|
|
|
Ерлан Идрисов: Смысл дипломатии - жить в гармонии с окружающим миром
День дипломатической службы Республики Казахстан - профессиональный праздник, учрежденный указом Главы государства в 2009 году и отмечаемый 2 июля. Именно в этот день в 1992 году Президентом были утверждены «Положение о Министерстве иностранных дел Республики Казахстан», законы «О посольстве РК» и «Об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла РК». В преддверии праздника мы пообщались с министром иностранных дел Республики Казахстан Ерланом Идрисовым.
- Ерлан Абильфаизович, что для вас значит 2 июля? С какими ощущениями подходите к этой дате? - В этот день мы традиционно подводим итоги нашей деятельности за прошедший период, ставим новые задачи, более высокие и амбициозные во благо нашей Родины. Пожалуй, самая важная мысль, которая посещает в эти дни, заключается в осознании стратегической верности выбранного и твердо проводимого Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым курса на многовекторную внешнюю политику. Неоднозначные события в мировой политике последних лет лишь подтвердили безальтернативность для нашей страны такого курса, и неслучайно принципы многовекторности были заложены в основу обновленной Концепции внешней политики РК до 2020 года. Также неслучайно и то, что они были усилены необходимостью проведения исключительно прагматичной внешней политики на основе взаимной выгоды и твердого отстаивания национальных интересов. Концепция - это важнейший документ, четко определяющий наши принципы и приоритеты и нацеливающий казахстанскую дипломатию на создание благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии «Казахстан-2050» и вхождения нашей страны в число 30 самых развитых государств мира. На данный момент важнейшим направлением государственной политики является реализация пяти институциональных реформ и Плана нации «100 шагов». Как вы знаете, образована Национальная комиссия по модернизации под председательством премьер-министра Республики Казахстан. Основная задача нашего министерства - изучение зарубежного опыта, необходимого для модернизации страны, его анализ и донесение до соответствующих органов. Как неоднократно подчеркивал Глава государства, в настоящее время обстановка в мире усложняется, обрушение цен на мировых рынках энергоресурсов и металлов резко увеличило экономические риски, почти все государства испытывают серьезные геополитические и экономические вызовы. Ответом Казахстана стала новая экономическая политика «Нұрлы жол». И в этой связи мы видим свою главную задачу в обеспечении максимально благоприятных условий для реализации стратегических программ и целей, стоящих перед нашим государством.
- Оглядываясь назад, что изменилось во внешней политике за год? - Перечислю наиболее крупные вехи, стараясь не упустить что-либо важное, при этом отмечу, что одной из целей нашей внешней политики является дальнейшая интеграция в систему региональных и международных торгово-экономических отношений. В этой связи начну с того, что буквально на днях завершились 19-летние переговоры по вступлению Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Как отметил Глава государства, это поистине историческое событие. Мы ожидаем, что вступление произойдет до конца 2015 года. Членство нашей страны в ВТО, а сегодня 90 процентов нашей торговли приходится на страны-участницы ВТО, откроет новые возможности для развития нашей экономики и придаст ей новый мощный импульс. В то же время это, конечно же, несет в себе и существенные вызовы для наших предпринимателей, которые будут вынуждены адаптироваться к еще более конкурентной среде. Далее, с начала января вступил в действие Договор о Евразийском экономическом союзе, который является открытым проектом, формируясь как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития. Символично и симптоматично, что заинтересованность в сотрудничестве с ЕАЭС выразили уже около 40 государств, Вьетнам заключил соглашение о свободной торговле в ЕАЭС, а Индия начала процесс переговоров. Другой важной вехой стало завершение переговоров с Европейским союзом о Соглашении об углубленном партнерстве и сотрудничестве, которое охватывает 29 сфер взаимодействия. Мы ожидаем, что до конца нынешнего года это соглашение также будет подписано, и мы приступим к его реализации. Это беспрецедентное соглашение для Казахстана и стран нашего региона, которое выведет наши отношения с Европой на совершенно иной качественный уровень. Также в 2014 году Казахстан вступил в Форум «Азия - Европа» (АСЕМ), в состав которого входят 53 государства Азии и Европы. Благодаря стабильной внутриполитической ситуации, благоприятному географическому расположению, а также положительной динамике экономического роста, Казахстан рассматривается государствами-членами АСЕМ в качестве важного партнера и связующего звена, так называемого моста между Европой и Азией. Считаем, что значительный прогресс был достигнут и в вопросе определения правового статуса Каспийского моря. Убеждены, что установление на Каспии стабильных и дружественных отношений между прибрежными государствами, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права, будет способствовать укреплению политической и экономической безопасности в каспийском регионе. На астраханском саммите в сентябре прошлого года был, мы считаем, сделан важный шаг к этому, и мы рассчитываем на успешное проведение саммита в Астане в 2016 году. А 10 декабря 2014 года Президентом подписан закон РК «Об официальной помощи развитию», который закрепил роль Казахстана в качестве регионального лидера и подтвердил реноме нашего государства как страны-донора, а не получателя помощи.
- Вы неоднократно говорили об активном участии Казахстана в региональных объединениях и форумах. Каким из них сегодня уделяется приоритетное внимание? - Их много, о ЕАЭС я уже говорил. Кроме того, хотел бы особо отметить одну из первых и успешных международных инициатив - созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Сегодня эта инициатива Президента Н. А. Назарбаева материализовалась в эффективный форум многосторонней дипломатии, объединяющий 26 государств, и стала важным фактором обеспечения безопасности на азиатском континенте. Учитывая растущий международный авторитет Совещания и широкий круг его участников, нами ведется работа по реализации новой инициативы Главы нашего государства о создании на базе СВМДА Организации по безопасности и развитию в Азии. Одним из первоочередных приоритетов Казахстана во внешней политике является взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества. ШОС превратилась в одну из наиболее авторитетных и динамично развивающихся организаций в региональном масштабе и в мире в целом. Казахстан придает приоритетное значение ключевым вопросам политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества, а также всемерному обеспечению безопасности и стабильности на пространстве ШОС. На предстоящем буквально на днях в Уфе саммите ШОС будут приняты важнейшие решения о начале процесса расширения организации, что говорит о росте ее авторитета и востребованности в регионе и в мире. Большое значение придаем взаимодействию в рамках Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), считая ее важным фактором обеспечения безопасности в зоне ответственности. Перспективы дальнейшего развития ОДКБ будут рассматриваться на саммите в Душанбе в сентябре. Успешно развивается сотрудничество Казахстана с исламским миром. В рамках председательства Казахстана в Совете министров иностранных дел ОИС в Астане в 2011 году Президент Казахстана выступил с инициативой создания Исламской организации по продовольственной безопасности (ИОПБ) со штаб-квартирой в Астане. В настоящее время к Уставу организации присоединились 23 государства ОИС. Вступление Устава в силу обеспечит начало ее деятельности в качестве полноценной международной организации, призванной решать актуальную для мусульманского сообщества проблему обеспечения продовольствием. В октябре т.г. в Астане запланировано проведение учредительной Генеральной ассамблеи ИОПБ. Казахстан принимает активное участие в интеграции в рамках тюркского мира. В сентябре в Астане состоится юбилейный 5-й Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств. В декабре т.г. в Астане пройдет 6-е пленарное заседание Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА). С 2014 года в Астане действует созданная по инициативе Главы нашего государства Международная тюркская академия, являющаяся уникальным научным центром, координирующим на международном уровне комплексные исследования в области тюркологии.
- В текущем году исполняется 70 лет с момента создания ООН. Расскажите, как продвигается взаимодействие Казахстана с этой организацией и будет ли ваше министерство отмечать это событие? - Действительно, в этом году все международное сообщество отмечает 70-летие Организации Объединенных Наций - организации, вносящей значительный вклад в формирование современного мира. МИД совместно с представительством ООН в Казахстане разработал план мероприятий по празднованию этого события. В него вошли различные массовые мероприятия, включая научно-практические конференции, «круглые столы» и семинары, акции, турниры, выставки и т.д. В целом, со времени вступления в ООН Казахстан активно участвовал во всех ее главных мероприятиях и принимал у себя крупные международные форумы под ее эгидой. За время своего членства в рядах ООН Казахстан сумел не только успешно интегрироваться в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место. Позиция Казахстана в ООН формируется на основе учета наших интересов по всему комплексу вопросов, рассматриваемых ООН. Значителен вклад нашей страны в области разоружения и нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, в области устойчивого развития, культурного наследия и межкультурного диалога, в области достижения Целей развития тысячелетия. В последние годы отмечается значительная интенсификация контактов между Казахстаном и ООН во всех областях. Совершенно обоснованно, что Казахстан выдвинул свою кандидатуру в непостоянные члены Совета Безопасности ООН в 2017-2018 годы. Лозунг нашей кампании «Вместе за глобальную безопасность» отражает наши предыдущие усилия и наше мировоззрение.
- И какие цели ставит Казахстан в период членства в СБ ООН в случае избрания? - Наша цель во время членства в СБ ООН - акцентировать внимание на четырех основных, актуальных для всего мира, проблемах: ядерная, продовольственная, энергетическая и водная безопасность. Казахстан, как страна, добровольно отказавшаяся от обладания одним из крупнейших арсеналов ядерного оружия в мире, имеющая много трансграничных рек и как экспортер продовольствия и энергии, имеет право на такие инициативы. На протяжении многих лет Казахстан демонстрировал свою беспристрастность, эффективность и приверженность к многосторонности и укреплению мира. Глубокая вовлеченность Казахстана в целый ряд региональных и глобальных процессов предоставляет уникальную возможность владения разносторонней информацией и различными подходами к решению проблем международной безопасности, стоящих перед СБ ООН. Учитывая нашу активную позицию в медиации и укреплении доверия, в том числе и, например, в вопросе урегулирования конфликта в Украине, Казахстан выступает честным брокером, известным своей беспристрастностью, эффективным, сбалансированным подходом и нейтральностью ко всем международным факторам, государствам и организациям в рамках многосторонней дипломатии. Убежден, что, с учетом активного и эффективного участия Казахстана в международных делах, наша страна заслуживает права заседать в Совете Безопасности ООН. Казахстан подтвердил свое реноме активного, ответственного и оказывающего другим поддержку государства-члена ООН, вносящего свой вклад в дело международного мира и безопасности, укрепления прав человека и верховенства закона, а также устойчивого развития.
- Что вы могли бы рассказать о приоритетах в двусторонних отношениях с нашими зарубежными партнерами? - Что касается двусторонних отношений, наши внешнеполитические приоритеты остаются неизменными - развитие тесного и взаимовыгодного партнерства с Россией, Китаем, США, странами Европы, Азии, мусульманского мира. Казахстан уделяет приоритетное внимание обеспечению региональной безопасности и развитию полномасштабного сотрудничества со странами Центральной Азии. Необходимо создавать условия для формирования беспроигрышной платформы евразийского партнерства, где компромиссно сочетались бы интересы как самих стран региона, так и ключевых внешних игроков. Мы расширяем географию наших отношений, в которую включены как страны Африканского континента, так и государства Латинской Америки и Карибского бассейна. В ноябре 2013 года Казахстан получил статус наблюдателя при Африканском союзе. За последние годы открыты наши посольства в ЮАР, Эфиопии, Бразилии и Мексике.
- В Концепции внешней политики Казахстана сказано, что защита прав граждан и юридических лиц РК, их личных, семейных и деловых интересов за рубежом является одним из основных направлений работы МИД. Не могли бы вы поделиться некоторыми деталями этой работы? - Это действительно так. В настоящее время необходимое содействие казахстанцам оказывается 92 дипломатическими и консульскими учреждениями Казахстана в 64 странах мира. При этом особое внимание уделяется лицам, ставшим жертвами противоправных действий со стороны криминальных структур, а также оказавшимся в форс-мажорных ситуациях за рубежом. Приведу несколько фактов. Как вы знаете, в связи с приостановлением деятельности туристической компании «Travelsystem» туристы из Казахстана, отправившиеся на отдых в Турцию, столкнулись с проблемой выселения из гостиниц. Сотрудники нашего консульства в Анталии оказали максимальную помощь в разрешении сложившейся ситуации и постоянно поддерживали контакты с нашими соотечественниками. Вследствие обострения внутриполитической ситуации на Ближнем Востоке 11 граждан РК из Сирии и 18 из Йемена были эвакуированы спецбортами российских МЧС. Также пострадавшие от сильного землетрясения в Непале 25 граждан РК благополучно возвращены в Казахстан. Во время их нахождения в Москве казахстанские консулы оказали необходимую консульско-правовую и практическую помощь прибывшим гражданам. Кроме того, возвращены на родину семь гражданок Казахстана из Индонезии и Бахрейна, которые обманным путем были привлечены на работу. С помощью санитарной авиации в незамедлительном порядке (в связи с ухудшением состояния здоровья) были возвращены на родину один гражданин Казахстана из Кореи, а также двое граждан из Таиланда. Возвращены на Родину 15 граждан Казахстана, пострадавшие при автокатастрофе вблизи поселка Зимунай Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики.
- Совсем недавно в Милане Президент Казахстана Н. Назарбаев объявил о продлении с 15 июля этого года безвизового режима для иностранных инвесторов. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом? - Инициированный в прошлом году Пилотный проект по отмене визового режима c 15 июля 2014 года на один год для граждан 10 государств в одностороннем порядке получил положительные отклики. Анализ данной инициативы показал позитивное влияние на экономику страны. Значительно увеличилось число туристических и деловых поездок иностранных граждан в республику. Установление безвизового режима способствовало значительному росту торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами, входящими в список. В настоящее время интерес к включению в пилотный проект проявляют многие страны, обладающие высоким экономическим и инвестиционным потенциалом. В этой связи 26 июня 2015 года постановлением правительства РК № 483 пилотный проект продлен до 31 декабря 2017 года. Расширился и список государств, всем гражданам которых разрешен безвизовый въезд на срок до 15 дней. Начиная с 16 июля 2015 года дополнительно в проект включены еще 10 стран: Австралия, Бельгия, Венгрия, Испания, Монако, Норвегия, Сингапур, Финляндия, Швейцария и Швеция. Ранее в список десяти стран входили Великобритания, Германия, Италия, Малайзия, Нидерланды, ОАЭ, США, Франция, Южная Корея и Япония, но затем и с Республикой Кореей было подписано соглашение о безвизовом режиме. Такие шаги нашего государства являются неотъемлемым компонентом комплекса мероприятий по созданию удобного визового режима для иностранных инвесторов и улучшению инвестиционного климата нашей страны в целом. Они в полной мере соответствуют проводимой правительством политике привлечения иностранного капитала в национальную экономику и высококвалифицированных зарубежных управленцев и специалистов, для достижения высоких целей научно-технологического характера в жестких условиях глобализации и конкуренции. Хотел бы особо подчеркнуть, что ключевыми задачами Министерства иностранных дел являются формирование и установление благоприятной визовой политики, направленной на реализацию туристического потенциала страны, привлечение иностранных инвестиций путем расширения безвизового пространства и облегчения получения гражданами Казахстана виз европейских государств. Для осуществления необходимых мер по совершенствованию национального законодательства в соответствие с правилами ЕС и их имплементации, МИД был подготовлен проект «Плана мероприятий по облегчению визового режима между РК и ЕС». Данный план предусматривает реализацию государственными органами мер по четырем ключевым направлениям: защищенность документов (включая биометрию); незаконная миграция, управление ею и границами (включая реадмиссию); общественный порядок, безопасность и правовое сотрудничество (защита персональных данных граждан); внешние связи и основные права граждан (свобода передвижений иностранцев в РК, права меньшинств и т.д.). Принятие данного документа является предварительным этапом сотрудничества с ЕС, в целях получения Еврокомиссией мандата ЕС на начало переговорного процесса Казахстана с государствами ЕС по заключению соглашений по облегчению визового режима для граждан нашей страны. Важное значение также придаем вопросам модернизации процесса выдачи казахстанских виз. На основе рекомендаций рабочей группы из представителей заинтересованных госорганов и ассоциации «ЕвроБак» разработан и проходит согласование проект обновленных «Правил выдачи виз РК», направленных на упрощение оформления отдельных категорий виз.
- Ну и, напоследок, кто сегодня стоит на передовой нашей дипломатической службы? - Учитывая усложнение процессов современного мирового развития и роста геополитической напряженности, очевидно, что требования к профессионализму кадров возрастают. Сегодня в нашем министерстве трудятся люди, не только знающие государственный и иностранные языки, - этого сейчас недостаточно. В МИД работают те, кто мыслит глобально и, что важнее всего, руководствуется национальными интересами государства. Возможно, я повторюсь, но подчеркну, что в современном мире, когда ситуация меняется довольно быстро, а фундаментальные знания доступны как никогда ранее (условно, на «кончиках пальцев»), критическое мышление и оперативность принятия решений являются одними из ключевых качеств, которые отличают дипломата. Фридрих Ницше говорил, что «дипломатия состоит в том, чтобы гладить собаку до тех пор, пока намордник не будет готов…». Я не совсем согласен с немецким мыслителем. Мне кажется, что дипломатия состоит в том, чтобы жить в гармонии с окружающим миром и в ладу с самим собой. Казахстан всегда выступает за сотрудничество с обоюдовыгодным положительным результатом, как говорят «win-win». Будущее международной политики, равно как и отношений между людьми, должно основываться именно на таком подходе. Наш опыт независимой внешней политики, ее проверенный временем и эффективный принцип многовекторности доказывают, что это возможно. Хочу поздравить всех дипломатов, прежде всего Дипломата номер один, Главу нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева, с праздником и пожелать всего самого наилучшего!
Алик Газизов, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |