|
|
|
Замечания на проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в редакции по состоянию на 21 февраля 2021 года
Мамонтов Н.И. судья Верховного Суда в почетной отставке
Высказанные замечания сделаны от «чистого сердца» с тем, чтобы судебная власть в каждом случае соответствовала конституционному предназначению о независимости и своей деятельностью обеспечивала объявление Казахстана как правового государства. Проект каждого закона, которым предлагается внести изменения в действующий закон, должен обладать разумностью и разрешением нормами права тех общественных отношений, которые возникли вновь либо ранее существовали, но в отношении которых не возникало потребности в правовом урегулировании. Проект закона должен обладать абсолютными критериями юридической техники. К сожалению, эти подходы в законотворческой деятельности не всегда соблюдаются при разработке конкретных проектов законов или их рассмотрении законодательным органом. В Мажилисе Парламента с 10 февраля 2021 года находится на рассмотрении проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Этим проектом предлагается модернизировать текст статей 11, 18, 22 и 29 действующего Конституционного закона. Сравнительная таблица текста названных статей позволяет выявить следующее:
Дополнительно было бы очень полезно проанализировать положения части восьмой пункта 4 статьи 30 Конституционного закона, которым установлено: «Президент Республики Казахстан вправе внести представление об избрании кандидата на должность судьи Верховного Суда во внеконкурсном порядке». Высший Судебный Совет деятельность по формированию кадрами судей судебной системы Казахстана осуществляет только путем проведения конкурсов в предусмотренных законом случаях, а по их результатам направляет Президенту рекомендации о назначении на должность судьи местных судов или для обращения в Сенат Парламента с представлением об избрании на должность судьи Верховного Суда того кандидата, который соответствует установленным законом требованиям. Президент Казахстана не может оставить без внимания положения п. 2 ст. 82 Конституции. Но Президент гн вправе обращаться в ВСС для получения рекомендации в отношении того кандидата, которого он намерен рекомендовать Сенату Парламента. Кандидат на должность судьи ВС должен участвовать в общем конкурсе с теми судьями, которые претендуют быть рекомендованными на эту должность. Поэтому было бы логическим решением, основанным на Конституции, исключить из Конституционного закона указанную выше норму. Для формирования судебной системы квалифицированными кадрами принципиально важно для ВСС безусловное соблюдение требований части пятой статьи 29 Конституционного закона «О судебной системе…» согласно которой рекомендация для избрания на должность судьи Верховного Суда может быть дана гражданину, имеющему стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы судьей, в том числе пяти лет стажа работы судьей областного суда.
23 февраля 2021 года
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |