|
|
|
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Статья 40. Понятие и цели административного взыскания 1. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. 2. Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. 3. Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. 4. Административное взыскание не является средством возмещения имущественного ущерба. Причиненный административным правонарушением вред возмещается в порядке, предусмотренном статьей 59 настоящего Кодекса.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Одним из видов административного принуждения является административное взыскание. Административное взыскание - это мера ответственности, которая устанавливается государством за совершение правонарушений административного характера, применяемая с целью предотвратить совершение новых возможных преступлений как гражданами, ранее совершившими их, так и иными лицами. Административные взыскания, в отличие от уголовных взысканий, налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц (статьи 684-735 КоАП). Только административное взыскание является мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя[115]. Административные взыскания имеют наибольшее сходство с мерами административного пресечения, так как их объединяет общность оснований применения мер принуждения (административное правонарушение), а также общая цель этих мер принуждения - предупреждение новых правонарушений. Однако меры административного пресечения не являются мерами взыскания и направлены, прежде всего, на прекращение правонарушения и возможного привлечения нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры административного пресечения чаще всего предшествуют применению мер административных взысканий. Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями. За совершенный проступок лицо либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством и др.), либо на него возлагаются специальные «штрафные обязанности». Кара – это «правовой урок» виновному лицу. В соответствии с частью 2 следует, что законодатель использует систему мер убеждения, в которой в целях обеспечения должного или возможного поведения правонарушителя в административном законодательстве используется один из методов - воспитательная работа. В свою очередь, основными функциями административного взыскания являются: а) воспитательная; б) предупредительная (превентивная); в) карательная[116]. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него взыскания (например, уплата наложенного административного штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего взыскания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя (ч. 1 ст. 894 КоАП). В части 3 данной статьи находит свое проявление принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях. Административное наказание должно применяться в пределах цивилизованных стандартов. Смысл такого вида наказания не может заключаться в унижении человеческого достоинства субъекта, совершившего проступок, или в причинении ему страданий физического плана, а также его задачей не является нанесение вреда деловому престижу юридического лица. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 году. Административные взыскания выражаются либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя или сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав). Административные взыскания принято классифицировать на виды: - основные (предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства); - дополнительные (лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства, конфискация, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения); - морального характера (предупреждение); - материального характера (штраф, конфискация); - морального и материального характера (административный арест)[117]. На основании части 4 административное взыскание не является средством возмещения имущественного ущерба. Причиненный административным правонарушением вред возмещается в порядке, предусмотренном ст. 59 КоАП. В соответствии с данной статьей при отсутствии спора о размере имущественного вреда судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, которым причинен имущественный вред, при решении вопроса о наложении административного взыскания одновременно взыскивает такой вред, а в случае спора о размере имущественного вреда такие дела рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Возмещение имущественного вреда по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами), в случае отказа виновного лица от его добровольного возмещения производится в порядке гражданского судопроизводства[118].
Статья 41. Виды административных взысканий 1. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения; 4) лишение специального права; 5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра; 6) приостановление или запрещение деятельности; 7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения; 8) административный арест; 9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства. 2. К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1) – 5) и 7) части первой настоящей статьи, а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Важным концептуальным положением административно-деликтного законодательства применительно к его взысканиям является принцип соразмерности (соответствия) взыскания совершенному правонарушению при привлечении нарушителя к административной ответственности. С целью реализации этого принципа, а также для дифференциации мер ответственности и облегчения выбора правоприменителями наиболее соответствующих конкретным нарушениям конкретных видов санкций, их размеров или сроков, используются различные административные взыскания. Они построены таким образом, что список открывают наименее репрессивные. Самое первое и менее строгое взыскание – предупреждение. А закрывают список наиболее строгие – арест и др. В части 1 систематизированы виды административных взысканий, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение. Особенностью административного законодательства является тот факт, что в отличие от УК (ст. 40), в котором все наказания за преступления расположены в определенной последовательности - от менее тяжких к более тяжким, по расположению в перечне видов административных взысканий нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из видов административных взысканий в их соотношении между собой. Перечень административных взысканий, указанных в комментируемой статье, является исчерпывающим, и в случае необходимости данный перечень может быть изменен лишь путем внесения изменений в КоАП. Перечень видов административных взысканий в КоАП претерпел существенные изменения по сравнению с КоАП КазССР 1984 года. Во-первых, из перечня взысканий исключен такой вид взыскания, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данный вид взыскания, являвшийся одной из форм административного вмешательства в правовой статус личности, затрагивающий ее имущественное положение, был характерен для административного законодательства союзных республик. Данная мера предусматривалась в отношении лиц, нарушающих порядок пользования находящимся в их собственности определенным имуществом. К примеру, изъятие оружия и боеприпасов к нему с последующей их реализацией и возвратом вырученных от нее средств предусматривалось в отношении лиц, систематически нарушающих общественный порядок и злоупотребляющих спиртными напитками[119]. Однако законодатель оговаривал, что взыскание в виде возмездного изъятия огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Во-вторых, в качестве новых видов административного взыскания введены такие меры, как приостановление или запрещение деятельности, а также принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения. Приостановление или запрещение деятельности применяется к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам за такие противоправные деяния, которые представляют угрозу жизни или здоровью людей, связаны с возникновением эпидемий, причинением существенного вреда окружающей среде и т.п. [120]. В соответствии с ч. 3 ст. 42 КоАП, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения может применяться только в качестве дополнительного административного взыскания. Так, разберем на примере применения данной нормы на практике. Обзор судебной практики Постановлением СМАС г. Астаны от 28.03.2016 г. (судья А.Б.Н.) А.У.Т. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 319 КоАП и наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 15 (пятнадцати) месячных расчетных показателей в сумме 31 815 (тридцать одна тысячи восемьсот пятнадцать) тенге в доход государства с принудительным сносом возведенного объекта «Реконструкция магазина пристройкой под гостиницу и кафе» по адресу: г. Астана, ул. Р., дом 27/1, ВП-1[121]. В-третьих, с учетом того, что штраф, как мера наказания, известен различным видам юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой), в перечне административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений, он ныне назван административным штрафом. В пп. 9) ч. 1 данной статьи специально указан субъект правонарушения, к которому применимо административное выдворение за пределы Республики Казахстан. Такими субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Подобный подход в регулировании основывается на положениях Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 3 которого указано: «...Никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является»[122]. Часть 2. Одним из отличий административного права от уголовного права является наличие юридического лица как субъекта права. Следует отметить, что в КоАП не закреплено понятие юридического лица, а оно лишь дает отсылку на ст. 33 ГК, где дается определение понятия юридического лица. Итак, юридическим лицом «признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету». По своей сути юридическое лицо представляет собой некий коллектив физических лиц, хоть и в самом вышеуказанном определении не выделяется указание на столь существенный признак. Само по себе юридическое лицо не может вступить ни в один из видов правовых отношений, однако следует иметь виду то обстоятельство, что и в административном, и в гражданском праве установлено, что юридическое лицо обладает определенной правосубъектностью, которая реализуется как администрацией организации в целом, так и в части посредством какого-либо уполномоченного лица. Проблема административной ответственности юридических лиц остается дискуссионной до сих пор[123]. В части 2 данной статьи фиксируются ограничения в выборе административных наказаний, которые могут быть применимы к юридическому лицу. Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф. Возможно также применение таких мер, как предупреждение, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения. Проведенная в 2014 году реформа была направлена на минимизацию дискретного права на усмотрение должностных лиц и, как следствие, из действующего КоАП были исключены большинство «вилок» в санкциях статей. Стало много безальтернативных санкций без диапазона в размерах налагаемого взыскания. Отдельными лицами высказываются сомнения в правильности подхода, так как, по их мнению, в таком случае «не могут быть учтены ни признание, ни раскаяние, ни смягчающие или отягчающие обстоятельства, ни особенности личности правонарушителя, его характеристики, поведение, степень вины и вреда, и т.д.». Однако такие рассуждения отчасти необоснованны. Во-первых, практика показала, что наличие дискреции в размерах санкции органами (должностными лицами) не использовалась и фактически в подавляющем большинстве случаев применялся верхний размер взыскания. Во-вторых, даже по тем видам взыскания, где безальтернативность максимальна (преимущественно, штрафы), суд, орган (должностное лицо) с учетом установления обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, вправе сократить размер административного штрафа, наложенного на лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и исчисляемого согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 44 КоАП, но не более чем на тридцать процентов от общей суммы штрафа (ст. 819 КоАП). Кроме того, наличествует ресурс главы 42 КоАП.
Статья 42. Основные и дополнительные меры административных взысканий 1. Предупреждение, административный штраф, административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий. 2. Лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. 3. Конфискация, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ В новом КоАП сохранен дифференцированный институт «основных» и «дополнительных» мер административных взысканий. Законодатель данной нормой устанавливает важное правило применения взысканий к правонарушителю, сочетаний и исключительных свойств взысканий. Согласно наименованию ст. 42 комментируемого Кодекса, все взыскания делятся на два вида: основные и дополнительные. Однако диспозиция ч. 2 данной нормы свидетельствует о наличии смешанного вида взысканий, которые могут применять как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Для более четкого представления выразим данную классификацию визуально.
Часть 1. Основными являются такие административные взыскания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных взысканий[124]. Согласно ч. 1 рассматриваемой статьи, предупреждение, административный штраф, административный арест могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий. Часть 2. Дополнительными являются такие административные взыскания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам взысканий. В качестве как основного, так и дополнительного административного взыскания законодатель указывает лишение специального права, лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства. Часть 3. В свою очередь законодатель четко определяет, что такие виды взысканий как конфискация, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания. Необходимость применения дополнительного взыскания обусловлена характером правонарушения, личностью виновного. Оно может быть назначено только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкции применяемой нормы. Например, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РК, совершенное иностранцем или лицом без гражданства, влечет административный арест сроком до пяти суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан (ч. 2 ст. 516)[125]. В тех случаях, когда дополнительное наказание имеет альтернативный характер, назначение его является правом органа (должностного лица), суда (судьи)[126]. Так, за нарушение правил вывоза или отправки сырья, продовольственных и промышленных товаров за пределы Республики Казахстан, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания предусмотрен штраф с конфискацией сырья или товаров или без таковой (ст. 151). При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное взыскание. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных взысканий, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса. Основные взыскания не сочетаемы друг с другом. Как общее правило, не допускается одновременное применение двух дополнительных наказаний. Если законодатель сочтет нужным в последующем ввести новый вид административного взыскания, то одновременно ему необходимо решить, будет ли это наказание применяться только как основное, или возможно его применение и как основного, и как дополнительного административного взыскания.
Статья 43. Предупреждение 1. Предупреждение состоит в официальной даче судом, органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме. 2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 57 и примечанием к статье 366 настоящего Кодекса, суд (судья), орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, обязан применить предупреждение, предусмотренное соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Предупреждение выступает как основное профилактическое и воспитательное средство административно-правового воздействия и, одновременно, является самым мягким видом административного взыскания. Часть 1. Предупреждение - это мера взыскания морального характера. Оно применяется только в письменной форме или иногда оформляется иным способом, определенным нормативным актом. Устное предупреждение не является административным взысканием, предупреждение влечет за собой те же правовые последствия, как и все другие административные взыскания, то есть может быть повторным и повлечь за это соответствующие юридические последствия. Предупреждение выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Действующий Кодекс иные формы вынесения предупреждения, кроме письменной, не предусматривает. Предупреждение может применяться только в качестве основного административного взыскания (ч. 1ст. 42 КоАП) и подлежит назначению самостоятельно без каких-либо дополнительных взысканий. По делам об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено взыскание в виде предупреждения или штрафа с конфискацией предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, или с приостановлением деятельности, дополнительное административное взыскание назначается только вместе с административным штрафом. Являясь мерой административного наказания, предупреждение преследует цели превентивного характера и оказывает на правонарушителя моральное воздействие. По сравнению с другими административными взысканиями предупреждение – самая легкая мера. Оно включает элемент кары, рассчитано на воспитательный эффект и не затрагивает имущественных и иных прав лица, совершившего правонарушение. В его содержании находит отражение известное выражение о том, что «предупредительное значение наказания обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью»[127]. В практике органов внутренних дел предупреждение используется для воздействия на правонарушителей в процессе охраны общественного порядка, обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов, паспортного режима, правил проживания иностранцев и др. Эта мера применяется в отношении лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда нарушения не носят резко выраженного антиобщественного характера. Обычно предупреждению подвергаются лица, совершившие малозначительный проступок впервые или случайно, и, как свидетельствует практика, предупреждение подобных случаев оказывается вполне достаточной мерой воздействия[128]. Лицо, которому назначено административное взыскание в виде предупреждения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания (ст. 61 КоАП). Предупреждение, как мера административного взыскания, может применяться как к физическим, так и юридическим лицам. Часть 2. В Послании Н. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года было поручено гуманизировать административное и уголовное законодательство, в рамках которого было предусмотрено расширение применения института предупреждения[129]. Учитывая, что КоАП не в полной мере регламентировал основания и порядок применения предупреждения, законодательно были внесены поправки в норму статьи, которая была дополнена ч. 2, гласящей, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных ст. 57 и примечанием к ст. 366 настоящего Кодекса, суд (судья), орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, обязан применить предупреждение, предусмотренное соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса[130]. Данные изменения являются фундаментальными по тем составам, где предубеждение в качестве основного взыскания конкурирует с другими видами взыскания (зачастую со штрафом). Правоприменительная практика показывала, что выбор, зачастую, падал на альтернативное взыскание, указанное в санкции конкретной статьи, а не на предупреждение. Это связано скорее даже не с обвинительным уклоном, а со стремлением правоприменителей обезопасить себя от возможных обвинений в предвзятости и заинтересованности. Фактически же от неурегулированности страдали физические и юридические лица. Теперь суд, орган (должностное лицо) обязано применить предупреждение (если оно предусмотрено санкцией конкретной статьи Особенной части), если в действиях лица, совершившего административное правонарушение, отсутствуют обстоятельства, отягчающие ответственность указанного лица. Орган (должностное лицо), судья может подвергнуть правонарушителя взысканию в виде предупреждения лишь в тех случаях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами. Нельзя, например, применять предупреждение к лицу, совершившему мелкое хулиганство, поскольку за это установлено административное взыскание в виде штрафа, административного ареста.
Статья 44. Административный штраф 1. Административный штраф (далее – штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении. В случаях, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, размер штрафа выражается в процентах от: 1) суммы нанесенного окружающей среде вреда; 2) суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства; 3) суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений; 4) суммы неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов; 5) суммы стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства; 6) суммы, неучтенной в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо учтенной ненадлежащим образом; 7) суммы сделки (операции), совершенной (проведенной) с нарушением финансового законодательства Республики Казахстан; 8) суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности или нарушения законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, о естественных монополиях, законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансового рынка и финансовых организаций; 9) стоимости энергетических ресурсов, использованных сверх утвержденных нормативов за период, в котором произошло правонарушение, но не более чем за один год; 10) суммы незачисленной национальной и иностранной валюты; 11) суммы неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование. Если в предусмотренных статьях Особенной части настоящего раздела размер штрафа выражается в процентах от суммы операции, проведенной с нарушением норм финансового законодательства Республики Казахстан, и такая операция проведена в иностранной валюте, пересчет суммы штрафа в тенге осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным Банком Республики Казахстан, на момент составления протокола об административном правонарушении. 2. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать двести месячных расчетных показателей. Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, субъектов малого предпринимательства, а также некоммерческие организации, не может превышать семьсот пятьдесят месячных расчетных показателей. Размер штрафа, налагаемого на субъектов среднего предпринимательства, не может превышать тысячу месячных расчетных показателей. Размер штрафа, налагаемого на субъектов крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчетных показателей. 3. Штраф, исчисленный в соответствии с абзацем вторым части первой настоящей статьи, может быть установлен в размерах, превышающих или менее установленных размеров штрафов, указанных в настоящей статье. 4. Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ ______________________________________________ Денежное взыскание – традиционный, один из самых древних и наиболее распространенных видов взыскания публично-правового характера, причем не только за административные правонарушения, но и за ряд других разновидностей публичных деликтов, к примеру, уголовно-правовая сфера. В системе мер административного взыскания штраф по праву занимает самое распространенное применение, так как он содержится в санкциях практически всех статей Особенной части КоАП. В общей сложности это порядка 1300 составов административных правонарушений – то есть абсолютное большинство. На все иные виды взысканий приходится в общей сложности не более 500 составов. Такое положение вызвано самим содержанием данного взыскания, его превентивным значением и механизмом исполнения. Штраф представляет собой денежную оплату лицом, совершившим административное правонарушение и применяется он только в качестве основной меры административного взыскания. Размер штрафа определяется в санкциях применительно к конкретным составам административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП. Для определения размера штрафа законодатель устанавливает две шкалы измерения: - месячный расчетный показатель (МРП); - процентная доля от суммы. Использование МРП в качестве измерителя размера штрафа является универсальным средством, т.к. механизм определения его эквивалента устанавливается государственным финансовым регулятором и учитывает все экономические условия и предпосылки. Так, в соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2019 – 2021 годы», на 2019 год установлен месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством РК – 2 525 тенге. Между тем, обществом неоднократно поднимается вопрос о необходимости исключения из системы штрафов ключевого понятия – «МРП», тем самым установить административные штрафы в твердой денежной сумме. Обосновывается такая инициатива тем, что заработная плата и иные доходы граждан не привязаны к МРП. Даже дикая инфляция и регулярная девальвация национальной валюты, не влияют на размеры доходов. Соответственно, задаются вопросом, почему размеры штрафов должны непрерывно расти? Тем самым явно нарушается принцип социальной справедливости. Данное предложение заслуживает внимания, однако несмотря на универсальность и логичность, внедрение такого механизма требует детального изучения, включая анализ действующего законодательства и соответствующего международного опыта, и без решения указанных вопросов, на наш взгляд, оно является преждевременным. Конкретный размер штрафа устанавливается санкциями за определенные составы административных правонарушений, равный кратному количеству МРП. Отдельно необходимо упомянуть то, что штраф необходимо исчислять в соответствии с МРП, установленным законом на момент возбуждения административного дела. В этой части норма имеет давнюю историю. Ранее, при КоАП КазССР, штраф налагался по правилам материального закона, то есть определялся на момент совершения административного правонарушения. Позже, с принятием независимым Казахстаном собственного КоАП 2001 года, этой датой был определен момент наложения административного взыскания. В 2014 году законодатель установил наиболее справедливое для казахстанского административного права положение, в соответствии с которым, таким моментом определен этап возбуждения административного дела. Законодатель в ч. 1 ст. 44 КоАП устанавливает, что административный штраф в зависимости от санкции статей Особенной части может выражаться как в месячном расчетном показателе (абзац 1 ст. 44), так и в процентной доле от суммы (абзац 2 ст. 44). Использование в качестве измерителя процентной доли имеет важное значение и позволяет дифференцированно определить размер штрафа в зависимости от причиненного ущерба. Следуя реализации идеи справедливости, законодатель определяет перечень видов причиненного ущерба, от которых исчисляется размер штрафа, а именно: - сумма нанесенного окружающей среде вреда; - сумма неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства; - сумма неуплаченных (неперечисленных), несвоевременно и (или) неполно уплаченных (перечисленных) социальных отчислений; - сумма неперечисленных, несвоевременно и (или) неполно исчисленных, удержанных (начисленных) и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов; - сумма стоимости подакцизных товаров, полученных в результате незаконного предпринимательства; - сумма, неучтенная в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо учтенная ненадлежащим образом; - сумма сделки (операции), совершенной (проведенной) с нарушением финансового законодательства Республики Казахстан; - сумма дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности или нарушения законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, о естественных монополиях, законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансового рынка и финансовых организаций;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |