|
|
|
Анализ отдельных положений Закона Республики Казахстан
Климкин С.И., к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
1. Нормативная правовая база, регулирующая правовое положение кредитных товариществ, а также их деятельность, объемна. Так, помимо анализируемого Закона, на кредитные товарищества распространяют свое действие Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г., Закон РК от 2 мая 1995 г. № 2255 «О хозяйственных товариществах», Закон РК от 22 апреля 1998 г. № 220-І «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Закон РК от 26 ноября 2012 г. № 56-V «О микрофинансовой деятельности» и другие НПА. При этом представляет как теоретический, так и практический интерес соотношение названных нормативных правовых актов. С учетом пункта 2 ст. 10 Закона РК от 6 апреля 2016 г. № 480-V «О правовых актах», Гражданский кодекс РК (Общая часть) в иерархической лестнице расположен выше законов. Пунктом 2 ст. 2 от 28 марта 2003 г. № 400-II «О кредитных товариществах» установлено, что законодательство Республики Казахстан, регулирующее деятельность товариществ с ограниченной ответственностью, применяется к кредитным товариществам в части, не урегулированной настоящим Законом. Согласно пункту 2 ст. 2 Закона РК от 26 ноября 2012 г. № 56-V «О микрофинансовой деятельности», Законы Республики Казахстан «Об акционерных обществах», «О хозяйственных товариществах», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и «О кредитных товариществах» распространяются на организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, в части, не урегулированной настоящим Законом. 2. Закон Республики Казахстан от 28 марта 2003 г. № 400-II «О кредитных товариществах» определяет правовое положение, порядок создания, реорганизации и ликвидации, а также регулирования деятельности кредитных товариществ. В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли 270.000.000. Банковское законодательство (270.005.000. Микрофинансовые организации и кредитное бюро). 3. В силу его специфики вряд ли есть основания говорить, что анализируемый Закон непосредственно затрагивает стратегические цели государства. Однако, согласно подпункту 1) п. 1-1 ст. 3 Закона Республики Казахстан от 26 ноября 2012 г. № 56-V «О микрофинансовой деятельности», деятельность кредитных товариществ по предоставлению микрокредитов своим участникам относится к микрофинансовой деятельности. Таким образом, анализируемый Закон связан с кредитованием. В этой связи актуальными являются слова Президента К-Ж.К. Токаева из его Послания народу Казахстана «Казахстан в новой реалии: время действий» от 1 сентября 2020 г.: «В этом году по моему поручению была изменена законодательная и нормативная база, существенно ужесточены требования к оценке платежеспособности заемщика. Микрофинансовые организации, ломбарды и другие финучреждения, ранее бесконтрольно выдававшие потребительские займы, попали под государственное регулирование. Но риски сохраняются. Особенно в период кризиса и падения доходов населения. Агентству по финрегулированию и Национальному банку необходимо принять дополнительные регуляторные меры в части повышения ответственности кредитных организаций, а также по дифференциации и снижению предельных ставок по кредитам» [1]. 4. По данным Реестра организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, по состоянию на 31 декабря 2020 г. [2], в Казахстане осуществляют свою деятельность 212 кредитных товариществ, что составляет немногим более 19% всех организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (то есть, включая, помимо кредитных товариществ, ломбарды и микрофинансовые организации и с учетом исключенных из Реестра организаций). В масштабе административно-территориальных единиц Республики Казахстан ситуация такова: г. Нур-Султан - 2 г. Алматы - 9 г. Шымкент - 6 Акмолинская область - 17 Актюбинская область - 15 Алматинская область - 30 Атырауская область - 6 Восточно-Казахстанская область - 17 Западно-Казахстанская область - 13 Карагандинская область - 12 Кзылординская область - 8 Костанайская область - 17 Мангистауская область - 3 Павлодарская область - 13 Северо-Казахстанская область - 13 Туркестанская область - 22 Жамбылская область - 9 5. Пунктом 4 ст. 26 Конституции Республики Казахстан установлено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. При этом, согласно пункту 4 ст. 3 анализируемого Закона, кредитное товарищество является коммерческой организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность. Таким образом, анализируемый Закон не противоречит Конституции Республики Казахстан. 6. В Законе не обнаружено бланкетных норм, отсылающих к кодексам Республики Казахстан. При этом Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. содержит ряд положений о кредитных товариществах: - вкладом в уставный капитал хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, и иное имущество (за исключением специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности, и исламских специальных финансовых компаний, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, уставный капитал которых формируется исключительно деньгами) (часть первая п. 1 ст. 59), - минимальный размер уставного капитала организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, созданных в форме товарищества с ограниченной ответственностью, определяется законодательством Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности (часть вторая ст. 78). Положения Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г., содержащие нормы о кредитных товариществах: - данный запрет не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, а также на случаи предоставления денег в виде банковских займов и микрокредитов в соответствии с законами Республики Казахстан, займа работодателем своему работнику, пенсионеру, ранее состоявшему в трудовых отношениях с данным работодателем, а также займа юридическим лицом своему учредителю (акционеру, участнику) (часть вторая п. 2-1 ст. 715), - защита прав заемщиков организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, обеспечивается мерами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности. Предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (части вторая, третья п. 2 ст. 718), - статья 728. Особенности договора банковского займа, договора о предоставлении микрокредита и договора синдицированного займа. Положения Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V, содержащие нормы о кредитных товариществах: - статья 232. Невыполнение обязанности по уведомлению, а равно несвоевременное уведомление уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций об открытии или прекращении деятельности филиалов и (или) представительств финансовых организаций, - статья 233. Получение либо использование кредита, займа с нарушением законодательства Республики Казахстан. Положения Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V, содержащие нормы о кредитных товариществах: - статья 214. Незаконное предпринимательство, незаконная банковская, микрофинансовая или коллекторская деятельность, - статья 219. Незаконное получение кредита или нецелевое использование бюджетного кредита, - статья 223. Незаконные получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую либо банковскую тайну, налоговую тайну, полученную в ходе горизонтального мониторинга, тайну предоставления микрокредита, тайну коллекторской деятельности, а также информации, связанной с легализацией имущества. 7. Отдельные положения статьи 3 Закона являются лишними. 7.1. Так, пунктом 1 установлено, что кредитное товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации. Поскольку кредитное товарищество является юридическим лицом, на него распространяют действие все нормы части І § 2 главы 2 Гражданского кодекса РК (Общая часть). В этой связи названное положение Закона дублирует пункт 3 ст. 42 ГК РК. 7.2. В соответствии с пунктом 4, кредитное товарищество является коммерческой организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность. Факт установления в пункте 1 ст. 3 организационно-правовой формы кредитного товарищества (товарищество с ограниченной ответственностью) предопределяет и вид этого юридического лица - коммерческая организация. Данное обстоятельство зафиксировано исключительным перечнем форм коммерческих юридических лиц в пункте 2 ст. 34 ГК РК. 8. Частью второй п. 3 ст. 3 Закона установлено, что участники кредитного товарищества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью кредитного товарищества, в пределах стоимости внесенных ими обязательных вкладов и дополнительных взносов, если иное не предусмотрено учредительными документами кредитного товарищества. Оговорка «если иное не предусмотрено учредительными документами кредитного товарищества» вызывает возражения. Часть первая п. 1 ст. 77 ГК РК, содержащая понятие товарищества с ограниченной ответственностью, сконструирована императивно и не допускает возможного изменения учредительными документами принципа ограниченной ответственности участников их вкладами в уставный капитал. Исключения их этого принципа могут быть предусмотрены также лишь Гражданским кодексом и законодательными актами [3]. 9. Согласно подпункту 4) п. 1 ст. 6 Закона, участие в кредитном товариществе прекращается в случаях <…> прекращения деятельности кредитного товарищества. Отметим, что следует различать понятия «прекращение деятельности юридического лица» и «прекращение юридического лица». Прекращение деятельности означает остановку производства или реализации товаров, оказания услуг, осуществления расчетов и т.д. и не обязательно влечет ликвидацию организации и ее исключение из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров. В этой связи слова «прекращения деятельности» следует заменить словом «ликвидации». 10. Согласно пункту 3 ст. 6 Закона, при нарушении участником кредитного товарищества своих обязанностей, установленных законодательными актами Республики Казахстан, учредительными и иными документами кредитного товарищества, невыполнении своих обязательств перед кредитным товариществом, а также при причинении вреда кредитному товариществу товарищество в соответствии с решением общего собрания вправе по суду требовать принудительного выкупа доли такого участника и выбытия его из числа участников. Обращает на себя внимание конструкция этой нормы: «товарищество вправе требовать принудительного выкупа доли такого участника». Возникает вопрос: от кого товарищество вправе требовать принудительного выкупа доли участника и кому такое требование должно быть адресовано? Ответ на него следует из анализа правоотношения, возникающего в такой ситуации: поскольку инициатором вопроса о принудительном выкупе доли участника является кредитное товарищество, то, следуя логике разработчиков Закона, такое требование должно быть заявлено самому же товариществу. Ущербность этой нормы может быть устранена путем заимствования соответствующего положения из Закона РК от 22 апреля 1998 г. № 220-І «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее - Закон о ТОО): «<…> товарищество с ограниченной ответственностью <…> вправе поставить вопрос о принудительном выкупе товариществом доли виновного участника <…>» (пункт 2 ст. 34). 11. Частью третьей п. 1 ст. 8 Закона установлено, что помимо ежегодных могут проводиться внеочередные собрания, созываемые по инициативе правления кредитного товарищества или не менее двадцати пяти процентов участников кредитного товарищества. Согласно пункту 5 ст. 42 Закона о ТОО, каждый участник товарищества с ограниченной ответственностью при голосовании на общем собрании имеет число голосов, соответствующее его доле в уставном капитале товарищества, за исключением случаев, когда иной порядок определения голосов предусмотрен частью первой пункта статьи 47 настоящего Закона или уставом товарищества. Таким образом, подсчет производится не по числу участников, а по количеству принадлежащих им голосов. В этой связи слова «не менее двадцати пяти процентов участников кредитного товарищества» следует заменить словами «участниками, обладающими в совокупности не менее 25% от общего числа голосов». 12. Аналогичное замечание касается и пункта 1 ст. 9 Закона: общее собрание признается правомочным, если на нем присутствует не менее пятидесяти процентов участников кредитного товарищества. В случае, когда решение по вопросу, включенному в повестку дня, должно приниматься квалифицированным большинством участников или единогласно, собрание правомочно принимать решение, если на нем присутствует не менее чем две трети всех участников. 13. Пунктом 1-1 ст. 8 Закона установлено, что в случае если порядок и сроки созыва общего собрания участников кредитного товарищества уставом не предусмотрены, то извещение о проведении общего собрания участников кредитного товарищества должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, указанном в уставе кредитного товарищества, или на интернет-ресурсе кредитного товарищества, направлено заказным письмом, телеграммой с уведомлением о вручении, телефонограммой, посредством коротких текстовых сообщений по каналам сотовой связи или электронной почты, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения, не позднее чем за десять рабочих дней до открытия общего собрания участников кредитного товарищества. Таким образом, приведенное положение предусматривает следующие способы извещения участников о созыве общего собрания: 1) в периодическом печатном издании, указанном в уставе товарищества, 2) на интернет-ресурсе кредитного товарищества, 3) заказным письмом, 4) телеграммой с уведомлением о вручении, 5) телефонограммой, 6) посредством коротких текстовых сообщений по каналам сотовой связи или электронной почты, 7) с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения. Пунктом 1 ст. 6 ГК РК установлено, что нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. В анализируемом случае проблемы толкования вызывают не словесные выражения, а соотношение и взаимодействие перечисленных семи способов извещения, поскольку используемый союз «или» и последующая пунктуация предполагают достаточность использования любого из указанных способов. Однако представляется очевидной неравнозначная информативность этих способов (сравним, например, с одной стороны, заказное письмо, и SMS - с другой). В этой связи, в целях защиты прав участников кредитного товарищества, предлагаем второе предложение пункта 1-1 статьи 8 Закона изложить в следующей редакции: «В случае если порядок и сроки созыва общего собрания участников кредитного товарищества уставом не предусмотрены, извещение о проведении общего собрания участников кредитного товарищества должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, указанном в уставе кредитного товарищества, или на интернет-ресурсе кредитного товарищества, а также дополнительно направлено заказным письмом либо телеграммой с уведомлением о вручении, телефонограммой, посредством коротких текстовых сообщений по каналам сотовой связи или электронной почты или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения, не позднее чем за десять рабочих дней до открытия общего собрания участников кредитного товарищества». Выполнение лицами, созывающими общее собрание, предлагаемого требования будет способствовать защите прав участников кредитного товарищества и уменьшит риски отмены принятых на общем собрании решений. 14. Подпунктами 1), 2) пункта 2 ст. 8 Закона установлено, что к исключительной компетенции общего собрания участников кредитного товарищества, помимо вопросов, предусмотренных иными законодательными актами Республики Казахстан, относится принятие решений: 1) о заключении товариществом сделки или совокупности взаимосвязанных между собой сделок, в результате которой (которых) товариществом приобретается или отчуждается имущество, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов от общего размера стоимости активов товарищества; 2) об увеличении обязательств товарищества на сумму, составляющую двадцать пять и более процентов от размера его собственного капитала. Как видим, в приведенных случаях используются два различных показателя: «общий размер стоимости активов товарищества» и «размер собственного капитала товарищества». Думается, что применение названной терминологии подлежит унификации с учетом законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 15. С редакционной точки зрения обращает на себя внимание подпункт 3) п. 2 ст. 8 Закона: «К исключительной компетенции общего собрания участников кредитного товарищества, помимо вопросов, предусмотренных иными законодательными актами Республики Казахстан, относится принятие решений <…> о направлении деятельности кредитного товарищества». В этой связи данный подпункт подлежит корректировке (варианты редакций: «об определении направлений», «об утверждении направлений» и т.п.). 16. Вызывает возражения подпункт 12) п. 2 ст. 8 Закона: «по иным вопросам». Смысл исключительной компетенции общего собрания участников заключается в том, что она не может быть каким-либо образом расширена, в том числе учредительными документами или решением органов товарищества, кроме как самим законодательным актом. При этом анализируемый Закон содержит корректную отсылку к иным законодательным актам Республики Казахстан. Поэтому подпункт 12) п. 2 ст. 8 Закона подлежит исключению. 17. Поскольку смысл исключительной компетенции заключается в том, что решения по вопросам, отнесенным к таковой, вправе принимать лишь тот орган, который ею наделен, ошибочным является положение, предусмотренное частью второй п. 2 ст. 10 Закона, о возможности делегирования общим собранием участников кредитного товарищества правлению товарищества своих отдельных исключительных компетенций. 18. Пробелом Закона является отсутствие в нем норм об осуществлении текущего руководства деятельностью кредитного товарищества председателем правления. Положение Закона о том, что правление кредитного товарищества осуществляет руководство текущей деятельностью кредитного товарищества (часть первая п. 1 ст. 10), лишено смысла, поскольку, согласно части первой п. 4 ст. 10 Закона, заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. В этой связи Закон подлежит дополнением о том, что в промежутках между заседаниями правления текущее руководство деятельностью кредитного товарищества, включая подписание документов, представительство в отношениях с третьими лицами и т.д., осуществляет председатель правления. 19. В соответствии с пунктом 3 ст. 12 Закона, при внесении денег участнику кредитного товарищества выдается документ, подтверждающий внесение участником кредитного товарищества денег. Последующее внесение денег участником в кредитное товарищество и возврат им участнику денег должны фиксироваться в вышеуказанном документе. Второе предложение пункта 3 ст. 12 Закона демонстрирует непонимание разработчиками Закона сущности уставного капитала юридических лиц. При этом пункт 1 ст. 12 Закона, наоборот, содержит верные положения об уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью с теми лишь особенностями, что называет вклады в уставный капитал обязательными, а сам же уставный капитал - первоначальным [4]. В этой связи отметим, что «последующее внесение денег», как и «возврат им участнику» влечет изменение размера уставного капитал, что требует строгого соблюдения процессуальных формальностей. Поскольку, согласно пункту 2 ст. 2 Закона, законодательство Республики Казахстан, регулирующее деятельность товариществ с ограниченной ответственностью, применяется к кредитным товариществам в части, не урегулированной настоящим Законом, изменение уставного капитала кредитного товарищества производится не путем «фиксирования в вышеуказанном документе», а в порядке и с соблюдением процедур, установленных Законом о ТОО. 20. Согласно пункту 5 ст. 14 Закона, при нежелании участников либо третьих лиц приобрести долю, выкупленную кредитным товариществом у выбывшего участника, в течение шести месяцев со дня выкупа доля погашается с соответствующим уменьшением уставного капитала кредитного товарищества, и в случае уменьшения уставного капитала ниже минимального уровня кредитное товарищество подлежит ликвидации по основаниям, предусмотренным настоящим Законом. При этом следует учитывать, что в соответствии с частью первой п. 3 ст. 3, число участников кредитного товарищества должно быть не менее трех. В этой связи пункт 5 ст. 14 Закона после слова «уровня» необходимо дополнить словами «и/или уменьшения числа участников кредитного товарищества ниже минимального количества, предусмотренного настоящим Законом,». Во избежание дублирования смысловой нагрузки слова «по основаниям, предусмотренным настоящим Законом» подлежат исключению. 21. Согласно статьям 15, 16 Закона, в случае, предусмотренном уставом кредитного товарищества, участник вправе без ограничений вносить в имущество кредитного товарищества дополнительные взносы. Дополнительные взносы участников кредитного товарищества не изменяют размер его уставного капитала. В случаях, предусмотренных уставом, а также при прекращении участия в кредитном товариществе участнику возвращается сумма дополнительного взноса в сроки, определенные соглашением сторон или предусмотренные уставом кредитного товарищества, но не более чем девяносто дней со дня принятия решения о прекращении участия в кредитном товариществе. При этом данному участнику, имеющему обязательства перед кредитным товариществом, выплата производится за вычетом имеющихся у него обязательств перед кредитным товариществом. 21.1. Термин «дополнительный взнос» используется в Законе, помимо указанных статей 15, 16, несколько раз: - дополнительный взнос - сумма денег, переданная участником в имущество кредитного товарищества (подпункт 1) ст. 1); - участники кредитного товарищества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью кредитного товарищества, в пределах стоимости внесенных ими обязательных вкладов и дополнительных взносов, если иное не предусмотрено учредительными документами кредитного товарищества (часть вторая п. 3 ст. 3); - имущество кредитного товарищества принадлежит ему на праве собственности и формируется за счет обязательных вкладов и дополнительных взносов его участников, доходов, полученных кредитным товариществом, а также других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан (пункт 5 ст. 3); - учредительный договор кредитного товарищества помимо сведений, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, должен содержать <…> порядок распределения чистого дохода кредитного товарищества с учетом внесенных участниками обязательных вкладов и дополнительных взносов (подпункт 3) п. 2 ст. 4); - устав кредитного товарищества помимо сведений, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, должен содержать <…> порядок, условия внесения и изъятия дополнительного взноса участниками кредитного товарищества (подпункт 5) п. 3 ст. 4); - к исключительной компетенции общего собрания участников кредитного товарищества, помимо вопросов, предусмотренных иными законодательными актами Республики Казахстан, относится принятие решений <…> об установлении порядка внесения и изъятия участниками дополнительных взносов (подпункт 6) п. 2 ст. 8). 21.2. При этом, по нашему мнению, положения части второй п. 3 ст. 3, пункта 5 ст. 3 Закона входят в противоречие с положениями подпункта 5) п. 3 ст. 4 и подпункта 6) п. 2 ст. 8 Закона. Так, по смыслу части второй п. 3 ст. 3, пункта 5 ст. 3 Закона, осуществленные участниками дополнительные взносы, как и обязательные вклады в уставный капитал, принадлежат кредитному товариществу на праве собственности. При этом право собственности бессрочно и может быть прекращено по основаниям, предусмотренным законодательством. С другой стороны, подпункт 5) п. 3 ст. 4 и подпункт 6) п. 2 ст. 8 Закона допускают изъятие участниками товарищества внесенных ими дополнительных взносов, что означает их внесение лишь на время. Считаем установление в Законе такого неоднозначного правового режима имущества, внесенного участниками в качестве дополнительных вкладов, недопустимым. 21.3. Отметим, что Закон о ТОО также регулирует вопрос о дополнительных взносах участников (статья 39 Закона о ТОО). Дополнительные взносы не изменяют размеры уставного капитала товарищества и долей участников, являются безвозмездными и безвозвратными. При этом договоры между участниками и самим товариществом не заключаются [5]. 22. Согласно пункту 2 ст. 20 Закона, кредит может быть предоставлен только участнику кредитного товарищества, владеющему оплаченным обязательным вкладом, согласно положениям устава кредитного товарищества. При этом, согласно пункту 5 ст. 3 Закона, имущество кредитного товарищества принадлежит ему на праве собственности и формируется за счет обязательных вкладов и дополнительных взносов его участников, доходов, полученных кредитным товариществом, а также других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. В этой связи слова «владеющему оплаченным обязательным вкладом» являются юридически некорректными и подлежат замене словами «полностью внесшему обязательный вклад в уставный капитал кредитного товарищества». _________
Сноски: 2. В связи с введением лицензирования микрофинансовой деятельности, данный реестр будет доступен до завершения рассмотрения заявлений уполномоченным органом, поступивших до 01 марта 2021 г. от организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность на получение лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. 3. Климкин С.И. Вновь к вопросу об ответственности участников товарищества с ограниченной ответственностью // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, № 3, 2019 г. http://www.zqai.kz/sites/default/files/vestnik_izpi_rk_no3_57_2019_compressed.pdf 4. Постановлением Правления Национального Банка РК от 14 ноября 2019 г. № 192 «Об утверждении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, норм и лимитов, методики их расчетов» в качестве общего правила минимальный размер уставного капитала кредитного товарищества установлен в 50 000 000 тенге. 5. Климкин С.И. Товарищество с ограниченной ответственностью: Комментарий к Закону Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года. 2-е изд., испр. и доп. - Алматы: Юрист, 2016. С. 121.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |