|
|
|
На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр.
Денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек.
Контрольно-кассовая машина: - электронное устройство с блоком фискальной памяти без функции передачи данных, - аппаратно-программный комплекс с (без) функцией (-и) фиксации и (или) передачи данных, - электронное устройство с функцией фиксации и (или) передачи данных, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг
Кто должен применять ККМ
Налоговое законодательство Казахстана обязывает предпринимателей, оказывающих услуги или занимающихся реализацией товаров за наличный расчет, применять контрольно-кассовые машины (ККМ). Это необходимо для того, чтобы вести учет денежных поступлений, а чек является своеобразным договором купли-продажи и гарантией для покупателя.
С 1 января 2021 года обязательное применение ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных не распространяется на:
1) физических лиц; 2) частных судебных исполнителей, адвокатов и медиаторов; 3) в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, по согласованию с уполномоченным органом; 4) Национального Банка Республики Казахстан; 5) налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования (при осуществлении денежных расчетов применяют контрольно-кассовые машины без функции передачи данных, модели которых включены в государственный реестр); 6) банков второго уровня; 7) религиозных объединений (введено в действие с 1 января 2021 г.); 8) Национального оператора почты, за исключением денежных расчетов, осуществляемых в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования (введено в действие с 1 января 2021 г.).
Информация об административно-территориальных единицах Республики Казахстан, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
Торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, подлежат оснащению контрольно-кассовыми машинами с функцией фиксации и (или) передачи данных.
Чек контрольно-кассовой машины
Чек контрольно-кассовой машины должен содержать следующую информацию: 1) наименование налогоплательщика; 2) идентификационный номер налогоплательщика; 3) заводской номер контрольно-кассовой машины; 4) регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе; 5) порядковый номер чека; 6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг; 7) цену товара, работы, услуги за единицу; 8) фискальный признак; 9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных. 10) наименование товара, работы, услуги; 11) количество приобретаемого товара, работ, услуг, единицу их измерения; 12) общую сумму продажи товара, работы, услуги; 13) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг - в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость; 14) адрес места использования контрольно-кассовой машины; 15) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины. Положения подпунктов 9) и 15) части первой настоящего пункта не распространяются на чеки контрольно-кассовых машин без функции передачи данных. Чек контрольно-кассовой машины может дополнительно содержать данные, предусмотренные технической документацией завода-изготовителя контрольно-кассовой машины, в том числе о сумме налога на добавленную стоимость.
Требования к ККМ
При применении контрольно-кассовых машин предъявляются следующие требования: 1) осуществляется постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе до начала деятельности, связанной с денежными расчетами; 2) осуществляется выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу; 3) обеспечивается доступ должностных лиц налоговых органов к контрольно-кассовой машине.
С 1 января 2021 года исключен подпункт 2 пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса, в связи с чем изменение места использования контрольно-кассовых машин можно осуществить без снятия с учета ККМ.
Также в пункте 3 статьи 168 Налогового кодекса теперь не предусмотрен электронный способ подачи налогового заявления для контрольно-кассовых машин без функции передачи данных при внесении изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины. Налоговое заявление подлежит представлению в налоговый орган только на бумажном носителе в явочном порядке. Кроме того, с 1 января 2021 года статья 22 Налогового кодекса дополнена пунктом 14, согласно которому в целях общественного контроля в борьбе с теневой экономикой предусмотрено вознаграждение лицу, сообщившему о фактах нарушения применения контрольно-кассовой машины и оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, в случае подтверждения такого факта.
Выдача вознаграждения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Государственный реестр ККМ
Уполномоченный орган ведет государственный реестр путем включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра). Порядок включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра) определяется уполномоченным органом.
В Государственный реестр контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) включено 250 модели ККМ, в том числе 96 моделей онлайн-ККМ, из них 10 моделей имеют возможность работы на телефоне (мобильные приложения).
Плюсы применения онлайн-ККМ
Для налогоплательщиков, применяющих онлайн-ККМ: - отменено требование по заполнению книги денежных расчетов; - отсутствует необходимость обращения в налоговый орган для получения разрешения налогового органа на вскрытие пломбы при поломке онлайн-ККМ; - имеется возможность дистанционного контроля за кассами через личный кабинет на сайте оператора фискальных данных; - автоматизирована государственная услуга «Постановка и снятие ККМ с учета»;
Для покупателей есть возможность проверки подлинности чека ККМ на сайте ОФД.
________ Согласно статье 284 Кодекса об административных правонарушениях за: 1. Неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении на территории Республики Казахстан денежных расчетов, производимых при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, а также применение контрольно-кассовой машины, являющейся неисправной или не состоящей на учете в органе государственных доходов по месту использования, - влечет предупреждение. - действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 2. Невыдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека либо выдача чека контрольно-кассовой машины или товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу, - влечет предупреждение. - деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере сорока месячных расчетных показателей.
Также согласно статье 195 КоАП: 1. Отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обязанного принимать платежи с использованием платежных карточек, при осуществлении торговой деятельности (выполнении работ, оказании услуг) на территории Республики Казахстан, оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, - влечет предупреждение. 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей.
Если у вас возникли вопросы, связанные с использованием ККМ, то разобраться со всеми нюансами вам помогут:
Преимущества применения онлайн-ККМ Утверждены Правила вознаграждения лиц, сообщивших о нарушениях применения ККМ По сделкам свыше 1000-кратного МРП нужен будет ЭСФ или чек ККМ Аннулирование ошибочно введенной суммы или возврат платежа по ККМ Что изменилось в применении ККМ с 2021 года
Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»
Постановление Правительства РК от 8 апреля 2021 года № 219 «Об утверждении Правил вознаграждения лиц, сообщивших о фактах нарушения применения контрольно-кассовой машины и оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, в случае подтверждения такого факта»
Приказ Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 208 «О некоторых вопросах применения контрольно-кассовых машин»
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 31 мая 2021 года на вопрос от 18 мая 2021 года № 685594 (dialog.egov.kz) «О денежных расчетах и выдаче чека ККМ по агентскому договору на доставку блюд» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 27 мая 2021 года на вопрос от 14 мая 2021 года № 684676 (dialog.egov.kz) «При оплате с расчетного счета на расчетный счет применение ККМ не требуется» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 16 мая 2021 года на вопрос от 12 мая 2021 года № 684295 (dialog.egov.kz) «При отсутствии денежных расчетов применение онлайн-ККМ и установка POS-терминала не требуются» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 14 апреля 2021 года на вопрос от 8 апреля 2021 года № 678244 (dialog.egov.kz) «Касательно правомерности запроса юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выписки накладных и счетов-фактур на основании чеков ККМ от продаж в розничных торговых точках» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 15 марта 2021 года на вопрос от 22 февраля 2021 года № 669560 (dialog.egov.kz) «При постановке на учет ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных ведение книги учета наличных денег не требуется» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 6 марта 2021 года на вопрос от 21 февраля 2021 года № 669471 (dialog.egov.kz) «При осуществлении расчетов за приобретение валюты посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек выдача чека ККМ физическим лицам обязательна» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 4 марта 2021 года на вопрос от 18 февраля 2021 года № 669013 (dialog.egov.kz) «Реализованный в розничной торговле поставщика товар, автоматически списывается с ВС на 16-й календарный день со дня реализации на основании чеков ККМ с ФПД» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 1 марта 2021 года на вопрос от 18 февраля 2021 года № 669102 (dialog.egov.kz) «При открытии филиала в другом городе регистрация ККМ в налоговом органе по месту использования обязательна» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 24 февраля 2021 года на вопрос от 13 февраля 2021 года № 667875 (dialog.egov.kz) «При осуществлении расчетов за приобретение в собственность акций посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек выдача чека ККМ физическим лицам обязательна» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 24 февраля 2021 года на вопрос от 13 февраля 2021 года № 667870 (dialog.egov.kz) «При осуществлении расчетов с использованием платежных карточек, в том числе с Kaspi Gold, возникает обязательство по применению ККМ» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 19 февраля 2021 года на вопрос от 4 февраля 2021 года № 666168 (dialog.egov.kz) «В случае осуществления расчетов в безналичной форме перечислением на банковский счет применение ККМ не требуется» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 18 февраля 2021 года на вопрос от 4 февраля 2021 года № 666107 (dialog.egov.kz) «Национальный оператор почты по денежным расчетам, осуществляемым в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, применяет ККМ без функции передачи данных, модели которых включены в государственный реестр»
Как снять с регистрационного учета ККМ с ФПД? Как должен заполняться чек ККМ в 2021 году? Нужно ли пробивать чек ККМ при получении оплаты от агента?
Внимание! Подборка обновляется по мере поступления нового материала до конца текущего года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |