|
|
|
Источник: Медиа-корпорации «ЗАЊ» (zanmedia.kz/)
05.09.2015 Требуют особого внимания
По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан сегодня занимает третье место в мире по количеству суицидов, причем основную часть погибших составляет молодежь. Также в нашей стране остается весьма острой проблема преступности несовершеннолетних. Как помочь подростку справиться с трудностями и предотвратить трагедию - об этом разговор с психологом алматинской гимназии «Бобек» Ниной Шевелевой.
- Нина Ивановна, каковы, на ваш взгляд, причины подросткового суицида? - Это неурядицы в личной жизни, недопонимание среди сверстников, жестокое обращение, отсутствие перспектив в получении профессионального образования в виду его дороговизны, финансовые проблемы в семье, проблемы со здоровьем и дискриминация по гендерному признаку.
- Как заметить надвигающийся суицид у подростка? - К суицидально опасным группам относятся подростки с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат. Важно заметить признаки, предупреждающие о возможности суицида. Это могут быть перемены в поведении - уединение, рискованное поведение; проблемы в школе - снижение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках; признаки депрессии - перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность, чувство вины, потеря интереса; устные заявления; интерес к данной тематике на интернет-сайтах, в социальных сетях; усиленное внимание к оккультизму; предыдущая суицидальная попытка - на этих детей необходимо обращать особое внимание.
- Как можно помочь подростку, оказавшемуся в подобной ситуации? - Во-первых, подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Далее, примите суицидента как личность. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства. Установите заботливые взаимоотношения, в дальнейшем очень многое зависит от их качества. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией, в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. К сожалению, подростки далеко не сразу начинают понимать свои ошибки, так как у них недостаточно жизненного опыта, который бы позволял самостоятельно принимать верные решения, находить достойный выход из сложных ситуаций и обстоятельств. Оставшись в одиночестве, подросток чаще всего руководствуется мимолетными порывами, а не прислушивается к голосу разума. Это часто приводит его не только к поиску смерти, но и на путь преступления.
- Следствием чего, по вашему мнению, является рост преступности среди несовершеннолетних? - Экономические проблемы, переживаемые взрослыми, сказываются на психологической установке в семьях. Это приводит к отстраненности родителей от воспитания своих детей, неблагополучию в семьях. Тот, кто в детстве не получил надлежащей нравственной закалки, больше подвержен различным негативным влияниям. Неблагоприятное состояние внутрисемейных отношений пагубно влияет на поведение подростка. Одной из важнейших причин была и остается бесконтрольность со стороны родителей, так как большая часть преступлений совершается подростками из неблагополучных семей. Кроме того, анализ многочисленных криминологических исследований свидетельствует, что отсутствие одного из родителей у несовершеннолетних правонарушителей встречается в два-четыре раза чаще, чем у правопослушных подростков, и что, примерно, каждый второй-третий несовершеннолетний преступник формируется в условиях неполной семьи. Сложность складывающихся в семье отношений, чувство обиды и отчужденности побуждают подростка искать компенсацию на стороне, в среде сверстников со сходной неудачной судьбой, способствует нежелательным связям и неблагоприятным влияниям.
- Как можно удержать подростка от преступной стези? - Важно помнить, что к 10 - 12 годам у подростка формируются суждения по принципу, что такое хорошо и что такое плохо, которые он перенимает от родителей, сверстников, из фильмов, бытовых ситуаций, свидетелем которых он постоянно бывает. К 14 - 16 годам на основе суждений у него возникают убеждения в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо, которые складываются из его восприятия мира. Не последнюю роль здесь играют средства массовой информации, особенно для тех, которым характерно увлечение видеопродукцией, содержащей сцены обмана, агрессии, насилия, жестокости. Подростки теряют ориентацию в ценностях и идеалах. Несовершеннолетний преступник не становится таковым внезапно в момент совершения преступления. Как правило, индивидуальные антисоциальные свойства формируются постепенно и задолго до совершения уголовно наказуемого деяния, которое дает основание для качественно новой социально-правовой оценки его личности как личности преступника. Поэтому доведение правовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковой психологии.
- Какой фактор, помимо поддержки и понимания близких, определяет успешность подростка, дает ему опору для уверенности в себе? - Таким фактором является саморазвитие. Здесь тоже есть свои «подводные камни». Прежде всего - это определение своих интересов и выбор образования, то есть будущей профессии. В последнее время наметилась такая тенденция, что учащиеся на пороге окончания школы так и не определяются со своей будущей профессией. А как вообще можно понять, что тебе подходит, что действительно тебе нравится? Ответ прост - только попробовав.
Дина АМИРОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |