|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Учебное пособие
Астана 2015
Содержание
Глава 1. Конкуренция и необходимость ее государственного регулирования 1.1. Конкуренция и монополия. Типы рынков 1.2. Трансформация природы конкуренции на современных рынках Глава 2. Понятие и субъекты конкурентного права 2.1. Понятие конкурентного права 2.2. Сфера применения конкурентного законодательства 2.3. История и динамика компетенции антимонопольного органа Республики Казахстан Глава 3. Определение границ товарного рынка и анализ состояния конкуренции 3.1. Основные этапы методики анализа состояния конкуренции 3.2. Определение границ товарного рынка 4.1. Основания участия государства в предпринимательской деятельности Глава 5. Государственный контроль за экономической концентрацией 5.1. Природа слияний и нормативная база контроля за экономической концентрацией за рубежом 5.2. Осуществление антимонопольного контроля экономической концентрации в Казахстане Глава 6. Злоупотребление доминирующим положением 6.1. Экономическая и правовая природа категории «доминирующее положение» и его виды 6.2. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением в мировой практике Глава 7. Антиконкурентные соглашения и согласованные действия 7.1. Характеристика и виды горизонтальных и вертикальных соглашений 7.2. Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений в Республике Казахстан Глава 8. Недобросовестная конкуренция 8.1. Недобросовестная конкуренция в мировой практике и методы ее устранения Глава 9. Расследование и ответственность за нарушения антимонопольного законодательства 9.1. Расследование нарушений антимонопольного законодательства 9.2. Предостережение о недопустимости нарушений и уведомление об устранении признаков нарушений 9.3. Юридическая ответственность в антимонопольной сфере 9.4. Административная ответственность за монополистическую деятельность Приложение 1. Из анализа товарного рынка реализации фосфорных удобрений по итогам 2009 г. Приложение 3. Деловая игра «Экономический анализ в рамках расследования картельных дел»
1) Айтжанов Алдаш Турдыкулович, кандидат экономических наук, MSc in Public Policy (UCL) - предисловие, гл. 3 (3.1. совместно с Князевой И.В.), гл. 6 (6.1. и 6.3.), гл. 7 (7.2. и 7.3.), гл. 9 (9.1., 9.2. и 9.4.); 2) Бабланов Тлеуберди Кадесович, кандидат экономических наук - гл. 4 (4.1. в соавторстве с Радостовцем Н.В.); 3) Байжанов Нурсеит Аббсатарович, кандидат юридических наук - гл. 2 (2.1. и 2.2.); 4) Князева Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор - гл. 1, гл. 3 (3.1. совместно с Айтжановым А.Т., 3.2.), гл. 5 (5.1.), гл. 6 (6.2.), гл. 7 (7.1.), гл. 8 (8.1.); 5) Макыш Серик Биханович, доктор экономических наук, профессор - гл. 5 (5.2. в соавторстве с Холтурсуновым К.Д.); 6) Парсегов Борис Анатольевич - гл. 2 (2.3.); 7) Примашев Нурзада Маханбетович, кандидат юридических наук, доцент - гл. 9 (9.3.); 8) Радостовец Николай Владимирович, доктор экономических наук - гл. 4 (4.1. совместно с Баблановым Т.К., 4.2. и 4.3. совместно с Холтурсуновым К.Д.); 9) Холтурсунов Куаныш Джалилович - гл. 4 (4.2. и 4.3. совместно с Радостовцем Н.В.), гл. 5 (5.2. совместно с Макышем С.Б.), гл. 8 (8.2.).
Конкурентное право - одна из самых молодых отраслей права, однако значение его трудно переоценить. Регулирование и защита конкурентных отношений, что и является задачей конкурентного права, - очень востребовано в современно обществе. Глава государства Н.А. Назарбаев, совершенно справедливо отметил в свое время, что «там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже». Государство, защищая свободу экономической деятельности участников рынка, оберегает и развитие конкуренции. На практике эту функцию государства традиционно реализует антимонопольный орган. Данное учебное пособие подготовлено и издается АО «Центр развития и защиты конкурентной политики»1 (далее - Центр) по заказу антимонопольного органа Республики Казахстан - Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - КРЕМЗК)2. Над пособием работал авторский коллектив в составе опытных практиков, не один год занимавшихся защитой конкуренции под эгидой антимонопольного органа, так и признанных экспертов, работающих и в академической среде и в сфере частного консультирования. Работа над пособием совпала с периодом проведения серьезного реформирования конкурентного законодательства Казахстана. Речь идет о трансформации норм Закона «О конкуренции» 2008 г. (далее - Закон) в самостоятельный раздел в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан (далее - ПК РК). При этом часть авторского коллектива принимала непосредственное участие в свое время, как в разработке Закона, так и в разработке раздела «Экономическая конкуренция» ПК РК. ___________________ 1 Центр, созданный постановлением Правительства Республики Казахстан в 2008 г., в настоящее время является неправительственной, независимой компанией, специализирующейся на вопросах конкурентной политики и антимонопольного регулирования. В штате Центра состоят 6 докторов и кандидатов наук по экономическим и юридическим специальностям, 3 из которых имеют также большой практический опыт работы в системе антимонопольных органов Казахстана. 2 Учебное пособие было подготовлено по итогам открытого электронного конкурса № 815382, проведенного Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан в сентябре 2015 г.
С введением в действие ПК РК с 1 января 2016 г. Закон «О конкуренции» будет поставлен на утрату, тем самым статус конкурентного законодательства Казахстана поднимется на уровень Кодекса. С учетом этого, представленное пособие в первую очередь содержит анализ тех норм конкурентного права, которые были включены в ПК РК. В то же время постоянно проводится соотнесение их с нормами, которые были в Законе «О конкуренции» и применялись на практике в период с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2015 г. Важно отметить, что, несмотря на почти полное перенесение Закона «О конкуренции» 2008 г. в Предпринимательский кодекс в качестве отдельного раздела, содержательно нормы Закона были значительно изменены. Это было связано, во-первых, с инициативой депутатов Мажилиса Парламента и членов рабочей группы по разработке проекта Предпринимательского кодекса, а, во-вторых, с пакетом нововведений в законодательство, подготовленного Правительством Казахстана в рамках первого этапа реализации 53 шага стратегии «План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства Н.А. Назарбаева (далее - 53 шаг). Указанный 53 шаг предусматривает изменение концепции работы антимонопольной службы и приведение ее в соответствие со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Примечательно, что в 2015 г. ОЭСР был проведен «Обзор антимонопольного законодательства и политики Республики Казахстан» (далее - Обзор), который провел директор Института права и развития ВШЭ - Сколково (г. Москва) А.Ю. Иванов. Данный Обзор был рассмотрен на Глобальном форуме по конкуренции ОЭСР в г. Париж 29 октября 2015 г. С учетом результатов Обзора на втором этапе реализации 53 шага в первой половине 2016 г. будет принят еще один пакет нововведений, направленный на дальнейшее совершенствование антимонопольного законодательства Казахстана. В августе 2015 г. состоялось еще одно знаменательное событие. По инициативе и при непосредственном участии КРЕМЗК и Центра развития и защиты конкурентной политики в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева впервые в стране была открыта кафедра Антимонопольного регулирования. В декабре 2015 г. на базе Центра открывается филиал этой кафедры, что позволит повысить практическую направленность подготовки будущих специалистов в этой сфере. Отрадно, что КРЕМЗК в этой работе перенимает положительный опыт своих российских коллег, которые также активно принимают участие в открытии подобных кафедр в ВУЗах и написании учебных пособий. Так, в России сегодня кафедры, занимающиеся вопросами антимонопольного регулирования или конкурентного права, функционируют уже более, чем в десяти ВУЗах, издан или переиздан ряд учебных материалов. К примеру, в 2011 г. опубликовано 5-е издание учебного пособия И.В. Князевой «Антимонопольная политика в России», в 2014 г. вышло 2-е издание учебника «Конкурентное право России» под редакцией сотрудников Федеральной антимонопольной службы РФ И.Ю. Артемьева, С.А. Пузыревского и А.Г. Сушкевича. Материалы этих пособий, наряду с другими работами, были использованы и при написании настоящего учебного курса. Более того, один из авторов названного выше учебника А.Г. Сушкевич оказал большое содействие при подготовке данного учебного пособия, предоставив ряд ценных рекомендаций, а профессор И.В. Князева вошла в авторский коллектив и приняла активное участие в написании соответствующих разделов. Хотелось бы выразить им за это отдельную признательность. Представленное пособие «Конкурентное право Республики Казахстан» является одним из первых в стране учебных курсов, направленных на ознакомление и объяснение системы антимонопольного регулирования в Казахстане. До настоящего времени в этой сфере в Казахстане было издано лишь учебное пособие «Антимонопольная политика государства», разработанное и выпущенное в 2014 г. И.В. Князевой и Е.С. Пермяковой для методического обеспечения дисциплины по специальности «Антимонопольная политика государства», преподаваемого в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете им. Д. Серикбаева (г. Усть-Каменогорск). Вместе с тем, его тираж был очень ограниченным, а сам материал был предназначен только для внутреннего использования в этом университете. Можно здесь также отметить работы Радостовца Н.В. «Антимонопольная политика в Казахстане» (1994 г.) и Бикебаева А.Ж. «Конкурентное (антимонопольное) право и политика Республики Казахстан» (2010 г.). Несмотря на то, что они не относятся к учебным курсам, труды этих авторов являются одними из содержательных работ по изучению проблемных вопросов разных этапов становления и развития конкурентной политики и права Казахстана. В данном учебном пособии изложены основные темы и вопросы конкурентного права Республики Казахстан. В то же время, с учетом того, что конкурентное право находится на стыке юриспруденции и экономики, в пособии уделено особое внимание и вопросам функционирования рынков, природе конкуренции и другим экономическим аспектам антимонопольного регулирования. Надеемся, что подготовленное представленное учебное пособие будет полезным для студентов, докторантов, преподавателей экономических и юридических вузов и факультетов, сотрудников юридических и экономических служб, субъектов рынка и молодых сотрудников Антимонопольного органа - иными словами, для всех, кто хочет повысить уровень своих знаний в области конкурентного права. Авторский коллектив будет признателен за любые обоснованные замечания и предложения по дальнейшему усовершенствованию этого учебного пособия и готовы к их открытому обсуждению.
канд. экон. наук, MSc in Public Policy (UCL), заместитель заведующего кафедрой «Экономическая теория и антимонопольное регулирование» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, президент АО «Центр развития и защиты конкурентной политики»
Глава 1 Конкуренция и необходимость ее государственного регулирования
1.1. Конкуренция и монополия. Типы рынков
В экономической литературе второй половины XX в., посвященной проблемам исследования монопольных и конкурентных рынков, существует многообразие трактовок понятия «конкуренция», среди которых можно выделить несколько основных подходов к определению его содержания. В первой концепции внимание акцентируется на поведении продавцов (покупателей). Во второй - в качестве основного признака выделяется структура рынка и наличие барьеров. В третьей - важнейшим критерием становится отношение к научно-техническому прогрессу. В четвертой - к распределению ограниченных ресурсов. В пятой - отношение к потребителю.3 Преимущественное положение в экономической литературе занимают определения, касающиеся поведения субъектов рынка. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона конкуренция рассматривается как «соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы»4. Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет экономическую конкуренцию как «рыночную ситуацию, при которой фирмы или продавцы независимо друг от друга борются за лояльность покупателей, чтобы таким образом достичь определенной деловой цели, например, прибыли, объема реализации и/или доли участия на рынке. В таком смысле конкуренция является синонимом соперничества. Соперничество имеет место между двумя или несколькими фирмами и может быть связано с ценой, качеством, обслуживанием или их комбинацией с прочими оцениваемыми потребителями факторами»5. ____________________ 3 Князева И.В., Лукашенко О.А. Трансформация антимонопольной политики в политику защиты конкуренции в современных экономических условиях Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. тех. ун-та, СибАГС. - 2011. - 302 с. 4 Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XVI. Спб, 1895.
В п. 1 ст. 162 ПК РК конкуренция определена как «состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Классическая политическая экономия рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и капитала, и определил пять основных условий ее функционирования: 1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре. 2. Число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы. 3. Экономические субъекты должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях. 4. Должна быть свобода в возможности действовать в соответствии с этим знанием. 5. Необходимо выждать время, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев6. Конкуренция должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, - представляет совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Эта тенденция на рынке будет настолько длинной, насколько это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли, где могут быть получены более высокие прибыли. Следовательно, конкуренция - это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. ____________________ 5 OECD Factsheet on how competition policy affects macro-economic outcomes. October 2014 / http://www.oecd.org/daf/competition/2014-competition-factsheet-iv-en.pdf 6 Шаститко А. Конкурентная политика в период кризиса / А. Шаститко, С. Авдашева, С. Голованова // Вопр. экономики. 2009. № 3. - С. 54-69.
С середины 50-х годов XX в. активное внимание при характеристике сущности конкурентных рынков стало уделяться такому признаку, как структура. М. Портер, исследуя теорию конкурентоспособности, ведущее место отводит не столько структуре рынка и уровню развития конкурентных отношений, сколько степени его адаптации к технологическим изменениям. «Конкуренция - динамичный и развивающийся процесс. Традиционные теории были, по существу, статичными, сосредоточенными на преимуществах на основе факторов или эффекта масштаба. Однако в конкуренции нет равновесия и она зависит от того, как рынок и общество воспринимают достижения научно-технического прогресса»7. Хотя конкурентные условия на различных отраслевых рынках никогда не бывают одинаковыми, процессы соперничества на них аналогичны, что позволяет рассматривать их через методологическую призму взаимодействия целого ряда сил (факторов). М. Портер8 выделяет пять конкурентных сил, результатом действия которых и является состояние конкуренции в отрасли: 1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли. 2. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей. 3. Потенциальное появление новых конкурентов. 4. Рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья. 5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции. Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов к оценке конкуренции в анализе участвуют как чисто экономические, так и психологические факторы поведения потребителей, определяющие силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке. _______________________ 7 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.; Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 2002. Т. 2. 400 с. Портер М.Ю. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - Пер. с англ. / М.Ю. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с. 8 Портер М.Ю. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - Пер. с англ. / М.Ю. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.
Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, то есть оказывать влияние на условия реализации своей продукции и, прежде всего, на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным является рынок.
Противоположностью конкуренции является монополия, которая существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, у которого нет близкого заменителя. Абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления». Монополии по своему характеру, движущим силам, степени достижения и формам проявления можно классифицировать по различным признакам. Классификационные признаки монополий представлены в рис. 1.1 _____________________ 9 Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И.В. Князева. - 5-е изд. испр. - М.: Омега-Л, 2011. - 496 с.
По характеру движущих сил можно выделить три типа монополии: естественная, продуктовая, протекционистская. Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно спрос на данном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями условий производства и реализации продукции. В подавляющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления: транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и так далее. Временная монополия характеризуется особыми условиями ее появления и возможности существования только в период времени, связанный с краткосрочным монопольным положением. Достижение монопольного положения может быть следствием активного внедрения результатов научно-технического прогресса, разработки и создания принципиального нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегией, умелым использованием технологических инноваций, также временная монополия может возникнуть благодаря государственному вмешательству или эффективным маркетинговым технологиям. Как правило, временные продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направленных на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций, реализации масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов. Возникновение временных протекционистских монополий связано с активной политикой государства в рамках государственных преференций, направленных на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого существенные административные барьеры. Основными инструментами государственных преференций являются: прямые субсидии; льготы, включая освобождения от уплаты налогов; займы под гарантии государства; государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных; отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов и так далее Протекционистские монополии, действуя в условиях государственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом, и это принципиально важный фактор, предопределяющий свойства их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатом законодательно неурегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка может быть нарушение экономического равновесия на рынке, технологические и социальные конфликты, проявление монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции. По форме собственности можно выделить два типа монополий - частная и государственная. Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ, укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования и обеспечением благоприятных условий для деятельности в перспективе. Особенность государственной монополии состоит в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта. Структура рынка, в которой отдельно взятая фирма может исказить эффективное распределение ресурсов, может существовать не только в условиях наличия продавца, но и покупателя. Монопсония - ситуация на рынке, когда существует один покупатель, полностью контролирующий спрос на определенный товар или услугу. Понятие монопсонии находится в своеобразной симметрии к понятию монополия. Монопсоническая власть проявляется в способности фирмы-покупателя влиять на цену товара и условия его приобретения. Наиболее характерной формой монопсонии является закупка предприятиями пищевой промышленности сырья (молока, мяса, зерна и др.) у предприятий-сельхозпроизводителей. При массовости закупок крупное предприятие, имеющее монопсоническую власть, способно добиваться более низких закупочных цен, чем цены, которые пришлось бы платить мелким потребителям. Рынок, на котором монополисту противостоит монопсонист, называется билатеральным. Данное состояние рынка встречается в реальной экономике редко. Проблема определения оптимального выпуска и цены товара (услуги) в условиях билатеральной монополии не имеет однозначного решения ни в теории, ни в практике антимонопольного регулирования. Рассмотрим теперь характеристику и теории функционирования конкурентных и неконкурентных рынков. К середине XX в. сформировались общие критерии и представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах10, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии (см. табл. 1.1.). Рынок совершенной конкуренции имеет место тогда, когда ни один из продавцов данного вида товаров не способен повлиять на цену, регулируя объем продаж. При совершенно конкурентных рынках фирма может производить продукцию по ценам, которые в точности компенсируют необходимые производственные расходы поставщика при достижении эффективности. Естественно, ни одна фирма не намерена назначать цену ниже уровня рыночной цены, в то время как продажа по цене выше рыночной приведет к тому, что рынок перейдет к другим поставщикам. Таким образом, ни один поставщик не имеет власти над рынком. Однако рынки совершенной конкуренции практически не встречаются в экономической реальности. Отсутствие диверсифицированного потребительского поведения и наличие четко обусловленных предпочтений к определенным продуктам создают условия приоритета определенных продуктовых позиций у потребителей, и эти продукты становятся для потребителя наиболее важными и меняют ощущения конкурентного предложения, превращая его в поведение монополиста. ____________________ 10 Лукашенко О.А., Князева И.В. Диагностика предпринимательской активности в свете статистических оценок деятельности Федеральной антимонопольной службы // Этап: экономическая теория, анализ, практика. М., - 2009. № 1. - С. 22-32.
Таким образом, если заменители воспринимаются потребителями и потребители готовы их приобретать, то мы говорим о рынке монополистической конкуренции. Рынок монополистической конкуренции близок к вышеописанному за исключением того, что предполагает разнообразие продукции, то есть различные поставщики предлагают продукцию сходную, но не полностью взаимозаменяемую. Монополистическая конкуренция предполагает сочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции предполагается, что в отрасли действуют много фирм и имеются достаточно свободные вход и выход. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация существует из-за действительно качественных или из-за предлагаемых отличий между продуктами, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или в «имидже», связанном с обладанием или использованием этого товара. Олигополистический рынок характеризуется небольшим количеством поставщиков и серьезными барьерами для входа на него. Обычно на олигополистических рынках господствуют от двух (дуополия) до десяти фирм, на которые приходится половина или приблизительно равные объемы продаж продукта. Фирмы осознают свою взаимосвязь и поэтому стараются избегать ценовых войн, которые дорого обходятся и не способствуют росту производительности. Вместо этого фирмы используют разнообразные методы неценовой конкуренции, предполагающие широкий спектр инструментов стимулирования сбыта и продвижения товаров (стратегии брендинга, реклама, сервисное обслуживание, промо-акции и др.), и пытаются выделить свою продукцию на основе образа, вариантов, качества и т.п.
Таблица 1.1. Теоретические модели конкуренции
Действия на олигополистическом рынке могут быть разными: от конкурентных до монополистических - в зависимости от характеристики рынка и поведения его агентов. Одни пытаются игнорировать поведение конкурентов и действовать так, будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие, наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из конкурентов считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками. Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативная и кооперативная (картель). При некооперативном поведении каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции, при кооперативном поведении формируется картельная система взаимоотношений. На картельном рынке устанавливается: - объединение нескольких (или всех) продавцов (покупателей) данного товара для проведения единой сбытовой политики; - назначение единой цены всеми продавцами (покупателями) и (или) согласованное ее изменение на протяжении достаточно длительного периода; - регулирование квот выпуска (закупок); - раздел рынка по территориальному принципу, кругу клиентов; - согласованное участие в конкурсах, аукционах, тендерах и др. Такое согласованное поведение дает возможность картелю в целом получать положительную прибыль в долгосрочном периоде. Распределение прибыли происходит внутри картеля в соответствии с его принципами: по вкладу участников или каким-либо другим способом. При этом всегда остается возможность подрыва картельного соглашения какой-нибудь фирмой, которая желает получить дополнительную прибыль за счет расширения своего сбыта в ущерб картельным продажам, поэтому говорить о стабильной монопольной прибыли всех участников в долгосрочном периоде не приходится. Картельные рынки, как правило, - это краткосрочные образования. В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко, гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения. Конкуренция максимизирует благосостояние обществ в целом, однако не всегда приводит к оптимальному распределению ресурсов и повышению эффективности функционирования экономических систем. Монополия нередко в краткосрочном периоде формирует более предсказуемые модели экономического развития и сотрудничества. Для создания наиболее оптимального режима функционирования агентов рынка и обеспечения рационального использования ресурсов, обеспечения более устойчивых эффектов благосостояния потребителей и общества необходима взвешенная государственная антимонопольная политика, направленная на защиту конкуренции.
1.2. Трансформация природы конкуренции на современных рынках
Глобализация экономических процессов и инновационная экономика придают конкуренции качественно новую форму: классическая модель противостояния индивидуальных агентов рынка уступает место конкуренции бизнес-систем, формирующихся вокруг крупных компаний - лидеров рынка, организаторов совместной инновационной деятельности по созданию ценности для потребителя. Наиболее важным элементом конкуренции становятся конкурентные действия, направленные на достижение монопольного положения путем внедрения инновационного продукта. В последние 20 лет - период перехода к Пятому технологическому укладу11 - проявился тренд на формирование олигополистических рынков, как реакция на глобализацию, инновации, брендинг, оптимизацию бизнес-процессов. Исследование бизнес-процессов на современных олигополистических рынках показывает, что вертикально интегрированные бизнес-группы - это результат развитости рынка, с точки зрения обеспечения максимальных возможностей инновационной деятельности, экономической эффективности и потребностей трансфер-технологий, сервисного удовлетворения нужд потребителей. ______________________ 11 Пятый технологический уклад. Конец XX - начало XXI в. Отражает бурное развитие следующих отраслей: электроники и микроэлектроника, атомная энергетика, информационные технологии, генная инженерия, начало нано- и биотехнологий, спутниковая и мобильная связь, Интернет. Глобализация с быстрым перемещением продукции, услуг, людей, капитала, идей.
Новой интегральной характеристикой современных инновационных олигополистических рынков является понимание того, что компании позиционируют себя в центре координируемых сообществ высоко специализированных бизнес-единиц, объединяя экономических агентов разного уровня в связанных областях деятельности в единую, гибкую систему и достигая монопольного положения переходного типа. Крупные компании - ведущие игроки рынка - функционируют не как отдельные экономические субъекты, а как глобальные организаторы бизнес-систем, представляющие гибкую и постоянно совершенствующуюся структуру с определенной степенью институализации и иерархичности, добивающиеся максимальных преимуществ над другими бизнес-системами путем обеспечения более высокой эффективности через сотрудничество, эффект синергии и конкурентоспособную среду. Такого рода стратегические бизнес-модели существенно изменяют правила игры, влияя на рыночные условия и структуру отрасли и трансформируя форму конкуренции, переводя ее на уровень бизнес-систем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Коллектив авторовПредисловиеГлава 1. Конкуренция и необходимость ее государственного регулирования1.1. Конкуренция и монополия. Типы рынков1.2. Трансформация природы конкуренции на современных рынках1.3. Эволюция системы государственного регулирования конкурентных процессов и монопольных тенденций в рамках конкурентного законодательстваВопросы для обсужденияГлава 2. Понятие и субъекты конкурентного права2.1. Понятие конкурентного права2.2. Сфера применения конкурентного законодательства2.3. История и динамика компетенции антимонопольного органа Республики КазахстанВопросы для обсужденияГлава 3. Определение границ товарного рынка и анализ состояния конкуренции3.1. Основные этапы методики анализа состояния конкуренции3.2. Определение границ товарного рынкаВопросы для обсужденияГлава 4. Регулирование антимонопольным законодательством деятельности государственных компаний и государственных органов4.1. Основания участия государства в предпринимательской деятельности4.2. Получение разрешения Антимонопольного органа на создание государственных предприятий и юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (доли участия) которых принадлежит государству4.3. Запрет на осуществление антиконкурентных действий и соглашений со стороны государственных органовВопросы для обсужденияГлава 5. Государственный контроль за экономической концентрацией5.1. Природа слияний и нормативная база контроля за экономической концентрацией за рубежом5.2. Осуществление антимонопольного контроля экономической концентрации в КазахстанеВопросы для обсужденияГлава 6. Злоупотребление доминирующим положением6.1. Экономическая и правовая природа категории «доминирующее положение» и его виды6.2. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением в мировой практике6.3. Злоупотребление доминирующим или монопольным положением: понятие и виды в законодательстве Республики КазахстанВопросы для обсужденияГлава 7. Антиконкурентные соглашения и согласованные действия7.1. Характеристика и виды горизонтальных и вертикальных соглашений7.2. Антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений в Республике Казахстан7.3. Запрет на антиконкурентные согласованные действия в антимонопольном законодательстве Республики КазахстанВопросы для обсужденияГлава 8. Недобросовестная конкуренция8.1. Недобросовестная конкуренция в мировой практике и методы ее устранения8.2. Законодательное регулирование недобросовестной конкуренции и его правоприменительная практика в Республике КазахстанВопросы для обсужденияГлава 9. Расследование и ответственность за нарушения антимонопольного законодательства9.1. Расследование нарушений антимонопольного законодательства9.2. Предостережение о недопустимости нарушений и уведомление об устранении признаков нарушений9.3. Юридическая ответственность в антимонопольной сфере9.4. Административная ответственность за монополистическую деятельностьВопросы для обсужденияПриложенияПриложение 1. Из анализа товарного рынка реализации фосфорных удобрений по итогам 2009 г.Приложение 2. Из проекта заключения по итогам расследования нарушений антимонопольного законодательства по факту антиконкурентных согласованных действий в части установления и поддержания цен 28 хлебоприемными пунктами Костанайской областиПриложение 3. Деловая игра «Экономический анализ в рамках расследования картельных дел»Библиография |