|
|
|
Особенности декларирования физическими лицами налогового года 2020 в Казахстане.
Айдар Масатбаев дипломированный налоговый эксперт LLM, юридический консультант «Палата профессиональных юридических консультантов» Член ОО «Палата налоговых консультантов»
Данная работа уже готовилась 2018, 2019 и 2020 годах и представляет собой обновленную и дополненную редакцию[i].
Налоговое законодательство Казахстана в 2021 году предусматривает обязанность ежегодно декларировать доходы и имущество не только для хозяйствующих субъектов, но и в определенных случаях для физических лиц - налогоплательщиков Казахстана. В 2021 году с учетом введения первого этапа всеобщего декларирования, различные формы декларации для физических лиц за 2020 год должны предоставлять две группы физических лиц: I. лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги; лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним, а также их супруги; лица, на которых возложена обязанность по представлению в соответствии с Конституционным ЗРК «О выборах в РК» и ЗРК «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в РК», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг» обязаны предоставлять декларацию об активах и обязательствах (форма налоговой отчетности 250). Мы посвятим особенностям всеобщего декларирования отдельную работу. II. индивидуальные предприниматели, работающими в общеустановленном порядке, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы а также представляют следующие физические лица предоставляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма налоговой отчетности 240): 1. Физические лица, получившие имущественный доход за отчетный календарный год (2020). Под имущественным доходом понимается: a. Доход в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения стоимости физическим лицом следующего имущества в Республике Казахстан: i. жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности; ii. земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности; iii. земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, под гараж, на которых не расположены объекты, указанные в подпункте i, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности; iv. земельных участков и (или) земельных долей с целевым назначением, не указанным в подпунктах ii и iii настоящего пункта, находящихся на территории Республики Казахстан; v. иного недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, не перечисленного в подпунктах i, ii, iii, и iv выше; vi. инвестиционного золота, находящегося на территории Республики Казахстан; vii. механических транспортных средств и (или) прицепов, подлежащих государственной регистрации в Республике Казахстан, находящихся на праве собственности менее года; viii. ценных бумаг, производных финансовых инструментов (за исключением производных финансовых инструментов, исполнение которых происходит путем приобретения или реализации базового актива), эмитенты которых зарегистрированы в Республике Казахстан, доли участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного в Республике Казахстан. Необходимо учитывать правила определения имущественного дохода (в простонародии «налога с продажи квартиры»). Законодатель при определении такого дохода необходимо учитывать «правило одного года» согласно которому доход не образуется при соблюдении всех указанных требований: - объект недвижимости принадлежит налогоплательщику на праве собственности и находится в Казахстане; - объектом недвижимости являются; жилища; дачные строения; гаражи; объекты личного подсобного хозяйства; земельные участки и (или) земельные доли, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж; - между датой приобретения объекта недвижимости и ее продажей прошло более (!) одного года. Самыми распространенными болезненными случаями являются ситуации, когда объект-недвижимости налогоплательщика - физического лица не имеет цены приобретения. В случае отсутствия цены приобретения в случае, когда продавец получил объект недвижимости в результате дарения, то ценой приобретения является либо стоимость, определенная для исчисления налога на имущество Государственной корпорацией «Правительство для граждан» в случае, например, квартиры, либо кадастровая стоимость недвижимости в случае земельного участка. Однако в случаях получения объекта недвижимости по наследству или когда налогоплательщик построил дом самостоятельно, налоговое законодательство (ссылка) позволяет определить цену приобретения путем рыночной оценки объекта недвижимости при соблюдении следующих условий: - оценка произведена уполномоченной оценочной компанией (оценщиком); - оценка произведена на дату регистрации права собственности за продавцом; - оценка фактически произведена не позже 31 марта года, следующем за годом продажи объекта недвижимости (в случае ретроспективной оценки). Пример 1: Гражданин и налоговый резидент Казахстана Иванов А., получил по наследству квартиру (кадастровая стоимость - 5 000 000 тенге) от своего родственника. Далее, после вступления в наследство и регистрации прав собственника 5 января 2020 года Иванов А. продает данную квартиру 20 июня 2020 года за 45 000 000 тенге. В данном случае имущественный доход будет определяться как:
Для минимизации суммы налога налогоплательщик Иванов А. уполномочен нанять оценщика до 31 марта 2021 года и заказать отчет о рыночной стоимости его квартиры по состоянию на 5 января 2020 года (дата оформления права собственности Иванова А. на квартиру). С учетом изложенного, Иванов А. получил от 25 марта 2021 года отчет о рыночной оценке своей квартиры на 5 января 2020 года, согласно которого рыночная стоимость квартиры составила 40 000 000. В данном случае имущественный доход будет исчисляться
Однако в случае если Иванов А. продаст квартиру по истечении года со дня регистрации прав собственника, имущественный доход не образуется. При этом в случае если объект недвижимости в примере будет не жилая квартира, а коммерческая недвижимость, то Иванов А. не вправе применять ни оценочную стоимость, ни применять правило одного года. Если оценка будет заказана не 25 марта 2020, а 20 апреля 2020 (по истечении 31 марта 2020 года), то Иванов А. не вправе использовать оценочную стоимость. Аналогично, если оценка будет произведена на дату иную чем 5 января 2020 года, то такую оценку Иванов А. также не вправе оценивать (даже если оценка осуществлена на 6 или 4 января). При реализации нежилого дома (здания), построенного физическим лицом, его реализующим, который не является индивидуальным предпринимателем, доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации такого имущества и стоимостью земельного участка, приобретенного для строительства такого нежилого дома (здания). В случае реализации нежилого дома (здания), не используемого в предпринимательской деятельности, который был ранее реконструирован из жилого дома (здания), доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации такого имущества и стоимостью его приобретения как жилого дома (здания). Пример 2: Граждане Иванов А. и Бауржанов Г. согласились обменяться своими квартирами. При этом стоимость, определенная для исчисления налога на имущество Государственной корпорацией «Правительство для граждан» квартиры Иванова А. является 5 000 000 тенге, а у Бауржанова Г. - 4 000 000 тенге. Доход появится у Бауржанова Г. так как он при обмене получает квартиру более высокой стоимости. Его имущественный доход составит:
Данное налоговое обязательство можно существенно уменьшить, если стороны договора обмена укажут что по их обоюдному решению стоимость каждой квартиры в рассматриваемом примере составила 4 000 000 тенге. b. доход физического лица в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) реализации имущества, находящегося за рубежом и ценой (стоимостью) его приобретения физическим лицом; Хотелось бы обратить внимание на владельцев недвижимостью за рубежом. При исчислении имущественного дохода с продажи иностранного имущества применяются те же положения, кроме «правила одного года», то есть В:
Однако, если (1) недвижимое имущество находится на территории государства с льготным налогообложением; (2) права на движимое имущество или сделки по движимому имуществу зарегистрированы в компетентном органе государства с льготным налогообложением[ii], то налогоплательщик не праве уменьшать «Цену продажи» на сумму «Цены покупки», то есть в указанных двух случаях, «Цена продажи» будет полностью признаваться имущественным доходом. Обращаем внимание, что иные расходы налогоплательщика, связанные с приобретением и содержанием иностранного имущества, не могут уменьшать имущественный доход налогоплательщика - физического лица. Необходимо учитывать, что в случаях реализации имущества, легализованного в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества», лицом, его легализовавшим, по которому отсутствует цена (стоимость) приобретения и исполнено обязательство по уплате сбора за легализацию, доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и оценочной стоимостью, определенной в тенге для исчисления сбора за легализацию реализуемого имущества. Для физических лиц, владеющих и получающих доходы от ценных бумаг иностранных эмитентов. Имущественный доход от торговли ценными бумагами иностранных эмитентов, кроме долговых бумаг, полученный из источников за пределами Республики Казахстан, определяется как положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения таких бумаг. В случае продажи долговой ценной бумаги иностранного эмитента, имущественный доход определяется как положительная разница без учета купона между стоимостью реализации и стоимостью приобретения с учетом амортизации дисконта и (или) премии на дату реализации. Обращаем внимание, что налоговое законодательство не позволяет использовать убытки по ценным бумагам комиссии брокера и иные для уменьшения имущественного дохода. Налоговое законодательство также установило, что налогоплательщик не может использовать «Цену приобретения» для уменьшения «Цены Продажи» при исчислении имущественного дохода, если доход получен «из источников в государстве с льготным налогообложением». Доход может быть получен из истояников в государстве с льготным налогообложением, (1) если покупателем ценной бумаги был налоговый резидент государства с льготным налогообложением, либо (2) если сделка была совершена на территории государстве с льготным налогообложением. Доход надо исчислять с каждой сделки продажи ценной бумаги иностранного эмитента. Пример 3. гражданин Казахстана Иванов А. заключил договор брокерского обслуживания с брокером из Белиз (для Казахстана - страна с льготным налогообложением). Приобретя 10 акций «Ford» на Нью-Йоркской фондовой бирже по 5 долларов США каждая, он заплатил своему брокеру 4 доллара США комиссии. Позднее он соглашается продать их по 7 долларов США своему же белизскому брокеру. Курс доллара США на дату приобретения и продажи не менялся. В этом случае, гражданин Казахстана при исчислении имущественного дохода НЕ вправе уменьшать Цену продажи (70 долларов США) ни на сумму приобретения этих ценных бумаг (50 долларов США) ни вычесть сумму комиссии брокера (4 долларов США). Арифметика имущественного дохода Примера 2.
Пример 4. гражданин Казахстана Иванов А. заключил договор брокерского обслуживания с брокером из Белиз (для Казахстана - страна с льготным налогообложением). Приобретя 10 акций «Ford» на Нью-Йоркской фондовой бирже по 5 долларов США каждая, он заплатил своему брокеру 4 доллара США комиссии. Позднее он соглашается продать их по 7 долларов США на той же бирже покупателю, который провел сделку через американского брокера. Курс доллара США на дату приобретения и продажи не менялся. В этом случае, гражданин Казахстана при исчислении имущественного дохода ВПРАВЕ уменьшать Цену продажи (70 долларов США) на сумму приобретения этих ценных бумаг (50 долларов США), так как денежные средства в оплату сделки пришли из США (американского брокера), однако налогоплательщик НЕ может вычесть сумму комиссии брокера (4 долларов США). Арифметика имущественного дохода примера 3.
Конвертация будет происходить по курсу Национального Банка Республики Казахстан на день, предшествующий дате получения имущественного дохода.
Пример 5. Гражданин Казахстана Иванов А. заключил договор брокерского обслуживания с брокером из Белиз (для Казахстана - страна с льготным налогообложением). Приобретя 10 акций «Ford» на Нью-Йоркской фондовой бирже по 5 долларов США каждая, он заплатил своему брокеру 4 доллара США комиссии. Позднее, в начале года он соглашается 6 своих акций продать по 7 долларов США на той же бирже, но уже покупателю из Макао (Китай), который провел сделку через американского брокера. Курс доллара США на дату приобретения и продажи не менялся. Осенью того же года гражданин РК Иванов продает оставшиеся 4 акции «Ford» по цене 3 доллара США В этом случае, гражданин Казахстана при исчислении имущественного дохода ВПРАВЕ уменьшать Цену продажи (42 доллара США) на сумму приобретения этих ценных бумаг (50 долларов США), так как денежные средства в оплату сделки пришли из США (американского брокера), не смотря на тот факт, что покупатель является резиентом страны с льготным налогообложением. Сумму комиссии брокера (4 доллара США комиссия брокера о налогоплательщик НЕ может вычесть. Несмотря на полученный убыто по 4 акциям, проданным осенью, налогоплательщик не может вычесть убыток в 8 долларов США из имущественного дохода полученного в начале года, а также сумму комиссии брокера. Арифметика имущественного дохода примера 5:
В примерах 4 и 5, применение Цены покупки также зависит от того предоставит белизкий брокер исчерпывающие сведения, подтверждающие сделки. Без таких доказательств, применениие налогоплательщиком Цены покупки при исчислении своего налогового обязательством бесспорно будет оспорено органами государственных доходов. В завершении сообщаем, что доход, подлежащий налогообложению физическим лицом самостоятельно, полученный (подлежащий получению) в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате, начиная с которой доход подлежит получению. Пример 6. гражданин Казахстана Иванов А. заключил договор брокерского обслуживания с брокером из Белиз (для Казахстана - страна с льготным налогообложением). Приобретя 10 акций «Ford» на Нью-Йоркской фондовой бирже по 5 долларов США каждая в 1 июля 2020 (рыночный курс доллара США на 30 июня 2020 - 360 тенге), он продает все данные акции по цене 4,5 доллара США в 29 декабря 2020 (рыночный курс доллара США на 29 декабря 2020 - 450 тенге). Интересно, что наравне убытка в долларах (-0,5 доллара) с каждой акции или (-5 долларов) за по 10 акциям, и в тенге результат может быть иным в силу курсовой разницы:
Вместе с тем, обращаем внимание, что речь идет об операции, которая выражена в иностранной валюте, поэтому в расчет должен быть взят только убыток в долларах США, в связи с чем результат курсовой разницы в тенге не имеет значения, налоговое законодательство признает доход только в случае положительной разницы в иностранной валюте. Пример 7. Интересен прошедший налоговый период тем, что некоторые иностранные эмитенты (компании «Эпл» (AAPL) и «Тесла» (TSLA)) провели такой корпоративный и неизвестный казахстанскому корпоративной и как следствие налоговой культуре как «сплит акций». Указанные эмитенты, видя рост своей капитализации, и ее последствие - рост стоимости акций на фондовом рынке, пришли к выводу, что дальнейший рост цены на свои акции сделает их недоступными простым инвесторам. Для этого американское законодательство предусматривает проведение так называемого «сплита» акций, или «дробление», когда владелец каждой акции после дробления получит соответственно 4 или 5 акций. Каковы налоговые последствия такого дробления акций? Можно ли говорить о том, что произошел обмен акций одна в обмен на пять и как следствие - реализация? Справедливо ли говорить о том, что к одной акции эмитент безвозмездно передал каждому акционеру дополнительное количество акций тем самым уменьшив стоимость каждой? На наш взгляд, дробление акций не имеет ничего общего с обменом или безвозмездным предоставлением акций, так как на счетах акционеров не наблюдались операции по обмену или безвозмездному начислению акций. Эмитент внес изменения в проспект эмиссии своих акций, раздробив каждую акцию, не проводил дополнительную эмиссию, на рынке не было предложений по оплате объявленного дополнительных акций, результате дробления появились только оплаченные акции. Таким образом, при сплите (дроблении) акций не возникает ни обмена как реализации, ни безвозмездно переданных акций, как и любого налогооблагаемого случая. Отличительно обстоятельство, что действующее законодательство об акционерных обществах в Казахстане не знает такого корпоративного события, в отличии от ранее действовавшего Закона Республики Казахстан от 10 июля 1998 года № 281-І «Об акционерных обществах», которые в статье 30 предусматривал дробление (сплит) и консолидацию акций. В частности, ранее предусматривалось, что общество вправе по решению общего собрания акционеров произвести дробление (сплит) либо консолидацию ранее выпущенных акций общества. Дробление (сплит) или консолидация акций не должны были приводить к изменению размера выпущенного (оплаченного) уставного капитала общества. Дробление (сплит) акций производится путем увеличения общего количества выпущенных акций с одновременным пропорциональным уменьшением их номинальной стоимости. c. доход в виде положительной разницы между ценой (стоимостью) передачи имущества физическим лицом имущества (кроме денег) в качестве вклада в уставный капитал и ценой (стоимостью) его приобретения; d. доход, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, от сдачи в имущественный наем (аренду) имущества лицам, не являющимся налоговыми агентами; e. доход от уступки права требования, в том числе доли в жилом доме (здании) по договору о долевом участии в жилищном строительстве; f. доход от прироста стоимости при реализации следующих активов индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса либо для крестьянских или фермерских хозяйств: i. основные средства, используемые в предпринимательской деятельности; ii. объекты незавершенного строительства; iii. неустановленное оборудование; iv. нематериальные активы; v. биологические активы; vi. основные средства, стоимость которых полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2000 года, в случае, если такие основные средства являлись фиксированными активами в налоговых периодах, в течение которых индивидуальный предприниматель осуществлял расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке и актив являлся фиксированным активом; vii. активы, введенные в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях, стоимость которых полностью отнесена на вычеты, в случае, если индивидуальный предприниматель осуществлял ранее расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке и актив являлся фиксированным активом. 2. физические лица, получившие доходы из источников за пределами Республики Казахстан. Обращает внимание, то обстоятельство, что некоторые граждане Казахстана, находясь в Казахстане, были наняты иностранными компаниями в рамках договоров об оказании услуг (например, в отрасли IT услуг наших специалистов нанимают иностранные компании - разработчики). В данном случае такие наши соотечественники довольно часто вплотную сталкиваются с двойным налогообложением, в частности, их доход уменьшается на сумму налога, удерживаемого у источника выплаты в стране, где находится их иностранный наниматель, а второй раз - при исполнении обязанности платить налог уже в Казахстане. Возьмем решение такого вопроса на примере, когда казахстанца нанимает иностранная компания из России. Первое решение является применение Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, подписанной 18 октября 1996 года в Москве. Согласно статье 7 Конвенции - Прибыль от предпринимательской деятельности - так как гражданин Казахстана осуществляет работы в рамках гражданского договора найма, выполняет работу в Казахстане, то доход, выплачиваемый российской компанией, не должен облагаться (удерживаться у источника выплаты) в России и казахстанец заплатит налоги только в Казахстане. Вместе с тем, для применения норм такой конвенции, казахстанец обязан представить своему российскому нанимателю документ подтверждающий налоговое резидентство Казахстана, выдаваемое органами государственных доходов по месту его регистрации в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Второе решение - не менее эффективное - произвести зачет иностранного налога. Так казахстанец может зачесть уплаченный налог в России против своего налогового обязательства в Казахстане при соблюдении определённых условий, установленных статьёй 303 действующего Налогового кодекса Казахстана, согласно которой суммы уплаченных за пределами Республики Казахстан налогов на доходы или прибыль или иного иностранного налога, аналогичного корпоративному или индивидуальному подоходному налогу (далее в целях настоящей статьи - иностранный подоходный налог), с доходов, полученных налогоплательщиком-резидентом из источников за пределами Республики Казахстан, подлежат зачету в счет уплаты корпоративного или индивидуального подоходного налога в Республике Казахстан при наличии документа, подтверждающего уплату такого иностранного подоходного налога. Таким документом является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства. Вместе с тем, обращаем внимание на то обстоятельство, что наш соотечественник, нанятый по договору об оказании услуг не является работником такой иностранной (в рассматриваемом примере - российской компании). Это значит, что он осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг иностранной (российской компании), что влечет обязательства по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и возможно при некоторых обстоятельствах - постановку на учет по НДС; 3. домашние работники, в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, нанятые физическим лицами; 4. граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, консульскими учреждениями иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан, не являющимися налоговыми агентами; 5. граждане Республики Казахстан, получающие доход работника по трудовым договорам (контрактам) и (или) договорам гражданско-правового характера, заключенным с международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, освобожденными от обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан; 6. трудовые иммигранты-резиденты Республики Казахстан, получающие (подлежащие получению) доходы по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан на основании разрешения трудовому иммигранту; 7. медиаторы, за исключением профессиональных медиаторов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О медиации», получающих доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами; 8. физические лица, получающие доходы от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяйственного учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подлежащие налогообложению, по которым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представлением налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством; 9. граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, превышающей 141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря отчетного налогового периода (то есть на 31 декабря 2020 года). В этом аспекте налогового обязательства надо учитывать, что размер в 141-кратный размер месячного расчетного показателя применяется к общей сумме денежных средств, на всех иностранных банковских счетах, при этом, если указанный предел превышен налогоплательщик обязан задекларировать и даже иностранные банковские счета, на которых вообще не было денежных средств по состоянию на 31.12.2020. 10. граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода следующее имущество на праве собственности: a. недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства; b. ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан; c. долю участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан. При этом лица, указанные в настоящем пункте, в том числе находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения, стажировки или прохождения практики, не представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу в случае отсутствия оснований, предусмотренных выше. Хотелось бы отдельно остановить на обновленной категории лиц, которые кроме декларирования своих счетов, открытых в иностранных банках, на которых хранятся деньги в сумме, превышающий 391 698 тенге (141-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря 2020 года), также должны отразить свои имущество, находящееся за рубежом и банковские счета («налоговые активы»), которые имелись на дату 31 декабря 2020 года: - недвижимость, которая подлежит государственной и иной регистрации в компетентных органах страны, где такое имущество находится; - ценные бумаги иностранных эмитентов; - доходы, полученные из зарубежных источников.
II. Отдельно о сроках предоставления Декларации по индивидуальному подоходному налогу по форме 240 о доходах 2020 года
В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщики должны предоставить Декларацию по индивидуальному подоходному налогу по форме 240 о доходах за 2020 год не позднее 31 марта 2021 года.
III. Международное сотрудничество в вопросе обмена сведений о налоговых активах. Необходимо отметить, что Республика Казахстан активно сотрудничает на международной арене с целью достижения договоренностей с другими странами в части обмена сведений об имуществе своих граждан, находящихся за пределами Республики. Примером двустороннего формата сотрудничества можно привести визит 22 августа 2018 представителей Национальной налоговой службы Республики Корея во главе с главой налогового ведомства Комиссаром Сынхи Ханом. На сегодняшний день, существующие международные инструменты предоставляют правовую базу для обмена более широким перечнем данных. Если в прошлом налоговые органы стран Южной Кореи и Казахстана обменивались сведениями в рамках типовых Конвенций по определенным налогам, то сегодня сфера информационного обмена и межстранового налогового содействия значительно увеличилась. Сейчас органы государственных доходов могут получать от своих коллег из других стран информацию о банковских счетах, активах транснациональных компаний и прочих данных, а в будущем и о бенефициарных собственниках. Кроме того, налоговые службы могут оказывать содействие по сбору налогов, выявлять уклонение от уплаты налогов постоянными представительствами в других странах, разрешать налоговые споры более эффективно[[iii]]. 9 декабря 2018 года на двустороннем уровне состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании в рамках Конвенции между Республикой Казахстан и Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, ратифицированной 24 февраля 1997 г. за № 70-І ЗРК. Во исполнение меморандума Казахстан и Нидерланды будут обмениваться сведениями о принадлежащем имуществе и доходе граждан другой стороны: недвижимое имущество и доход от него; корпоративная прибыль контролируемых иностранных компаний, дивиденды, проценты, доход от прироста капитала, доход, состоящий из окладов, заработной платы и другого подобного вознаграждения, гонорары директоров и или другие выплаты членам управленческой команды; доходы от художников и спортсменов, прочие доходы[[iv]]. Ярким примером в деле сотрудничества по обмену сведений о зарубежных налоговых активах представляет собой событие, состоявшееся 26 июня 2018 г. в г. Астана, когда было подписано Многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (Многостороннее Соглашение). Данное Многостороннее соглашение основывается на статье 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года за №267-V ЗРК (далее - Страсбургская Конвенция), и предусматривает внедрение Единого стандарта автоматического обмена информацией (CRS) по финансовым счетам, которое предоставляет Комитету государственных доходов Республики возможность обмениваться со 102 юрисдикциями, в том числе со странами с льготным [[v]].Единый стандарт предоставления информации (CRS) разработан ОЭСР с участием стран G-20 для решения проблем уменьшения налоговых сумм в рамках закона и уклонения от налогов и для повышения уровня соблюдения налоговых правил. С присоединением к Многостороннему соглашению у налоговых органов появится возможность получать сведения об остатке на счете (или на счетах) денежных средств в иностранной валюте резидентов РК на конец календарного года в автоматическом режиме. В свою очередь полученные сведения позволят проводить качественное администрирование доходов казахстанцев, что в свою очередь будет служить действенным механизмом предотвращения оттока капитала из страны. Следует отметить, что Казахстан планирует осуществить первый автоматический обмен информацией в сентябре 2020 года[[vi]]. Вместе с тем на сайте www.egov.kz Комитет государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан 7 декабря 2020 сообщил следующее;
«Здравствуйте …! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее. В целях осуществления обмена информацией в рамках стандарта ОЭСР, компетентные органы стран участниц стандарта должны пройти оценку конфиденциальности и защиты данных. В этой связи, согласно действующей методике оценки, эксперты ОЭСР в целях подтверждения соответствия стандартам защищенности должны посетить страны проходящие оценку. Однако, в связи с объявлением пандемии, Министерством финансов РК получено письмо уведомление от ОЭСР о невозможности проведения оценки в 2020 году. Соответственно, осуществления обмена информацией по инициативе ОЭСР перенесено на 2021 год. Вместе с тем, в связи со сложившиеся ситуацией в мире вызванной пандемией, руководящая группа Глобального форума ОЭСР изменила методику оценки, добавив возможность проведения оценки конфиденциальности в онлайн режиме с начала 2021 года. Таким образом, автоматический обмен информацией о финансовых счетах будет осуществлен осенью 2021 года.»[vii]
Благодаря международной цифровизации расстояние больше не играет роли в приватности и сокрытии денег, налоговые органы получают сведения об иностранных налоговых активах граждан РК буквально в режиме онлайн.
IV. Административная ответственность за непредставление декларации по индивидуальному подоходному налогу. Аналитика общей эволюции административной ответственности за непредставление декларации уже приводилась в ранних работах[[viii]]. Правительство ввело определенную избирательность в вопросе наказания за несвоевременную сдачу декларации по индивидуальному подоходному налогу по форме 240. В частности, при непредставлении декларации физическим лицом, в которой подлежали отражению сведения о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, квалифицируется как сокрытие объекта налогообложения[[ix]] и влечет административный штраф в размере в размере ста месячных расчетных показателей, по каждому объекту имущества, подлежащего государственной или иной регистрации (учету), права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства, в соответствии с законодательством иностранного государства, а также по каждому банковскому счету в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.Хотелось бы сделать предположение, что ценные бумаги иностранных эмитентов не входят в понятие «имущество, права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства» так как сделки с ценными бумагами не регистрируются в компетентных иностранных органах за рубежом. Полагаем, что в остальных налоговыми органами случаях будет применяться предупреждение как санкция за непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан[x]
[ii] См. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 142 «Об утверждении перечня государств с льготным налогообложением» [vi] http://kgd.gov.kz/ru/news/kazahstan-prisoedinyaetsya-k-mnogostoronnemu-soglasheniyu-oesr-1-29188 [ix] См. часть третья статьи 275 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V [x] См. часть первая статьи 272 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |