| ||||||||||||||||||||
|
|
|
12.12.2025 О некоторых вопросах по противодействию коррупции в Казахстане после реорганизации антикоррупционных органов С. Темирбулатов, Почетный юрист РК
Указом Президента Республики Казахстан от 30 июня 2025 года № 927 «О мерах по совершенствованию системы государственного управления» антикоррупционная служба была передана в состав Комитета национальной безопасности. Часть функций реорганизуемого Агентства РК по противодействию коррупции (далее - Антикор) передана Агентству по делам государственной службы (далее - АДГС), включая формирование и реализацию антикоррупционной политики, координацию в сфере противодействия коррупции, минимизацию причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также формирование антикоррупционной культуры. Многие государственные СМИ и аналитики приветствовали реорганизацию Антикора как логичный шаг в рамках модернизации системы и улучшения эффективности государственного управления в целом для усиления борьбы с коррупцией. Вместе с тем некоторые аналитики и независимые масс-медиа высказывали обеспокоенность по поводу возможной утраты открытости, прозрачности, участия гражданского общества в борьбе с коррупцией, что потенциально может пойти вразрез с требованиями международных договоров, к которым присоединился Казахстан. В течение более десяти лет своего функционирования Антикором проведена значительная работа по усилению противодействия коррупции в стране. Большое значение придавалось открытости и широкому вовлечению гражданского общества. Эффективная профилактическая работа проводилась Антикором с участием волонтеров, общественного совета при Агентстве, других общественных организаций. Информация о деятельности Агентства и его территориальных органов широко освещалась в средствах массовой информации. На одном из каналов казахстанского телевидения выходила еженедельная передача на казахском и русском языках «Stop жемкорлык» и «Stop коррупция». Пресс служба Антикора активно сотрудничала и предоставляла необходимую информацию о работе Агентства во многие печатные и электронные масс-медиа. Аналогичная работа в областях проводилась территориальными департаментами Антикора с активным вовлечением местных СМИ и общественных объединений в профилактическую работу. Одним из ключевых направлений деятельности Антикора являлась работа с международными специализированными структурами. Среди главных задач в данном направлении было внедрение передовых признанных во всем мире стандартов противодействия коррупции. Излишним будет напоминать, что коррупция - это глобальная проблема. После ратификации Конвенции ООН против коррупции в 2008 году Казахстан успешно проводил системную работу по имплементации ее норм в национальное законодательство, признавая стратегическое значение этой работы. В марте 2024 года в Страсбурге был принят отчет Казахстана по исполнению рекомендаций первых двух раундов мониторинга ГРЕКО. В сентябре того же года в Париже принят отчет по пятому раунду мониторинга в рамках Стамбульского плана действий антикоррупционной стратегии (АКС) ОЭСР. С июня прошлого года Казахстан участвует в инициативе ОЭСР по индикаторам публичной добропорядочности. Активная деятельность Казахстана на международных платформах привела к всеобщему признанию твердой приверженности нашей страны борьбе с коррупцией как ее стратегическому приоритету. Международные эксперты оценивают Казахстан как лидера в регионе не только во внедрении антикоррупционных стандартов, но и в успешной правоприменительной практике. Оценивая достижения Республики в противодействии коррупции, претворение все более системного подхода с вовлечением широких общественных кругов и частного сектора, некоторые аналитики высказывают обеспокоенность в связи с реорганизацией Антикора, в частности, относительно возможного снижения открытости, прозрачности и ограничения роли гражданского общества в противодействии коррупции. Признавая потенциальные преимущества присоединения Антикора к Комитету национальной безопасности, они в то же время отмечают и риски, связанные с секретным характером деятельности Комитета, отсутствием гражданского и парламентского контроля. В мире существуют разные модели организации антикоррупционных ведомств, определяемых их политической системой и законодательством, но общими для эффективных антикоррупционных органов являются независимость надзора, открытость и публичная отчетность. Организация экономического сотрудничества (ОЭСР), группа ГРЕКО, организация Транспаренси Интернешнл всегда отмечают функциональную автономность, независимость антикоррупционных структур как обязательное условие их эффективной работы. Для успешного претворения выбранной Казахстаном комплексной модели, в которой Служба КНБ по противодействию коррупции занимается пресечением уже совершенных коррупционных преступлений, а АДГС сосредоточено на превентивных мерах и устранении коренных причин коррупционных рисков, Агентству предстояло значительно расширить и усилить полномочия по ряду направлений. Указом Президента РК от 14.07.2025 г. № 945 утверждены новые полномочия АДГС в вопросах противодействия коррупции. Новые функции АДГС по формированию и реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан, координации в сфере противодействия коррупции, минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, анализу коррупционных рисков, взаимодействию с институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции, а также формирование антикоррупционной культуры требуют значительного кадрового и аналитического подкрепления. Работа по всем этим направлениям успешно осуществлялась Антикором как основа его деятельности по превенции коррупции и накопленный опыт может послужить хорошей основой для продолжения этой работы АДГС. Для наращивания результативности такой деятельности данному Агентству необходимо активное привлечение волонтеров, своих сторонников и помощников в других государственных и негосударственных органах. Прежде всего это выработка и введение в действие устойчивого межведомственного формата координации и взаимодействия с органами государственного и квазигосударственного секторов, особенно с КНБ, МВД и Генпрокуратурой. Четкие механизмы координации должны работать также и на уровне регионов. Некоторые аналитики отмечают отсутствие «жесткой силы» у АДГС как фактор, потенциально снижающий способность воздействовать на органы, которые могут игнорировать превентивные рекомендации. Для усиления полномочий АДГС необходимо сочетание жестких мер, включая предоставление АДГС права на проведение независимых аудитов и внеплановых проверок, требование прозрачности, подотчетности, наделение АДГС полномочиями по реальным санкциям, с мерами профилактики коррупционных правонарушений. Проблематичными могут стать трудности, связанные с контролем за исполнением антикоррупционных мер. У Антикора имелся широкий инструментарий для качественного проведения проверок, включая мониторинг через специальные информационные системы, анализ результатов, анализ рисков и превентивные меры, комплаенс проверки, внесение представлений об устранении условий, способствующих коррупции, горячие линии для приема сообщений о коррупции, взаимодействие с общественностью через прямые эфиры. Для успешной деятельности АДГС в этом направлении потребуется создание аналогичных инструментов. Для успешной работы в области превенции коррупции АГДС следует усилить аналитический и методологический аппарат. Решающую роль в успешной антикоррупционной работе играет наличие профессиональных кадров. При реорганизации государственных органов нередко происходит их размывание и потеря. К сожалению, этого не удалось избежать при реорганизации Антикора. Значительная часть сотрудников подразделений превенции в центре и областях не перешла в АГДС: некоторые из них перешли на работу в других структурах или ушли на пенсию по выслуге лет. Только 140 из 286 сотрудников органов Антикора по республике перешли в АГДС и его территориальные департаменты. В это число входят и специалисты из вспомогательных служб, включая кадровые, финансово-хозяйственные, административно-правовые. В результате реорганизации Антикора АДГС не получило существенного кадрового подкрепления для выполнения функции превенции коррупции. Столь серьезная реформа в области борьбы с коррупцией, в которой упор сделан на усиление превентивной работы, требует больших изменений в организации работы АДГС. Понятно, что требуется время для того, чтобы система заработала в полной мере. Но прошло уже четыре месяца со времени, когда АГДС получило функции по превенции коррупции, и общественность вправе ожидать информацию о работе в этой области, являющейся стратегическим приоритетом. За этот период в СМИ опубликованы лишь официальные сообщения об указах о реорганизации Антикора. Казинформ один раз в месяц размещал материалы о том, сколько уголовных дел о коррупции возбудил и расследовал КНБ. В июле этого года были опубликованы некоторые материалы, подготовленные сотрудниками прежнего Антикора до его реорганизации, в том числе Национальный доклад о противодействии коррупции за 2024 год. Но за эти четыре месяца нет публикаций о работе АДГС по превенции коррупции, о каком-либо деле, инициированном непосредственно АДГС. Нет материалов по превентивной работе АДГС и на их сайте. Отсутствует регулярная статистика по превентивной работе АДГС. В практике Антикора открытость и информирование широкой общественности о работе по противодействию коррупции были ключевыми элементами коммуникационной стратегии. Будем надеяться, что АДГС продолжит эффективно работать в этом направлении.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |