| В частности, изменения затронули следующе приказы: Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 144 «Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков, их нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13939) следующие изменения и дополнения: преамбула изложена в следующей редакции: «В соответствии с пунктом 1-1 статьи 42 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан «О государственной статистике» Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:»; в Нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков, утвержденных указанным постановлением: пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Настоящие нормативные значения и методика расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с пунктом 1-1 статьи 42 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон о банках) и устанавливают нормативные значения и методику расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков (далее - банки).»; пункт 10 изложен в следующей редакции: «10. Достаточность собственного капитала банка характеризуется следующими коэффициентами: 1) коэффициент достаточности основного капитала (k1): отношением основного капитала к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска; 2) коэффициент достаточности капитала первого уровня (k1-2): отношением капитала первого уровня к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска; 3) коэффициент достаточности собственного капитала (k2): отношением собственного капитала к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска. Активы, условные и возможные обязательства, взвешенные по степени риска, принимаемые в расчет коэффициентов k1, k1-2 и k2 включаются за вычетом резервов, сформированных в соответствии с МСФО. Значения коэффициентов достаточности собственного капитала и Значения коэффициентов достаточности капитала с учетом консервационного буфера и системного буфера установлены приложением 3 к Нормативам. Минимальные значения коэффициентов достаточности собственного капитала определяются как сумма значений, установленных согласно Значениям коэффициентов достаточности капитала согласно приложению 3 к Нормативам, и надзорной надбавки по результатам SREP или по результатам SREP и регулярного AQR. Надзорная надбавка по результатам SREP применяется в отношении банков, не вошедших в периметр регулярного AQR. Диапазон размера надзорной надбавки по результатам SREP составляет от 0 (нуля) процента до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска. Надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR применяется в отношении банков, вошедших в периметр регулярного AQR. Диапазон размера надзорной надбавки по результатам SREP и регулярного AQR составляет от 0 (нуля) процентов до 6 (шести) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска. Надзорная надбавка по результатам SREP, надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR устанавливаются ежегодно. Надзорная надбавка по результатам SREP, надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR действует до установления нового размера соответствующей надбавки. В дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала устанавливаются следующие значения буферов собственного капитала: требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет: с 1 января 2015 года - 1 (один) процент; с 1 января 2016 года - 1 (один) процент; с 1 января 2017 года - 2 (два) процента; с 1 июня 2020 года - 1 (один) процент; с 1 июля 2021 года - 2 (два) процента; с 1 января 2024 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; для системно значимых банков: с 1 января 2015 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; с 1 января 2016 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; с 1 января 2017 года - 3 (три) процента; с 1 июня 2020 года - 2 (два) процента; с 1 июля 2021 года - 3 (три) процента; контрциклический буфер, размер и сроки введения которого устанавливаются в соответствии с требованиями главы 8 Нормативов; секторальный контрциклический буфер капитала, размер и сроки введения которого устанавливаются в соответствии с требованиями главы 9 Нормативов; системный буфер, требование к расчету которого распространяется на системно значимые банки, признанные системно значимыми в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года № 240 «Об утверждении Правил отнесения финансовых организаций к числу системно значимых», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19925. Требование к системному буферу выполняется с 1 января 2017 года на постоянной основе и составляет 1 (один) процент от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков; буфер по результатам надзорного стресс-тестирования, который включает риски финансовой устойчивости банков к гипотетическим (стрессовым) сценариям развития событий, выявленные уполномоченным органом по результатам надзорного стресс-тестирования. Диапазон размера буфера по результатам надзорного стресс-тестирования составляет от 0 (нуля) процентов до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска. Буфер по результатам надзорного стресс-тестирования устанавливается ежегодно и действует до установления нового размера буфера. Если фактические значения коэффициентов достаточности капитала банка k1, k1-2 и k2 не ниже значений коэффициентов достаточности капитала, указанных в части четвертой настоящего пункта, но при этом любой из указанных коэффициентов ниже, чем установленные значения коэффициентов достаточности капитала с учетом буферов собственного капитала, то на использование нераспределенного чистого дохода банка накладывается ограничение в соответствии с Минимальным размером ограничения нераспределенного чистого дохода согласно приложению 4 к Нормативам, в части прекращения выплаты дивидендов и обратного выкупа акций, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах». Значения коэффициентов достаточности собственного капитала с учетом буферов собственного капитала, достигаются за счет компонентов основного капитала в соответствии с пунктом 7 Нормативов. Надзорная надбавка по результатам SREP и надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR устанавливаются на собственный капитал и покрываются не менее чем на 56,25 (пятьдесят шесть целых двадцать пять сотых) процентов за счет основного капитала (k1), не менее 75 (семьдесят пять) процентов за счет капитала первого уровня (k1-2), перечень которого установлен пунктом 7 Нормативов. Буфер по результатам надзорного стресс-тестирования устанавливается на основной капитал. Размер буферов собственного капитала, рассчитанный в соответствии с требованиями настоящего пункта Нормативов, не отражается в бухгалтерском учете. Значения нормативов достаточности собственного капитала и буферов собственного капитала, за исключением надзорной надбавки по результатам SREP, а также надзорной надбавки по результатам SREP и регулярного AQR и буфера по результатам надзорного стресс-тестирования, пересматриваются уполномоченным органом не реже одного раза в 3 (три) года. Для целей настоящих Нормативов под SREP понимается ежегодный надзорный процесс оценки рисков и недостатков в деятельности банков, осуществляемый в рамках риск-ориентированного надзора путем количественного и качественного анализа оценки бизнес модели, рисков капитала, риска ликвидности, системы корпоративного управления банка, под регулярным AQR понимается ежегодная оценка качества активов и условных (возможных) обязательств банков, осуществляемая в рамках риск-ориентированного надзора.»; дополнены главами 8 и 9 следующего содержания: «Глава 8. Контрциклический буфер капитала 61. Контрциклический буфер капитала устанавливается в дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала банков. 62. Диапазон нормативного значения контрциклического буфера капитала составляет для банков - от 0 (нуля) до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска. 63. Нормативное значение контрциклического буфера капитала устанавливается пунктом 65 Нормативов с учетом рекомендаций Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан и по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. В случае повышения данного нормативного значения выше требуемого уровня, контрциклический буфер капитала устанавливается через 12 (двенадцать) месяцев с даты предоставления рекомендации Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан. 64. Банки рассчитывают размер контрциклического буфера капитала, как произведение суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска и нормативного значения контрциклического буфера капитала, установленного пунктом 65 Нормативов. 65. Нормативное значение контрциклического буфера капитала равно 0 (ноль) процентов. Глава 9. Секторальный контрциклический буфер капитала 66. Секторальный контрциклический буфер капитала направлен на снижение рисков, формирующихся в отдельных сегментах кредитования, и устанавливается в отношении банков. 67. Секторальный контрциклический буфер капитала устанавливается в дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала банков. 68. Диапазон нормативного значения секторального контрциклического буфера капитала составляет для банков - от 0 (нуля) до 6 (шести) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств соответствующего сегмента кредитования, взвешенных с учетом кредитного риска. 69. В целях предотвращения двойного учета рисков абсолютное значение секторального контрциклического буфера капитала банка не превышает произведение суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска и верхнего значения диапазона нормативного значения контрциклического буфера капитала. 70. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала устанавливается пунктом 72 Нормативов с учетом рекомендаций Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан и по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. В случае повышения данного нормативного значения выше требуемого уровня, секторальный контрциклический буфер капитала устанавливается через 12 (двенадцать) месяцев с даты предоставления рекомендации Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан. 71. Банки рассчитывают размер секторального контрциклического буфера капитала, как произведение суммы активов, условных и возможных обязательств соответствующего сегмента кредитования, взвешенных с учетом кредитного риска и нормативного значения секторального контрциклического буфера капитала, установленного пунктом 72 Нормативов. 72. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала в сегменте кредитования физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, до 31 марта 2026 года равно 0 (ноль) процентов, с 1 апреля 2026 года равно 2 (два) процента. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала в сегменте кредитования юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, равно 0 (ноль) процентов.». Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15886) следующие изменение и дополнения: в Нормативных значениях и методиках расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размере капитала банка, утвержденных указанным постановлением: пункт 6 изложен в следующей редакции: «6. Достаточность собственного капитала банка характеризуется следующими коэффициентами: 1) коэффициент достаточности основного капитала k1: отношением основного капитала к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска; 2) коэффициент достаточности капитала первого уровня k1-2: отношением капитала первого уровня к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска; 3) коэффициент достаточности собственного капитала k2: отношением собственного капитала к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска. Активы, условные и возможные обязательства, взвешенные по степени риска, принимаемые в расчет коэффициентов k1, k1-2 и k2 включаются за вычетом резервов, сформированных в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО). Значения коэффициентов достаточности капитала определяются как сумма значений, установленных согласно Значениям коэффициентов достаточности капитала согласно приложению 2 к Нормативам. Минимальные значения коэффициентов достаточности собственного капитала k1, k1-2 и k2 определяются как сумма значений, установленных согласно Значениям коэффициентов достаточности капитала согласно приложению 2 к Нормативам, и надзорной надбавки по результатам SREP или по результатам SREP и регулярного AQR. Надзорная надбавка по результатам SREP применяется в отношении банков, не вошедших в периметр регулярного AQR. Диапазон размера надзорной надбавки по результатам SREP составляет от 0 (нуля) процента до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска. Надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR применяется в отношении банков, вошедших в периметр регулярного AQR. Диапазон размера надзорной надбавки по результатам SREP и регулярного AQR составляет от 0 (нуля) процентов до 6 (шести) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска. Надзорная надбавка по результатам SREP, надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR устанавливаются ежегодно. Надзорная надбавка по результатам SREP, надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR действует до установления нового размера соответствующей надбавки. В дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала устанавливаются следующие значения буферов собственного капитала: требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет: для всех банков: с 1 января 2015 года - 1 (один) процент; с 1 января 2016 года - 1 (один) процент; с 1 января 2017 года - 2 (два) процента; с 1 июня 2020 года - 1 (один) процент; с 1 июля 2021 года - 2 (два) процента; с 1 января 2024 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; для системно значимых банков: с 1 января 2015 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; с 1 января 2016 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; с 1 января 2017 года - 3 (три) процента; с 1 июня 2020 года - 2 (два) процента; с 1 июля 2021 года - 3 (три) процента; контрциклический буфер, размер и сроки введения которого устанавливаются в соответствии с требованиями главы 11 Нормативов; секторальный контрциклический буфер, размер и сроки введения которого устанавливаются в соответствии с требованиями главы 12 Нормативов; системный буфер, требование к расчету которого распространяется на системно значимые банки, признанные системно значимыми банками в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года № 240 «Об утверждении Правил отнесения финансовых организаций к числу системно значимых», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19925. Требование к системному буферу выполняется с 1 января 2017 года на постоянной основе и составляет 1 (один) процент от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков; буфер по результатам надзорного стресс-тестирования, который включает риски финансовой устойчивости банков к гипотетическим (стрессовым) сценариям развития событий, выявленные уполномоченным органом по результатам надзорного стресс-тестирования. Диапазон размера буфера по результатам надзорного стресс-тестирования составляет от 0 (нуля) процентов до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска. Буфер по результатам надзорного стресс-тестирования устанавливается ежегодно и действует до установления нового размера буфера. Если фактические значения коэффициентов достаточности капитала банка k1, k1-2 и k2 не ниже значений коэффициентов достаточности капитала, указанных в части четвертой настоящего пункта, но при этом любой из указанных коэффициентов ниже, чем установленные значения коэффициентов достаточности капитала с учетом буферов собственного капитала, то на использование нераспределенного чистого дохода банка накладывается ограничение согласно Минимальному размеру ограничения нераспределенного чистого дохода согласно приложению 3 к Нормативам, в части прекращения выплаты дивидендов и обратного выкупа акций, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах». Значения коэффициентов достаточности собственного капитала с учетом буферов собственного капитала достигаются за счет компонентов основного капитала, перечень которых установлен пунктом 10 Нормативов. Надзорная надбавка по результатам SREP и надзорная надбавка по результатам SREP и регулярного AQR устанавливаются на собственный капитал и покрываются не менее чем на 56,25 (пятьдесят шесть целых двадцать пять сотых) процентов за счет основного капитала (k1), не менее 75 (семьдесят пять) процентов за счет капитала первого уровня (k1-2), перечень которого установлен пунктом 10 Нормативов. Буфер по результатам надзорного стресс-тестирования устанавливается на основной капитал. Размер буферов собственного капитала, рассчитанный в соответствии с требованиями Нормативов, не отражается в бухгалтерском учете. Значения коэффициентов достаточности собственного капитала и буферов собственного капитала, за исключением надзорной надбавки по результатам SREP, а также надзорной надбавки по результатам SREP и регулярного AQR и буфера по результатам надзорного стресс-тестирования, контрциклического буфера капитала и секторального контрциклического буфера капитала, пересматриваются уполномоченным органом не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года.»; дополнены главами 11, 12 и 13 следующего содержания: «Глава 11. Контрциклический буфер капитала 102. Контрциклический буфер капитала устанавливается в дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала банков. 103. Диапазон нормативного значения контрциклического буфера капитала составляет для банков - от 0 (нуля) до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска. 104. Нормативное значение контрциклического буфера капитала устанавливается пунктом 106 Нормативов с учетом рекомендаций Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан и по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. В случае повышения данного нормативного значения выше требуемого уровня, контрциклический буфер капитала устанавливается через 12 (двенадцать) месяцев с даты предоставления рекомендации Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан. 105. Банки рассчитывают размер контрциклического буфера капитала, как произведение суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска и нормативного значения контрциклического буфера капитала, установленного пунктом 106 Нормативов. 106. Нормативное значение контрциклического буфера капитала равно 0 (ноль) процентов. Глава 12. Секторальный контрциклический буфер капитала 107. Секторальный контрциклический буфер капитала направлен на снижение рисков, формирующихся в отдельных сегментах кредитования, и устанавливается в отношении банков. 108. Секторальный контрциклический буфер капитала устанавливается в дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала банков. 109. Диапазон нормативного значения секторального контрциклического буфера капитала составляет для банков - от 0 (нуля) до 6 (шести) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств соответствующего сегмента кредитования, взвешенных с учетом кредитного риска. 110. В целях предотвращения двойного учета рисков абсолютное значение секторального контрциклического буфера капитала банка не превышает произведение суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска и верхнего значения диапазона нормативного значения контрциклического буфера капитала. 111. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала устанавливается пунктом 113 Нормативов с учетом рекомендаций Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан и по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. В случае повышения данного нормативного значения выше требуемого уровня, секторальный контрциклический буфер капитала устанавливается через 12 (двенадцать) месяцев с даты предоставления рекомендации Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан. 112. Банки рассчитывают размер секторального контрциклического буфера капитала, как произведение суммы активов, условных и возможных обязательств соответствующего сегмента кредитования, взвешенных с учетом кредитного риска и нормативного значения секторального контрциклического буфера капитала, установленного пунктом 113 Нормативов. 113. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала в сегменте кредитования физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, до 31 марта 2026 года равно 0 (ноль) процентов, с 1 апреля 2026 года равно 2 (два) процента. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала в сегменте кредитования юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, равно 0 (ноль) процентов. Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12 февраля 2021 года № 23 «Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан (в том числе филиалов исламских банков-нерезидентов Республики Казахстан), их нормативных значений и методики расчетов, включая порядок формирования активов филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан (в том числе филиалов исламских банков-нерезидентов Республики Казахстан), принимаемых в качестве резерва, и их минимальный размер» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22213) следующие изменение и дополнения: в Методике расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан (в том числе филиалов исламских банков-нерезидентов Республики Казахстан), утвержденной указанным постановлением: пункт 25 изложен в следующей редакции: «25. В дополнение к значению коэффициента достаточности активов, принимаемых в качестве резерва k1 филиала банка-нерезидента Республики Казахстан (за исключением филиала исламского банка-нерезидента Республики Казахстан), применяются следующие значения буферов коэффициента достаточности активов, принимаемых в качестве резерва: требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет 2 (два) процента; контрциклический буфер, размер и сроки введения которого определяются в соответствии с требованиями главы 9 Методики; секторальный контрциклический буфер капитала, размер и сроки введения которого определяются в соответствии с требованиями главы 10 Методики; регуляторный буфер рассчитывается как отношение положительной разницы между провизиями (резервами), рассчитанными в соответствии с пунктами 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 и 44 Методики и провизиями (резервами), сформированными и отраженными в бухгалтерском учете филиала банка-нерезидента Республики Казахстан (в том числе филиала исламского банка-нерезидента Республики Казахстан) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (далее - положительная разница) к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска. Для целей расчета положительной разницы провизии (резервы), рассчитанные в соответствии с пунктами 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 и 44 Методики, ежемесячно уменьшаются на сумму провизий (резервов) по полностью погашенным и (или) списанным займам и дебиторской задолженности после последней даты расчета провизий (резервов) в соответствии с пунктами 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 и 44 Методики. Положительная разница рассчитывается по займам и дебиторской задолженности, по которым провизии (резервы) в соответствии с пунктами 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 и 44 Методики рассчитаны на последнюю дату их расчета. При расчете положительной разницы сумма провизий (резервов), рассчитанная в соответствии с пунктами 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 и 44 Методики, включается в размере, не превышающем задолженность по займу и (или) дебиторской задолженности без учета провизий (резервов). Положительная разница, скорректированная по результатам проверки уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган), учитывается при расчете регуляторного буфера с отчетной даты, следующей за отчетным месяцем.»; дополнены главами 9 и 10 следующего содержания: «Глава 9. Контрциклический буфер капитала 87. Контрциклический буфер капитала устанавливается в дополнение к значениям коэффициентов достаточности активов филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан. 88. Диапазон нормативного значения контрциклического буфера капитала составляет для филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан - от 0 (нуля) до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, рассчитанных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска в соответствии с параграфом 1 главы 2 Методики. 89. Нормативное значение контрциклического буфера капитала устанавливается пунктом 91 Методики с учетом рекомендаций Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан и по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. В случае повышения данного нормативного значения выше требуемого уровня, контрциклический буфер капитала устанавливается через 12 (двенадцать) месяцев с даты предоставления рекомендации Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан. 90. Филиалы банков-нерезидентов Республики Казахстан рассчитывают размер контрциклического буфера капитала, как произведение суммы активов, условных и возможных обязательств, рассчитанных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска и нормативного значения контрциклического буфера капитала, установленного пунктом 91 Методики. 91. Нормативное значение контрциклического буфера капитала равно 0 (ноль) процентов. Глава 10. Секторальный контрциклический буфер капитала 92. Секторальный контрциклический буфер капитала направлен на снижение рисков, формирующихся в отдельных сегментах кредитования, и устанавливается в отношении филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан. 93. Секторальный контрциклический буфер капитала устанавливается в дополнение к значениям коэффициентов достаточности активов филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан. 94. Диапазон нормативного значения секторального контрциклического буфера капитала составляет для филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан - от 0 (нуля) до 6 (шести) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств соответствующего сегмента кредитования, рассчитанных по степени кредитного риска в соответствии с Методикой. 95. В целях предотвращения двойного учета рисков абсолютное значение секторального контрциклического буфера капитала банка не превышает произведение суммы активов, условных и возможных обязательств, рассчитанных по степени кредитного риска, активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска, операционного риска и верхнего значения диапазона нормативного значения контрциклического буфера капитала. 96. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала устанавливается пунктом 98 Методики с учетом рекомендаций Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан и по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. В случае повышения данного нормативного значения выше требуемого уровня, секторальный контрциклический буфер капитала устанавливается через 12 (двенадцать) месяцев с даты предоставления рекомендации Совета по финансовой стабильности Республики Казахстан. 97. Филиалы банков-нерезидентов Республики Казахстан рассчитывают размер секторального контрциклического буфера капитала, как произведение суммы активов, условных и возможных обязательств соответствующего сегмента кредитования, рассчитанных по степени кредитного риска и нормативного значения секторального контрциклического буфера капитала, установленного пунктом 98 Методики. 98. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала в сегменте кредитования физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, до 31 марта 2026 года равно 0 (ноль) процентов, с 1 апреля 2026 года равно 2 (два) процента. Нормативное значение секторального контрциклического буфера капитала в сегменте кредитования юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, равно 0 (ноль) процентов.». Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 27 декабря 2024 года № 93 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 июля 2017 года № 136 «Об утверждении Правил предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг» и постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 35583) следующее изменение: пункт 5 изложен в следующей редакции: «5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением: абзацев тридцать пятого, тридцать шестого, пятьдесят четвертого, пятьдесят пятого, шестьдесят третьего, шестьдесят четвертого, шестьдесят пятого, шестьдесят шестого, восемьдесят четвертого, восемьдесят девятого, сто шестого, сто седьмого, сто сорок первого, сто сорок восьмого, сто пятьдесят первого, сто шестьдесят второго, сто шестьдесят третьего, сто восемьдесят восьмого, сто восемьдесят девятого, сто девяностого, сто девяносто первого, сто девяносто второго, сто девяносто третьего, сто девяносто четвертого, сто девяносто пятого, двести третьего, двести четвертого, двести двадцать первого, двести двадцать второго, двести двадцать третьего, двести двадцать четвертого, двести двадцать пятого, двести двадцать шестого, двести двадцать седьмого, двести двадцать восьмого, двести сорок шестого, двести пятидесятого, двести пятьдесят шестого, двести пятьдесят седьмого, двести пятьдесят восьмого, двести шестидесятого, двести шестьдесят второго, двести шестьдесят третьего, двести шестьдесят четвертого, двести шестьдесят пятого, двести шестьдесят шестого, двести шестьдесят седьмого, двести шестьдесят восьмого, двести шестьдесят девятого, двести семьдесят девятого, двести восьмидесятого, двести восемьдесят первого, двести восемьдесят второго, двести девяносто четвертого, двести девяносто пятого, двести девяносто шестого, двести девяносто седьмого, двести девяносто восьмого, двести девяносто девятого, трехсотого, триста первого, триста второго, триста третьего, триста четвертого, триста семьдесят девятого, четыреста семьдесят третьего, шестьсот четырнадцатого, шестьсот сорок девятого, шестьсот пятидесятого, шестьсот пятьдесят четвертого, шестьсот пятьдесят пятого, шестьсот пятьдесят шестого, шестьсот пятьдесят седьмого, шестьсот пятьдесят восьмого, шестьсот пятьдесят девятого, шестьсот шестидесятого, шестьсот шестьдесят первого, шестьсот шестьдесят второго, шестьсот шестьдесят третьего, шестьсот шестьдесят четвертого, шестьсот шестьдесят пятого, шестьсот шестьдесят шестого, шестьсот шестьдесят седьмого, шестьсот шестьдесят восьмого, шестьсот шестьдесят девятого, шестьсот семидесятого, шестьсот семьдесят первого, шестьсот семьдесят второго, шестьсот семьдесят третьего, шестьсот семьдесят четвертого, шестьсот семьдесят пятого, шестьсот семьдесят шестого, шестьсот семьдесят седьмого, шестьсот семьдесят восьмого, шестьсот семьдесят девятого, шестьсот восьмидесятого пункта 2 настоящего постановления, которые вводятся в действие с 1 июля 2027 года; абзацев семьсот шестьдесят первого, семьсот шестьдесят второго, семьсот шестьдесят третьего, семьсот шестьдесят четвертого, семьсот шестьдесят пятого, семьсот шестьдесят шестого, семьсот шестьдесят седьмого, семьсот шестьдесят восьмого, семьсот шестьдесят девятого, семьсот семидесятого, семьсот семьдесят первого, семьсот семьдесят второго, семьсот семьдесят третьего, семьсот семьдесят четвертого, семьсот семьдесят пятого, семьсот семьдесят шестого, семьсот семьдесят седьмого, семьсот семьдесят восьмого и семьсот восьмидесятого пункта 2 настоящего постановления, которые вводятся в действие с 1 июля 2025 года.». Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 27 декабря 2024 года № 94 «Об утверждении Требований к системе управления рисками и внутреннего контроля банковского конгломерата» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 35608) следующее изменение: в Требованиях к системе управления рисками и внутреннего контроля банковского конгломерата, утвержденных указанным постановлением: пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Настоящие Требования к системе управления рисками и внутреннего контроля банковского конгломерата (далее - Требования) разработаны в соответствии с частью первой пункта 2 статьи 40-5 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон о банках) и устанавливают требования к системе управления рисками и внутреннего контроля банковского конгломерата, состоящего из банковского холдинга, банка, а также дочерних организаций банковского холдинга и (или) дочерних организаций банка, и (или) организаций, в которых банковский холдинг и (или) его дочерние организации, и (или) банк имеют значительное участие в капитале (далее - банковский конгломерат), за исключением банковского конгломерата, состоящего из банковского холдинга, банка и дочерних организаций банка, приобретающих сомнительные и безнадежные активы родительского банка.». Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением ряда норм. |