|
|
|
Источник: ИС «Параграф»
05.09.2023 Изменения в Налоговый кодекс - 2024: новые проекты
На рассмотрении в Мажилисе Парламента находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», в рамках которого предусмотрены следующие изменения и дополнения:
С 1 января 2018 года · уточнен порядок определения годового дохода физического лица: предусмотрено не рассматривать в качестве дохода физического лица материальную выгоду от экономии на стоимости товаров, работ, услуг при их приобретении за счет суммы, начисленной за ранее осуществленные покупки или полученные работы, услуги. То есть, бонусы покупок в торговых сетях, суммы, зачисленные продавцом на карту физического лица с целью предоставления возможности получения скидки при последующих покупках, не рассматриваются доходом физического лица, подлежащим налогообложению, и не подлежат декларированию в рамках всеобщего декларирования.
С 1 января 2022 года · при определении годового дохода физического лица предусмотрено не рассматривать в качестве дохода физического лица: - прирост стоимости при реализации (передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) парковочных мест, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности один год и более с даты регистрации права собственности; - доход, полученный заемщиком в результате оплаты за такое лицо банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, а также коллекторским агентством государственной пошлины, взимаемой с подаваемого в суд искового заявления;
С 1 января 2023 года · разрешено применение СНР для субъектов малого бизнеса при осуществлении деятельности по сбору и приему стеклопосуды, · уточнен порядок освобождения от уплаты налога на транспортные средства на период розыска транспортного средства, числящегося угнанным и (или) похищенным у владельцев; · уточнен порядок применения ставок земельного налога по земельным участкам, предназначенным для строительства объектов, сельскохозяйственного назначения, и не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан, в связи с передачей функции контроля за использованием и охраной земель и соответствующего изменения наименования уполномоченного органа;
С 1 июля 2023 года · корректировка нормы о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) в случае направления в адрес налогоплательщика Решения о признании уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля не исполненным; · конкретизированы действия налогоплательщика в рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, которые считаются устранением причин, приведших к приостановлению расходных операций по банковским счетам;
С 1 января 2024 года · усовершенствован порядок правового регулирования вопросов оплаты государственной пошлины в судах; · исключено требование о необходимости нотариального засвидетельствования копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика, при налоговом обследовании; · исключена обязанность налогоплательщика хранить в течение 5 лет с даты печати или полного заполнения сменных отчетов, книг учета наличных денег и товарных чеков, а также чеков аннулирования, возврата и чеков ККМ, по которым проведены операции аннулирования и возврата, так как все данные хранятся у Оператора фискальных данных; · исключена норма о направлении уведомления о непредставлении деклараций физических лиц в срок не позднее 15 октября года, так как в Налоговом кодексе уже предусмотрена норма о направлении уведомления о непредставлении налоговой отчетности; · определено, что целевые накопления в соответствии с Законом РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» в виде выплаты из ЕНПФ, а также направленные на индивидуальный пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов, не рассматриваются в качестве дохода физического лица · дополнены способы направления Решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур: наряду с электронным способом, в отдельных случаях решения могут направляться по почте заказным письмом с уведомлением или налогоплательщику под роспись; · предусмотрен электронный способ подачи жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом) в уполномоченный орган и вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы; · уточнен порядок определения дохода лица, осуществляющего цифровой майнинг: при исчислении КПН по полученным цифровым активам порядок определения, опубликования стоимости цифровых активов и перечня их видов будет определяется уполномоченным органом без согласования с МФЦА; · дополнены нормы о временном изъятии доходов МФО, возникающих в результате снижения провизий при полном или частичном списании задолженности физических лиц, сроком на 3 года, - в целях снижения долговой нагрузки граждан, получивших займы в МФО, а также стимулирования МФО принимать меры по прощению просроченной задолженности граждан; · конкретизированы случаи, при которых уменьшение налогооблагаемого дохода не применяется в отношении доходов, полученных банками второго уровня по государственным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным Национальным Банком РК; · уточнен порядок определения объектов налога на транспортные средства: исключены слова «шасси легкового автомобиля» в связи с тем, что нет такого определения для автомобилей-пикапов; · уточнен порядок уплаты платы за пользование по земельным участкам, переданным во временное возмездное землепользование (аренду) и участкам недр на основании лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых; · исключена обязанность уполномоченных органов в сфере обеспечения информационной безопасности представлять сведения о плательщиках платы за цифровой майнинг, объектах обложения, их месте нахождения и объемах электроэнергии, так как цифровые майнеры самостоятельно представляют декларацию в налоговый орган; · уточнен порядок исчисления платы за цифровой майнинг: предлагается исчислять плату по ставке 1 тенге за 1 киловатт-час потребленной электрической энергии при использовании электрической энергии, произведенной из возобновляемых источников электрической энергии на собственных электростанциях на территории Республики Казахстан или из генерирующих установок, не подключенных к единой электроэнергетической системе Республики Казахстан; · установлен единый срок для представления налоговой отчетности в рамках всеобщего декларирования (Декларации об активах и обязательствах (форма 250.00) и Декларации о доходах и имуществе (форма 270.00) - не позднее 15 сентября текущего года; · предусмотрено изменение формы декларации о доходах и имуществе в целях исключения дублирования указываемых сведений, имеющихся в информационных системах государственных органов. В проекте новой формы будут указываться только доходы, подлежащие налогообложению самостоятельно; · изменен порядок налогообложения лиц, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ, в целях приведения в соответствие с новыми подходами формирования перечня приоритетных видов деятельности в рамках Закона РК «О специальных экономических и индустриальных зонах». Внедрение дифференцированного подхода предоставления инвестиционных льгот для участников СЭЗ по принципу «чем больше инвестиций - тем больше льгот».
Кроме того, Министерством науки и высшего образования разработан проект закона РК «О науке и технологической политике», в соответствии с которым также предусмотрены сопутствующие поправки в Налоговый кодекс. В частности, в Налоговом кодексе появится новый термин «налоговый контракт по льготам на научно-исследовательские, научно-технические работы», представляющий договор между субъектом предпринимательства и уполномоченным органом на предоставление налоговых льгот для проведения научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ либо строительства и (или) создания научно-исследовательских лабораторий и организаций в соответствии с законодательством РК в области науки. Он является основным механизмом предоставления налоговых льгот для бизнеса, осуществляющего финансирование научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР). При этом предлагается внедрить «супервычеты» до 300% по расходам на научно-исследовательские и научно-технические работы. Применение таких супервычетов может положительно отразиться на привлечении местных и иностранных предпринимателей инвестировать в научные проекты, реализуемые местными научными организациями, университетами и учеными. Данный проект закона размещен на портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 15 сентября 2023 года.
Галина Шахворостова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |