|
|
|
Присяжные заседатели
«Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ, статья 14. (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.)
Специализированые суды по уголовным делам это суды рассматривающие дела об особо тяжких преступлениях, в том числе и с участием присяжных заседателей. В этой связи хотелось бы узнать историю образования судов присяжных в Казахстане?
Начну с того, что история суда присяжных насчитывает многие века, и существуют во многих странах мира. C обретением независимости Республики Казахстан, в стране начался процесс нового уклада государственного устройства и формирование правового государства. На протяжении всего становления и развития суверенного Казахстана, постоянно совершенствовалась и судебная система, как одна из ветвей государственной власти. Одним из атрибутов правового государства является судопроизводство с участием присяжных заседателей, который является институтом, способствующим демократизации правосудия, поскольку предоставляет гражданам возможность непосредственно участвовать в отправлении судебной власти. Институт суда присяжных заседателей начал функционировать в Республике Казахстан с начала 2007 года. Этому предшествовало внесение в 1998 году изменений в ст.75 Конституции Республики Казахстан, об осуществлении уголовного судопроизводства в случаях, предусмотренных законом, с участием присяжных заседателей суда. Конституционная новелла позволила приблизить законодательство о судоустройстве Казахстана к международным стандартам, и существенно повысило уровень правовой защищенности участников уголовного процесса в суде. 16 января 2006 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей» и сам Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях». В ходе детального изучения мировой практики суда присяжных, Казахстан принял смешанную модель коллегии, состоящую из профессионального судьи и присяжных заседателей от народа.
Что дало судебной системе Казахстана, рассмотрение дел с присяжными?
За время существования казахстанская модель института присяжных заседателей доказала своё право на существование и дальнейшее развитие. Опыт функционирования суда присяжных в Казахстане на протяжении более 13 лет, убеждает, что данный институт права способствует более полной реализации принципов состязательности, гуманности, публичности, и тем самым - более действенной охране прав и свобод граждан. Присяжные привнесли в деятельность суда живое восприятие, жизненный опыт, общественное понимание правды и справедливости. Участие граждан не только внесло свою лепту в формирование правовой культуры и правосознание, но и заставило судей, прокуроров, адвокатов критичнее относиться к доказательствам, способствовало повышению их профессионального уровня. Без сомнения данный правовой институт укрепляет принципы законности, справедливости, независимости суда, коллегиальности, повышает качество досудебного расследования, государственного обвинения и защиты с точки зрения их всесторонности, объективности и полноты. Поэтому дальнейшее развитие института суда присяжных заседателей имеет важное социально-правовое значение.
Читателям будет интересно узнать, какие дела рассматривает суд с присяжными заседателями?
При введении в действие Закона РК «О присяжных заседателях» в 2007 году, с участием присяжных заседателей рассматривались 17 составов уголовных преступлений. Это статьи УК 1997 года, санкции которых предусматривали наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, дела о которых были подсудны областным и приравненным к ним судам. Суд с участием присяжных заседателей в то время действовал в составе двух судей областного суда и девяти присяжных заседателей. Ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, подсудимый, которому грозила смертная казнь или пожизненное лишение свободы мог заявить только при окончании предварительного следствия и ознакомления с материалами дела. Эта норма закона, явно ограничивала право гражданина на суд с участием представителей народа. В этой связи в марте 2007 года постановлением Конституционного совета Республики Казахстан, было рекомендовано Правительству инициировать изменения в уголовно - процессуальное законодательство, в которых предоставить обвиняемым право ходатайствовать о рассмотрения дела с присяжными, как в ходе досудебного расследования, так и в суде. Таким образом, положения национального законодательства приняли ориентиры по сближению их с декларациями Международного Пакта о гражданских и политических правах, и другими международными стандартами, где провозглашалось, что «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». В целях дальнейшего совершенствования судоустройства суверенного Казахстана, специализации судов, повышения компетентности и квалификации судей, Указом Президента от 29 декабря 2009 года в Республике Казахстан были образованы специализированные суды по уголовным делам. Теперь коллегия суда с участием присяжных заседателей формировалась из одного профессионального судьи и 10 присяжных.
Какие особенности суда с участием присяжных заседателей?
Открытость и гласность судебного процесса - это общие принципы уголовного процесса, а участие народа в отправлении правосудия, исключение недопустимых доказательств - это те особенности суда с участием присяжных. Участие народа в отправлении правосудия требует от органов досудебного расследования особо качественного проведения предварительного следствия по делам, подсудным присяжным заседателям, доброкачественности добытых по делу доказательств и аргументированного представления их прокурорами перед судом присяжных. Так, если судья, прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности рассмотренных доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью, то присяжный заседатель - руководствуясь совестью. При этом присяжный заседатель не знает обстоятельств дела, не является профессиональным юристом и свой вывод о доказанности вины подсудимого и его виновности принимает по своему внутреннему убеждению, жизненному опыту и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку.
Каковы дальнейшие перспективы существования в Казахстане судов с присяжными заседателями?
Программой Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года План Нации «100 конкретных шагов» предусмотрено «Расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных заседателей является обязательным». В настоящее время в целях реализации данной программы, Национальной комиссии рассматривается вопрос об увеличении категории уголовных дел, подпадающих под рассмотрение присяжными заседателями. На сегодняшний день это преступления, направленные против личности и половой неприкосновенности детей, где предусмотрены очень суровые меры наказания вплоть до пожизненного лишения свободы.
Ваше мнение о расширении категорий дел, по которым подозреваемые, обвиняемые, подсудимые могли бы просить, что их дела и судьбу разрешил народ?
С практической точки зрения, видится правильным расширить подсудность суда с участием присяжных заседателей по всем категориям особо тяжких преступлений, предусмотренных ст. 11 ч.5 УК РК. Это значило бы, что всякий обвиняемый в совершении умышленного противоправного деяния, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь, вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Обязательной категорией дел, по которым участие присяжных заседателей было бы обязательным, правильно было бы законодательно определить все уголовные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертная казнь. При этом только сам подсудимый в присутствии профессионального адвоката и защитника из числа близких родственников, если таковые назначены, при ознакомлении с материалами дела по окончании досудебного расследования и в ходе предварительного слушания в суде, вправе был бы без какого-либо давления отказаться от суда присяжных и ходатайствовать о рассмотрении его дела единолично профессиональным судьёй. Это отвечало бы условиям открытости и добровольности волеизъявления подсудимого, без какого-либо вмешательства из вне и вверение своей дальнейшей судьбы, меры ответственности и наказания за содеянное на беспристрастный вердикт присяжных, как представителей народа. Опасения того, что на присяжных заседателей может быть оказано давление со стороны родственников подсудимых либо каких-либо организованных преступных групп беспочвенны. Правоохранительные органы способны обеспечить безопасность граждан состава суда от какого-либо давления на них со стороны.
Председатель Специализированного межрайоного суда по уголовным делам Актюбинской области Мулдагалдиев Ахметкали Капизович.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |