|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Смурыгина, начальник отдела налогового консалтинга ТОО «Казахстанаудит»
МОЖЕТ ЛИ ТОО ОТКРЫТЬ ФИЛИАЛ ВО ФРАНЦИИ И ПРИМЕНЯТЬ СНР ПО УПРОЩЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ?
ТОО на УРН, не плательщик НДС, занимается предоставлением услуг по обучению английскому языку, планирует открыть филиал во Франции для осуществления деятельности там. Возможно ли открытие филиала за рубежом? Если да, то какова процедура открытия филиала? Опишите пожалуйста какие особенности ждут в ведении бухучета и налогообложении.
Положения Налогового кодекса. Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса, СНР для субъектов малого бизнеса по упрощенной декларации не вправе применять - налогоплательщики, имеющие филиалы и представительства. Комментарий. Законодательством не уточнено, какие именно и где должны быть расположены филиалы и представительства, при создании и наличии которых, ТОО не вправе будет применять СНР по упрощенной декларации. То есть, относится ли этот запрет только на филиалы и представительства, созданные и действующие на территории РК или этот запрет относится также к юридическим лицам, у которых имеются филиалы и/или представительства в других странах. Вывод. Таким образом, если в связи с необходимостью ТОО создаст во Франции филиал, то во избежание налоговых рисков лучше перейти с СНР по упрощенной декларации на общеустановленный режим налогообложения. Открытие/создание, регистрация и налогообложение филиала во Франции, будет осуществляться в соответствии с положениями и требованиями французского налогового и других законодательств. Положения Налогового кодекса. При переходе на общеустановленный режим и в случае создания филиала во Франции следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода. Доходы из источников за пределами Республики Казахстан, получаемые юридическим лицом-резидентом, подлежат налогообложению в порядке, установленном настоящим разделом и главой 27 Налогового кодекса. На основании данной главы (статьи 221 - 225) Налогового кодекса доходами из источников за пределами Республики Казахстан независимо от места выплаты признаются все виды доходов. Налогоплательщик-резидент обязан отразить в налоговой декларации в Республике Казахстан доходы из источников за пределами Республики Казахстан, в том числе из источников в государствах с льготным налогообложением. Также, налогоплательщик-резидент вправе относить на вычеты в РК расходы в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, в том числе дохода из источников за пределами РК, в порядке, установленном положениями разделов 4 и 6 Налогового кодекса. Налогоплательщик-резидент относит на вычеты своему постоянному учреждению, расположенному в иностранном государстве, расходы, понесенные как в РК, так и за ее пределами в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода из источников за пределами РК через постоянное учреждение, в соответствии с положениями налогового законодательства такого иностранного государства. При определении налогооблагаемого дохода постоянного учреждения юридического лица-резидента в иностранном государстве допускается вычет управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных как в РК, так и за ее пределами в целях получения такого налогооблагаемого дохода, в соответствии с положениями налогового законодательства такого иностранного государства или международного договора. Сумма управленческих и общеадминистративных расходов относится на вычеты в иностранном государстве, из источников которого получен доход юридическим лицом-резидентом, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством такого иностранного государства. В случае, если налоговым законодательством иностранного государства, из источников которого получен доход юридическим лицом-резидентом, или международным договором допускается вычет управленческих и общеадминистративных расходов, но при этом налоговым законодательством иностранного государства не предусмотрен порядок отнесения на вычеты таких расходов, налогоплательщик-резидент относит на вычеты управленческие и общеадминистративные расходы в указанном иностранном государстве в порядке, предусмотренном статьями 208 - 211 Налогового кодекса. Согласно статье 223 Налогового кодекса суммы уплаченных за пределами РК налогов на доходы или идентичного вида подоходного налога с доходов, полученных налогоплательщиком-резидентом из источников за пределами РК, подлежат зачету в счет уплаты КПН или ИПН в РК при наличии документа, подтверждающего уплату такого налога. Таким документом является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства. Если справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства, составлена на иностранном языке, обязательно наличие перевода на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, установленном законодательством РК. При отнесении в зачет налогов, уплаченных в иностранном государстве, в счет уплаты корпоративного или ИПН налогоплательщик вправе представить указанную справку по требованию налогового органа с целью проведения камерального контроля. Для определения общей суммы зачета подоходного налога, уплаченного в иностранном государстве, с доходов, полученных из источников в этом государстве, резидент заполняет соответствующее приложение к декларации по КПН. Международный договор. Кроме того, в соответствии со статье 7 Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал (далее - Конвенция), заключенной между РК и Францией, если предприятие Договаривающегося Государства осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному учреждению. При этом, согласно статье 5 Конвенции, «постоянное учреждение (представительство)» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. Выводы. Таким образом, при создании во Франции постоянного учреждения (филиала) резидент РК (ТОО) будет уплачивать во Франции подоходный налог по деятельности постоянного учреждения по установленной там ставке. При составлении СГД и исчислении КПН, ТОО вправе учитывать расходы, понесенные во Франции и зачесть сумму налога, удержанного во Франции на основании подтверждающей удержание справки. Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и МСФО или НСФО для СМБ.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |