|
|
|
Обязательное социальное медицинское страхование (ОМС) в Казахстане:
Нурмагамбетов Мурат Сабитович, Член палаты юр. консультантов «Лига юристов Астаны», юрисконсульт АО «Транстелеком»
Текст статьи отражает субъективное мнение автора, приведенные в ней расчеты носят упрощенный характер, и не охватывают расходы работодателя.
Система обязательного социального медицинского страхования (ОМС) в Казахстане играет ключевую роль в обеспечении доступности медицинских услуг для всех граждан. Однако существуют аспекты, которые вызывают вопросы о справедливости и эффективности данной системы. В этой статье я постарался рассмотреть основные аспекты говорящие о несправедливости системы ОМС, а также предлагаю возможные варианты по улучшению законодательства, включая международный опыт.
Кратко рассмотрим действующую систему. Лица, уплачивающие взносы на ОМС, имеют право на получение следующих услуг: · амбулаторно-поликлиническая помощь, включая консультации врачей и диагностику; · стационарная помощь, включающая хирургические операции и лечение в больницах; · реабилитационные услуги и восстановительное лечение; · лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении; · услуги по профилактике заболеваний и диспансеризация. Особо хочу отметить тот факт, что согласно пункту 4 статьи 5 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» лицам, за которых не поступили отчисления и (или) взносы в фонд либо которые не уплатили взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». То есть медицинские работники не вправе отправлять таких пациентов домой, а обязаны оказать минимальную помощь, в том числе амбулаторную и стационарную.
Недостатки системы В настоящее время в Казахстане все застрахованные лица, независимо от размера уплаченных взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС), имеют равный доступ к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Это приводит к тому, что лица с высокими доходами платят существенно больше взносов, но получают тот же набор медицинских услуг, что и лица с низкими доходами. Такая система может восприниматься как несправедливая и не учитывающая реальный вклад граждан в финансирование здравоохранения. 1. Различия в размерах взносов и равный доступ к услугам В текущей системе взносы на ОМС рассчитываются в зависимости от дохода гражданина. Это означает, что лица с высокими доходами платят больше, чем лица с низкими доходами. Однако граждане имеют равный доступ, к равному объему медицинских услуг, что может рассматриваться как несправедливость. Пример приблизительного расчета взносов: · Лицо с доходом 100 000 тенге в месяц, платит 2% от дохода, что составляет 2 000 тенге. · Лицо с доходом 850 000 тенге в месяц, также платит 2% от дохода, что составляет 17 000 тенге. · Лицо с доходом 1 000 000 тенге в месяц и больше, платит 2% от дохода, не превышающего десятикратного размера МЗП, что составляет 850 000 тенге, то есть его отчисления так же составят 17 000 тенге, вне зависимости от суммы превышения. Таким образом, лица с высокими доходом платит взносы в разы больше, чем лица с низким доходом, при этом все имеют доступ к одинаковому объему медицинских услуг. Также не понятно по какой причине, установлен предел десятикратный размер МЗП? Это создает ощущение несправедливости, поскольку финансовое бремя распределяется неравномерно. Вместе с тем, как правило, такие лица с редко пользуются услугами государственных медицинских учреждений, предпочитая платную медицину как альтернативу, что говорит о недоверии к государственной медицине. Как результат, лицо имеющий доход от 850 000 тенге, ежемесячно «дарит» государству 17 000 тенге, и дополнительно финансирует частную медицину. 2. Финансовая нагрузка на низкооплачиваемые категории населения Для лиц с низкими доходами уплата взносов на ОМС может стать значительной финансовой нагрузкой, особенно если учитывать, что они получают те же услуги, что и лица с более высокими доходами. Это приводит к тому, что финансовая нагрузка пропорционально выше для граждан с низкими доходами. Пример финансовой нагрузки: · Лицо с доходом 85 000 тенге в месяц платит 2% от дохода, что составляет 1 700 тенге в месяц. Это составляет 2% от общего дохода. · Лицо с доходом 500 000 тенге в месяц платит 2% от дохода, что составляет 10 000 тенге в месяц. Это также составляет 2% от общего дохода. В обоих случаях процент от дохода одинаков, но для низкооплачиваемого лица уплата взносов на ОМС может существенно повлиять на его бюджет, особенно если учитывать другие обязательные расходы (питание, жилье и т.д.). 3. Двойное обложение для лиц с несколькими источниками дохода Проблема двойного обложения В нашей стране граждане, имеющие несколько видов дохода, такие как, к примеру, работа по трудовому договору и совмещаемая с предпринимательской деятельностью (ИП), сталкиваются с проблемой двойного обложения взносов на ОМС. Это означает, что они должны платить взносы на обязательное медицинское страхование с каждого источника дохода, что может создавать значительное финансовое бремя. Пример расчета взносов для лица с несколькими источниками дохода Рассмотрим пример лица, которое одновременно работает по трудовому договору и является индивидуальным предпринимателем. Исходные данные: · Лицо работает по трудовому договору с доходом 300 000 тенге в месяц. · Лицо является индивидуальным предпринимателем (ИП) с доходом 300 000 тенге в месяц. Расчет взносов на ОМС: 1. Доход по трудовому договору: o 300 000 тенге * 2% = 6 000 тенге в месяц. 2. Доход от предпринимательской деятельности (ИП): o 300 000 тенге * 2% = 6 000 тенге в месяц. Итоговая сумма взносов: · 6 000 тенге (по трудовому договору) + 6 000 тенге (от ИП) = 12 000 тенге в месяц. При этом, если такое лицо, осуществляет деятельность на основании специальных налоговых режимов, и по каким-либо причинам не осуществляло деятельность а отчетном периоде, то есть сдает нулевую отчетность, то не смотря на отсутствие доходов, Закон обязывает его ежемесячно уплачивать ОСМС в размере 5% от 1.4 кратного размера МЗП, или 5 950 тенге. Таким образом, создается ситуация, когда взносы на ОМС уплачиваются дважды, но при этом, лицо получает равный доступ, к равному объему медицинских услуг с лицами, имеющими большие или меньшие доходы. Для лучшего понимания ситуации, позволю себе привести утрированный пример и сравнить систему ОСМС со страхованием автовладельцев, которое имеет базовый и расширенный уровни. 1. Базовый уровень (обязательное страхование): o Обязательное страхование ответственности перед третьими лицами (ОСАГО) предоставляет минимально необходимую защиту в случае аварии. Этот уровень страхования обязателен для всех автовладельцев и покрывает ущерб, причиненный другим лицам. То есть при наступлении страхового случая, выплата позволяет покрыть расходы на возмещение причинённого ущерба потерпевшей стороне. 2. Расширенный уровень (добровольное страхование): o Добровольное страхование автомобиля (КАСКО) предоставляет расширенную защиту, включая покрытие ущерба, причиненного автомобилю застрахованного лица, кражу и другие риски. Автовладельцы могут выбрать уровень защиты в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей. Однако такой подход в медицине по моему мнению не применим, так как несет в себе дискриминацию пациентов, что не допустимо само по себе. На мой взгляд тут лучше применить зарубежный опыт.
Международный опыт в данном направлении Германия В Германии действует система обязательного медицинского страхования (GKV). Лица, имеющие несколько видов деятельности (наемные работники и ИП), уплачивают взносы на медицинское страхование только с одного источника дохода. Обычно взносы удерживаются с основного источника дохода, а второй доход может быть освобожден от дополнительных взносов, если уже уплачены взносы с основного дохода. Это позволяет избежать двойного обложения и уменьшает финансовую нагрузку на налогоплательщиков. Великобритания В Великобритании действует система Национальной службы здравоохранения (NHS), финансируемая за счет налогов. Лица, имеющие несколько источников дохода, также сталкиваются с проблемой двойного налогообложения. Однако правительство предоставляет определенные льготы и освобождения для лиц, уплачивающих взносы с нескольких источников дохода, что помогает смягчить финансовую нагрузку. Канада В Канаде система медицинского страхования управляется провинциальными правительствами. В большинстве провинций лица, имеющие несколько источников дохода, обязаны уплачивать взносы на медицинское страхование только с одного источника дохода. Это позволяет избежать двойного обложения и облегчает финансовую нагрузку на налогоплательщиков. Сингапур В Сингапуре действует система обязательного медицинского страхования MediShield Life. Лица, имеющие несколько источников дохода, уплачивают взносы на медицинское страхование только с одного источника дохода. Это достигается путем предоставления налоговых льгот и освобождений для лиц, уплачивающих взносы с нескольких источников дохода.
Предложения по улучшению системы ОМС в Казахстане Вариант 1. Пересмотр принципа исчисления взносов Описание: изменить законодательство, в частности установить единую фиксированную сумму взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) для всех граждан, независимо от уровня их дохода. Поскольку все застрахованные лица имеют доступ к одинаковому объему медицинских услуг в рамках системы ОМС, взносы должны быть равными для всех. Это позволит устранить несправедливость, связанную с разницей в размере уплаченных взносов, и упростит процесс расчета и уплаты взносов. Цель: обеспечить равенство в финансировании системы ОМС и упростить систему взносов, что приведет к более справедливому распределению финансового бремени и упростит администрирование. Пример: · Установление фиксированной суммы взносов для всех застрахованных лиц, например, 2000 тенге в месяц, независимо от их уровня дохода. Это приведет к тому, что все граждане будут вносить одинаковую сумму в систему, при этом получая равные медицинские услуги. Преимущества: 1. Упрощение системы: Фиксированная сумма взносов упрощает расчеты и администрирование, что снижает вероятность ошибок и злоупотреблений. 2. Устранение несправедливости: Уравнивание взносов устраняет различия между вкладом граждан с разными уровнями дохода, что делает систему более справедливой. 3. Прозрачность: Единая фиксированная сумма взносов делает систему более прозрачной и понятной для граждан. Реализация: 1. Внести изменения в законодательство, регулирующее порядок исчисления и уплаты взносов на ОМС, установив фиксированную сумму для всех граждан. 2. Обеспечить информационную поддержку и разъяснительную работу для граждан по поводу изменений в системе взносов и их влияния на доступ к медицинским услугам.
Вариант 2. Установление дифференцированных размеров взносов на ОСМС по возрасту участников Принцип дифференцированных взносов по возрасту Установление дифференцированных взносов ОСМС по возрасту предполагает адаптацию размера взносов в зависимости от возрастной категории граждан. Это позволит более точно учитывать различия в медицинских потребностях и расходах на здравоохранение для разных возрастных групп, что сделает систему страхования более справедливой и устойчивой. Возможные уровни дифференцированных взносов по возрасту 1. Детский и подростковый возраст (до 18 лет) o Минимальные взносы: так как дети и подростки имеют относительно низкие медицинские потребности, размер взносов для этой возрастной группы должен быть минимальным или субсидироваться государством. o Финансирование: Основные расходы покрываются за счет государственного бюджета и перераспределения взносов от других возрастных групп. 2. Молодежь и взрослые (18-45 лет) o Средние взносы: молодые и взрослые люди ведут более активный образ жизни и могут столкнуться с некоторыми медицинскими потребностями, такими как репродуктивное здоровье и профилактика инфекционных заболеваний. Размер взносов для этой группы должен быть умеренным. o Финансирование: взносы этой группы могут частично субсидировать расходы на медицинские услуги для детей и пожилых. 3. Средний возраст (45-65 лет) o Повышенные взносы: люди среднего возраста начинают сталкиваться с повышенным риском хронических заболеваний и возрастных изменений. Размер взносов для этой группы должен быть выше, чтобы покрыть расходы на профилактику и лечение этих заболеваний. o Финансирование: Взносы могут использоваться для финансирования специализированных программ скрининга и профилактики. 4. Пожилой возраст (старше 65 лет) o Высокие взносы: пожилые люди имеют самые высокие медицинские потребности из-за возраста и связанных с ним хронических заболеваний. Размер взносов для этой группы должен быть самым высоким, но субсидироваться государством для обеспечения доступности медицинских услуг. o Финансирование: Взносы этой группы покрывают расходы на гериатрическую помощь, реабилитацию и паллиативную помощь. Преимущества дифференцированных взносов по возрасту 1. Справедливое распределение нагрузки: o Учет возрастных различий в медицинских потребностях позволяет распределить финансовую нагрузку более справедливо. 2. Оптимизация ресурсов здравоохранения: o Эффективное использование взносов позволяет финансировать наиболее необходимые медицинские услуги для каждой возрастной группы. 3. Повышение доступности медицинской помощи: o Дифференцированные взносы обеспечивают доступность медицинских услуг для всех возрастных групп, включая детей и пожилых. Реализация дифференцированных взносов по возрасту 1. Разработка новой шкалы взносов: o Определить размер взносов для каждой возрастной группы с учетом медицинских потребностей и затрат. 2. Обеспечение прозрачности системы: o Разработать информационные материалы, объясняющие гражданам принципы новой системы и их права и обязанности. 3. Мониторинг и оценка: o Ввести систему мониторинга и оценки эффективности новой системы взносов, включая анализ данных и обратную связь от граждан. Установление дифференцированных взносов ОСМС по возрасту участников в Казахстане позволит создать более справедливую и устойчивую систему здравоохранения. Это обеспечит лучшее соответствие размера взносов медицинским потребностям разных возрастных групп, оптимизирует использование ресурсов и повысит доступность медицинской помощи для всех граждан.
Приведённые выше варианты могут быть реализованы при сохранении существующего государственного субсидирования медицины.
Выводы Система обязательного социального медицинского страхования (ОМС) в Казахстане требует пересмотра и модернизации для устранения существующих аспектов несправедливости и повышения эффективности. Введение фиксированных взносов для всех граждан, создание дифференцированных стандартов медицинских услуг, введение механизма субсидирования, оптимизация административных процедур и обеспечение индивидуального подхода к медицинскому обслуживанию позволят значительно улучшить функционирование системы ОМС. Заключение Изменение законодательства в сфере обязательного социального медицинского страхования (ОМС) в Казахстане может существенно улучшить справедливость и эффективность системы. Внедрение предложенных изменений позволит устранить существующие аспекты несправедливости, улучшить качество медицинского обслуживания и создать более справедливую финансовую нагрузку для граждан. Применение прогрессивного подхода к расчету взносов, введение дифференцированных стандартов медицинских услуг, механизма субсидирования для уязвимых групп, упрощение административных процедур и учет индивидуальных потребностей пациентов создадут более сбалансированную и эффективную систему медицинского страхования. Это обеспечит более высокое качество медицинских услуг и повысит удовлетворенность граждан, что в свою очередь, укрепит доверие к системе ОМС и улучшит состояние здравоохранения в стране.
P/S Текст статьи отражает субъективное мнение автора, приведенные в ней расчеты носят упрощенный характер, и не охватывают расходы работодателя.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |