В частности, в приказ внесены следующие изменения: Настоящие Правила распространяются на всех недропользователей, в том числе на операторов по контракту на недропользование, доверительных управляющих (далее – недропользователь) по углеводородам и (или) добыче урана, независимо от форм собственности. Определение размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр, осуществляется по факту обнаружения, а также при наличии информации по ущербу от самих недропользователей и (или) государственных органов: при разведке и добыче углеводородов – уполномоченным органом в области углеводородов; при добыче урана – уполномоченным органом в области добычи урана. Споры, возникающие в связи с определением размера ущерба, разрешаются согласно пункту 2 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан и статьи 9 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан. Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана, определяется исходя из объема фактических потерь углеводородов или урана, превышающих их нормированные потери, и определяется исходя из средней стоимости в соответствии с официальными котировками цен за отчетный период. Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана, определяется в соответствии с примерами определения размера ущерба за сверх нормированные потери, согласно приложению к настоящим Правилам. Превышение фактических потерь углеводородов или урана над нормированными потерями, (далее – сверх нормированные потери), исходит из объемов: потерь балансовых запасов углеводородов сверх установленных нормированных потерь по каждой части залежи или урана сверх установленных нормированных потерь по месторождению, отрабатываемой одной системой разработки с относительно однородными горно-геологическими условиями, в которой достоверно подсчитаны балансовые запасы углеводородов или урана и возможен первичный учет полноты их извлечения из недр, а также любые необоснованные потери; потерь балансовых запасов урана, возникших в результате нарушения проекта опытно-промышленной добычи, проекта разработки месторождения или проектного документа, утвержденного до введения в действие Кодекса, предусматривающего экономически рентабельную разработку месторождения урана с учетом рационального использования недр и аварий, вызванных этими нарушениями; запасов углеводородов или урана, оставленных в недрах, не достигнув коэффициента извлечения, несвоевременного списания запасов, преждевременного погашения запасов углеводородов; потерь балансовых запасов углеводородов, возникших из-за обводнения, возгорания в недрах или добытых углеводородов вследствие нарушения требований по их разработке (добыче); потерь балансовых запасов углеводородов, рентабельная отработка которых становится невозможной из-за добычи на легкодоступных участках месторождения; потерь углеводородов при добыче, сборе, транспортировке и подготовке на промыслах сверх нормированных потерь; потерь извлекаемых запасов углеводородов или урана, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, вследствие несоблюдения технологического режима разработки месторождений, предусмотренного базовым проектным документом, анализом разработки или проектным документом, утвержденным до введения в действие Кодекса, а также межпластового перетока углеводородов в вышележащие горизонты через заколонное и межколонное пространство вследствие нарушения требований по рациональному использованию недр при проведении операций по недропользованию; потерь сырого газа, газового конденсата из-за несоблюдения базового проектного документа, анализа разработки или проектного документа, утвержденного до введения в действие Кодекса, их извлечения и утилизации; сжигаемого в факелах сырого газа без разрешения и (или) без соблюдения условий разрешений уполномоченного органа в области углеводородов, за исключением случаев угрозы или возникновения аварийных ситуаций, угрозы жизни персоналу или здоровью населения и окружающей среде; сожженного сырого газа сверх разрешенных, уполномоченным органом в области углеводородов, для сжигания объемов; потерь урана и содержащихся в них попутных компонентов при первичной переработке урана, промежуточных продуктов (полуфабрикатов), хвостов обогащения, шламов, шлаков, превышающих нормированные потери в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса, связанных с изменениями и колебаниями качества перерабатываемого сырья по сравнению с проектными показателями и нарушениями технологической дисциплины переработки, определяемый при полной отработке месторождения; потерь сырой нефти (конденсата) при разведке, в том числе при пробной эксплуатации на участке недр сверх нормированных потерь. Сверх нормированные пластовые потери нефти, конденсата и газа, в том числе попутного (растворенного), определяются отклонениями от коэффициента извлечения, который утвержден в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса. Сверх нормированные потери при сжигании сырого газа определяются по компонентному составу газа, состоящего на государственном балансе полезных ископаемых, на основе содержания компонентов, принятых при подсчете запасов, и (или) указанному в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса. Содержание компонентов учитывается с последних утвержденных проектных документов, указанных в части первой настоящего пункта. При отсутствии индивидуальных приборов учета, расчет проектных потерь проводится по содержанию растворенного газа в добываемом полезном ископаемом, числящихся на Государственном балансе запасов полезных ископаемых Республики Казахстан, и (или) указанного в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса. Содержание компонентов учитывается с последних утвержденных проектных документов, указанных в части первой настоящего пункта. Количественное значение сверх нормированных потерь углеводородов или урана, допущенных в процессе первичной переработки (подготовки), определяется по разнице между величиной извлечения, установленной технологией для соответствующего типа (сорта) углеводородов или урана и фактически достигнутого его извлечения в товарный продукт. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |