|
|
|
21.12.2021 Примирительные процедуры казахских биев
Примирительные процедуры внедрены в судопроизводство Казахстана относительно недавно, но с этих пор прочно заняли свое место как инструменты внесудебного разрешения спора. Истоки применения медиации уходят далеко в глубину нашей национальной истории. Суд биев – одно из глобальных достижений казахского народа. Его отличительные особенности – справедливость, доступность, неподкупность, народность, что позволяло долгое время не разрушаться данному институту урегулирования правовых отношений. В XIX веке в Степи сосуществовали две различные судебные системы: новая власть в виде окружных приказов, где сосредоточивались администрация, полиция и суд, и традиционная «Бийская система» без сложного делопроизводства, без бюрократических институтов, основанная на обычном праве. Казахи предпочтение отдавали своей традиционной системе, так как его законоположения были основаны на опыте жизнедеятельности этноса. Суд биев основан на фундаментальных принципах неподкупности и справедливости судьи. В этой системе главенствовали моральная ориентация судебных решений, доступность и публичность суда. А также соразмерность преступления и наказания, гуманизм. В казахском праве красноречие (шешендік), логика риторики (сөз қисынын тапқан) входили в средства доказывания и убедительности. Сила слова настолько была авторитетна, что часто победа в бийском суде доставалась тем, кто владел искусством убеждения, даже с более слабыми фактами на руках. Показательна история создания «Жеті жаргы» – свода норм обычного права казахского народа. Тауке хан стремился покончить с феодальными распрями и раздробленностью внутри страны, создать сильное государство – Казахское ханство. Он проводил реформы, направленные на укрепление центральной власти, в которой опирался на судей – биев. При этом судебной властью были наделены только хан и бии родов. И при поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией, которая стремилась к сепаратизму. Опираясь на прежние уложения – «Қасым ханның қасқа жолы» («Прямая дорога хана Касыма») и «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь хана Есима»), а также обычаи и традиции народа, Тауке создал систему новых законов, которые укрепили центральную власть и обеспечили единство казахов как нации. Под руководством выдающихся биев трёх жузов – Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз), был разработан свод законов «Жеті жаргы» («Семь установлений»). Тауке хан дополнил прежние степные законы семью новыми пунктами. Согласно своду законов главы казахских племен и родов собирались один раз в год – прообраз будущего парламента. На таких форумах проблемы, связанные с внутренним и внешним положением государства, решались голосованием. Самый распространённый вид наказания в новом законодательстве – это материальная компенсация или выплата куна (стоимости). При этом в зависимости от социального положения преступника и погибшего человека, размер выплачиваемого куна мог меняться. К примеру, если погибший был аристократом, то сумма выплачиваемого куна возрастала в семь раз. Таким образом, хотя критерии принятия судебных решений были равными для всех, мера наказания зависела от сословной принадлежности человека. Но это неизбежно – законы в любой стране и при любой эпохе всегда являются отражением устойчивых общественных отношений. Иначе они не работают. Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что возрождение применения «степного кодекса» в современном Казахстане, будет способствовать снижению конфликтности в обществе и нагрузки на суды, отсутствию бюрократизма. Суд биев, имеющий тысячелетнюю историю, не подвергался сомнениям, что основан на справедливости, совести и неподкупности. Поэтому внедрение в нынешнюю судебную систему сулит исключительно принятию правильных, независимых решений.
Старший судебный пристав Есильского районного суда Акмолинской области Айтмурзинова Кымбат
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |