные ограничения в практическом аспекте, что обусловлено существующими этико-правовыми рисками использования электронных технологий в медицине. «Прежде всего, речь идет о соблюдении принципа конфиденциальности данных пациента, соответственно, врачебной тайны, составляющей одно из базовых правил в деонтологии. В правовом аспекте риски развития цифровой медицины вызваны несоответствием международных юридических норм, регулирующих деятельность лечебно-профилактических учреждений и их персонала, действующему национальному законодательству в сфере здравоохранения» [13, с. 1459]. Ст. 321 УК РК регулирует как раз разглашение медицинской тайны медицинским работником, хотя название статьи звучит как «.разглашение тайны медицинского работника». В части первой диспозиции статьи речь идет о «разглашении медицинским работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ,», т.е. в ст. 321 УК РК наблюдается некоторое несоответствие с диспозицией нормы, по названию речь идет о том, что разглашается тайна медработника, а не медработник разглашает тайну, какую - не уточнено. Скорее всего, возможно неточность вызвана опечаткой текста при опубликовании, ибо в диспозиции всё четно расписано, за какие действия привлекать виновных. То, что слово «врачебная» заменено словом «медицинская», правильно, т.к. оно охватывает всех работников сферы здравоохранения и медицины, вплоть до студентов мед-колледжей и санитаров. Название статьи должно звучать, по-нашему мнению, как «Разглашение медицинской тайны». Предстоит, видимо, пересмотреть доктрину уголовного права относительно субъекта уголовного правонарушения, выяснить, кем или чем является ИИ по отношению к уголовному правонарушению, чья и какая форма вины человека в причинении вреда здоровью пациента и т.д. Трансформация уголовного права очевидна в эпоху цифрового государства, общества, существования виртуального мира. Цифровизация здравоохранения также требует к себе нужного внимания со стороны права для полноты ее правового регулирования в соответствии с международными стандартами и опытом. Невозможно представить себе ситуацию и какие катастрофические последствия будут от неправомерных действий, если кто-нибудь посторонний получит доступ к такой системе ИКТ и изменит ее настройки хотя бы на несколько минут. Особенностями преступлений, совершаемых с использованием ИКТ, будут являться «экстерриториальность, виртуальность, гипертаргетированность, мультипликативность, сверхизменчивость, системная латентность (гиперлатентность)» [9, с. 588-589]. Эти особенности по мере развития науки и техники могут пополняться. Заключение. Всё вышесказанное обусловит, во-первых, необходимость модернизации различных отраслей законодательства, в том числе и уголовного. Существующие нормы уже не могут в полной мере охватить все случаи причинения вреда системами ИИ, а это позволит лицам, использующим информационные системы в здравоохранении, для совершения уголовных правонарушений, избежать ответственности. Во-вторых, подготовку и переподготовку кадров для нужд науки и практики как в здравоохранении и медицине, так и в юриспруденции, в том числе пересмотра доктрины уголовного права. Юристы же должны продолжать осваивать и опережать изучение всех новшеств в технологиях и технике, связанной с медициной и здравоохранением, т.к. право есть регулятор всех общественных отношений. Пока находимся в «плену» своих стереотипов и страхов перед всем новым, прогресс человечества не остановить, люди ждут гарантий защиты и охраны своих конституционных прав на жизнь и здоровье, охрану здоровья, охрану труда, предоставления качественной медицинской помощи и защите своих персональным данных. Более того, «совместные усилия философов, социологов, специалистов в сфере высоких технологий и юристов дадут возможность получения достаточно точного прогноза эволюции уголовного права в условиях цифровой реальности» [9, с. 596]. Как видим, предстоит много переосмыслить в праве вообще, уголовном, в частности.
Список использованных источников: 1. Национальный проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 725 //https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000725. Кроме того, этим же постановлением Правительства утратило силу постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 982 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы». 2. Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» (с изменениями по состоянию на 26.11.2022 г.)// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38490966 3. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения» с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2023 г.) //https://online.zakon.kz/document/?doc_id=34464437#sub_id=0 4. Тлембаева Ж.У. О правовом регулировании использования искусственного интеллекта в здравоохранении Республики Казахстан //Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество (журнал ИНИОН РАН). - № 5-1. - 2022. - С. 1123-1126. 5. Тлембаева Ж.У. О некоторых подходах к правовому регулированию искусственного интеллекта //Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. Научно-правовой журнал. - № 2 (65). - 2021. - С. 61-74. 6. World Health Organization. Telemedicine: opportunities and developments in Member States: report on the second global survey on eHealth. 2009. (Global Observatory for eHealth Series). 2010. 7. Балтутите И.В. Правовые проблемы использования искусственного интеллекта в сфере здравоохранения //Legal Concept. - 2022. - Vol.21. - №2. - С.140 - 148 со ссылкой на: Текст соответствует оригиналу 8. Олиферко, К. Искусственный интеллект для диагностики коронавируса, отдельный мессенджер для общения с врачом и приоритеты после пандемии: что обсуждали на конференции ИТМ-Сибирь 2020 / К. Олифиренко. - Электрон, текстовые дан. - Режим доступа: https://sparm.com/publica-tions/ iskusstvennyj-intellekt-dlya-diagnostiki-koronavirusa- otdelnyj-messendzher-dlya-obshheniya-s-vrachom-i-prioritety-razvitiya-medicziny-posle-pandemii-chto-obsuzhdali-na-konferenczii-itm-sibir-2020 (дата обращения: 01.03.2022). - Загл. с экрана. 8. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, H.H. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П.Б. Рудник; науч. ред. Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Вишневский, Т.С. Зинина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 239, [1] с. 9. Русскевич, Евгений А., Андрей П. Дмитренко, Николай Г. Кадников «Кризис и палингенезис (перерождение) уголовного права в условиях цифровизации» // Вестник СПбГУ (Санкт-Петербургского университета). Право. - 2022. - Том 13. Вып. 3. - С.585-598 // https://doi.org/10.21638/spbu14.2022.301 10. Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Маликов СВ., Чучаев А.И. Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий: проблемы и предложения // LEXRUSSICA. Том 73. - 2020. - № 1 (158). - С.145-159. 11. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V (с изменениями и дополнениями) по состоянию на 01.01.2023) https://online.zakon.kz/document 12. Примбетова С.Ч., Хамзеева А.Ж. Цифровая модернизация здравоохранения Казахстана //Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. - С.78-80. 13. Лядова A.B. Цифровое здравоохранение: миф или реальность?/// XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: УрФУ, 2018. - С. 1451-1461.
Сведения об авторе
Рустемова Гаухар Рустембековна - научный сотрудник НИЦ Алматинской академии МВД РК имени Макана Есбулатова, заслуженный работник МВД РК, полковник полиции в отставке, почетный профессор Алматинской академии МВД РК имени М. Есбулатова, доктор юридических наук, профессор.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |