|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 42. СОКРАЩЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Статья 810. Основания сокращенного производства по делу об административном правонарушении 1. Сокращенное производство осуществляется по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам, отнесенным к подведомственности суда, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44, а также установлено совершившее его лицо, которое признает факт его совершения и согласно с уплатой штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса и не обжалует представленные доказательства. 2. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях: 1) когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания, за исключением предупреждения; 2) исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI; 3) совершения правонарушения лицами, обладающими привилегиями и иммунитетом; 4) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов; 5) исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI; 6) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также в случае составления уполномоченными работниками Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций протоколов об административных правонарушениях по статьям, указанным в частях второй и 2-1 статьи 804 настоящего Кодекса.
КОММЕНТАРИЙ ________________________________________ Часть 1. В действующей редакции КоАП впервые предусмотрен сокращенный порядок производства по делу об административном правонарушении. Указанный порядок административного производства способствует процессуальной экономии, повышению взыскаемости налагаемых административных штрафов, а также рассмотрению дела об административном правонарушении в максимально короткий срок. Кроме того, он менее обременителен для участников административного процесса. Стоит заметить, что сокращенное производство по делу об административном правонарушении, в том числе по делам, отнесенным к подведомственности суда, осуществляется только при наличии определенных условий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. Таковыми условиями являются следующие: 1. Факт правонарушения обнаружен должностным лицом, лицо, имеющее право составлять протокол об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 804 КоАП, в том числе по делам, отнесенным к подведомственности суда. Ранее редакция предусматривала слова «на месте», что предполагало определенную непосредственность. Однако позже законодатель отказался от них для целей расширения применения указанного института в силу его высокой эффективности и позитивного отклика со стороны граждан и юридических лиц. Если правонарушение было выявлено по истечении определенного промежутка времени после его совершения, то сокращенный порядок административного производства не применяется. 2. Если за совершенное правонарушение нормами КоАП предусмотрено наложение административного взыскания в виде административного штрафа согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 44 КоАП. В соответствии с ч. 1 ст. 44 КоАП, административный штраф – это денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части раздела 2 КоАП, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении. В случае применения к лицу, совершившему правонарушение, других административных взысканий (за исключением предупреждения), предусмотренных ст. 41 КоАП, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке. 3. Если установлено лицо, совершившее административное правонарушение. Производство по делу об административном правонарушении (и общее, и сокращенное), может осуществляться только в отношении установленного лица, совершившего правонарушение. В отношении неизвестного лица административное производство осуществляться не может, так как не будут соблюдаться обязательные условия применения указанного института. Кроме того, не представляется возможным составить в отношении такого лица протокол об административном правонарушении, либо о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, можно сказать, что возбудить дело об административном правонарушении в отношении неизвестного лица, совершившего административное правонарушение, невозможно. 4. Если лицо, совершившее административное правонарушение, признает факт совершения правонарушения и соглашается с размером налагаемого административного штрафа. В случае непризнания лицом факта совершения правонарушения и отказа от оплаты штрафа в установленный законом срок, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется только при одновременном наличии четырех вышеуказанных условий. Если из перечисленных условий отсутствует хотя бы одно какое-либо условие, то административное производство в сокращенном порядке осуществляться не может и, соответственно, проводится в общем порядке. Зачастую на практике возникает вопрос: распространяется ли сокращенное производство на административные правонарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания? Ответ на данный вопрос содержится в ч. 2 комментируемой статьи, который указывает конкретный перечень случаев, когда сокращенное производство не применяется. Таким образом можно сделать вывод, что сокращенное производство может распространяться также на дела об административных правонарушениях, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания. В целом, говоря о сокращенном производстве, следует отметить, что должностное лицо, возбудившее административное производство, по сути, не рассматривает дело и не налагает административный штраф, а выполняет процессуальные действия, которые необходимы для фиксации факта совершенного административного правонарушения, а также для сбора и исследования фактических данных, которые могут быть доказательством по делу об административном правонарушении. Иными словами, КоАП дает право нарушителю определить дальнейший ход производства, то есть совершенное им правонарушение будет относиться к сокращенному производству или нет. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает конкретный перечень случаев, когда сокращенный порядок административного производства не применяется: 1. Когда за совершенное административное правонарушение санкцией статьи Особенной части КоАП предусмотрено наложение не административного штрафа, а любого другого вида административного взыскания, указанного в ст. 41 КоАП. Однако Законом РК от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» в пп. 1) ч. 2 комментируемой статьи были внесены соответствующие поправки. Так, сокращенное производство будет также распространяться на правонарушения, в санкции которых одновременно предусматриваются штраф и предупреждение. В иных видах административного взыскания сокращенное производство не применяется. 2. Если субъектом административного правонарушения является лицо, обладающее привилегиями и иммунитетом от административной ответственности. Перечень таких лиц содержится в главе 49 КоАП. Также необходимо помнить, что при определенных обстоятельствах указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности. Более подробно в комментарии к нормам главы 49 КоАП. 3. Если в соответствии со ст. 720 КоАП, дело об административном правонарушении рассматривается органами государственных доходов. В соответствии с ч. 1 ст. 720 КоАП, органы государственных доходов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 91 (частями шестой, седьмой, восьмой), 92 (частями второй, третьей, четвертой), 177, 179, 180, 181, 195, 205, 266, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281 (частями первой, второй и третьей), 282 (частями первой, второй и пятой), 284, 285, 286, 287, 288, 464 (частью первой), 471, 472, 474 КоАП. Административное производство по вышеуказанным составам правонарушений осуществляется в порядке, установленном КоАП. Сокращенный порядок административного производства (предусмотренные главой 42 КоАП) по указанным правонарушениям законодательно не предусмотрен. 4. Исключение также предусматривается по делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также в случае составления уполномоченными работниками Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций протоколов об административных правонарушениях по статьям, указанным в частях 2 и 2-1 ст. 804 КоАП. Эти обстоятельства продиктованы особенностями регулирования финансового рынка страны. Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях сокращенное производство по делу об административном правонарушении неприменимо и осуществляется в общем порядке.
Статья 811. Порядок сокращенного производства по делу об административном правонарушении 1. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица уполномоченное лицо, указанное в статьях 804 или 805 настоящего Кодекса, возбуждает административное производство, разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса суммы штрафа в течение семи суток и при необходимости вручает квитанцию установленного образца. Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца. 2. В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу, решение – вступившим в законную силу, а лицо – привлеченным к административной ответственности. Пересмотру не подлежат дела, рассмотренные по правилам настоящей главы, за исключением случаев, предусмотренных главой 47 настоящего Кодекса. 3. В случае неиспользования или ненадлежащего использования права, предусмотренного частью первой настоящей статьи, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке.
КОММЕНТАРИЙ ________________________________________ Часть 1. В комментируемой статье указан порядок осуществления сокращенного производства по делу об административном правонарушении. При наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 810 КоАП, уполномоченное должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, указанное в статьях 804 или 805 КоАП, путем составления протокола об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, разъясняет данному лицу его право на оплату налагаемого административного штрафа в размере 50-ти процентов от установленной законодательством суммы в течение 7 суток с момента составления протокола об административном правонарушении и при необходимости вручения квитанции установленного образца. После уполномоченное лицо вручает ему копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца. В квитанции содержатся основные реквизиты, необходимые для оплаты административного штрафа (Ф.И.О., должность лица, выдавшего квитанцию, гербовая печать государственного органа, основание наложения административного штрафа, дата и время наложения штрафа, размер наложенного административного штрафа, номер банковского счета, на который лицу необходимо внести денежные средства, Ф.И.О., дата рождения, ИИН лица, привлеченного к административной ответственности). Законом РК от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» также предусмотрено, что институт сокращенного производства применяется в отношении должностных и юридических лиц, а также по правонарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право оплаты штрафа в также размере 50 % от указанной суммы штрафа в течение семи суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца. Необходимо отметить, что при сокращенном административном производстве необходимости вынесения постановления о наложении административного взыскания уполномоченным должностным лицом нет. Уполномоченное должностное лицо лишь составляет протокол об административном правонарушении и выдает (при необходимости) квитанцию лицу, совершившему административное правонарушение. При этом в протоколе об административном правонарушении налагаемый штраф указывается в размере, установленном законодательством (в полном размере), а в квитанции указывается сумма, равная 50-ти процентам от суммы наложенного административного штрафа. Часть 2. Впоследствии лицо, привлеченное к административной ответственности, в течение 7 суток с момента совершения административного правонарушения на основании выданной должностным лицом квитанции может оплатить 50 процентов от суммы наложенного штрафа в банковских учреждениях и вернуть квитанцию с отметкой об оплате штрафа уполномоченному должностному лицу органа, рассматривающего дело об административном правонарушении. Необходимо отметить, что последнее требование (возращение квитанции об уплате с целью информирования) является архаизмом, требующим скорейшего преодоления посредством широкой цифровизации указанного процесса и интеграции систем уполномоченных органов. С момента оплаты лицом, привлеченным к административной ответственности, 50-ти процентов от установленной суммы штрафа в течение 7 суток после совершения правонарушения, дело об административном правонарушении считается рассмотренным по существу, решение – вступившим в законную силу, а лицо – привлеченным к административной ответственности. В части 2 предусматривается оговорка, что пересмотру не подлежат дела, рассмотренные по правилам главы 42, за исключением случаев, предусмотренных главой 47 КоАП. Указанное может толковаться как ограничение прав лиц, привлеченных к административной ответственности. Однако учитывая особый характер производства, заблаговременное разъяснение прав, добровольность и заинтересованность вовлеченных лиц, такую практику можно рассматривать как необходимую, разумную и справедливую. Часть 3. Если лицо, в отношении которого осуществляется сокращенное административное производство, не использовало или ненадлежаще использовало свое право, то в отношении этого лица производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке. После этого лицо, в отношении которого ведется административное производство, обязано в течение 30-ти суток с момента вступления постановления в законную силу оплатить наложенный административный штраф в полном объёме с учетом особенностей, установленных ч. 2 ст. 819 КоАП.
См.: продолжение
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |