| ||||||||||||||||||||
|
|
|
К. Рахманов, аудитор, СIPA
КАКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНОСТРАННОГО ПЕРСОНАЛА СО СТОРОНЫ НЕРЕЗИДЕНТА?
У Компании есть контракт на аутсорсинг с другой компанией (которая является резидентом Украины). Т. е. поставщик-компания (резидент Украины) предоставляет свой персонал. Состав предоставляемого персонала - это, как правило, граждане Украины, Латвии и др. республик. Основная часть персонала работает на оффшоре, меньшая часть в городе. В договоре сказано, что обеспечивать персонал питанием и проживанием, который предоставляется, должна Компания. На данный момент выяснилось, что поставщик-компания (резидент Украины) предоставляя персонал, не готовит на них визы, мотивируя это тем, что, граждане Украины могут находиться на территории РК в течение 90 дней без регистрации (но это не одно и то же: просто нахождение на территории РК или же работать на территории РК). На работников, которые работают на море, должны готовиться виза М-1, а для работников, работающих на суше, - как обычно рабочее разрешение и рабочая виза. Также поставщик-компания (резидент Украины), когда заключает непосредственно договора с людьми, то заключает договора только на 90 дней. Т. е. это не договоры на вахтовый метод или прикомандирование. 1. Как должна облагать компания данные доходы нанимаемого персонала (питания и проживания), учитывая вышеперечисленные факты? А также может ли все эти расходы н компания брать на вычеты по КПН? 2. Какие риски несет компания, учитывая вышеперечисленные факты? 3. Как необходимо в данном случае правильно оформлять документы? Как со стороны поставщика-компании (резидент Украины), и также как со стороны Компании? 4. Не возникает ли в данном случае у компании обязательство по КПН с нерезидента по услугам, которые оказывает в данном случае поставщик-компания (резидент Украины)?
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан. Так как услуги по предоставлению персонала были оказаны нерезидентом - компанией Украины резиденту - компании РК на территории РК, то доходы украинской компании будут являться доходами нерезидента из источников в РК, и должны облагаться КПН у источника выплаты. Ставка налога будет 20% согласно статье 194 Налогового кодекса. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса при услугах предоставления персонала местом совершения оборота будет являться территория государства, где зарегистрирован покупатель данных услуг, в данном случае местом совершения оборота будет являться территория РК, поэтому у вашей компании возникает налоговое обязательство исчислить НДС на стоимость приобретаемых услуг нерезидента по предоставлению персонала. Согласно подпункту 21-1 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в РК являются доходы физического лица-нерезидента в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем. В целях настоящего раздела материальной выгодой признаются, в том числе: оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом-нерезидентом от третьих лиц; отрицательная разница между стоимостью товаров, работ, услуг, реализованных физическому лицу-нерезиденту, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров, работ, услуг; списание суммы долга или обязательства физического лица-нерезидента. В соответствии с пунктом 5 статьи 201 Налогового кодекса при предоставлении иностранного персонала нерезидентом, деятельность которого не образует постоянного учреждения в Республике Казахстан в соответствии с положениями пункта 7 статьи 191 настоящего Кодекса, доход такого персонала от деятельности в Республике Казахстан облагается индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты. При этом объектом обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физических лиц-нерезидентов, в том числе иная материальная выгода, получаемая таким персоналом в связи с деятельностью в Республике Казахстан. Казахстанская компания должна облагать ИПН у источника выплат доходы физических лиц - нерезидентов согласно данной норме закона в виде питания и проживания. В данном случае стоимость расходов по проживанию и питанию будет облагаться ИПН, скорее всего, за счет казахстанской компании, так как у источника выплаты ИПН удержать не получится в силу специфики оплаты за проживание и питание: физические лица не получают доходы «на руки», казахстанская компания напрямую несет данные расходы, и поэтому ИПН будет уплачиваться за счет казахстанской стороны. Данные доходы иностранных физических лиц надо облагать ИПН по ставке 10% согласно пункту 5 статьи 201 и пункту 1 статьи 158 Налогового кодекса. Данные расходы по питанию и проживанию иностранных граждан могут быть отнесены на налоговые вычеты, так как предусмотрены договором на предоставление персонала, и соответствуют пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса: данные расходы относятся к деятельности, направленной на получение дохода. Согласно подпункту 1 статьи 34 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» иммигранты, прибывающие с целью осуществления трудовой деятельности, делятся на следующие категории: 1) иностранные работники - иммигранты, прибывшие или привлекаемые работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан. Таким образом, иностранные граждане, прибывшие к вам по договору на предоставление персонала, относятся к данной категории иммигрантов. В соответствии с подпунктом 11 пункта 4 Правил и условий выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы (утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 45), действие настоящих Правил не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в служебной командировке, с деловыми целями, срок которой не превышает суммарно сто двадцать календарных дней в течение одного календарного года. Согласно пункту 1 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Кабинетом Министров Украины о взаимных поездках граждан (г. Киев, 19 мая 2000 года) граждане государства одной Стороны могут на основании документов, действительных для выезда за границу, въезжать, следовать транзитом, выезжать и находиться на территории государства другой Стороны без виз сроком до девяноста (90) дней на протяжении ста восьмидесяти (180) дней со дня первого пересечения государственной границы государства въезда. Поэтому граждане Украины могут находиться на территории РК без визы в течение 90 дней. В данном случае компания нерезидент, скорее всего, отправляет иностранных граждан в служебную поездку сроком до 90 дней. Компания-нерезидент использует данную возможность, чтобы не оформлять визы иностранным гражданам и не получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Формально трудовые договоры компания с иностранцами не заключает, но фактически компания привлекает иностранных граждан на работу, хотя и на короткий срок до 90 дней. Приезжающие иностранные граждане не относятся к лицам, находящимся в командировке или с деловыми целями. Поэтому, по личному мнению консультанта, у компании есть обязанность оформить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Конечно, сейчас ситуация со стороны выглядит как служебные поездки иностранных граждан в компанию, сроком до 90 дней, но фактически это завуалированное привлечение иностранной рабочей силы. Данное правонарушение является административным в соответствии с пунктом 1 статьи 519 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |