|
|
|
Содержание института предписания Мамонтов Н.И. судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке
В законодательных актах используется термин «предписание», но в различных значениях. Предписание является индивидуальным правовым актом, отличающимся по своему содержанию, предмету и адресату от нормы права. Предписание в установленной форме и своим содержанием регулирует индивидуальное правоотношение, устанавливает субъективные права и обязанности конкретных участников такого отношения. Предписание как акт применения права является официальным решением по конкретному правоотношению и содержит властные указания, обязательные для исполнения адресатом. Предписание по своей юридической природе применительно к административным правонарушениям является актом применения норм права, образует специальные правовые институты, отличные по предмету регулирования от «общих» институтов, регулирующих общие правила применения права. Под предписанием можно понимать акт реагирования органа государственной власти на допущенное нарушение закона и обязывающего адресата в установленный срок и в порядке устранить нарушение. Предписание в Кодексе Казахстана «Об административных правонарушениях» является специальным правовым институтом только в отношении конкретных видов административных правонарушений, нормы которого позволяют без возбуждения производства по административному правонарушению привлекать лицо к административной ответственности с соблюдением специальных процедур, а при исполнении предписания считать производство об административном правонарушении законченным. Преимущество института предписания выражается в том, что отпадает необходимость в соблюдении всех общих процедур рассмотрения административного правонарушения во внесудебном или судебном порядке. Посредством института предписания осуществляется «разгрузка» судов по одной из категорий административных правонарушений. Институт предписания распространяется только на состав административного правонарушения, устанавливающего административную ответственность за превышение водителем транспортного средства установленной скорости движения на конкретном участке дороги как в населенном пункте, так и за его административными границами, если такое превышение скорости зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме круглосуточно. Субъектом такого административного правонарушения является физическое лицо-владелец (водитель) механического транспортного средства, который при управлении механическим транспортным средством превысил установленную скорость движения на конкретном участке дороги. Скорость движения механического транспортного средства регулируется как законом [3. ст. 54], так и подзаконным нормативным правовым актом [6. Раздел 10]. Постановление Правительства Казахстана относится к категории подзаконных нормативных правовых актов, которое согласно Конституции Казахстана, не может регулировать права и обязанности, ответственность физических лиц - участников дорожного движения [1. п\п 1) п. 3 ст. 61]. Кодексом Казахстана «Об административных правонарушениях» установлены как «общие» составы административных правонарушений и правила привлечения к административной ответственности как физических вменяемых лиц, так и юридических лиц, их филиалов и представительств за совершение правонарушений. Однако субъектом административного правонарушения о превышении водителем установленной скорости движения является только физическое лицо, управлявшее механическим транспортным средством в момент совершения административного правонарушения. Кодексом установлено, что «общим» административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или исполнительного органа коммерческого или некоммерческого юридического лица, совершенное на территории Казахстана, за которое предусмотрена административная ответственность, если эти правонарушения по своему характеру и субъекту не влекут наступление уголовной ответственности. К административной ответственности привлекаются достигшие шестнадцати лет вменяемые физические лица, в том числе граждане (подданные) иностранных государств. За совершенные административные правонарушения предусмотрен исчерпывающий перечень административных наказаний, каждое из которых содержится в санкции соответствующей статьи закона, описывающей состав административного правонарушения [2. ст. ст. 25, 41]. Кодексом предусмотрены порядок и основания рассмотрения «общих» административных правонарушений, обжалования постановлений, вынесенных должностными лицами уполномоченных государственных органов во внесудебном порядке либо судьями специализированных административных судов или судьями специализированных судов по делам несовершеннолетних (районными судами, если в соответствующей административно-территориальной единице не образован специализированный административный суд) по результатам рассмотрения административных правонарушений. Иные виды судов судебной системы Казахстана в качестве судов первой инстанции компетенцией по рассмотрению административных правонарушений не наделены. Такое административное правонарушение как превышение водителем установленной скорости движения механического транспортного средства фиксируется не сотрудником дорожной (административной) полиции, а фиксируется исключительно сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, установленными на данном участке дороги и работающими в автоматическом режиме круглосуточно. Применение названных средств и приборов исключает человеческий фактор и обеспечивает оперативность установления факта административного правонарушения и обработку данных о лице, его совершившем, о квалификации деяния, о размере административного штрафа, сроках и порядке его исполнения. При установлении факта превышения установленной скорости движения названные специальные средства и приборы фиксируют показатель такого превышения, время (год, дата, час, минута), вид, марку, государственный регистрационный номерной знак, а также направление движения транспортного средства [2. ст. 31]. Иные нарушения правил дорожного движения, предусмотренные законом о дорожном движении, за которые наступает административная ответственность, могут рассматриваться в сокращенном производстве или в общем порядке рассмотрения административных правонарушений в досудебном или судебном производствах. Но административное правонарушение, предусматривающее административную ответственность за превышение установленной скорости движения, зафиксированной сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, установленными на данном участке дороги и работающими в автоматическом режиме круглосуточно, рассматривается в особых процедурах во внесудебном порядке. Поскольку факт превышения водителем установленной скорости движения конкретного механического транспортного средства на соответствующем участке дороги автоматически фиксируется сертифицированными специальными конктрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, то предписание о необходимости уплаты административного штрафа изготавливается автоматически. При этом размер подлежащего уплате административного штрафа также указывается в зависимости от размера месячного расчетного показателя, исходя из превышения показателя установленной скорости. Любые должностные лица органов внутренних дел (полиции) предписания о необходимости уплаты административного штрафа непосредственно не выносят, а соответствующий специалист распечатывает автоматически изготовленное предписание и направляет (вручает) его адресату под роспись или же одному из совершеннолетних членов семьи, проживающего совместно с владельцем транспортного средства. Однако названное предписание имеет юридическую силу и влечет предусмотренные Кодексом правовые последствия только в том случае, если оно подписано, как и любой другой административный акт, соответствующим уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (полиции). Предписание о необходимости уплаты административного штрафа при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой или частью второй статьи 592 Кодекса, подписывает управомоченный сотрудник органов внутренних дел (полиции), имеющий специальное звание (начиная с рядового и выше) [2. п\п 4) ч. 2 ст. 685]. Предписание о необходимости уплаты административного штрафа при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью третьей или частью четвертой статьи 592 Кодекса, подписывает начальник отдела, отделения полиции, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы района (города, района в городе) и их заместители [2. п\п 2) ч. 2 ст. 685]. Вот почему в Кодексе отсутствует норма, устанавливающая процессуальный срок вынесения предписания о необходимости уплаты административного штрафа. По указанному факту превышения скорости движения протокол об административном правонарушении не составляется, постановление о привлечении лица к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа не выносятся. Такие процессуальные акты выносятся при рассмотрении иных административных правонарушений, в том числе и совершенных в области дорожного движения. С учетом этого не применяется институт назначения административного наказания с учетом смягчающих или отягчающих ответственность лица обстоятельств. Совершившим административное правонарушение в форме превышения установленной скорости движения по умолчанию признается физическое лицо - владелец транспортного средства, которому оно принадлежит на праве собственности, на основании договора аренды или лицо, которое управляло транспортным средством в силу трудовых отношений с его владельцем (собственником) либо в силу правомочий, полученных от владельца (собственника) транспортного средства (доверенность на управление транспортным средством), если не представлены бесспорные доказательства того, что механическим транспортным средством управляло лицо, в неправомерном владении которого это транспортное средство находилось при управлении им. Состав административного правонарушения, предусматривающий административную ответственность за превышение установленной скорости движения механического транспортного средства, сформирован статьей 592 Кодекса. Эта статья состоит из четырех частей, санкция каждой из которых предусматривает административное наказание только в виде императивного размера административного штрафа. Следует учитывать, что превышение скорости движения до десяти километров в час против установленного ограничения на данном участке дороги состав административного правонарушения не образует. Состав административного правонарушения образуется, если только зафиксировано превышение водителем скорости движения механического транспортного средства свыше десяти километров в час. В зависимости от превышения водителем скорости движения механического транспортного средства предусмотрен императивный размер административного штрафа: - при превышении установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час размер административного штрафа составит пять месячных расчетных показателей; - при превышении установленной скорости движения от двадцати до сорока километров в час размер административного штрафа составит десять месячных расчетных показателей; - при превышении установленной скорости движения от сорока и более километров в час размер административного штрафа составит двадцать месячных расчетных показателей. Повторное в течение года после наложения административного наказания за превышение установленной скорости движения повлечет административный штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей. Повторность совершения административного правонарушения связана не с датой наложения административного наказания за ранее совершенное административное правонарушение, а с датой исполнения административного наказания, назначенного за это правонарушение. Поэтому лицо будет считаться совершившим административное правонарушение повторно, если совершит его до даты окончания исполнения административного наказания за ранее совершенное административное правонарушение [2. ст. ст. 61, 896, 898]. Применительно к такому составу административного правонарушения как превышение установленной скорости движения повторность административного правонарушения будет определяться, исходя из размера установленной установленной скорости движения механического транспортного средства. При этом превышение скорости движения механического транспортного средства на величину от десяти до двадцати километров в час повторности не образует, независимо от количества фиксации такого превышения. За каждое превышение скорости движения на указанную величину водитель будет нести административную ответственность только по части первой статьи 592 Кодекса. Повторность превышения установленной скорости движения механического транспортного средства будет возникать в том случае, если за ранее допущенное превышение скорости в указанном размере водитель был привлечен к административной ответственности и вновь в течение года после уплаты административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное частью второй статьи 592 Кодекса, допустил превышение скорости движения от двадцати до сорока километров в час. Если же водитель механического транспортного средства превысил скорость движения от сорока и более километров в час, то он совершил не повторное административное правонарушение, а самостоятельное административное правонарушение, предусмотренное частью третьей статьи 592 Кодекса. Поэтому повторность административного правонарушения в виде превышения установленной скорости движения механического транспортного средства будет возникать только из повторности превышения скорости, предусмотренность соответственно частью второй или частью третьей статьи 592 Кодекса. Если водитель механического транспортного средства был привлечен к административной ответственности по части третьей статьи 592 Кодекса, но в течение одного года после уплаты административного штрафа за это правонарушение совершил превышение скорости движения на величину от двадцати до сорока километров в час, то повторность совершения административного правонарушения исключается. Лицо будет нести административную ответственность за превышение установленной скорости по части второй статьи 592 Кодекса. Для категории «повторность» совершения административного правонарушения характерны два неразрывных признака: а) совершение административного правонарушения, однородного по объективной стороне состава ранее совершенного правонарушения; б) совершение нового однородного административного правонарушения до истечения срока, в котором лицо считается подвергнутым административному наказания за ранее совершенное административное правонарушение. С 1 апреля 2020 года размер месячного расчетного показателя составляет 2 778 тенге [4. ст. 7]. Поскольку с 1 апреля 2020 года размер административного наказания водителя за превышение установленной скорости движения механического транспортного средства увеличен, то за такое превышение, совершенное до 1 апреля 2020 года, административное наказание в виде административного штрафа будет исчисляться из размера ранее действовавшего месячного расчетного показателя, равного 2 651 тенге [2. ч. 1 ст. 5]. Специфика рассмотрения административных правонарушений о превышении водителем установленной скорости движения механического транспортного средства выражается в том, что: - протокол о таком административном правонарушении не составляется [2. ст. ст. 804, 805]; - постановление о привлечении водителя, превысившего установленную скорость движения механического транспортного средства, к административной ответственности не выносится, а вместо него владельцу (водителю механического транспортного средства) направляется предписание о необходимости уплаты административного штрафа [2. п\п 2) ч. 1 ст. 807]; - предписание о необходимости уплаты административного штрафа выносится в отношении физического лица - владельца механического транспортного средства, который устанавливается на основании регистрационных данных механического транспортного средства. Под субъектом административного правонарушения, допустившего превышение установленной скорости движения при управлении механическим транспортным средством, понимается физическое лицо, которому оно принадлежит на праве собственности, находится в правомерном временном владении (аренда, используется временно в присутствии владельца, нахождение в трудовых отношениях с собственником транспортного средства). Если сделано заявление о том, что механическое транспортное средство выбыло из правомерного владения лица, в отношении которого вынесено или выносится предписание о необходимости уплаты административного штрафа, в результате противоправных действий третьего лица (третьих лиц), то органом внутренних дел (полиции) проводится проверка. - владелец механического транспортного средства признает факт превышения установленной скорости движения при управлении механическим транспортным средством, показатель которой влияет на квалификацию деяния. Если квалификация деяния оспаривается, то составляется протокол об административном правонарушении с изложением фактических обстоятельств и доказательств, подтверждающих совершение административного правонарушения, а административное правонарушение рассматривается в общем порядке соответствующим должностным лицом органа внутренних дел (полиции) во внесудебном порядке либо судьей специализированного административного суда или судьей специализированного ювенального суда, если протокол об административном правонарушении составлен в отношении несовершеннолетнего; - владелец механического транспортного средства согласен с уплатой административного штрафа в размере пятидесяти процентов от указанного предписании, основанном на соответствующей части статьи 592 Кодекса; - владелец механического транспортного средства не оспаривает представленные доказательства по факту превышения скорости при управлении механическим транспортным средством. К предписанию о необходимости уплаты водителем административного штрафа за превышение установленной скорости движения на конкретном участке дороги прилагается квитанция установленной строгой формы отчетности. В предписании о необходимости уплаты административного штрафа за превышение установленной скорости движения должно быть указано: 1) наименование, место нахождения органа, оформившего предписание о необходимости уплаты штрафа; 2) фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место регистрации и другие необходимые персональные данные водителя; 3) сведения о механическом транспортном средстве: марка, модель, государственный регистрационный номерной знак; 4) дата, время, место, существо административного правонарушения, часть и статья настоящего Кодекса, предусматривающая ответственность за административное правонарушение; 5) показания сертифицированного специального контрольно-измерительного технического средства и прибора, работающего в автоматическом режиме; 6) название, номер, дата метрологической поверки сертифицированного специального контрольно-измерительного технического средства и прибора, работающего в автоматическом режиме; 7) сумма штрафа, подлежащего уплате; 8) сроки добровольной уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, указанной в предписании, которые не могут превышать семь суток со дня доставления (вручения) предписания; 9) порядок и сроки обжалования предписания; 10) электронная цифровая подпись. Наряду с письменной формой предписания о необходимости уплаты штрафа может быть использована и его электронная форма. Предписание о необходимости уплаты административного штрафа с квитанцией строгой отчетности соответствующего образца направляется по почте, на электронный адрес владельца (водителя) механического транспортного средства в течение десяти суток со дня фиксации административного правонарушения [2. ч. 3 ст. 822-1]. Предписание о необходимости уплаты административного штрафа признается надлежащим образом доставленным надлежащим образом, если: 1) направленное заказным письмом вручается собственнику (владельцу) транспортного средства лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку на подлежащем возврату отправителю уведомлении о вручении; 2) адресат отказался принять предписание о необходимости уплаты штрафа. При этом лицо, доставляющее его, делает соответствующую отметку на уведомлении о вручении, которое вместе с предписанием возвращается отправителю; 3) предписание о необходимости уплаты штрафа непосредственно вручено собственнику (владельцу) механического транспортного средства лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку должностным лицом; 4) направлено текстовое сообщение на абонентский номер сотовой связи, указанный собственником (владельцем) транспортного средства на веб-портале «электронного правительства» и (или) информационном сервисе уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов [2. ч. 4-1 ст. 743]. Предписание о необходимости уплаты административного штрафа может быть обжаловано во внесудебном порядке должностному лицу органа внутренних дел (полиции), которое вправе рассматривать законность предписания о необходимости уплаты административного штрафа, исходя из квалификации зафиксированного превышения водителем установленной скорости движения механического транспортного следствия [2. п\п. п\п 2), 4) ч. 2 ст. 685]. Поскольку предписание о необходимости упаты административного штрафа выносится в автоматическом режиме, то фактически к категории вышестоящего должностного лица органа внутренних дел (полиции) будет относиться любое должностное лицо, занимающее более высокую должность по сравнению с тем сотрудником полиции, который распечатал изготовленное компьютерным (электронным) способом предписание. Предписание о необходимости уплаты административного штрафа может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено. Основанием подачи жалобы может быть утверждение о том, что в момент фиксации превышения скорости движения транспортным средством управляло другое лицо, в том числе неправомерно завладевшее этим средством либо передача транспортного средства во владение другому лицу; несоответствие в предписании анкетным данным заявителя либо регистрационным учетным данным транспортного средства. Может оспариваться повторность превышения скорости движения, если истек годичный срок со дня уплаты административного штрафа. Предписание о необходимости уплаты административного штрафа может быть обжаловано законным представителем несовершеннолетнего лица, в отношении которого оно вынесено как по фактическим обстоятельствам, так и по квалификации зафиксированного превышения скорости движения механического транспортного средства. Если жалоба подана в тот орган, в котором в вынесено предписание о необходимости уплаты административного штрафа, то жалоба со всеми материалами фиксации превышения скорости движения, зафиксированной сертифицированным специальным контрольно-измерительным техническим средством и прибором, работающим в автоматическом режиме, направляется в течение трех суток с момента поступления тому должностному лицу, которое обладает статусом вышестоящего должностного лица и правомочен рассматривать жалобу. Жалоба может быть подана непосредственно вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел (полиции) [2. ч. 1 ст. 826-2, п\п. п\п 2), 4) ч. 2 ст. 685. С соблюдением указанных правил прокурор как руководитель соответствующего органа прокуратуры, непосредственно осуществляющий надзор за законностью во внесудебных административных производствах, вправе подать протест на предписание о необходимости уплаты админстративного штрафа за превышение водителем скорости движения механического транспортного средства. Но вот со сроками подачи жалобы, протеста нет законодательной ясности в силу того, что применена отсылочная норма. Кодексом предусмотрено, что жалоба, протест прокурора могут быть поданны в течение десяти суток, но после истечения срока, предусмотренного статьей 817 Кодекса [2. п. второй ч. 2 ст. 826-2]. Но в указанной норме закона установлено, что административное правонарушение считается рассмотренным по истечении пятнадцати суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа [2. п. второй ч. 1 ст. 817 ]. Срок подачи жалобы, протеста и срок, по истечении которого административное правонарушение считается рассмотренным, совершенно разные по своему назначению процессуальные сроки. Если принять во внимание положения о том, что со дня добровольной уплаты в течение семи суток административного штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы указанного в предписании об уплате административного штрафа, то предписание считается исполненным, административное правонарушение рассмотренным по существу, предписание вступившим в законную силу, а лицо, которому вручено предписание - привлеченным к административной ответственности [2. ч. 2 ст. 811, п\п 3) ст. 883]. Представляется целесообразным проанализировать редакцию нормы об основаниях и сроке рассмотрения административного правонарушения о превышении скорости движения механического транспортного средства, поскольку срок подачи жалобы и срок ее рассмотрения уже конкретизирован. Жалоба, протест прокурора на предписание о необходимости уплаты административного штрафа подлежит рассмотрению в течение десяти суток со дня поступления. Порядок рассмотрения и задачи при рассмотрении жалобы, протеста указаны в Кодексе [2. ст. 826-3]. По результатам рассмотрения жалобы, протеста прокурора вышестоящее должностное лицо органа внутренних дел (полиции) выносит постановление, согласно которому: 1) оставляет предписания без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения; 2) отменяет предписание и прекращает производство по административному правонарушению [2. ч. 1 ст. 826-4, ст. 741]. Решение по жалобе, протесту предписание оглашается незамедлительно после его принятия и выносится в виде постановления, содержание которого предусмотрено Кодексом [2. ст. 822]. Постановление по жалобе, протесту в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается лицу, в отношении которого оформлено предписание, или его представителю, а также прокурору, принесшему протест. Постановление вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту на предписание о необходимости уплаты штрафа может быть обжаловано, опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения в суд. Жалоба, протест прокурора могут быть поданы в специализированный административный суд или в специализированный суд по делам несовершеннолетних по месту нахождения органа (должностного лица) [2. ч. 4 ст. 429-2]. Жалоба, протест подлежи рассмотрению в названных судах в течение пятнадцати суток со дня получения судом, правомочны их рассматривать [2. ч. 1 ст. 829-5]. При рассмотрении жалобы, протеста суд не связан с указанными в них доводами, проверяет законность предписания о необходимости уплаты штрафа, постановлений должностных лиц органа внутренних дел (полиции), вынесенных во внесудебном порядке [2. ст. ст. 829-10, 829-11]. По результатам рассмотрения жалобы, протеста суд выносит постановление об: - оставлении постановления должностных лиц, предписания о необходимости уплаты административного штрафа без изменения, жалобы или протеста без удовлетворения; - отмене постановлений должностных лиц, предписания о необходимости уплаты административного штрафа и изменении квалификация деяния с более строгой на менее строгую с соответствующим уменьшением размера административного штрафа; - отмене постановлений должностных лиц, предписания о необходимости уплаты административного штрафа и прекращении производства по административному правонарушению [2. ч. 1 ст. 729-14]. Суд выносит постановление о прекращении производства по административному правонарушению о превышении водителем скорости движения механического транспортного средства по основания, предусмотренные статьей 741 Кодекса. Постановление специализированного административного суда или специализированного суда по делам несовершеннолетних, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, протеста прокурора на предписание о необходимости уплаты административного штрафа и постановления должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по результатам рассмотрения жалобы, протеста прокурора на указанное предписание вступают в законную силу: 1) после истечения срока, установленного для обжалования предписания о необходимости уплаты штрафа, если оно не было обжаловано или опротестовано; 2) немедленно после вынесения постановления по жалобе, протесту [2. ст. 883]. Предписание о необходимости уплаты административного штрафа за превышение водителем установленной скорости движения механического транспортного средства, постановления должностных органов внутренних дел (полиции) по результатам рассмотрения жалобы, протеста на предписание, вынесенные во внесудебном порядке и постановление специализированного административного суда или специализированного суда по делам несовершеннолетних, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, протеста прокурора на предписание о необходимости уплаты административного штрафа и постановления должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по результатам рассмотрения жалобы, протеста прокурора на указанное предписание обжалованию в кассационном производстве не подлежат. В кассационном производстве по предусмотренным законом основаниям могут пересматриваться только постановления, вынесенные судами по делам об административных правонарушениях [2. ч. ч. 1, 4 ст. 848, ч. ч. 1, 5 ст. 851]. Превышение водителем установленной скорости движения механического транспортного средства устанавливается не сотрудником дорожной (административной) полиции, а фиксируется исключительно сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, установленными на данном участке дороги и работающими в автоматическом режиме круглосуточно. Протокол об административном правонарушении не составляется, а производство об административном правонарушении не возбуждается. Рассмотрение факта превышения водителем установленной скорости движения механического транспортного средства происходит вне процедур и порядка, предусмотренных для рассмотрения дел об административных правонарушениях. Если лицо, в отношении которого вынесено предписание о необходимости уплаты административного штрафа, не исполнило его добровольно в течение семи суток путем уплаты пятидесяти процентов размера административного штрафа, указанного в предписании, то это лицо вправе добровольно исполнить предписание в течение не позднее тридцати суток со дня вступления предписания в законную силу, но уже путем уплаты всей суммы административного штрафа, указанного в предписании [2. ч. 1 ст.893]. Если предписание в указанный срок добровольно не исполнено лицом, в отношении которого оно вынесено, то предписание направляется органом внутренних дел (полиции) в организацию, где лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, получает вознаграждение, пенсию, стипендию для удержания суммы штрафа в принудительном порядке. Удержание штрафа из заработной платы, иного дохода должника производится в размере пятидесяти процентов заработной платы, иного дохода должника, но сохраняемая за ним сумма должна быть не менее прожиточного минимума [5.ст.95]. При этом взыскание не может быть обращено на перечисленные в законе виды денежных средств, получаемых должником [5.ст. 98]. Предписание о необходимости уплаты административного штрафа, не исполненное добровольно в течение тридцати суток после вступления предписания в законную силу лицом, в отношении которого вынесено предписание, органом внутренних дел (полицией) направляется в территориальный орган юстиции для его принудительного исполнения государственным судебным исполнителем [2 п. первый ч. 1 ст. 896. Предписание, по которому взыскание административного штрафа произведено полностью, с отметкой государственного судебного исполнителя об исполнении территориальный орган юстиции возвращает органу внутренних дел (полиции), который вынес предписание.
PS. Регулярные ссылки на нормы Кодекса об административных правонарушениях продиктованы количеством анализируемых правовых ситуаций и стремлением обозначить в этих нормах конкретные положения, содержание которых может раскрываться посредством толкования, а также облегчения применения норм Кодекса.
15 августа 2020 года
1. Конституция Казахстана, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, в редакции по состоянию на 23 марта 2019 года 2. Кодекс Казахстана «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2015 года, в редакции по состоянию на 7 июля 2020 года 3. Закон Казахстана «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года, в редакции по состоянию на 7 июля 2020 года; 4. Закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы» и Указ Президента Казахстана «Об уточненном республиканском бюджете» на 2020 год» от 8 апреля 2020 года 5. Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 года, в редакции по состоянию на 7 июля 2020 6. постановление Правительства Казахстана «Об утверждении Правил дорожного движения» от 13 ноября 2014 года № 1196, в редакции по состоянию на 16 ноября 2018 года
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |