|
|
|
Внедрение и развитие в Казахстане медиаобразования.
Медиаобразование активно развивается в мире с середины прошлого столетия. Под этим термином понимается не столько навыки и умения по подготовке медиа-текстов (тому, чему учат журналистов и репортеров), а навыки критического отношения к получаемой из разнообразных источников информации; разграничения правдивой и объективной информации от недостоверной информации и пропаганды, а также навыки и умения работы с источниками информации, поиска нужной информации и т.д. С появлением и распространением интернета задачи медиаобразования существенно расширились. Развитие информационно-коммуникационных технологий потребовало дополнительных усилий по разъяснению аудитории того, как устроен и работает интернет, откуда и каким образом перемещаются информационные потоки, как можно создавать и распространять свою собственную информацию; как работают социальные сети и так далее. В настоящее время, с переводом государственных услуг в онлайн-формат, медиаобразование требуется не только для детей, но и для взрослых (например, в Великобритании OFCOM разделяет деятельность по медиаобразованию для взрослых и для детей) При этом уже давно и самом высоком политическом уровне признано, что информация может являться угрозой для психического, эмоциального и нравственного здоровья детей, поэтому государства должны принимать меры на законодательном уровне по ограничению опасной и угрожающей для детей информации (содержащей сцены насилия и убийства, жестокого обращения, сексуального насилия и порнографии, какой-либо эксплуатации и дискриминации, пропагандирующей наркотики, их производные, алгоколь и т.д.). Однако другой обязательной стороной ограничительных и запретительных мер является как раз развитие медиаобразования как совместного процесса с участием государства, общества и медиа по обучению населения и повышения уровня их медиаграмотности. ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ внесли большой вклад в создании правовых основ медиобразования, были приняты Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка Эл-Риядские руководящие принципы и т.д. Развитию медиаобразования в мире было положено с момента принятия Грюнвальдской декларации ЮНЕСКО в1982 году[1], в которой рекомендовано принимать следующие меры: 1) инициировать и поддерживать разработку и внедрение всесторонних программ по медиаобразованию различных уровней - от дошкольного до университетского, а также для обучения взрослых с целью распространения знаний, выработки навыков и формирования взглядов, способствующих росту критического сознания и, следовательно, большей компетентности тех, кто пользуется электронными и печатными средствами массовой информации. В идеале такие программы должны включать анализ продукции средств массовой информации; использование СМИ как средств творческого выражения личности; эффективное пользование доступными каналами массовой информации и коммуникации; 2) организовывать курсы переподготовки для преподавателей, как с целью углубления их знаний в области средств массовой информации, так и с целью освоения ими соответствующих методов обучения, учитывающих значительное, но фрагментарное знакомство учащихся со средствами массовой информации; 3) стимулировать исследования в области психологии, социологии, коммуникации, способствующие развитию медиа образования; 4) поддерживать и укреплять действия, предпринимаемые ЮНЕСКО для развития международного сотрудничества в области медиа образования. 25 лет спустя после принятия Грюнвальдской Декларации (1982), проложившей путь медиаобразованию на международном уровне, эксперты, функционеры, определяющие образовательную политику, педагоги, исследователи, представители неправительственных организаций и медиа деятели со всех регионов мира разработали и приняли 12 рекомендаций по медиаобразованию (Парижская программа)[2]. 24 ноября 2008 года Европейский Парламент принял Резолюцию по Докладу о медиаграмотности в цифровом мире[3], что потребовало от государств - членов ЕС уделять систематическое внимание развитию медиаграмотности. На этом настаивала и Европейская комиссия, призывая государства-члены включать в свои учебные программы специальные курсы, цель которых помочь гражданам ЕС стать активными пользователями информации. Один из самых последних документов по медиаобразованию - это Стратегия Совета Европы в поддержку прав ребенка (2016-2021годы)[4], в котором отдельный раздел посвящен правам ребенка в цифровом мире и обязательствам государств по созданию лучших условий для ребенка в цифровой среде. Страны, в которых медиаобразование развивается активнее всего: Великобритании и Ирландии[5], Австрии[6], Нидерландах[7], Норвегии[8], Германии[9], США[10], Франции, Канаде[11], Израиле[12], Новой Зеландии[13] и Австралии[14] и т.д. В странах Восточной Европы[15] медиаобразование развивается не так давно, примерно с конца прошлого столетия, однако тоже уже стало обыденной практикой и нормой при обучении детей и взрослых в Польше[16], в Болгарии, Венгрии и других странах. На постсоветском пространстве медиаобразовании развивается в Российской Федерации[17] (уполномоченный государственный орган - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ), в Армении, Украине и Молдове[18]. Требования о возрастной классификации различной информационной продукции - фильмов, программ, печатной продукции и т.д. - есть в законодательстве всех вышеуказанных стран[19]. Нормы о внедрении и развитии программ медиобразования содержатся в законах Великобритании (Communication Act, paragraf 11)[20], Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального Закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)[21], Армении, Молдове и других странах. ЮНЕСКО разработала пять критериев законодательного определения MIL - Media and Ibformation Literacy[22]. О необходимости внедрения медиобразования в Казахстане говорила Д.С.Назарбаева в своем выступлении на форуме «Женщины в бизнесе-2009[23]»: «Только всесторонне образованное общество способно быстрее воспринимать современные прогрессивные идеи и динамично развиваться. Медиаобразование должно стать зоной сотрудничества общества, медиапрофессионалов и власти. Иначе приемлемого результата не достичь», - заключила Д. Назарбаева. Депутат Парламента РК, член фракции партии «Нур Отан» в парламенте, Г.М.Иксанова также отмечала актуальность развития медиаобразования в РК[24]: {Молодежь} должна не только потреблять медиаконтент, но и научиться критически его оценивать, стать творческим пользователем медиаинформации. Для этого нужно дать ей соответствующее медиаобразование, и начинать это делать нужно еще в школе. Дети должны уметь эффективно использовать новые технологии для получения данных, извлекать медиаконтент, обмениваться им, и, самое главное, уметь делать оптимальный выбор, распознавать и критически оценивать медиаконтент, который зачастую носит агрессивный или даже опасный характер. Например, в Великобритании педагогическая стратегия в области медиа-образования состоит в том, что педагоги стремятся развивать, прежде всего, личность учащегося посредством медиа, формировать творческие и коммуникативные способности, а также критическое мышление, умение интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты. Медиаобразование должно быть встроено в общее образование школьников и студентов, в школах, колледжах, вузах. Его можно преподавать, как вместе с основными дисциплинами, так и автономно, а также дополнительно, в молодежных центрах. Об актуальности развития критического мышления говорил глава государства, Н.А.Назарбаев в своем послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»[25]: Прежде всего, должна измениться роль системы образования. Наша задача - сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Важным фактором в пользу необходимости внедрения и развития медиаобразования в Казахстане является и необходимость цифровизации экономики страны, отдельных отраслей - в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан-2020»[26], и подготовки для этого как профессиональных кадров, так и всего населения. Крайне важным представляется отразить эти требования на законодательном уровне при разработке законопроекта «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Дополнительно необходимо закрепить на законодательном уровне внедрение и развитие медиа образования в Республике Казахстан в качестве одной из функций государственного уполномоченного органа, так как практика имплементации законов такова, что, если какая-то норма отсутствует в законе, уполномоченный орган не будет ее исполнять. Рекомендации по внедрению и развитию медиаобразования в Республике Казахстан были поддержаны Уполномоченным по правам ребенка Республики Казахстан, депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан З.Я. Балиевой. По итогам конференции «Казахстан, дружественный к ребенку[27]», которая состоялась 25 мая 2017 года, предложения о внедрении и развитии медиаобразования в Казахстане были включены в список рекомендаций.
Сравнительная таблица изменений и дополнений к проекту Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
1 октября 2017
[1] Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО по медиаобразованию (1982 год). URL: http://www.unesco.org/education/pdf/MEDIA_E.PDF [2] Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию. URL: http://www.ifap.ru/pr/2007/070625bb.pdf [3] Резолюция по Докладу о медиаграмотности в цифровом мире. URL: http://parltrack.euwiki.org/dossier/4f3404f0b819f2756a00093f [8]URL: http://nordicom.gu.se/sites/default/files/publikationer-hela-pdf/media_literacy_education_0.pdf [13]URL: https://bsa.govt.nz/publications/research/87-2007/5773-media-literacy-information-in-new-zealand-a-comparative-assessment-of-current-data-in-relation-to-adults [14]URL: http://www.acma.gov.au/theACMA/digital-media-literacy-in-australia-key-indicators-and-research-sources [18] «Медиобразование в странах Восточной Европы», Москва, 2014 год. [19] Более подробная информация в научно-практическом комментарии к Федеральному Закону Российской Федерации «О защите» под редакцией И.С. Иванова, Москва, 2012 год. [21]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/9b1bc14fbd433179ef6b34341c0aafdf658ef145/ [22]URL: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/media-development/media-literacy/five-laws-of-mil/ [23]URL: https://www.caravan.kz/news/sovremennoe-obshhestvo-dolzhno-byt-kritichnym-v-otnoshenii-predlagaemojj-ili-navyazyvaemojj-informacii-nazarbaeva-257564/ [25]URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g [26]URL: http://zerde.gov.kz/images/%D0%93%D0%9F%20%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%202017-2020%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pdf [27] Более подробная информация доступна по ссылке: http://bala.gov.kz/ru/press-tsentr/novosti/160-provedena-konferentsiya-kazakhstan-druzhestvennyj-k-rebenku [28]Там же, ст. 3(1) («Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.»). [29]Там же, ст. 5 («Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.»); ст. 18(1) («Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.»).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |