|
|
|
Об Административном процедурно-процессуальном кодексе (Административное судопроизводство)
Таир Назханов Адвокат, LLM
Заключительная часть материала посвящена административному судопроизводству. По общему правилу административное судопроизводство осуществляется специализированными районными и приравненными к ним административными судами. Если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образован специализированный районный и приравненный к нему административный суд, отнесенные к его подсудности административные дела рассматриваются районным (городским) судом в порядке, установленном Кодексом. Как уже отмечалось судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений. Есть определенные правила, касающиеся подсудности военным судам, суду г.Нур-Султан, областным и Верховному суду. Об этом более подробно в ст.ст.102-105 Кодекса. Административные дела подлежат рассмотрению по месту вынесения административного акта или по месту нахождения ответчика. Административный акт, вынесенный за пределами Республики Казахстан, подлежит рассмотрению в специализированном межрайонном административном суде города Нур-Султана. Административный акт, вынесенный в форме электронного документа, рассматривается по месту жительства (нахождения) истца. Иск к административному органу, вытекающий из деятельности его территориального подразделения, филиала, представительства, предъявляется в суд по месту нахождения территориального подразделения, филиала, представительства. Судебное разбирательство происходит при обязательном участии ответчика. Разбирательство административного дела в отсутствие ответчика может быть допущено в случае, если это не препятствует полному, объективному и всестороннему рассмотрению административного дела. При неявке ответчика суд откладывает рассмотрение административного дела. Суд вправе подвергнуть ответчика наложению денежного взыскания, а в случае повторной неявки рассмотреть административное дело в его отсутствие. Суд обязан предоставить истцу возможность непосредственного участия в судебном разбирательстве. Неявка последнего по неуважительным причинам не является препятствием к рассмотрению административного дела в его отсутствие. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по инициативе суда либо по ходатайству участника административного процесса. Административное судопроизводство заключается в последовательном прохождении следующих основных стадий: 1) регистрация иска в суде; 2) действия суда по поступившему административному делу и предварительное слушание; 3) судебное разбирательство; 4) вынесение решения суда, его оглашение и разъяснение; 5) исполнение решения суда и судебный контроль. Акт суда, которым административное дело не разрешается по существу, выносится в форме определения. Стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения. Вопросы по распределению судебных расходов рассматриваются по правилам Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Истец в соответствии со своими возможностями обязан участвовать в собирании доказательств. Вне зависимости от поданного вида иска истец обязан доказать время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также размер понесенных убытков. Автор считает отдельно остановиться об особенностях доказывания в административном судопроизводстве. Так, бремя доказывания несет: 1) по иску об оспаривании - ответчик, принявший обременительный административный акт; 2) по иску о принуждении - ответчик в части фактов, ставших основанием для отказа в принятии испрашиваемого административного акта, и истец в части фактов, которыми обосновывается принятие благоприятного для него административного акта. Если ответчик ссылается на наличие фактических условий, исключающих вынесение в конкретном случае желаемого истцом административного акта, обязанность по доказыванию таких условий лежит на данном ответчике; 3) по иску о совершении действия - ответчик в части фактов, которые явились основанием для отказа в совершении испрашиваемого действия (бездействия), и истец в части благоприятных для него фактов; 4) по иску о признании - истец в части фактов, подтверждающих наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, и ответчик в части фактов, обосновывающих правомерность обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, а также какого-либо совершенного действия (бездействия). Ответчик может ссылаться лишь на те обоснования, которые упомянуты в административном акте. Если после исследования всех доказательств остается недоказанным какой-либо факт, обусловливающий исход административного дела, то отрицательные последствия результатов рассмотрения и разрешения административного дела несет сторона, несущая бремя доказывания этого факта. Суд обязан оказывать содействие в устранении формальных ошибок, уточнении неясных выражений, подаче ходатайств по существу административного дела, дополнении неполных фактических данных, представлении всех письменных объяснений, имеющих значение для полного определения и объективной оценки обстоятельств административного дела, на всех стадиях процесса. Если представленные участниками административного процесса доказательства являются недостаточными, суд собирает их по собственной инициативе. Участники административного процесса обязаны оказывать суду содействие в исследовании фактических обстоятельств административного дела и сборе доказательств. В административном суде административное дело возбуждается на основании иска. Автор полагает, что данная формулировка пришла из уголовного процесса, где производство также начинается с заявления потерпевшего, рапорта либо иного сведения, составляющего информацию о совершенном или готовящемся правонарушения. Исками, подаваемыми в суд, являются: Иск об оспаривании это когда оспариваемым обременяющим административным актом нарушены права, свободы и законные интересы истца. По иску о принуждении истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица. В таких случаях отдельного требования об оспаривании отказа не требуется. Иск о принуждении может содержать требование об обязанности ответчика не принимать обременяющий административный акт. Иски об оспаривании, о принуждении подаются в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы. По иску о совершении действия истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о совершении действия истец может потребовать также представления предусмотренного законом соответствующего документа в случае признания административного акта принятым вследствие непринятия административного акта в установленный законом срок по этому же предмету. Иск о совершении действия предъявляется в суд в течение месяца со дня, когда лицу стало известно о совершении действия, а также когда истек срок, установленный законодательством Республики Казахстан для совершения действия По иску о признании истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения. По иску о признании истец может также потребовать признать обременяющий административный акт, не имеющий больше юридической силы, незаконным. Иск о признании предъявляется в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения. Требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов. Иск на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов подается в суд в течение десяти рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно. Лицо, не участвовавшее в административной процедуре, права, свободы и законные интересы которого затрагиваются административным актом, вправе подать иск в суд в течение месяца со дня, когда лицо узнало или могло узнать о принятии административного акта, но не позднее одного года со дня его принятия. Лицо, подавшее жалобу в орган, рассматривающий жалобу, вправе обратиться с иском в суд в течение месяца с момента вручения решения по жалобе либо по истечении срока на рассмотрение жалобы, если не принято решение по жалобе. После поступления иска и принятия к производству судья осуществляет действия, аналогичные действиям в гражданском процессе за некоторыми исключениями. Например, суд обязывает ответчика представить письменный отзыв в течение 10 дней. Истец ознакамливается с отзывом на стадии предварительного слушания. Непредставление отзыва в установленный судьей срок может являться основанием для применения денежного взыскания и не препятствует рассмотрению административного дела по существу. Истец вправе изменить основание и предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований путем подачи письменного заявления до удаления суда для вынесения решения. Течение срока рассмотрения административного дела исчисляется со дня предъявления первоначального требования. Суд не вправе по своей инициативе изменять предмет иска. Суд не принимает изменение иска или его отзыв, признание иска ответчиком, если эти действия противоречат закону либо нарушают чьи-либо права, свободы или законные интересы, а также в апелляционном и кассационном пересмотре. В этом случае рассмотрение административного дела продолжается в общем порядке. В предварительном слушании суд: 1) разрешает вопрос о составе участников административного процесса; 2) выясняет причины пропуска срока и разрешает вопрос о восстановлении пропущенного срока. В случае отказа в восстановлении пропущенного срока возвращает иск; 3) обсуждает возможность заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры; 4) разъясняет сторонам о возможности рассмотрения административного дела в порядке письменного производства при их согласии; 5) обязывает лиц, не участвующих в административном деле, представить необходимые суду материалы и документы; 6) совершает иные действия, направленные на разрешение административного дела. По административным делам об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, а также действий (бездействия) судебных исполнителей предварительное слушание осуществляется не позднее двадцати рабочих дней со дня предъявления иска в суд. В предварительном слушании обеспечивается полное раскрытие фактических данных без их исследования. Административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска. По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца. Административные дела об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок и действий (бездействия) судебного исполнителя рассматриваются и разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня назначения его к разбирательству в судебном заседании. Судебное разбирательство, включая порядок проведения судебного заседания, полномочия председательствующего, порядок составления протокола, в том числе краткого, фиксации судебного заседания, разрешения судом ходатайств и исследования доказательств, осуществляется по правилам Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Суд с согласия сторон вправе рассмотреть административное дело в письменном разбирательстве в разумный срок, но не более чем до трех месяцев со дня предъявления иска. По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца. В порядке письменного разбирательства административное дело рассматривается без проведения устного разбирательства. Судебный акт, которым суд разрешает спор по существу, выносится в форме решения. Решение может быть вынесено в краткой форме. Решение выносится после разбирательства административного дела и изготавливается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания устного разбирательства. В исключительных случаях с учетом сложности административного дела решение суда изготавливается не позднее одного месяца со дня окончания устного разбирательства. Датой вынесения решения являются: для устного производства - день объявления решения по административному делу; для письменного производства - дата, указанная в решении суда. В решении указывается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Не вступившие в законную силу решения суда могут быть обжалованы участниками административного процесса в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в течение двух месяцев со дня вынесения решения в окончательной форме. Частная жалоба, ходатайство прокурора на определение суда первой инстанции подаются в течение десяти рабочих дней со дня изготовления определения в окончательной форме. Апелляционные жалоба, ходатайство прокурора по административным делам об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок и действий (бездействия) судебных исполнителей могут быть поданы в течение десяти рабочих дней со дня вынесения решения. Административное дело в суде апелляционной инстанции рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня его поступления в суд. По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца. Постановление суда апелляционной инстанции вступает в силу по истечении кассационного срока обжалования. Определения суда апелляционной инстанции по частным жалобам на определения суда первой инстанции, не подлежащие пересмотру в кассационном порядке, вступают в силу со дня оглашения. Иные определения суда апелляционной инстанции, преграждающие возможность дальнейшего движения административного дела, могут быть обжалованы в кассационном порядке. Не вступившие в законную силу решения и определения суда могут быть обжалованы участниками административного процесса в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в течение месяца со дня вручения судебного акта апелляционной инстанции в окончательной форме. Административное дело в суде кассационной инстанции рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более шести месяцев со дня его поступления в суд. Ходатайство о пересмотре судебного акта в кассационном порядке рассматривается в течение шести месяцев со дня его поступления, а в случае истребования административного дела - в течение шести месяцев со дня поступления административного дела. Решение суда после вступления его в законную силу в течение трех рабочих дней направляется судом для исполнения к ответчику. Ответчик обязан исполнить решение суда по административному делу в месячный срок со дня вступления его в законную силу, о чем он должен известить суд. В случае, если решение суда не исполнено добровольно в установленный в нем срок, суд первой инстанции налагает денежное взыскание. Автор напоминает, что Кодекс вводится в действие с 1 июля 2021 года. А государственные органы до введения в действие Кодекса обязаны провести работу по приведению нормативных правовых актов, регламентирующих административные процедуры, в соответствие с этим Кодексом. Послужит ли этот Кодекс изменению сознания государственных служащих, повлечет ли применение его норм к уменьшению нарушений законных прав и интересов участников административной процедуры покажет время и правоприменительная практика.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |