|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Правовые основы организации и ведения бизнеса в Республике Казахстан
Дорогие друзья, Представляем вашему вниманию обзор «Правовые основы ведения бизнеса в Республике Казахстан» («Обзор»), содержащий основную информацию о законодательном регулировании и особенностях ведения бизнеса в стране. При подготовке материала мы учитывали интересы и потребности наших клиентов, связанные с различными аспектами их деятельности в Республике Казахстан. Надеемся, что Обзор, содержащий основные законодательные регуляции по состоянию на 1 ноября 2022 года, будет вам полезен и поможет правильно сориентироваться в казахстанском правовом пространстве.
2. Правовая система и особенности правового регулирования бизнеса в РК 4. Антимонопольное регулирование и естественные монополии 7. Регулирование земельных отношений 11. Налоги, сборы и другие обязательные платежи 13. Государственно-частное партнерство 14. Специальные экономические и индустриальные зоны 15. Трудовые отношения и привлечение иностранной рабочей силы 16. Порядок въезда и пребывания иностранных граждан в РК 17. Персональные данные и их защита 18. Интеллектуальная собственность и авторское право 19. Разрешение споров, признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей AEQUITAS - ЛИДЕР НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ РК ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ И ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Согласно последнему в своей серии отчёту Всемирного банка в 2020 году РК в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса (Doing Business) заняла 25-е место из 190. РК находится на 36-м месте из 63 стран в рейтинге мировой конкурентоспособности IMD-2022 (World Competitiveness Ranking) и на 55-м месте из 141 в Индексе глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index). В мировом рейтинге верховенства закона (WJP Rule of Law Index) - 65-е место из 140. В рейтинге стран мира по уровню процветания(The Legatum Prosperity Index) - 64-я позиция среди 167 стран. Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) - 102-е место из 180. Рейтинг РК в списке наиболее миролюбивых стран (Global Peace Index) - 97-е место из 163. Территория: 2 724 900 км²; 9-я по величине страна мира, равная территории Западной Европы. Границы: РК граничит на севере и западе с Российской Федерацией, протяженность границы составляет 7 591 км; на востоке с Китаем - 1 783 км; на юге с Кыргызстаном - 1 242 км; с Узбекистаном - 2 351 км и Туркменией - 426 км. Общая протяженность сухопутных границ - 13 200 км. Омывается водами внутриконтинентальных Каспийского и Аральского морей. РК - самая крупная страна в мире, которая не имеет прямого выхода к Мировому океану. Административно-территориальное деление в РК: 17 областей, 3 города республиканского значения (Астана (столица с 1998 года; 1,2 млн. человек), Алматы (бывшая столица; 2 млн. человек), Шымкент (1,1 млн. человек)). Крупные города: Астана, Алматы, Шымкент, Караганда, Атырау, Актау. Среди 8 регионов, отмеченных в отчете «Ведение бизнеса в Казахстане 2020», легче всего вести бизнес в городе Алматы, в Актюбинске и в Костанае. Климат: континентальный, резко-континентальный - холодная зима и жаркое лето. Численность населения: Общая численность[1] населения РК составляет 19,7 млн. человек на 1 октября 2022 года. Занимает 64-е место в списке стран по численности населения, 183-е место в списке стран по плотности населения:
Религия: РК является светской поликонфессиональной страной. По данным переписи 2021 года мусульмане составляют 69,31% населения, христиане - 17,19%. Языки: Основными языками являются казахский и русский. Казахский язык имеет статус государственного языка; русский язык имеет равный официальный статус для всех уровней административного и институционального назначения. В 2012 году принято решение о поэтапном переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику. Перевод на латиницу намечен на 2025 год. Денежная единица: тенге. Введена 15 ноября 1993 года. Членство: Организация Объединенных Наций (ООН), ВТО, Организация Тюркских Государств (ОТГ), СНГ, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), ЕАЭС, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация исламского сотрудничества (ОИС) и Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). Политический строй: республика. Глава государства - Президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 7 лет. Государственная власть в РК делится на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Основной орган законодательной власти - Парламент, состоящий из верхней (Сенат) и нижней (Мажилис) палат. Промышленность: В структуре производства > 60 % приходится на добычу нефти и газа, металлургическую промышленность, производство электроэнергии. Наличие значительных природных ресурсов обеспечили развитие национальной добывающей и перерабатывающей промышленности со значительным перевесом в пользу добывающих отраслей. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах РК выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство > 60 элементов. Минерально-сырьевая база страны - > 5 000 месторождений, прогнозная стоимость которых оценивается в десятки трлн. долларов США. РК занимает 1 место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, 2 - серебра, свинца и хромитов, 3 - меди и флюорита, 4 - молибдена, 6 - золота, 9 - по подтвержденным запасам нефти, 8 - по запасам угля и 2 место по запасам урана. Нефтяная отрасль - одна из основных отраслей экономики страны. Доказанные запасы нефти и газового конденсата достигают 39,8 млрд. баррелей (≈ 5,3 млрд. тонн). При сохранении текущего уровня производства и неизменном объеме запасов добыча нефти и газа в стране может длиться в течение 70 лет. Первая казахстанская нефть добыта в ноябре 1899 года на месторождении Карашунгул в Атырауской области. Добыча нефтив РК в 1992 году составила 25,8 млн. тонн, а в 2021 году - 73,7 млн. тонн[2]. Наиболее крупными нефтяными компаниями являются Тенгизшевройл, Карачаганак Петролиум Оперейтинг, Казмунайгаз, Мангистаумунайгаз, CNPC-Актюбемунайгаз, Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В. (NCOC) и другие. Крупнейшие казахстанские нефтяные месторождения: Тенгиз, Кашаган, Карачаганак и Узень. По данным Worldometers в 2022 году РК заняла 18-е место из 127 стран по суточной добыче нефти. Лидерами рейтинга традиционно являются США, Саудовская Аравия и Россия. Сельское хозяйство: РК входит в десятку ведущих мировых экспортеров зерна и является одним из лидеров по экспорту муки. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, ячмень, просо, рис, хлопчатник, табак. РК славится также своими садами, виноградниками и бахчевыми культурами. Основными направлениями животноводства является разведение крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов и овец. В РК также развито птицеводство и рыболовство. Транспорт: Транспортно-коммуникационный комплекс РК включает в себя железнодорожные, воздушные, речные, трубопроводные, автомобильные магистрали и телекоммуникационные системы. Большинство грузов транспортируется по железной дороге. Морское судоходство осуществляется на Каспийском море, имеется прямой выход на Иран и Азербайджан через морские порты Актау и Баутино. Последние годы РК реализует масштабный проект «Новый Шелковый Путь», который должен возродить историческую роль страны как главного связующего звена континента и превратить ее в крупнейший деловой и транзитный хаб региона. На сегодня сформирована сеть эффективных транзитных трансконтинентальных коридоров и маршрутов из Китая в Центральную Азию и страны Персидского залива, диверсификация которых занимает важную роль в развитии транспортно-логистической системы страны. К 2019 году казахстанский и китайский участки международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай» («ЗЕ-ЗК», протяженностью 8 445 км, из них 2 787 км проходит по территории РК) уже завершены и функционируют, что позволило увеличить объем грузовых перевозок через РК в > 2,5 раза. Параллельно проводится работа по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и других проектов, которые обеспечат сквозную логистику в кратчайшие сроки. В рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы продолжается работа по устранению инфраструктурных ограничений. По итогам 2020 года общая протяженность магистральных трубопроводов в РК составила около 23 445 км. В том числе газопроводы - 15 424,9 км и нефтепроводы - 8 020,1 км. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием РК и России, а также ведущих добывающих компаний. Трубопровод протяженностью около 1 500 км доставляет нефть с месторождений в РК (⅔ казахстанского нефтеэкспорта) и России до морского терминала под Новороссийском, откуда она экспортируется. Туризм: В глобальном Индексе развития путешествий и туризма (Travel & Tourism Development Index) в 2021 году РК заняла 66-е место из 117 стран. По отдельным субиндексам отмечается высокий потенциал страны в общем рейтинге. К примеру, по ценовой конкурентоспособности РК занимает 1-е место. На территории РК находятся 13 национальных парков, 10 заповедников, 6 резерватов, 50 заказников, 5 заповедных зон, 79 памятников природы. Ключевые туристские территории республиканского уровня: Щучинско-Боровская курортная зона; побережье озера Алаколь; горный кластер Алматинского региона; государственные национальные природные парки Алматинской области: Шарын, Иле-Алатау, Алтын-Емел, Кольсайские озера; побережье озера Балхаш; побережье Каспийского моря; город Туркестан; Баянаульская и Имантау-Шалкарская курортные зоны и другие. 1.2. краткие итоги социально-экономического развития 2021 Одно из важнейших событий 2021 года - 30-летие независимости страны. Экономика РК начала восстанавливаться после сильнейшего за последние двадцать лет спада из-за пандемии COVID-19. Новый Национальный план развития на 2020-2025 годы и новый Экологический кодекс 2021 года - важные инициативы, которые позволят РК стимулировать более инклюзивный и зеленый рост. Кроме того, РК приняла важное обязательство в рамках мировых усилий по борьбе с изменением климата: достичь углеродной нейтральности до 2060 года. С 2012 года реализуется Стратегия развития «Казахстан-2050», цель которой войти в тридцатку самых развитых стран мира. С 2015 года реализуется План нации - 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ. Например, в сфере выдачи разрешений на строительство задача заключается во введении 3-этапного процесса: выдача архитектурно-планировочного задания в течение 30 дней; согласование проектной документации в течение 20 дней; и выдача разрешения на строительство в течение 10 дней. В 2017 году запущена Третья модернизация РК, успешно реализуется Программа индустриализации, принята комплексная программа «Цифровой Казахстан», разработан комплексный Стратегический план развития РК до 2025 года. Осуществляется масштабная социальная модернизация страны - строятся новые школы, профессиональные колледжи и университеты, открываются современные медицинские клиники и больницы, совершенствуется система социальной поддержки населения. С 2019 года действующим Президентом РК является Касым-Жомарт Токаев, сменивший на посту Первого Президента Нурсултана Назарбаева. Национальная экономика. По итогам 2021 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 4%, а объема промышленного производства - 3,8%. Уровень безработицы составил 4,9% к рабочей силе (450 тыс. человек). Количество зарегистрированных юридических лиц по состоянию на 1 декабря 2021 года составило 486 021 единиц. Среди ключевых мер, действующих для поддержки малого и микробизнеса, — освобождение от налога на доходы и введение моратория на проведение проверок до января 2023 года. Строительная отрасль в 2021 году показала стабильный рост, в том числе благодаря мерам политики, разрешающим частично использовать пенсионные накопления, и государственной программе по поддержке инвестиций в жилую недвижимость. С 16 декабря 2020 года в рамках вхождения РК в ВТО иностранным банкам разрешено открывать свои прямые филиалы в РК. В 1-ом квартале 2022 года макроэкономические условия резко ухудшились из-за январских протестов в РК и эскалации геополитической напряженности в регионе. Волатильность курса национальной валюты, ускорение инфляции, падение стоимости акций казахстанских компаний на Лондонской бирже, а также отголоски антироссийских торговых санкций Запада - временно снизили деловую уверенность иностранных инвесторов в казахстанском рынке и ведут к риску дальнейшего сдерживания решений о входе на рынок или расширении деятельности. При этом мировые цены на нефть, металлы и продовольствие существенно выросли на фоне дисбаланса на мировом товарном рынке из-за санкционной войны и разрыва цепочек поставок. С начала марта запрет на реэкспорт и прием грузов, идущих транзитом через российскую территорию, привел к перебоям в поставках казахстанских товаров, которые сопровождаются потерями для казахстанских экспортеров (на ЕС приходится 29% экспорта РК). Понадобится время, чтобы цепочки европоставок смогли восстановиться путем нахождения альтернативных маршрутов. Тем не менее, текущая ситуация открывает для РК в долгосрочной перспективе «окно» возможностей в некоторых секторах экономики, в частности, за счет закрытия воздушного пространства для России, введения санкций против российских авиалиний, совершения значительного количества торговых и финансовых операций с участием российских компаний. 6 мая Банк «ЦентрКредит» завершил приобретение 100% акций АО ДБ «Альфа-Банк» в РК, попавшего в санкционные списки. 13 апреля казахстанская «дочка» «Сбербанка» и крупнейший казахстанский системообразующий банк Halyk Bank заключили сделку по передаче кредитного портфеля. 2 сентября Национальный управляющий холдинг «Байтерек» и Группа Сбербанк закрыли сделку купли-продажи всего пакета акций дочернего банка Сбера в Казахстане (ДБ АО «Сбербанк»). В марте Правительство РК приступило к реализации комплексного пакета первоочередных антикризисных мер, в том числе по обеспечению финансовой стабильности. В феврале 2022 года внесены изменения в «Национальный план развития страны до 2025» года с учетом изменений на рынках и в мировой экономике. НБК повысил базовую ставку до 14%. Согласно соответствующему Указу, запрещен вывоз иностранной валюты в эквиваленте более 10 000 долларов США по курсу НБК на дату вывоза. В конце марта при Правительстве РК начала работу комиссия по демонополизации экономики. Планируется, что в государственную собственность будут возвращены объекты, необоснованно приватизированные в сферах телекоммуникаций, железнодорожной инфраструктуры, медиа активов. Так, в апреле в государственную собственность были возвращены 28,8% «Казахтелекома». Единое экономическое пространство (ЕЭП) было создано в 2012 году с целью создания единого интегрированного рынка. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. С 6 мая 2017 года в государствах-членах ЕАЭС начал действовать единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий. Также предполагается унифицировать правила производства и реализации фармпрепаратов и медизделий на территории союзных государств к 2025 году. 1 октября 2019 года была утверждена Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС, которая определяет основные цели, задачи и ключевые направления формирования с указанием этапов и мероприятий по их реализации, правовую основу его функционирования, порядок информационного взаимодействия и административного сотрудничества регуляторов, задачи и полномочия наднационального регулирующего органа ЕАЭС.
• • • 2. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В РК
2.1. Общая информация о правовой системе РК Правовая система РК относится к романо-германской (континентальной) системе права. Основной закон, обладающий высшей юридической силой - Конституция РК, принятая в 1995 году на республиканском референдуме. Действующим правом в РК являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативно-правовых актов («НПА»), международных договоров, а также нормативных постановлений Конституционного совета[3] и Верховного суда. Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед национальным законодательством и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание специального акта. Практически все формы и этапы осуществления бизнеса в РК юридически регламентированы. Наряду с основными НПА (Конституцией, кодексами, законами, постановлениями Правительства, приказами и т.д.) действует большое количество производных актов (положений, технических регламентов, правил и инструкций), обязательных к соблюдению и применению. Казахстанское законодательство нестабильно - акты всех уровней (законодательные и подзаконные) регулярно обновляются и дополняются. Основными факторами существенного обновления и дополнения казахстанского законодательства являются в настоящее время такие обстоятельства как вступление РК в ВТО, планы по вступлению страны в ОЭСР, дальнейшая реализация Стратегии «Казахстан - 2050», План Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, Программа модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», Программа «Цифровой Казахстан», Стратегический план развития РК до 2025 года, необходимость привлечения инвестиций в экономику в связи со снижением их объема в результате ухудшения правового режима инвестиций за последние полтора десятка лет. 11 января 2022 года на внеочередном заседании Парламента РК, созванного в связи с объявлением чрезвычайного положения в стране и отставкой Правительства в результате массовых протестов и последовавших событий, Президент Токаев представил новый состав Правительства РК и одновременно дал Правительству ряд поручений, направленных на изменение социально-экономической политики государства. В сентябре 2022 года Президент огласил конкретные шаги по политической и экономической трансформации страны. В связи с изложенным в настоящее время происходит ревизия действующего законодательства, а также ожидаются последующие изменения в законодательстве, направленные на реализацию анонсированных изменений. Казахстанская правоприменительная практика не отличается единообразием. По аналогичным спорам судами одного уровня могут быть вынесены разные, а иногда и противоположные решения. Отчасти это можно объяснить тем, что судебный прецедент в РК официально не является источником права. На практике также нередки случаи неодинакового, а иногда и взаимно противоречащего толкования положений НПА различными государственными органами. В настоящее время казахстанское законодательство находится в стадии гармонизации с единым наднациональным законодательством ЕАЭС. За последние годы принято большое количество международных договоров, устанавливающих единые принципы деятельности государственных органов и регулирования коммерческой деятельности на территории союза. Гражданский кодекс РК является кодифицированным системообразующим законом, служащим правовой основой регулирования всей массы имущественных и личных неимущественных отношений в условиях рыночной экономики. Общая часть была принята в 1994 году, Особенная часть - в 1999 году. В Гражданском кодексе (Общая часть) содержатся такие важные принципы как равенство участников гражданско-правовых отношений как неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита. Субъектами гражданско-правовых отношений выступают на условиях самостоятельности и не подчинённости друг другу граждане, юридические лица, а в ряде случаев-государство. Особенная часть Гражданского кодекса регулирует отдельные виды договоров, а также многие внедоговорные отношения - обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения, право интеллектуальной собственности, наследственное право и международное частное право. С момента принятия в Гражданский кодекс внесены многочисленные изменения, порою значительные, и этот процесс продолжается. 2.3. Предпринимательский кодекс РК С 1 января 2016 года в РК действует Предпринимательский кодекс РК 2015 года («Предпринимательский кодекс»), который инкорпорировал в себя нормы ряда законов, регулировавших отдельные вопросы предпринимательства, преимущественно в сфере взаимоотношений между бизнесом и государством. Отраслевые виды предпринимательства по-прежнему регулируются специальными законами. В целом Предпринимательский кодекс направлен на совершенствование и развитие законодательства в сфере взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, поддержку предпринимательства, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании предпринимательских отношений. Предпринимательский кодекс ввел некоторые новые регуляции, принципы и понятия в сфере предпринимательства. В частности, введены принципы социальной ответственности предпринимательства, ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности; саморегулирования в сфере предпринимательства; взаимной ответственности субъектов предпринимательства и государства. Введена новая категория субъектов микропредпринимательства, установлен режим саморегулируемых организаций предпринимателей, а также консультативно-совещательных органов с участием представителей от государства и бизнеса. 2.4. Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» («Атамекен») - это некоммерческая, самоуправляемая организация, созданная с целью формирования благоприятных условий для развития предпринимательства на основе эффективного партнерства бизнеса и власти. Задачами «Атамекена» являются защита прав и интересов предпринимателей и обеспечение широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в процесс формирования законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса. Членами «Атамекена» автоматически являются все коммерческие юридические лица, зарегистрированные в РК (в том числе банки и банковские организации, национальные компании и организации, входящие в состав национальных холдингов в сфере промышленности, сельского хозяйства и финансового сектора); индивидуальные предприниматели; крестьянские (фермерские) хозяйства, которые обязаны уплачивать членские взносы с учетом размера совокупного годового дохода. Членство в «Атамекене» не распространяется на филиалы и представительства иностранных организаций; субъекты предпринимательства, осуществляющие аудиторскую и оценочную деятельность; государственные предприятия; некоммерческие юридические лица. Членство в той или иной общественной или бизнес организации — конституционное добровольное право.
• • •
3.1. Общие положения о юридических лицах Виды юридических лиц. В РК создание коммерческих юридических лиц возможно в различных организационно-правовых формах. Наиболее распространенные формы - товарищество с ограниченной ответственностью («ТОО») и акционерное общество («АО»). Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественного объединения, фонда, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в ряде иных форм. Кроме того, на территории МФЦА новое юридическое лицо может быть создано и зарегистрировано в форме частной компании, публичной компании, инвестиционной компании, компании с ограниченным раскрытием, компании специального назначения, ограниченного партнерства, общего партнерства, партнерства с ограниченной ответственностью, частного фонда, некоммерческой организации[4]. Законодательное регулирование. Основными законодательными актами, регулирующим деятельность юридических лиц, являются Гражданский кодекс РК, а также Закон РК от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Закон РК от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах» и Закон РК от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах», действующие с многочисленными изменениями и дополнениями. Государственная регистрация юридических лиц. Для получения статуса юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Государственной корпорации «Правительство для граждан». Законодательно установленный срок регистрации составляет 1 рабочий день (за установленными исключениями). Фактически регистрация занимает более длительное время и производится на основании заявления с приложением необходимых документов (пакет корпоративных документов, выписки из реестра компаний и т.д.). В настоящее время в РК возможна онлайн-регистрация юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, с использованием электронно-цифровой подписи («ЭЦП») учредителя. Перерегистрация и ликвидация юридических лиц. Законодательно установлены основания для обязательной перерегистрации юридических лиц, к ним относятся, в частности, изменение наименования юридического лица, смена участников в ТОО и т.д. Любое юридическое лицо может быть ликвидировано как по решению суда, так и в добровольном порядке. В отдельных сферах деятельности (банковской, страховой и т.д.) ликвидация производится с учетом установленных особенностей. Корпоративные документы. Основными корпоративными документами казахстанских компаний являются устав и учредительный договор (при числе участников или учредителей > 1). Учредительный договор является документом, составляющим коммерческую тайну. В АО учредительный договор прекращает свое действие с момента первого выпуска акций. В ТОО, в котором реестр участников ведется Центральным депозитарием, учредительный договор прекращает свое действие со дня формирования реестра. Ответственность участников. По общему правилу ответственность участника ТОО (акционера АО) ограничена размером внесенного вклада (стоимостью принадлежащих акций). Законодательством могут быть предусмотрены случаи привлечения участника (акционера) к субсидиарной либо солидарной ответственности по долгам юридического лица. Ограничения по иностранному участию. В отношении казахстанских компаний, осуществляющих отдельные виды деятельности (такие как телекоммуникации, охранная деятельность, масс-медиа и т.д.), установлены ограничения по участию иностранных лиц (физических и юридических лиц). ТОО - самая распространенная организационно-правовая форма юридических лиц в РК. Участниками ТОО могут быть юридические и физические лица. Максимальное количество участников не ограничивается. ТОО может состоять и из одного участника, однако, таким участником не может быть другое хозяйственное товарищество (имеющее соответствующий статус по казахстанскому законодательству) с единственным участником. Минимальный размер уставного капитала ТОО, являющегося субъектом крупного или среднего предпринимательства, составляет 100 МРП. При государственной регистрации ТОО, являющегося субъектом малого предпринимательства, обязанность внесения первоначального взноса в уставный капитал с 2015 года отменена. Уставный капитал товарищества делится на доли, которые в пропорциональном соотношении обычно соответствуют размерам вкладов участников. От размера доли зависит количество голосов, размер дивидендов и прочие права участников. Структура управления в ТОО, как правило, двухуровневая:
Руководителем исполнительного органа (или единоличным исполнительным органом) может быть любое лицо, в том числе и иностранец. В ТОО могут быть созданы контролирующие и ревизионные органы. Под АО понимается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. АО вправе выпускать простые акции либо простые (≥ 75%) и привилегированные акции (≤ 25%). Акции выпускаются в бездокументарной форме. Простые акции являются голосующими. Привилегированные акции дают преимущественное право на получение дивидендов в заранее определенном размере и на получение части имущества при ликвидации АО. Владельцы привилегированных акций могут голосовать только по определенным вопросам, затрагивающим права таких акционеров, либо в случае просрочки выплаты дивидендов на > 3 месяца. Все акции АО могут принадлежать одному акционеру. Минимальный размер уставного капитала АО должен составлять 50 000 МРП и формируется путем оплаты акций. Структура управления АО является трехуровневой:
Членами совета директоров и исполнительного органа АО могут быть только физические лица. Членами совета директоров и исполнительного органа могут быть не акционеры общества. 3.4. Различия в правовом режиме ТОО и АО Между ТОО и АО есть достаточно серьезные различия, которые должны быть приняты во внимание при принятии решения о создании юридического лица. Главным отличием между ТОО и АО является более жесткий характер регулирования деятельности АО, что во многом обусловлено тем, что такой ключевой вопрос деятельности АО как выпуск акций находится под контролем специального государственного регулятора. Деятельность ТОО является менее формализованной, что дает некоторую свободу при решении, например, таких вопросов, как организация порядка управления, распределение долей, распределение голосов участников и т.д. Кроме этого, поскольку ТОО не выпускает акции, оно свободно от целого ряда требований законодательства о ценных бумагах. В АО каждая его простая акция предоставляет акционеру, владеющему ею, одинаковый с другими владельцами простых акций объем прав. Голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна акция - один голос». Изменение состава участников ТОО (за исключением ТОО, реестр участников которого ведется Центральным депозитарием ценных бумаг («ЦДЦБ»)), например, в результате продажи или иного отчуждения участником своей доли является основанием для перерегистрации ТОО в органах юстиции. Продажа или иное отчуждение акций, влекущее изменение состава акционеров, не влечет государственной перерегистрации АО. Следует также обратить внимание на следующие специальные законодательные требования к деятельности АО: большая по сравнению с ТОО сумма минимального уставного капитала и необходимость его полной оплаты в течение 30 дней с момента государственной регистрации АО; необходимость соблюдения специального порядка при совершении некоторых категорий сделок, а также требование о публичном раскрытии информации; достаточно сложная процедура регистрации эмиссии акций; строго регламентированный законодательством порядок деятельности органов АО. 3.5. Филиал / представительство Филиалы / представительства по казахстанскому законодательству не являются юридическими лицами, а признаются их структурными подразделениями, расположенными вне основного места нахождения головной компании. Различие в правовом регулировании Ф/П заключается в том, что филиал вправе осуществлять все функции головной компании, включая и представительские. Представительство же создается, как правило, в целях изучения рынка, представления и защиты интересов головной компании и не осуществляет коммерческой деятельности. Основные отличия Ф/П от юридических лиц состоят в следующем: отсутствуют требования о формировании уставного капитала; отсутствует необходимость получения трудового разрешения для руководителя Ф/П иностранного юридического лица (это же исключение применяется для первых руководителей казахстанских юридических лиц и их заместителей со 100% долей иностранного участия в их уставном капитале); доход после налогообложения в РК может быть репатриирован без уплаты дополнительных налогов и соблюдения требований валютного контроля. С 1 июля 2019 года Ф/П иностранных компаний признаются валютными резидентами и обязаны осуществлять расчеты с резидентами только в тенге. Ф/П не имеют собственного имущества (все имущество считается имуществом образовавшего их юридического лица) и в гражданских отношениях выступают от имени головной компании. Ответственность за их действия также несет головная компания. Ф/П являются самостоятельными налогоплательщиками по некоторым видам налогов и несут ответственность как юридические лица в случае совершения административного правонарушения в сфере налогообложения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание 1. РК 20222. Правовая система и особенности правового регулирования бизнеса в РК3. Юридические лица4. Антимонопольное регулирование и естественные монополии5. Инвестиции6. Недропользование7. Регулирование земельных отношений8. Валютное регулирование9. Рынок ценных бумаг (РЦБ)10. Разрешения и уведомления11. Налоги, сборы и другие обязательные платежи12. Таможенное регулирование13. Государственно-частное партнерство14. Специальные экономические и индустриальные зоны15. Трудовые отношения и привлечение иностранной рабочей силы16. Порядок въезда и пребывания иностранных граждан в РК17. Персональные данные и их защита18. Интеллектуальная собственность и авторское право19. Разрешение споров, признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражейAEQUITAS - ЛИДЕР НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ РК |