|
|
|
Определение таможенной стоимости ввозимых товаров в рамках вступления РК в ВТО
Е. Таниев, главный эксперт КГД МФ РК
В связи с вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО) Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан проводит разъяснительную работу для налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности по отдельным аспектам таможенного оформления. Одним из таких аспектов является определение таможенной стоимости ввозимых товаров. Одним из условий вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию являлось приведение норм таможенного законодательства в соответствие с нормами ГАТТ/ВТО, а именно Марракешским соглашением по таможенной оценке или Соглашением по применению статьи VII ГАТТ/ВТО. В соответствии с данным Соглашением определено шесть методов определения таможенной стоимости товаров: 1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами. 2. По стоимости сделки с идентичными товарами. 3. По стоимости сделки с однородными товарами. 4. На основе вычитания стоимости. 5. На основе сложения стоимости. 6. Резервный метод. Процесс обследования по данному вопросу со стороны Всемирной торговой организации был начат еще в 2002 году. Определенные коррективы в рамках процесса совершенствования таможенного законодательства по таможенной стоимости пришлось вносить в связи с вступлением* Казахстана в Таможенный союз. Еще в Законе Республики Казахстан от 20 июля 1995 г. «О таможенном деле в Республике Казахстан» были заложены основные нормы определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе Соглашения по применению статьи VII ГАТТ/ВТО: методы определения таможенной стоимости и порядок их применения. Следующим этапом совершенствования явился Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года, где также были заложены основные нормы определения таможенной стоимости в соответствии с Соглашением ВТО по таможенной оценке товаров. С началом процесса по вступлению Республики Казахстан в ВТО начался процесс приведения в полное соответствие с этим соглашением. Так, по требованию ВТО в 2005, 2007 и 2009 годах был внесен ряд уточняющих поправок в редакцию Таможенного кодекса в соответствии с текстом Соглашения по применению статьи VII ГАТТ/ВТО. Основными требованиями явились включение прямой нормы, указывающей, что таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан товаров основывается на общих принципах таможенной оценки Генерального соглашения по тарифам и торговле и Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле. Вторым требованием экспертов ВТО было исключение применения ценовых справочников из резервного метода определения таможенной стоимости товаров. Соответствующие требования были исключены из норм казахстанского таможенного законодательства, и содержание статьи, касающейся резервного метода определения таможенной стоимости, приведено в соответствие с нормами Соглашения ГАТТ/ВТО. Следующим этапом развития нормативной базы по таможенной стоимости товаров явилось вступление Республики Казахстан в Таможенный союз, и уже на подготовительном этапе в 2008 году был разработан ряд международных документов между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Одним из базовых соглашений явилось Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, подписанное в г. Москве 25 января 2008 года и ратифицированное Законом Республики Казахстан от 23 февраля 2009 года № 139-IV. Данное соглашение в максимальной степени, практически зеркально, приведено в соответствие с текстом Соглашения ВТО по таможенной оценке. На это повлияло обстоятельство процесса вступления в ВТО не только нашей республики, но и Российской Федерации. Соответственно, экспертами ВТО теперь обследовались нормы международного акта Таможенного союза и сделаны выводы о соответствии текста Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, тексту Соглашения ВТО. Одним из новшеств данного соглашения явилось отложенное определение таможенной стоимости, когда необходимо уточнение таможенной стоимости ввиду отсутствия каких-либо данных на момент ввоза товаров. Таким образом, законодательство Республики Казахстан изначально базировалось на Соглашении по применению статьи VII ГАТТ/ВТО и в настоящее время полностью соответствует его требованиям.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |