|
|
|
Предложения относительно рынка электроэнергии к круглому столу
Петр Своик, председатель президиума «Казахстанской ассоциации «Прозрачный тариф»
О предложениях АЗРК
Предложения Агентства по защите и развитию конкуренции сводятся к намерению дополнить заключение парных долгосрочных договоров на децентрализованном рынке электроэнергии, через которые ныне распределяются 99% объемов, централизованными торгами с вынесением на них до 30% общего объема. Стоит напомнить, что вплоть до последних двух лет все это уже было: через централизованные торги уже распределялось до 20 и более процентов объемов, и от этой практики отказались, как от сугубо искусственной. В самом деле, устраивать конкурентные торги на средне- и долгосрочные периоды в условиях, когда поставщики предлагают абсолютно одинаковый товар, но по разным тарифам, можно только через искусственное разделение на множество мелких лотов и такое же распределение по этим лотам небольших групп «конкурирующих» продавцов и покупателей. Все такие постановочные торги свернули за ненадобностью, и правильно сделали. Суть в том, что действительно конкурентные торги на рынке электроэнергии возможны и необходимы только в режимах «за сутки вперед» и «в течение операционных суток», то есть в режиме балансирующего рынка электроэнергии. Который давно прописан в законодательстве, переход к которому непрерывно обещается уже как минимум десять лет и который до сих пор работает исключительно в «имитационном» режиме. Такой же имитацией были и упомянутые нами псевдо-конкурентные централизованные торги, поскольку все выносимые на них объемы торговались лишь по средне- и долгосрочным контрактам, тогда как на режимы «за сутки вперед» и «в течение операционных суток» приходились сотые доли процентов. В предложениях АЗРК ничего не говорится о переводе оптового рынка, который, на самом деле, представляет из себя закрытое лоббистское распределение наиболее крупных объемов по наименьшим тарифам между аффилированными «игроками», в режим реально конкурентного балансирующего рынка. По сути, АЗРК, пытается опять прикрыть 30-процентной «ширмой» из якобы конкурентных торгов сохранение того же лоббистского аффилированного распределения. В подтверждение такого предположения можно указать, что устройство реально работающего балансирующего рынка электроэнергии в условиях Казахстана проще и быстрее всего осуществить на базе перехода к системе Единого закупщика, что было предусмотрено шагом №50 «Плана нации «Сто шагов» еще 2015 года. Однако такой переход до сих пор не осуществлен из-за сопротивления лоббистов нынешнего закрытого распределения, в число которых странным образом входит и АЗРК. Осталось добавить, что предложения АЗРК в части «улучшения» деятельности розничного рынка повторяют все то, что уже много раз предлагалось за последние лет пятнадцать, и ничего не меняют по сути. Если бы Агентство по защите конкуренции действительно понимало, как устроить реально конкурентных рынок электроэнергии и было бы способно на это, оно давно могло бы такие намерения реализовать в рамках своей компетенции и обязанностей. На самом же деле АЗРК бездеятельно присутствует при откровенно непрозрачных, монополизированных и лоббистских схемах как на оптовом, так и на розничном рынках электроэнергии, тем самым прикрывая их.
О необходимости реорганизация оптового и розничного рынков электроэнергии с точки зрения задач развития
Упорядочение деятельности нынешнего рынка электроэнергии и тарифной политики, назревшее само по себе, приобретает особую актуальность ввиду неотложной необходимости ликвидации уже образовавшегося дефицита мощностей и нового энергетического строительства. Согласно утвержденным Минэнерго «Прогнозным балансам электрической энергии и мощности на 2022-2028 годы», в ближайшие семь лет необходимо ввести, как минимум, 3,3 ГВт новой генерации, что, по самым умеренным оценкам, потребует от 1,5 до 2 млрд, в пересчете на доллары ежегодных вложений. Между тем, годовой объем нынешнего рынка электроэнергии лишь немногим больше таких сумм. В условиях, когда энергетика объективно лишена возможности получать безвозвратные инвестиции от государства и единственным источников конечных расчетов остается тариф, речь идет о, как минимум, 50-процентном повышение общего тарифного уровня в электроэнергетике, - и то при условии, что лоббистский характер нынешнего рынка будет решительно преодолен, тарифная политика станет прозрачной и понятной, а Единый закупщик приобретет возможность эффективно маневрировать ресурсами балансирующего рынка и рынка мощности. Ниже излагаются предложения на этот счет.
Предложения по реорганизации рынка электроэнергии
Перейти к системе «Единого закупщика», а в рамках такой системы к организации двух связанных рынков: балансирующего рынка текущей выработки и потребления электроэнергии и рынка вновь вводимой мощности. Деятельность балансирующего рынка строится на закупе электроэнергии у энерго-производящих организаций, работающих не по электрическому графику по установленным для них предельным тарифам, а также конкурентном закупе электроэнергии у энерго-производящих организаций, участвующих в балансировании графика электропотребления, исходя из наименьшего для данного часа предлагаемого ими тарифа. Единый закупщик на балансирующем рынке осуществляет накопительный учет всей производимой электроэнергии и реализует ее на оптовом рынке по единому общенациональному трех-ставочному тарифу: для часов ночных провалов ставка тарифа принимается с понижающим коэффициентом, для часов пикового потребления – с повышающим коэффициентом к базовому среднесуточному значению. Важное примечание. Переход к единому общенациональному тарифу автоматически ликвидирует нынешнюю чехарду с региональными тарифами, отличающимися подчас в разы между регионами, и такую же чехарду с тарифами для физических лиц, для юридических лиц и для бюджетных организаций. При этом в каких-то регионах потребители резко выиграют, зато в других получат вдруг резко возросшие тарифы. Решение проблемы при наличии Единого закупщика достаточно просто: можно будет составить график растянутого на два-три года сглаживания тарифных разбежек, с организаций соответствующей информационной компании. Соответственно, потребители на розничном рынке электроэнергии вправе, по своему выбору, оплачивать электроэнергию по среднесуточному базовому или трех-ставочному тарифу. Кроме того, потребители розничного рынка вправе самостоятельно выбирать энергоснабжающую организацию (ЭСО), исходя из наименьшей сбытовой надбавки или иных соображений по качеству услуг. В случае же отсутствия реальной конкуренции между ЭСО в данном регионе, сбытовые надбавки ограничиваются по предельной величине. Единый общенациональный тариф утверждается на парламентском уровне на каждый следующий год или несколько лет и может корректироваться только по необходимости. На таком же уровне для особо энергоемких предприятий, а также производителей сельскохозяйственной и другой важной для внутреннего рынка продукции, социально защищаемых категорий потребителей устанавливаются понижающие коэффициенты к базовому национальному тарифу. И наоборот, для отдельных категорий потребления устанавливаются повышающие коэффициенты. Предельные тарифы для энерго-производящих организаций формируются из двух составляющих: условно постоянная плата за готовность к несению нагрузки, определяемая заявляемой Системного оператору располагаемой мощностью, и переменная часть тарифа, рассчитываемая по зависящим от величины несомой нагрузки затратам. Соответственно, общенациональный потребительский тариф также формируется из двух частей: условно постоянная часть (абонентская плата), определяемая подключенной договорной нагрузкой, и переменная часть, используемая при определении ежемесячного платежа по показаниям учетных проборов. Единый закупщик через накопительный учет осуществляет долгосрочное балансирование затрат на приобретение электроэнергии и выручки от ее реализации. Дисбалансы при необходимости компенсируются понижением или повышением общенационального тарифа, либо передаются на рынок мощности. Рынок мощности формируется за счет включения в общенациональный потребительский тариф надбавки на развитие генерирующих и сетевых мощностей национальной энергосистемы на предстоящие годы. Получателями средств на развитие становятся действующие или вновь создаваемые энерго-производящие и сетевые предприятия, включенные в План развития электроэнергетики Казахстана. План утверждается на парламентском уровне на следующие пять и десять лет и ежегодно корректируется. Кроме того, финансирование от рынка мощности получают инициативные субъекты производства и транспорта электроэнергии, предложившие тарифы ниже, чем заложенные для включенных в План развития электроэнергетики аналогичных предприятий. Для чего Единый закупщик проводит на рынке мощности регулярные тендеры. При этом заявки на участие в тендерах от солнечных электростанций принимаются с учетом финансирования строительства в центрах потребления аккумулирующих устройств, перемещающих наработку в солнечные дни в пиковые часы электрического графика. Аналогично, заявки по ветровым электростанциям дополняются обязательствами доплачивать Единому закупщику рассчитанную им часть для финансирования строительства компенсирующей газовой генерации. В свою очередь, государство, в целях сдерживания тарифного роста и ликвидации дефицита генерирующих и сетевых мощностей, принимает участие в финансировании рынка мощности. Такое финансирование осуществляется за счет утверждаемого в республиканском бюджете ежегодного финансирования, целевых траншей из Национального фонда, а также инвестиций через институты развития. Устанавливается порядок, по которому свободные от текущих выплат накопления ЕНПФ передаются Единому закупщику и используются для финансирования рынка мощности. Возврат пенсионных накоплений, с начислением гарантированной сверх инфляции доходности, осуществляется через соответствующий тариф рынка мощности. Гарантированный процент доходности по инвестируемым в электроэнергетику пенсионным накоплениям утверждается ежегодно на парламентском уровне. Кроме того, утверждается дополнительный повышающий коэффициент для добровольных пенсионных отчислений или иным накопительным взносам в развитие электроэнергетики от граждан и юридических лиц-потребителей.
Реорганизация структуры управления рынком электроэнергии
Все функции по утверждению долгосрочных, предельных, компенсирующих и иных тарифов, как и сбытовых надбавок на рынке электроэнергии полностью передаются в ведение Министерства энергетики. А для опоры тарифного регулирования на достоверную информацию, организуется, на основе государственного социального заказа, независимый профессиональный мониторинг эксплуатационной и инвестиционной деятельности электростанций и сетевых предприятий. Для должного укрупнения ныне раздробленных по отдельным владельцам, либо вовсе бесхозных электросетей устанавливается порядок, по которому тариф назначается только региональному сетевому предприятию. А уже РЭК-тарифодержатель заключает договоры на содержание других сетей на основе сметы затрат, либо принимает мелкие сети на свой баланс или обслуживание. Одновременно целевым политическим решением районным сетевым предприятиям передаются подстанции и разводящие сети в дачно-садовых пригородных массивах. АО «Самурк-Энерго» и АО КЕГОК (а также Казатомпром) передаются в ведение Минэнерго. Постановление правительства, предусматривающее приватизацию объектов электроэнергетики, ставится на утрату. Само Минэнерго реорганизуется в Министерство нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности и в Министерство электроэнергетики. Республика Казахстан выходит с инициативой преобразования Координационного Электроэнергетического Совета Центральной Азии из консультативного в полномочный координирующий орган для организации совместного диспетчерского управления, меж-страновой анти-аварийной защиты и разработки общих планов развития Центрально-Азиатской и Российской энергосистемы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |