|
|
|
23.06.2025 Порядок досудебного и судебного рассмотрения случаев воспрепятствования законной деятельности юридического консультанта:
Әлімов Олжас Төлегенұлы, магистр юридических наук, Председатель палаты юридических консультантов «Центр правовой защиты и оказания юридических услуг»
Бактымбетова Айгуль Абильдаевна Руководитель отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг населению Департамента юстиции города Алматы
Совершенствование правовой системы Республики Казахстан сопровождается укреплением механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Одной из важнейших конституционных гарантий, закреплённой в пункте 3 статьи 13 Конституции, является право каждого на получение квалифицированной юридической помощи [1]. Реализация этого права требует наличия профессиональных правовых механизмов, обладающих независимостью, устойчивостью и необходимыми законодательными гарантиями. Знаковым этапом в развитии системы оказания юридической помощи стало принятие Закона Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 176-VI «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее - Закон) [2]. Указанный нормативный акт сыграл ключевую роль в легализации и институционализации деятельности юридического консультанта как новой фигуры для национальной правовой системы. Его принятие было направлено на установление единых стандартов правового регулирования профессиональной деятельности широкого круга юристов, осуществляющих оказание юридической помощи на постоянной основе. Законодателем были дифференцированы два основных субъекта, уполномоченных на предоставление юридических услуг в установленном порядке: адвокаты и юридические консультанты. Такое нормативное разграничение позволило закрепить правовой статус каждой категории специалистов, а также определить особенности их профессиональной деятельности, включая требования к квалификации, порядок допуска к профессии и пределы профессиональной ответственности. Согласно ст. 75 Закона, юридическим консультантом является физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедшее аттестацию, являющееся членом палаты юридических консультантов и оказывающее юридическую помощь. В настоящее время юридические консультанты имеют право оказывать юридическую помощь по гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях, а также по отдельным категориям уголовных дел в интересах потерпевшего. Несмотря на общую цель деятельности — защиту прав и законных интересов граждан, статус адвоката наделён более широкими процессуальными и информационными полномочиями. Согласно статье 35 Закона, адвокаты имеют право получать сведения, включая информацию с ограниченным доступом, в порядке, установленном законом. Эти сведения могут касаться государственных тайн, коммерческой тайны, конфиденциальной информации и иных охраняемых законом данных. Юридические консультанты, действуя в рамках статьи 76-1 указанного Закона, также обладают правом направления запросов, однако его реализация подчиняется ограничениям, установленным иными отраслями законодательства. До 2025 года их профессиональная деятельность фактически оставалась без эффективных механизмов правовой защиты от воспрепятствования. В настоящее время осуществление консультантами своих функций требует обеспечения соответствующих государственных гарантий, прямо предусмотренных законодательством. Во-первых, права юридического консультанта не подлежат ограничениям, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. Государственные органы, органы местного самоуправления и юридические лица обязаны предоставить письменный ответ на запрос консультанта, связанный с оказанием юридической помощи, в срок до десяти рабочих дней.
Однако данное право не является безусловным. Например, в деле, рассмотренном в 2022 году Специализированным межрайонным административным судом Мангистауской области, юридический консультант направил запрос в государственное медицинское учреждение о предоставлении сведений, содержащих персональные медицинские данные. Данная информация была передана третьему лицу без соответствующих полномочий, что суд признал нарушением законодательства о медицинской тайне [3]. Суд указал, что положения статьи 76-1 Закона не освобождают от соблюдения общих требований по защите конфиденциальной информации.
Во-вторых, статья 76-1 Закона предусматривает, что вмешательство или воспрепятствование законной деятельности юридического консультанта влечёт юридическую ответственность. До 2025 года статья 668 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) распространялась исключительно на деятельность адвокатов [4]. Таким образом, юридические консультанты были лишены аналогичных правовых механизмов защиты. Статья 76-1 была введена в Закон 9 июня 2021 года с принятием Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи». До этого момента юридические консультанты были фактически не имели правовых гарантий, обеспечивающих защиту их профессиональной деятельности (подробнее см. «Расширение полномочий юридических консультантов в правовой защите: их роль и ответственность в административном судопроизводстве») [5]. В отношении указанного дополнения Конституционный Совет РК в своем нормативном постановлении отметил следующее: - «В Законе проводится линия по дальнейшему усилению роли и ответственности юридических консультантов в оказании квал ифицированной юридической помощи населению, особенно, при осуществлении представительства в судах, путем распространения на них некоторых требований, условий и инструментов адвокатов (гарантии деятельности, помощники, тайна юридического консультанта и другие)» [6]. Таким образом, Конституционный Совет акцентировал внимание на том, что законодатель проводит последовательную линию по усилению роли и ответственности юридических консультантов, стремясь уравнять их правовой статус с адвокатами. Продолжением данной правовой линии стало принятие 10 января 2025 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» [7]. В соответствии с указанным законом, в статью 668 КоАП РК были внесены изменения, распространившие её действие также на юридических консультантов. Обновлённая редакция статьи 668 («Воспрепятствование законной деятельности адвоката, юридического консультанта») предусматривает: - «Воспрепятствование осуществлению законной деятельности адвоката либо коллегии адвокатов, юридической консультации, адвокатской конторы, а также юридических консультантов, выразившееся в непредставлении либо отказе от представления в установленные законодательством сроки по письменному запросу необходимых документов, материалов или сведений, требуемых для осуществления их профессиональных обязанностей, если указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечёт наложение штрафа: на должностных лиц — в размере пятнадцати, на юридических лиц — в размере двадцати месячных расчетных показателей».
Распространение действия статьи 668 КоАП РК на юридических консультантов стало значимым шагом на пути к обеспечению равных условий доступа к правосудию и правовой информации для всех субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь. Применительно к юридическим консультантам алгоритм защиты их прав включает два этапа: досудебный и судебный.
Досудебный порядок На досудебном этапе юридический консультант, столкнувшийся с воспрепятствованием своей законной деятельности (например, отказом в предоставлении запрошенной информации в установленный срок), должен направить жалобу в территориальный департамент юстиции. Именно это ведомство уполномочено рассматривать подобные обращения, анализировать обстоятельства дела и определять наличие признаков административного правонарушения, подпадающего под действие статьи 668 КоАП РК. В соответствии со ст. 804 КоАП РК и Инструкцией, утверждённой приказом Министра юстиции от 30 декабря 2014 года № 398, составление Протокола об административном правонарушении по ст. 668 КоАП РК отнесено к компетенции органов юстиции [8]. После проведения административного расследования должностное лицо департамента юстиции вправе: - вынести постановление о наложении штрафа, - либо направить дело в специализированный суд по делам об административных правонарушениях, если правонарушение не признано.
Судебный порядок В случае, если лицо, в отношении которого подана жалоба, отрицает факт совершения административного правонарушения, материалы дела подлежат передаче на рассмотрение в специализированный межрайонный суд по делам об административных правонарушениях. Суд, руководствуясь статьёй 829-14 КоАП, принимает одно из следующих решений: - вынесение постановления о наложении взыскания, - прекращение производства, - направление на новое рассмотрение. Показательным примером применения статьи 668 КоАП РК в отношении юридического лица, воспрепятствовавшего законной деятельности адвоката, является постановление Специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы от 24 апреля 2025 года №7528-25-00-3/5961 [9]. В рамках рассмотрения дела суд установил, что Объединение собственников имущества (ОСИ), допустило бездействие, выразившееся в непредоставлении ответа на адвокатский запрос. Запрос был направлен адвокатом в интересах доверителя и содержал требование о предоставлении сведений, необходимых для осуществления её профессиональных обязанностей. Ответ на указанный запрос в установленный срок предоставлен не был, что и послужило основанием для обращения адвоката в Департамент юстиции города Алматы. По итогам рассмотрения заявления адвоката и проведения административного расследования, должностным лицом департамента был составлен протокол об административном правонарушении. Дело было передано в суд. Представители ОСИ не признали вину, ссылаясь на якобы ненадлежащее оформление адвокатского запроса. Однако суд, исследовав материалы дела и приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», указал, что предоставление в неполном объеме адвокату запрашиваемых им документов, материалов или сведений, требуемых для осуществления его профессиональных обязанностей, следует рассматривать как непредоставление таких документов адвокату в установленные законодательством сроки, что влечет административную ответственность по статье 668 Кодекса, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния. Суд установил, что ОСИ нарушило пункт 8 статьи 35 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», в соответствии с которым юридические лица обязаны предоставить ответ на адвокатский запрос в течение десяти рабочих дней. Тем самым, суд пришёл к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 668 КоАП РК. Таким образом судебная практика по делам, связанным с адвокатами, уже накоплена и демонстрирует устойчивую правовую позицию в защиту их профессиональных прав. Для юридических консультантов такая правовая возможность появилась лишь после внесения изменений в январе 2025 года. Это требует от них чёткого понимания процедурных различий между досудебным и судебным порядком защиты своих прав, а также грамотного использования новых правовых инструментов, предоставленных обновлённым законодательством. Введение юридических консультантов в сферу действия статьи 668 КоАП РК стало значительным шагом на пути к институциональному укреплению правового положения этой категории специалистов. Это обеспечивает им не только декларативные, но и процессуальные гарантии при осуществлении профессиональной деятельности. Однако эффективность новых механизмов во многом зависит от уровня правосознания как самих консультантов, так и лиц, взаимодействующих с ними. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос правовой грамотности и навыков применения норм административного права в досудебном и судебном порядке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года); 2 Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 5 июля 2018 года; 3 Дело № 4794-22-00-4/152, Специализированный межрайонный административный суд Мангистауской области, 4 апреля 2022 года. Доступ: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33024087; 4 Кодекс Об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года; 5 Әлімов О.Т. Расширение полномочий юридических консультантов в правовой защите: их роль и ответственность в административном судопроизводстве // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36802652&pos=6;-89 6 О проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 1 7 Закон Республики Казахстан от 10 января 2025 года № 155-VIII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»; 8 Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 398 «Об утверждении Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан». 9 Дело № 7528-25-00-3/5961, Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям города Алматы, 3 февраля 2025 года. Доступ: https://sb.prg.kz/lawsuits/6331385
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |