|
|
|
Особенности правового регулирования производства и оборота
Кайжакпарова Аида Бахытжановна главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, к.ю.н, доцент
Аннотация. Правовое регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней является важным фактором развития национальной экономики Республики Казахстан, условием ее экономической безопасности, финансовой стабильности и престижа. Драгоценные металлы, как высоко ликвидные ресурсы были и остаются важным инструментом денежно-кредитной политики государства. Драгоценные металлы в течение длительного исторического периода во многих странах активно выполняли функцию денег. Затем, изменив значение, из средств платежа превратились в товар. В последнее время отмечается усиление интереса к драгоценным металлам и драгоценным камням как к объекту рыночных отношений. В Республике Казахстан до недавнего времени отсутствовал свободный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако перевод национальной экономики к рыночным отношениям, начавшийся в 90-е годы прошлого столетия, активизировал оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Ранее существовавшая государственная монополия была постепенно ликвидирована, а правовое обеспечение рынка драгоценных металлов и драгоценных камней практически сформировалось заново. В настоящее время на территории Республики Казахстан действует Закон от 14 января 2016 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который был принят в целях регулирования вопросов производства драгоценных металлов и драгоценных камней. Ключевые слова: драгоценные металлы, драгоценные камни, самородки, производство драгоценных металлов, субъекты производства драгоценных металлов, ювелирные изделия, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней.
Уникальные физические и химические свойства золота и серебра на протяжении веков заслуженно привлекали к себе внимание людей. Во многих странах эти драгоценные металлы в течение длительного исторического периода активно выполняли функции денег. Теперь значение драгоценных металлов изменилось. Из средства платежа они превратились в товар. В последнее время отмечается усиление интереса к драгоценным металлам как к объекту рыночного отношения, то есть расширились возможности совершения сделок с ними. Наиболее значимым нормативным правовым актом, регулирующим оборот драгоценных металлов в начальном периоде явился Закон «О валютном регулировании» 1996 года. Однако сам порядок совершения сделок с драгоценными металлами по предписанию указанного Закона был определен положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства от 7 сентября 1994 года № 1004 «Об утверждении Правил об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также изделиями из них». Можно сказать, что именно с этого момента стал работать рынок драгоценных металлов. Анализ действующего законодательства, регламентирующего порядок производства драгоценных металлов и драгоценных камней, позволяет сделать вывод о наличии некоторых пробелов и недостатков. На наш взгляд, к главным из них можно отнести следующие. Анализируемый Закона является специальным и отраслевым законом, регулирующим отношения, объектом которых являются драгоценные металлы и драгоценные камни. Именно по этой причине полагаем, что в Законе должны быть предусмотрены нормы, закрепляющие правовое регулирование отношений, возникающие в том числе по поводу добычи драгоценных металлов и камней. С учетом данного предложения, предлагается преамбулу Закона изменить, изложив ее в следующей редакции: «Настоящий Закон регулирует общественные отношений возникающие в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения.». И с учетом этих особенностей необходимо в Законе закрепить соответствующий порядок осуществления указанных правоотношений. Далее, в Законе отсутствует описание таких институтов как рекуперация, использование драгоценных металлов, добыча. С учетом предложения, изложенного выше, предлагается законодательно закрепить данные понятия в Законе с последующим закреплением порядка осуществляется этих видов деятельности на территории Республики Казахстан. Следующим вопросом, который хотелось бы поднять, является вопрос, затрагивающий определение основных понятий: драгоценные камни и драгоценные металлы. Давая определения этим понятиям, законодатель пошел по пути перечисления групп драгоценных металлов и драгоценных камней. К драгоценным металлам в соответствии со статьей 1 Закона относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), к драгоценным камням – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Для удобства анализа понятий «драгоценные металлы» и «драгоценные камни» предлагаем дополнить Закон понятием «обращение драгоценных металлов и драгоценных камней». По смыслу многих статей Закона следует, что данный институт имеет место быть при реализации соответствующих общественных отношений. Так, например, Закон определяет, что к самородкам драгоценных металлов, не подлежащие аффинажу относятся самородки драгоценных металлов, резко отличающиеся по своим размерам от преобладающих частиц драгоценного металла на данном конкретном месторождении и обладающие массой более 0,3 грамма, выделенные из минерального сырья драгоценных металлов, предназначенные для обращения на внутреннем и внешнем рынках, использования в производственных, научных, социально-культурных целях; Так, предлагается дополнить Закон новой нормой, изложенной в следующей редакции: «Обращение драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собой совокупность действий по изменению их физических характеристика в процессе добычи и производств ценностей, аффинажа драгоценных металлов, очистки, рекуперации и обработки драгоценных камней и их общения и, соответственно, трансформированию правового статуса драгоценных металлов и драгоценных камней. Обращение драгоценных металлов и драгоценных камней занимает путь от добычи ценностей, их производства и обработки до использования.». В Законе упоминается слово «уникальность». Так, в соответствии с подпунктом 1) статьи 1 Закона под драгоценными камнями понимаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. Возникает вопрос, каким образом можно определить уникальность янтарных образований. Предполагается, что должен быть предусмотрен определенный механизм для подтверждения такой уникальности, либо государственный орган, имеющий в своей компетенции полномочия по установлению такой уникальности. Кроме того, полагаем необходимым отметить в Законе какие камни нельзя относить к категории драгоценных. К таким камням следует отнести камни искусственного происхождения (синтетический материал), обладающие характеристиками драгоценных камней. С учетом изложенного предлагается подпункт 1) статьи 1 Закона изложить в следующей редакции: «1) драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками драгоценных камней;». В содержании всего Закона отсутствует указание на наличие золотовалютного и национального фонта Казахстан, что на наш взгляд является пробелом. В Казахстане исторически резервирование понимается только как создание запасов материальных средств. Системы государственного материального резерва активно участвует в решении задач, стоящих перед государством. В резерве страны всегда содержались запасы продовольствия, нефтепродуктов, топлива, промышленных товаров и минералов. Эти резервы страховали экономику в случае неурожаев и стихийных бедствий, использовались для обеспечения армии и населения в военное время. Полагаем, что в Законе должны быть определены порядок и механизм функционирования данных фондов, а также краткий порядок их пополнения золотыми запасами страны. Так, например, подобное регулирование предусмотрено в Законе Республики Казахстан «О Национальной Банке Республики Казахстан», в соответствии со статьей 58 которого золотовалютные резервы Национального Банка Казахстана (далее - золотовалютные резервы) формируются для целей обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге из активов Национального Банка Казахстана, обладающих высокой ликвидностью на международных рынках капитала, и включают в том числе аффинированное золото в слитках и золото на металлических счетах. Также видится целесообразность внесения изменений и дополнений в Закон, так как в нем отсутствует четкое определение правового статуса всех субъектов производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, предлагается дополнить Закон новой статьей, озаглавив ее как «Субъекты производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» и дополнить эту статью перечнем лиц, участвующих в обороте драгоценных металлов и драгоценных камней. В действующем законодательстве не определено понятие ценности, в то время как видится необходимость в закреплении собирательного определения для драгоценных металлов и драгоценных камней вместе. Так, например, в российском законодательстве такое собирательное определение закреплено: в статье 1 Закона РК «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» закреплено, что ценности – это драгоценные металлы и (или) драгоценные камни. Мы считаем возможным употреблять именно понятие «ценности». Универсальный характер этого понятия позволяет обозначить не только родовую (то есть и драгоценные металлы, и драгоценные камни), но и видовую совокупность (то есть или драгоценные металлы, или драгоценные камни). Что же касается самих понятий «драгоценные металлы» и «драгоценные камни», то, формулируя их определения, законодатель применил прием создания исчерпывающих перечней видов драгоценных металлов и драгоценных камней, указав при этом отдельные состояния, в которых они могут находиться. Обращает на себя внимание, что эти законодательные определения не содержат каких-либо упоминаний относительно природных свойств, общих для драгоценных металлов и для драгоценных камней. Вместе с тем, данные определения содержат императивные предписания о том, что каждый из перечней может быть изменен только соответствующим законом о внесении изменений и дополнений. В действующем Законе определяется, что драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде. Они могу находиться в любом состоянии, виде, в том числе – самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе или отходах производства и потребления. В свою очередь, драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. К драгоценным камням приравниваются также янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РК. С учетом изложенного полагаем возможным предложить следующее уточнение определений «драгоценные металлы» и «драгоценные камни». Так, предлагается подпункты 1), 7) и 7-1) статьи 1 Закона изложить в следующей редакции: «1) драгоценные металлы – это ценности из группы благородных металлических веществ, обладающих рыночной стоимостью, к которой относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень может быть изменен только законодательством Республики Казахстан. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде (в том числе в самородном и аффинированном виде), а также сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе или отходах производства и потребления;»; «7) драгоценные камни – это ценности из группы природных минералов, обладающих вследствие своих потребительских качеств высокой рыночной стоимостью, к которым относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. Настоящий перечень может быть изменен только законодательством Республики Казахстан; 7-1) ценности – драгоценные металлы и (или) драгоценные камни». Таким образом, учитывая вышеуказанные предложения, выработанные в результате проведенного анализа действующего законодательства в области производства и оборота драгоценных камней и драгоценных металлов можно сделать вывод о необходимости внесения некоторых изменений и дополнений в действующее законодательства с целью совершенствования соответствующих институтов, а также с соблюдением позитивной международной практики в данной сфере.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
от 7 000 тг в месяц
|