В соответствии с подпунктом 2) пункта 8 статьи 398 Экологического кодекса Республики Казахстан утверждена Методика проведения анализа суммарной экологической пользы. Анализ суммарной экологической пользы (далее – АСЭП) представляет собой подход к отбору оптимальных методов ликвидации разливов нефти, направленный на максимальную защиту здоровья людей и охрану окружающей среды согласно пункта 7 статьи 398 Кодекса. Процесс АСЭП включает следующие этапы: 1) сбор и оценка информации; 2) прогнозирование последствий; 3) поиск компромиссных решений; 4) выбор оптимальных методов. На этапе сбора и оценки информации требуется осуществить следующее: 1) определение сценария разлива, исходя из которых выявляется следующая информация: об инциденте или аварии, о поведении и движении нефти, об определении ресурсов, подверженных риску; 2) определение возможных методов ликвидации разливов нефти в соответствии с пунктом 7 статьи 398 Кодекса. В соответствии с уровневым подходом к обеспечению готовности и реагированию на разливы нефти определяются сценарии возможных рисков разлива нефти, а также связанные с ними сложности реагирования и ликвидации, согласно пункту 5 Национального плана обеспечения готовности и действий к ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан, утвержденного Совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 мая 2018 года № 182, Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 376 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 мая 2018 года № 374 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17128) (далее – Национальный план). Для целей АСЭП рассматриваются наихудшие сценарии из вероятных случаев разлива нефти. По каждому предполагаемому сценарию определяется следующая информация об инциденте или аварии: 1) местоположение; 2) тип и свойства нефти; 3) объем разлива; 4) продолжительность разлива, преобладающие гидродинамические и метеорологические условия, время года. Поведение и движение нефти определяется с помощью моделирования. Моделирование поведения и траектории движения разлива нефти основывается на следующих базовых параметрах: 1) определение географической зоны, которая подвергается воздействию нефти. В каждом из выбранных сценариев закладываются параметры в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики; 2) метода наблюдения и оценки, в соответствии с подпунктом 1) пункта 4 Правил определения, согласования и принятия решения о выборе оптимальных методов ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан на основе анализа суммарной экологической пользы, утвержденных приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 сентября 2021 года № 353 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 24232). Проводится стохастическое (или вероятностное) и детерминированное моделирование поведения и траектории движения разлива нефти. Стохастическое моделирование, охватывающее данные гидродинамики и историю метеорологических наблюдений для прогнозирования загрязнения определенных зон, а также определяющее предохранительные (прибрежные) зоны с наибольшей вероятностью загрязнения значительными объемами нефти. Детерминированное моделирование определяет траекторию движения плавающей нефти, ее толщину, концентрацию нефти в воде и (или) нефтяного загрязнения береговой линии (время достижения береговой линии и масштабы загрязнения) для определенного сценария разлива в рамках заданных условий. Данное моделирование дополняет результаты стохастического моделирования АСЭП или использоваться для прогнозирования в ходе реагирования на инцидент. Определение ресурсов, подверженных риску – предусматривает сбор информации об экологических, социально-экономических и культурных ресурсах, которые попадают под воздействие разливов нефти. Для АСЭП имеют значение ресурсы, чувствительные к разливам нефти и имеющие ценность для местного населения. Степень чувствительности различается для каждой местности и времени года. Для каждого сценария определяются места и ресурсы, подверженные риску воздействия или чувствительные к воздействию разливов нефти, посредством моделирования траектории движения нефтяного разлива в сочетании с информацией о чувствительных ресурсах согласно Правил разработки карты экологической чувствительности и принятия решения по определению индекса чувствительности для ликвидации разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 24 июня 2021 года № 210 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23246) (далее – Правила). Источником информации о чувствительных ресурсах и их расположении является Карта экологической чувствительности для ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан. При отсутствии утвержденной Карты экологической чувствительности для ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан источником информации служат научные исследования и отчеты, данные соответствующих уполномоченных органов, определенных пунктом 12 Правил, а также сведения из оценок воздействия на окружающую среду. Экологические ресурсы оцениваются на уровне среды обитания в целом (не на уровне отдельных видов), социально-экономические и культурные ресурсы оцениваются как обобщенные группы и не анализируются по отдельным компонентам как пляж или зона отдыха. При наличии риска загрязнения ресурсов, находящихся под особой защитой или имеющих высокое экологическое значение или ценность для населения, оцениваются как группа высокоценных ресурсов. Ресурсными группами являются: морское дно, поверхность воды, нижняя толща воды, верхняя толща воды, воздух, береговые линии, высокоценные ресурсы, ресурсы социально-экономического значения, культурная сфера. Ресурсные группы определяются исходя от условий конкретного сценария. В сложных сценариях требуется больший уровень детализации ресурсных групп. При влиянии детализации на результаты АСЭП и выработку методов ликвидации разливов нефти, конкретные ресурсы рассматриваются по отдельности как элемент определённой ресурсной группы. Выявленные и подтверждённые ресурсные группы вносятся в Матрицу оценки смягчения последствий разливов нефти в соответствии с приложением 1 к настоящей Методики (далее – Матрица). Определить методы ликвидации разливов нефти необходимо из методов, в соответствии с пунктом 64 Национального плана. Для каждого сценария готовится список осуществимых методов ликвидации разливов нефти, отобранных из обстоятельств инцидента (тип нефти, объем и свойства, преобладающие ветра и условия волнения, возможности логистического обеспечения). Данные методы включаются в Матрицу. Для ликвидации нефтяного загрязнения в предохранительной зоне или ее защиты, разрабатывается отдельная Матрица. Для этой цели в Матрице уточняются и предусматриваются оптимальные способы по очистке и защите береговой линии. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |