Письмо Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 июля 2023 года № 2-010324-23-57581
22.06.2023 г. № ДС-252
Депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан (от фракции ДГЖ «Ақ жол», по списку)
Уважаемые депутаты!
Генеральной прокуратурой рассмотрен ваш депутатский запрос о возврате полномочий органами прокуратуры по толкованию законодательства и порядке дачи разъяснения налоговыми органами в рамках пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Республики Казахстан. В соответствии со ст. 35 Конституции Республики Казахстан уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого гражданина. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 13 Налогового кодекса (далее - Кодекс) налогоплательщик вправе получать от органов государственных доходов (далее - ОГД) информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан и разъяснения по их применению. В силу пп. 4 п. 2 ст. 19 Кодекса ОГД обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. При этом, несмотря на то, что ОГД оказывают содействие налогоплательщикам (налоговым агентам) путем разъяснения налогового законодательства (пп. 1 п. 1 ст. 73 Кодекса), исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно (п. 1 ст. 36 Кодекса). Вместе с тем, в случае, если налоговое обязательство исполнено в соответствии с предварительно полученным индивидуальным письменным разъяснением ОГД, которое впоследствии отозвано, признано ошибочным или направлено новое, иное по смыслу разъяснение, то налоговое обязательство подлежит корректировке без начисления налогоплательщику штрафов и пени (п. 3 ст. 8 Кодекса). Из смысла указанных норм следует, что налогоплательщик должен исполнять налоговые обязательства самостоятельно в соответствии с требованиями Кодекса и независимо от имеющегося разъяснения ОГД, так как такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер (пп. 2 п. 4 ст. 60 Закона «О правовых актах»). Необходимо отметить, что, если ОГД (в т.ч. вышестоящий) не будут принимать меры в отношении налогоплательщиков, которые, ссылаясь на ошибочное разъяснение норм ОГД, исполнили налоговое обязательство не так, как этого требуют нормы Кодекса, то теряется смысл принципа добросовестности налогоплательщика и единства налоговой системы. Более того, в данном случае возникают коррупционные риски, поскольку должностные лица в сговоре с недобросовестными налогоплательщиками могут выражать позицию в их пользу, тем самым, уводя их от ответственности (в т.ч. от исполнения налоговых обязательств). Генеральной прокуратурой ранее также изучалась законность привлечения предпринимателей к ответственности по ст. 266 (нарушение ограничений, установленных законами Республики Казахстан, по проведению платежей) Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП). Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|