|
|
|
О положительных сторонах и недоработанных аспектах законопроекта «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан»
Нашей компанией был изучен Проект Закона (далее – Закон/Проект) и проект Концепции проекта Закона (далее – Концепция). На наш взгляд данный Проект имеет как положительные стороны, так и явно недоработанные аспекты. Если говорить о плюсах, то из явных – это: · Снижение давления на должников; · Возможность признание сделок недействительными; · Возможность проведения внесудебной процедуры банкротства, что экономит силы и время для всех сторон процедуры;
Однако, не следует забывать и о недоработках, которые, на наш взгляд, могут создать новое поле деятельности для мошенников и недобросовестных заёмщиков. К недоработкам можно отнести: · Абсолютная невозможность обращения кредитора с заявлением о применении в отношении должника процедур; · Недоработанный механизм привлечения к уголовной ответственности, который не уберегает кредиторов от справедливого распределения имущественной массы с указанием лишь необходимости доработки статьи 237 УК РК; · Отсутствие статьи об аффилированных лицах, что опять-таки оставляет мошенникам место для маневра; · Отсутствие в законе достаточных последствий для должника после признания его банкротом, что может стать причиной использования данного закона для постоянного избавления от задолженностей.
После рассмотрения данных вопросов поверхностно, считаем необходимым немного углубиться в некоторые аспекты данного Проекта и Концепции. В данной статье мы постараемся раскрыть 4 основных вопроса, а именно: 1. Кого касается новый закон? 2. Когда закон вступает в силу? 3. Какие виды банкротства существуют на сегодняшний день? 4. Какой размер долга и иные основания необходимы для применения данных процедур? 5. Какие преимущества и риски появятся у кредиторов, чьи решения не исполняются? 6. Какие последствия ждут гражданина, в отношении которого будут применены вышеуказанные процедуры? 7. Как будет выглядеть процедура банкротства по новому Закону?
Попутно мы постараемся раскрыть интересные моменты и обратить внимание на тревожащие нас вопросы.
1. Кого касается новый закон? Проект Закона предусматривает возможность обращения исключительно физических лиц – должников. В зависимости от сумм задолженностей и количества кредиторов, возможны разные процедуры от внесудебного до судебного банкротства.
2. Когда закон вступает в силу? Согласно ст. 50 Проекта Закона данный закон вводится в действие с 1 апреля 2023 года
3. Какие виды банкротства физических лиц существуют на сегодняшний день? На сегодняшний день Проект Закона (далее – Закон) и проект Концепции проекта Закона (далее – Концепция) предусматривает 2 вида банкротства:
1) Процедура восстановления платежеспособности и судебного банкротства – процедура, осуществляемая в отношении должника в судебном порядке c целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота, либо за счет составления плана восстановления, который учитывает постоянный доход должника. При применении данных процедур - прекращается начисление пени, штрафов и т д., а также считаются истекшими сроки всех долговых обязательств (за исключением обязательств по выплате алиментов и возмещения вреда жизни и здоровью). Кроме того, запрещается выезд за пределы РК. По результату данной процедуры суд может вынести решение об освобождении или об отказе в освобождении лица от долговых обязательств (за исключением обязательств по выплате алиментов и возмещения вреда жизни и здоровью). В данной процедуре, суд решает вопрос о применении и не применении процедуры на основании заключения финансового управляющего, который в заключении дает оценку платежеспособности должника. Срок проведения процедуры восстановления платежеспособности не должен превышать 5 лет, а срок проведения процедуры судебного банкротства – 6 месяцев;
2) процедура внесудебного банкротства - процедура, осуществляемая в отношении должника во внесудебном порядке с целью прекращения обязательств, срок осуществления которой составляет 6 месяцев и при её применении тоже прекращается начисление пени, штрафов и т д. (за исключением обязательств по выплате алиментов и возмещения вреда жизни и здоровью), а также считаются истекшими сроки всех долговых обязательств. Кроме того, запрещается выезд за пределы РК. После применения такой процедуры вам будет запрещено получать кредиты и займы в течении 5 лет.
4. Какой размер долга и иные основания нужны, для применения данных процедур?
Основаниями для подачи заявления о применении процедуры ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА являются:
1. Возврат исполнительного производства по причине отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание при условии отсутствия иных исполнительных производств. Проще говоря, у должника может быть только один кредитор, однако и для удовлетворения требований имущества недостаточно. При этом сумма долга не должна превышать 100 МРП (306 300 тенге). Неясным в данном пункте остается пп.3 п.1 ст.3 Закона, где сказано, что для подачи заявления на проведение процедуры внесудебного банкротства должник обязан принять «меры по проведению урегулирования задолженности по договору банковского займа и (или) договору о предоставлении микрокредита»;
2. Наличие задолженности перед одним или более кредиторами, которая не превышает 100 МРП и не исполнена в течении 12 месяцев со дня наступления срока исполнения. К примеру, если у вас имеются 1 или 2 расписки в общей сумме 90 МРП, обязательство по которым вы обязаны были исполнить до 12 декабря 2022 года, а уже 12 декабря 2023 года – вы имеете право обратиться с заявлением;
3. Наличие задолженности от 100 МРП (306 300 тенге) до 1600 МРП (4 900 800 тенге), которая не исполнена в течении 6 месяцев со дня наступления срока исполнения;
4. В случае если по договорам банковского займа и (или) o предоставлении микрокредита, а также по договорам о взыскании задолженности и (или) уступки права требования, заключенным между коллекторским агентством и кредиторами, если такие обязательства не исполнены в течение пяти лет со дня наступления срока их исполнения.
Немаловажным и обязательным условием является отсутствие подачи такого заявления в течении 7 лет, предшествующих подаче такого заявления.
Основаниями для подачи заявления о применении процедуры СУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА – является наличие задолженности превышающей 1600 МРП (4 900 800 тенге) (следует отметить, что учитываются и обязательства срок исполнения которых не наступил), и отсутствие имущества, стоимости которого было бы достаточно для погашения задолженности (предположительно, в случае отсутствия постановления о возврате исполнительного производства в связи с отсутствием достаточной имущественной массы для погашения задолженности, необходимо проводить оценку имеющегося имущества). Необходимость отсутствия подачи такого заявления в течении 7 лет до подачи заявления – остается обязательной.
5. Какие преимущества и риски появятся у кредиторов, чьи решения не исполняются?
Преимущества:
Приятным для кредиторов является пункт о том, что согласно нового закона, по аналогии с ЗРК «О реабилитации и банкротстве» финансовый управляющий может признавать сделки, совершенные должником в течении трех лет до возбуждения процедуры – недействительными, а, следовательно, возвращать их в имущественную массу. Однако, это влечет некоторые риски для добросовестных покупателей, которые непреднамеренно приобрели имущество у будущего банкрота, т.к. они обязаны будут возместить сумму ущерба, если успели имущество перепродать.
Также считаем необходимым отметить, что даже в случае применения данной процедуры невозможно обращение взыскания на единственное жилье должника, за исключением случаев, где единственное жилье является предметом залога.
После проведения процедуры судебного банкротства должнику также запрещается проводить сделки по займу, превышающие сумму прожиточного минимума. Нераскрытые вопросы В данном законе остались не раскрытыми вопросы о том, каким образом определяются признаки преднамеренного банкротства и каким образом происходит обращение в правоохранительные органы. В Концепции лишь предусмотрено, что: «в случае установления факта предоставления должником ложной информации о своем финансовом положении, сокрытия должником информации o своем имуществе материалы подлежат передаче в правоохранительные органы для привлечения лица к уголовной ответственности, в связи с чем, в статью 237 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предусматривающую ответственность за неправомерные действия при банкротстве, будут внесены изменения в целях распространения их действия на физических лиц». А в обязанности финансового входит выявление признаков преднамеренного банкротства, однако на данный момент соответствующих поправок не внесено.Также, остается вопрос о том, как смогут кредиторы обращаться с заявлением о применении данных процедур в отношении должника. Так в проекте Концепции проекта Закона указана практика других государств в части обращения с заявлением о применении процедуры кредиторов, однако в нашем проекте Закона данных пунктов нет. Отсутствие норм, закрепляющих правила и возможность обращения кредитора с заявлением - сильно затрудняет положение кредиторов, которые даже при желании применить данную процедуру к задолжнику (для условного возврата имущества в имущественную массу) не имеют возможности это сделать. Кроме того, не предусмотрена возможность самостоятельного обращения кредиторов в правоохранительные органы. Риски На наш взгляд в Законе недоработана система защиты от недобросовестных должников, которые обманным путем будут пытаться избавиться от долговых обязательств. Так, в Концепции прямо указано, что законодательство ориентировано на недопущение к системе лиц, имеющих намерение злоупотребить системой, но сама система недопущения таких лиц явно недоработана. К примеру, согласно Закона, заявление о применении процедуры судебного банкротства можно подавать в случае наличия перед одним и более кредиторами задолженности превышающей 1600 МРП, в том числе, по обязательствам, срок исполнения которых не наступил. В случае, если лицо пытается обманным путем избавиться от задолженности, оно, имея задолженность по беззалоговому договору банковского займа на 5 000 000 тенге, может заключить 1 или более договоров с условными братом или сестрой, товарищем, матерью на крупные суммы (причем даже если по таким договорам не наступил срок исполнения обязательств). По итогу, при реализации его имущества, стоимость которого составляет условные 6 000 000, Банк не получит всей суммы взятого у него займа.
Помимо прочего, хотелось бы отметить, что возможно наличие ситуации, аналогичной имеющейся в процедуре исполнительного производства, где невозможно привлечь к уголовной ответственности должника, даже в случае наличия всех оснований для привлечения. В данном же случае нет установленных законом критериев (признаков), и обстоятельств на основании которых финансовый управляющий был бы обязан обратиться в правоохранительные органы. Также отсутствует и определенный порядок выявления и обращения в правоохранительные органы.
6. Какие последствия ждут гражданина, в отношении которого будут применены вышеуказанные процедуры?
Сейчас закон предусматривает лишь три последствия применения данных процедур, а именно: · Запрет на применение данной процедуры в отношении данного лица сроком на 7 лет; · Запрет на получение займов больше суммы прожиточного минимума на 5 лет; · Запрет на выезд за пределы РК на 3 года.
Как мы видим данные ограничения не критичны для злостных неплательщиков, более того, многие имея запрет в связи с наличием исполнительных производств – находят способы покинуть пределы Республики, что говорит о бесполезности данного запрета. Займы в МКО и МФО всегда можно получить на других физ. лиц, о чем свидетельствует практика. Единственными действенными мерами, которые на наш взгляд могут и должны быть применены в отношении банкрота наряду с указанными - это обязательное предоставление им декларации и его близкими родственниками о доходах в течении 7 лет после применения в отношении него данных процедур и возможность привлечения его к уголовной ответственности в случае, если после процедуры банкротства будут выявлены факты сокрытия им имущества, а также факты предоставления ложной информации в декларациях.
Фразы первого вице министра финансов М. Султангазиева о том, что должникам необходимо обратить внимание на последствия ничуть не устрашит заядлых неплательщиков. Так, указанные же последствия в виде запрета на выезд и ограничения в получении займов никак не повлияют на незаконопослушных граждан, которые без сомнений найдут способ получать крупные займы избегая ответственности.
Более того, учитывая, что теперь банкам невыгодно будет выдавать беззалоговые займы, т.к. их интересы могут быть сильно ущемлены недобросовестынми заёмщиками, которые будут использовать лазейки в законе, банки будут вынуждены выдавать исключительно обеспеченные залогом займы. Это приведет к тому, что добросовестные заемщики, при этом не имеющие никакого предмета залога не смогут получить кредит на свои нужны, а это сильно увеличит количество обращений граждан в уже более сомнительные организации для получения необходимых денежных средств.
Следует отметить, что, согласно проекта закона, он направлен на удовлетворение в полном объеме требований кредиторов. Однако, учитывая отсутствие конкретных механизмов привлечения к ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты задолженности - невозможно говорить и об удовлетворении требований кредиторов. Учитывая все изложенное, можем сказать, что идея законопроекта очень важна и необходима к внедрению. Однако, на сегодняшний день, мы имеем слишком много недоработанных и неучтенных но крайне важных аспектов.
7. Как будет выглядеть процедура банкротства по новому Закону?
· Согласно Проекту Закона, для проведения процедуры внесудебного банкротства должнику будет необходимо обратиться либо в суд, либо в уполномоченный орган путем подачи заявления через мобильное приложение. Так, в статье 15 Проекта Закона указана следующая последовательности действий:
«Должник подает заявление о применении процедуры внесудебного банкротства в профессиональную организацию администраторов (далее – ПОА) (на сегодняшний день администраторами могут быть в том числе юридические консультанты) через информационную систему уполномоченного органа или налоговое мобильное приложение по форме и в порядке, которые установлены уполномоченным органом. 2. К заявлению должника о применении процедуры внесудебного банкротства прилагаются: 1) список кредиторов c указанием их наименования или фамилии, имени, отчества (при его наличии), суммы задолженности, места нахождения или места жительства; 2) копия постановления судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа на основании подпункта 2) пункта 1 статьи 48 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»; 3) копия документа, подтверждающего принятие должником мер по проведению урегулирования задолженности по договору банковского займа и (или) договору о предоставлении микрокредита». После этого ПОА в течении одного дня назначает финансового управляющего, который, в последующем занимается признанием должника – банкротом, после чего размещает необходимую информацию на интернет ресурсе.
· В свою очередь процедура судебного банкротства проходит значительно иначе. Так, в соответствии со ст.20 Проекта Закона Должнику необходимо будет обратиться в суд по месту жительства с заявлением о применении процедуры восстановления платежеспособности и судебного банкротства с приложением следующих документов: 1) перечень кредиторов и дебиторов (с указанием сумм задолженности и даты ее образования, адреса местожительства или местонахождения, электронные адреса и контактные номера телефонов (при наличии такой информации) для их последующего уведомления);2) опись имущества должника c приложением отчета о его оценке (при его наличии), составленного не позднее чем за три года до обращения с заявлением o признании банкротом; 3) перечень сделок, совершенных должником за последние три года до подачи заявления о применении процедуры восстановления платежеспособности или судебного банкротства; 4) копия договора, заключенного с финансовым управляющим об оказании услуг по проведению процедуры восстановления платежеспособности или судебного банкротства; 5) копия документа, подтверждающего принятие должником мер по проведению урегулирования задолженности по договору банковского займа и (или) договору o предоставлении микрокредита». После подачи заявления суд в течении 5 рабочих дней выносит определение о возбуждении дела о применении необходимой процедуры. Затем, суд утверждает либо отказывает должнику в применении необходимой процедуры. Далее, в случае утверждения процедуры все полномочия переходят на финансового управляющего, который обязан будет либо восстановить платежеспособность должника, либо путем реализации имеющегося имущества полностью, либо частично удовлетворить требования кредиторов. Нужно учитывать, что суд может отказать в прекращении обязательств банкрота даже после реализации всей имущественной массы.
Важно отметить, что несмотря даже на успешное применение любой из вышеуказанных процедур с должника не снимаются обязательства по уплате обязательств по выплате алиментов и возмещения вреда жизни и здоровью.
Заключение.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что само внедрение данного закона – абсолютно обоснованно и необходимо. Однако, механизм его работы и внедрения нуждается в существенных дополнениях, которые помогут защитить кредиторов от неправомерных действий недобросовестных лиц, а также избавят заёмщиков от последующей невозможности получать беззалоговые кредиты даже при хорошей кредитной истории и доказанной благонадежности.
С уважением, Ибраимов Ильяс специалист по банкротству Адвокатская контора «KAPLAN, LEE & PARTNERS»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |