|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Ю. Гамалей, менеджер Департамента консалтинга ТОО «BDO Казахстанаудит»
КАК ОТРАЖАЮТСЯ В ДЕКЛАРАЦИИ ПО КПН ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ?
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 97 Налогового кодекса при эксплуатации объектов социальной сферы нужно ли вести отдельный учет доходов и расходов по каждому объекту или можно суммировать весь доход по счету 6280 (социальная сфера) и весь расход по счету 7210 (расходы периода, не идущие на вычеты по социальной сфере) и отразить одной суммой полученный доход в форме 100.00? Пример: Объект 1: доход - 3 000, расход - 1 300, разница (+) 1 700; Объект 2: доход - 7 000, расход - 2 600, разница (+) 4 400; Объект 3: доход - 0, расход - 500, разница (-) 500; В Форме 100.00 СГД (+) 5 600 тыс. тенге или же в Форме 100.00 СГД (+) 6 100 тыс. тенге, а 500 тыс. тенге через уменьшение налогооблагаемого дохода в размере суммы, не превышающей 3% от налогооблагаемого дохода?
В соответствии с пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса в совокупный годовой доход налогоплательщика включается превышение подлежащих получению (полученных) доходов над фактически понесенными расходами при эксплуатации объектов социальной сферы, используемых при осуществлении следующих видов деятельности: 1) медицинская деятельность; 2) деятельность в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования; дополнительного образования; 3) деятельность в сфере науки, физической культуры и спорта, культуры, оказания услуг по сохранению историко-культурного наследия, архивных ценностей; 4) деятельность по организации отдыха работников, членов их семей, работников и членов семей взаимосвязанных сторон, а также эксплуатации объектов жилищного фонда. Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 8 статьи 115 Кодекса затраты по приобретению, производству, строительству, монтажу, установке и другие затраты, включаемые в стоимость объектов социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса, а также расходы по их эксплуатации вычету не подлежит. Для расчета превышения доходов над расходами, подлежащих получении (полученных) при эксплуатации объектов социальной сферы, доходы и расходы определяются на основании данных бухгалтерского учета. По данным доходам и расходам налогоплательщиком ведется раздельный учет, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 58 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий виды деятельности, для которых Налоговым кодексом предусмотрены различные условия налогообложения, обязан вести раздельно учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по таким видам деятельности. В данном случае речь идет в целом о деятельности, связанной с эксплуатацией объектов социальной сферы, и признанием по данной деятельности доходов и расходов, и не идет об учете доходов и расходов по каждому объекту социальной сферы в отдельности. Безусловно, по мере необходимости, в соответствии с учетной политикой, в целях формирования финансовой и иной внутренней отчетности, в целях управленческого учета предприятием вполне может учитываться финансовый результат от эксплуатации каждого объекта социальной сферы. В ходе проверки налоговые органы устанавливают, имеются ли у проверяемого налогоплательщика объекты социальной сферы, используемые им при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 97 Налогового кодекса. После чего делают расчет доходов и расходов по данным объектам на основе данных бухгалтерского учета. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 133 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода в размере общей суммы, не превышающей 3% от налогооблагаемого дохода, если имеет место превышение фактически понесенных расходов над подлежащими получению (полученными) доходами при эксплуатации объектов социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса. В данной статье также речь идет о превышении расходов над доходами при эксплуатации объектов социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса, то есть всей их совокупности. Тем самым, превышение подлежащих получению (полученных) доходов над фактически понесенными расходами при осуществлении деятельности по организации отдыха работников, членов их семей, работников и членов семей взаимосвязанных сторон, а также эксплуатации объектов жилищного фонда, включается в совокупный годовой доход и, наоборот, превышение фактически понесенных расходов над подлежащими получению (полученными) доходами - уменьшает налогооблагаемый доход в размере 3% от общей суммы налогооблагаемого дохода. Таким образом, в данной ситуации, так как полученные доходы от деятельности при эксплуатации объектов социальной сферы (10 000 тыс. тенге), превышают понесенные расходы (4 400 тыс. тенге), то налогоплательщик в соответствии с пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса в совокупном годовом доходе признает сумму превышения доходов над расходами в размере 5 600 тыс. тенге.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |