|
|
|
Механизмы ООН по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами-членами их международно-правовых обязательств в области прав человека
М. Нурханов, аналитик Конституционного Суда Республики Казахстан
Как известно, основные права и свободы человека и связанные с ними политические обязательства государств-членов Организации Объединенных Наций (далее - ООН) нашли отражение в таком документе международного характера как Всеобщая декларация прав человека[1]. В последующем, права и свободы человека, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека, были закреплены в соответствующих многосторонних международных договорах в рамках ООН с возложением на государства-участники этих договоров уже юридических обязательств применительно к правам и свободам человека (их уважению, соблюдению, развитию, обеспечению средствами правовой защиты на административном, законодательном и судебном уровнях). Так или иначе эти же основные права и свободы человека нашли свое отражение и в Конституции Республики Казахстан. При этом, необходимо отметить, что в соответствии с императивным положением статьи 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года[2] каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. В данном контексте примечательны существующие в рамках ООН механизмы мониторинга (оценки) соблюдения государствами-членами ООН их международно-правовых обязательств в области прав человека, который осуществляется посредством уставных и договорных органов ООН. По уставным органам ООН к вышеуказанным механизмам относятся универсальный периодический обзор по правам человека[3] Совета по правам человека ООН (далее - СПЧ ООН) и специальные процедуры (тематические и страновые мандаты) СПЧ ООН. Универсальный периодический обзор - это уникальный механизм СПЧ ООН, который призывает все государства-члены ООН каждые четыре с половиной года проходить экспертную оценку ситуации в области прав человека и предоставляет каждому государству регулярную возможность сообщать о мерах, принятых для улучшения ситуации в области прав человека в них и для решения проблем, препятствующих осуществлению прав человека, а также в целях постоянного совершенствования получать рекомендации от государств-членов ООН[4]. Республика Казахстан так же, как и многие другие государства-члены ООН, участвует в универсальном периодическом обзоре СПЧ ООН, в рамках которого представила первоначальный национальный доклад, второй и третий периодические национальные доклады[5]. По итогам каждого из трех циклов универсального периодического обзора СПЧ ООН Республике Казахстан были представлены соответствующие рекомендации от государств-членов ООН[6]. На сегодняшний день СПЧ ООН оформлено 46 тематических мандатов (рабочие группы, специальные докладчики и независимые эксперты)[7] и 14 страновых (специальные докладчики, независимые эксперты по вопросу о положении в области прав человека)[8]. Специальные процедуры СПЧ ООН - это независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах. При поддержке Управления Верховного комиссара ООН по правам человека специальные процедуры СПЧ ООН: предпринимают страновые визиты; реагируют на индивидуальные случаи нарушений прав человека и проблемы более широкого и структурного характера путем направления государствам или другим лицам сообщений; способствуют разработке международных стандартов в области прав человека; участвуют в информационно-просветительской деятельности, повышают осведомленность общественности и предоставляют консультации по вопросам технического сотрудничества[9]. При этом, специальные процедуры СПЧ ООН готовят доклады по итогам посещений государств и ежегодные тематические доклады, которые содержат соответствующие рекомендации для государств по вопросам прав человека. Республика Казахстан в 2009 году направила постоянно действующее приглашение[10] всем специальным процедурам СПЧ ООН. На сегодняшний день Казахстан со страновым визитом посетило 12 специальных докладчиков и независимых экспертов (один из них посетил Казахстан дважды)[11] в рамках тематических специальных процедур СПЧ ООН с составлением по итогам соответствующих докладов. Доклады доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[12].
По договорным органам. Заключенные в рамках ООН соответствующие многосторонние международные договоры предусматривают следующие основные механизмы мониторинга (оценки) за соблюдением государствами-членами их международно-правовых обязательств в области прав человека по этим договорам: представление государствами своих периодических докладов (о принимаемых, принятых законодательных, судебных, административных или других мерах по осуществлению их обязательств по соответствующим международным договорам и с помощью которых проводятся в жизнь положения этих договоров, а также о достигнутом в этой связи прогрессе) и их рассмотрение договорными органами ООН; принятие и рассмотрение договорными органами ООН индивидуальных сообщений, сообщений от других государств (межгосударственные сообщения) о предполагаемых нарушениях государствами их обязательств по указанным международным договорам; а также проведение договорными органами ООН расследований по аналогичным обстоятельствам. К таким органам относятся следующие 10 договорных органов ООН в области прав человека: 1) Комитет по ликвидации расовой дискриминации (далее - КЛРД). КЛРД учрежден в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года (далее - Конвенция 1966 года)[13]. КЛРД выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по Конвенции 1966 года посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[14] государств-участников Конвенции 1966 года о принятых законодательных, судебных, административных или других мерах, с помощью которых проводятся в жизнь ее положения. КЛРД, в свою очередь, на основании представляемых государствами докладов может делать предложения и общие рекомендации[15]. На сегодняшний день КЛРД принял 36 общих рекомендаций (доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[16]). Республика Казахстан, являясь государством-участником Конвенции 1966 года[17], в рамках выполнения своих обязательств по ней представила первоначальный, второй и третий, четвертый и пятый, шестой и седьмой, восьмой-десятый сводные периодические доклады и доклады о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями[18]. По итогам рассмотрения указанных докладов КЛРД приняты заключительные замечания с соответствующими рекомендациями Республике Казахстан[19]; рассмотрение межгосударственных сообщений[20] о невыполнении другим государством-участником Конвенции 1966 года ее положений. Данный механизм распространяется и на Республику Казахстан как на государство-участника Конвенции 1966 года; рассмотрение сообщений[21] от отдельных лиц или группы лиц, которые утверждают, что являются жертвами нарушения государством-участником Конвенции 1966 года каких-либо прав, изложенных в ней. Республика Казахстан с 29 мая 2008 года признала[22] компетенцию КЛРД в пределах его юрисдикции принимать и рассматривать указанные сообщения в отношении себя. На сегодняшний день КЛРД в порядке статьи 14 Конвенции 1966 года сообщений в отношении Республики Казахстан рассмотрено не было;
2) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (далее - КЭСКП). КЭСКП учрежден в соответствии с резолюцией Экономического и Социального Совета ООН (далее - ЭКОСОС) от 28 мая 1985 года № 1985/17 с целью выполнения функций, возложенных на него Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года (далее - МПЭСКП)[23]. КЭСКП выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по МПЭСКП посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[24] государств-участников МПЭСКП о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в МПЭСКП. КЭСКП, в свою очередь, основываясь на рассмотрении представляемых государствами докладов, вносит ЭКОСОС предложения и рекомендации общего характера[25]. На сегодняшний день КЭСКП принял 26 замечаний общего порядка (доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[26]). Республика Казахстан, являясь государством-участником МПЭСКП[27], в рамках выполнения своих обязательств по нему представила первоначальный, второй, третий периодические доклады и доклад о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями[28]. По итогам рассмотрения указанных докладов КЭСКП приняты заключительные замечания с соответствующими рекомендациями Республике Казахстан[29]; рассмотрение сообщений[30] от лиц или группы лиц или от их имени, которые утверждают, что являются жертвами нарушения государством-участником МПЭСКП какого-либо из экономических, социальных и культурных прав, изложенных в нем. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она государством-участником ФП к МПЭСКП не является; рассмотрение межгосударственных сообщений[31] о невыполнении другим государством-участником МПЭСКП своих обязательств по нему. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она государством-участником ФП к МПЭСКП не является и в этих условиях не может заявить в порядке пункта 1 его статьи 10 о признании компетенции КЭСКП принимать и рассматривать указанные сообщения; проведение расследования[32] о серьезных или систематических нарушениях государством-участником МПЭСКП любого из экономических, социальных и культурных прав, закрепленных в нем. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она государством-участником ФП к МПЭСКП не является и в этих условиях не может заявить в порядке пункта 1 его статьи 11 о признании компетенции КЭСКП проводить такие расследования;
3) Комитет по правам человека (далее - КПЧ). КПЧ образован в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (далее - МПГПП)[33]. КПЧ выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по МПГПП посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[34] государств-участников МПГПП о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в МПГПП, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. КПЧ, в свою очередь, изучает представляемые государствами доклады и препровождает им такие замечания общего порядка, которые сочтет целесообразными[35]. На сегодняшний день КПЧ принял 37 замечаний общего порядка (доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[36]). Республика Казахстан, являясь государством-участником МПГПП[37], в рамках выполнения своих обязательств по нему представила первоначальный, второй и третий периодические доклады и доклады о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями[38]. По итогам рассмотрения указанных докладов КПЧ приняты заключительные замечания с соответствующими рекомендациями Республике Казахстан[39]; рассмотрение межгосударственных сообщений[40] о невыполнении другим государством-участником МПГПП своих обязательств по нему. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она в порядке пункта 1 статьи 41 МПГПП о признании компетенции КПЧ получать и рассматривать указанные сообщения не заявляла; рассмотрение сообщений[41] от лиц, которые утверждают, что являются жертвами нарушения государством-участником МПГПП какого-либо из прав, изложенных в нем. Республика Казахстан с 30 сентября 2009 года признала[42] компетенцию КПЧ принимать и рассматривать указанные сообщения в отношении себя. На сегодняшний день КПЧ в порядке ФП к МПГПП было рассмотрено 69 сообщений относительно возможных нарушений Республикой Казахстан прав и свобод человека по тем или иным статьям МПГПП, по 11 из которых были приняты решения об их неприемлемости для дальнейшего рассмотрения (соответственно, они не были рассмотрены по существу) и по 7 - о прекращении их рассмотрения, а по 51 - итоговые соображения КПЧ в порядке пункта 4 статьи 5 ФП к МПГПП. Соответствующие решения КПЧ доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[43];
4) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее - КЛДЖ). КЛДЖ учрежден в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее - Конвенция 1979 года)[44]. КЛДЖ выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по Конвенции 1979 года посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[45] государств-участников Конвенции 1979 года о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения ее положений, и о прогрессе, достигнутом в этой связи. КЛДЖ, в свою очередь, основываясь на изучении представляемых государствами докладов, вносит предложения и рекомендации общего характера[46]. На сегодняшний день КЛДЖ принял 39 общих рекомендаций (доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[47]). Республика Казахстан, являясь государством-участником Конвенции 1979 года[48], в рамках выполнения своих обязательств по ней представила первоначальный, второй, объединенные третий и четвертый, пятый, шестой периодические доклады и доклад о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями[49]. По итогам рассмотрения указанных докладов КЛДЖ приняты заключительные замечания с соответствующими рекомендациями Республике Казахстан[50]; рассмотрение сообщений[51] от лиц или группы лиц или от их имени, которые утверждают, что являются жертвами нарушения государством-участником Конвенции 1979 года какого-либо из прав, изложенных в ней. Республика Казахстан с 24 ноября 2001 года признала[52] компетенцию КЛДЖ принимать и рассматривать указанные сообщения в отношении себя. На сегодняшний день КЛДЖ в порядке ФП к Конвенции 1979 года было рассмотрено 1 сообщение относительно возможных нарушений Республикой Казахстан прав и свобод человека по тем или иным статьям Конвенции 1979 года с принятием по нему итогового решения по существу в форме мнений в порядке пункта 3 статьи 7 ФП к Конвенции 1979 года, которое доступно на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[53]; проведение расследования[54] о серьезных или систематических нарушениях государством-участником Конвенции 1979 года прав, изложенных в ней. Республика Казахстан признала с 24 ноября 2001 года компетенцию КЛДЖ проводить такие расследования в отношении себя[55]. На сегодняшний день КЛДЖ в порядке статьи 9 ФП к Конвенции 1979 года в отношении Республики Казахстан расследований не проводил;
5) Комитет против пыток (далее - КПП). КПП создан в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года (далее - Конвенция 1984 года)[56]. КПП выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по Конвенции 1984 года посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[57] государств-участников Конвенции 1984 года о принятых ими мерах по осуществлению их обязательств согласно ей. КПП, в свою очередь, рассматривает представляемые государствами доклады и может сделать такие замечания общего порядка по ним, которые он сочтет целесообразными[58]. На сегодняшний день КПП принял 4 замечаний общего порядка (доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[59]). Республика Казахстан, являясь государством-участником Конвенции 1984 года[60], в рамках выполнения своих обязательств по ней представила первоначальный, второй, третий, четвертый периодические доклады и доклады о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями[61]. По итогам рассмотрения указанных докладов КПП приняты заключительные замечания с соответствующими рекомендациями Республике Казахстан[62]; проведение расследования[63] о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства-участника Конвенции 1984 года. Республика Казахстан с 25 сентября 1998 года признала компетенцию КПП проводить подобные расследования в отношении себя[64]. На сегодняшний день КПП в порядке статьи 20 Конвенции 1984 года в отношении Республики Казахстан расследований не проводил; рассмотрение межгосударственных сообщений[65] о невыполнении другим государством-участником Конвенции 1984 года своих обязательств по ней. Республика Казахстан с 21 февраля 2008 года признала компетенцию КПП получать и рассматривать такие сообщения[66]; рассмотрение сообщений[67] от лиц, которые утверждают, что являются жертвами нарушения государством-участником Конвенции 1984 года ее положений, или сообщений такого рода, поступающих от их имени. Республика Казахстан с 21 февраля 2008 года года признала[68] компетенцию КПП получать и рассматривать указанные сообщения в отношении себя. На сегодняшний день КПП в порядке статьи 22 Конвенции 1984 года было рассмотрено 14 сообщений относительно возможных нарушений Республикой Казахстан своих обязательств по Конвенции 1984 года, по 1 из которых было принято решение о приемлемости и по 2 - о прекращении их рассмотрения, а по 11 - итоговые решения в порядке пункта 7 статьи 22 Конвенции 1984 года. Соответствующие решения КПП доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[69];
6) Комитет по правам ребенка (далее - КПР). КПР учрежден в соответствии с пунктом 1 статьи 43 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция 1989 года)[70]. КПР выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по Конвенции 1989 года, а также Факультативному протоколу к ней, касающемуся участия детей в вооруженных конфликтах, от 25 мая 2000 года (далее - ФП2 к Конвенции 1989 года)[71] и Факультативному протоколу к ней, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 года (ФП3 к Конвенции 1989 года)[72] посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[73] государств-участников Конвенции 1989 года, ФП2 и ФП3 к ней о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции 1989 года прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, а также о мерах, принятых ими в целях осуществления положений указанных факультативных протоколов. КПР, в свою очередь, на основании представляемых государствами докладов может вносить предложения и рекомендации общего характера[74]. На сегодняшний день КПР принял 26 замечаний общего порядка (доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[75]). Республика Казахстан, являясь государством-участником Конвенции 1989 года[76], ФП2[77] и ФП3[78] к ней, в рамках выполнения своих обязательств по ним представила первоначальный, второй и третий сводные, четвертый, пятый и шестой сводные периодические доклады и первоначальные доклады по ФП2 и ФП3 к Конвенции 1989 года[79]. По итогам рассмотрения указанных докладов КПР приняты заключительные замечания с соответствующими рекомендациями Республике Казахстан[80]; рассмотрение сообщений[81] от лиц или группы лиц или от их имени, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником Конвенции 1989 года, ФП2 и ФП3 к ней любого из прав, предусмотренных в любом из этих международных договоров, стороной которого является это государство. Республика Казахстан с 7 мая 2024 года признала[82] компетенцию КПР получать и рассматривать указанные сообщения в отношении себя. На сегодняшний день КПР в порядке статьи 1 ФП4 к Конвенции 1989 года сообщений в отношении Республики Казахстан рассмотрено не было; рассмотрение межгосударственных сообщений[83] о невыполнении другим государством-участником ФП4 к Конвенции 1989 года своих обязательств согласно любому из следующих международных договоров, стороной которых оно является: Конвенции 1989 года, ФП2 и ФП3 к ней. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она в порядке пункта 1 статьи 12 ФП4 к Конвенции 1989 года о признании компетенции КПР получать и рассматривать указанные сообщения не заявляла; проведение расследования[84] о грубых или систематических нарушениях государством-участником ФП4 к Конвенции 1989 года прав, предусмотренных в Конвенции 1989 года или в ФП2 и ФП3 к ней. Республика Казахстан с 7 мая 2024 года признала компетенцию КПР проводить подобные расследования в отношении себя[85]. На сегодняшний день КПР в порядке статьи 13 ФП4 к Конвенции 1989 года в отношении Республики Казахстан расследований не проводил;
7) Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее - КТМ). КТМ учрежден в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 72 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 года (далее - Конвенция 1990 года)[86]. КТМ выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по Конвенции 1990 года посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[87] государств-участников Конвенции 1990 года о законодательных, судебных, административных и иных мерах, принятых ими для осуществления ее положений. КТМ, в свою очередь, рассматривает представляемые государствами доклады и препровождает такие замечания, какие он сочтет целесообразным[88]. На сегодняшний день КТМ принял 5 замечаний общего порядка (доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[89]). Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она государством-участником Конвенции 1990 года не является; рассмотрение межгосударственных сообщений[90] о невыполнении другим государством-участником Конвенции 1990 года своих обязательств по ней. Данный механизм не вступил в силу, поскольку на сегодняшний день Генеральному секретарю ООН на хранение не сданы заявления от десяти государств-участников Конвенции 1990 года, как того требует пункт 2 ее статьи 76, о признании компетенции КТМ получать и рассматривать указанные сообщения. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она государством-участником Конвенции 1990 года не является и в этих условиях не может заявить в порядке пункта 1 ее статьи 76 о признании компетенции КТМ получать и рассматривать указанные сообщения; рассмотрение сообщений[91] от лиц, которые утверждают, что государство-участник Конвенции 1990 года нарушило предусмотренные ей их личные права. Данный механизм не вступил в силу, поскольку на сегодняшний день Генеральному секретарю ООН на хранение не сданы заявления от десяти государств-участников Конвенции 1990 года, как того требует пункт 8 ее статьи 77, о признании компетенции КТМ получать и рассматривать такие сообщения. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она государством-участником Конвенции 1990 года не является и в этих условиях не может заявить в порядке пункта 1 ее статьи 77 о признании компетенции КТМ получать и рассматривать указанные сообщения;
8) Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета против пыток (далее - ППП). ППП создан в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Факультативного протокола от 18 декабря 2002 года к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года (далее - ФП к Конвенции 1984 года)[92]. ФП к Конвенции 1984 года направлен на создание системы регулярных посещений, осуществляемых независимыми и национальными органами, мест, где находятся лишенные свободы лица, с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. ППП, в свою очередь, согласно статье 11 ФП к Конвенции 1984 года выполняет следующие функции: а) посещает места, где содержатся или могут содержаться лица, лишенные свободы, по распоряжению государственного органа или по его указанию, либо с его ведома или молчаливого согласия, и представляет рекомендации государствам-участникам относительно защиты лишенных свободы лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; b) в отношении национальных превентивных механизмов: i) при необходимости, консультирует государства-участники и оказывает им содействие в создании таких механизмов; ii) поддерживает прямые, при необходимости конфиденциальные, контакты с национальными превентивными механизмами и предлагает им услуги в области профессиональной подготовки и технической помощи в целях укрепления их потенциала; iii) консультирует их и оказывает им помощь в деле оценки потребностей и мер, необходимых для усиления защиты лишенных свободы лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; iv) представляет рекомендации и замечания государствам-участникам в целях укрепления возможностей и мандата национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; с) сотрудничает в целях предупреждения пыток в целом с соответствующими органами и механизмами ООН, а также с международными, региональными и национальными учреждениями или организациями, действующими в интересах усиления защиты всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
9) Комитет по правам инвалидов (далее - КПИ). КПИ учрежден в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция от 13 декабря 2006 года)[93]. КПИ выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по Конвенции от 13 декабря 2006 года посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[94] государств-участников Конвенции от 13 декабря 2006 года о мерах, принятых для осуществления ими своих обязательств по ней, и о прогрессе, достигнутом в этом отношении. КПИ, в свою очередь, на основании представляемых государствами докладов может вносить предложения и общие рекомендации[95]. На сегодняшний день КПИ принял 8 замечаний общего порядка (доступны на интернет-ресурсе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека[96]). Республика Казахстан, являясь государством-участником Конвенции от 13 декабря 2006 года[97], в рамках выполнения своих обязательств по ней представила первоначальный доклад[98], по итогам рассмотрения которого КПИ приняты заключительные замечания с соответствующими рекомендациями Республике Казахстан[99]; рассмотрение сообщений[100] от лиц или группы лиц или от их имени, которые заявляют, что являются жертвами нарушения государством-участником Конвенции от 13 декабря 2006 года ее положений. Республика Казахстан с 12 августа 2023 года признала[101] компетенцию КПИ принимать и рассматривать указанные сообщения в отношении себя. На сегодняшний день КПИ в порядке статьи 1 ФП к Конвенции от 13 декабря 2006 года сообщений в отношении Республики Казахстан рассмотрено не было; проведение расследования[102] о серьезных или систематических нарушениях государством-участником ФП к Конвенции от 13 декабря 2006 года прав, закрепленных в Конвенции от 13 декабря 2006 года. Республика Казахстан с 12 августа 2023 года признала компетенцию КПИ проводить подобные расследования в отношении себя[103]. На сегодняшний день КПИ в порядке статьи 6 ФП к Конвенции от 13 декабря 2006 года в отношении Республики Казахстан расследований не проводил;
10) Комитет по насильственным исчезновениям (далее - КНИ). КНИ учрежден в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений от 20 декабря 2006 года (далее - Конвенция от 20 декабря 2006 года)[104]. КНИ выполняет свои функции по мониторингу (оценке) за соблюдением государствами обязательств по Конвенции от 20 декабря 2006 года посредством следующих процедур: рассмотрение докладов[105] государств-участников Конвенции от 20 декабря 2006 года о мерах, принятых ими во исполнение своих обязательств по ней. КНИ, в свою очередь, рассматривает каждый доклад и может представлять комментарии, замечания или рекомендации, считающиеся им необходимыми[106]. Республика Казахстан, являясь государством-участником Конвенции от 20 декабря 2006 года[107], в рамках выполнения своих обязательств по ней представила первый, второй периодические доклады и доклад о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями[108], по итогам рассмотрения первого из них КНИ приняты заключительные замечания с соответствующими рекомендациями Республике Казахстан[109]; принятие срочных мер[110] для розыска и установления местонахождения исчезнувшего лица. Данный механизм распространяется на Республику Казахстан как на государств-участника Конвенции от 20 декабря 2006 года; рассмотрение сообщений[111] от лиц или от имени таких лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником Конвенции от 20 декабря 2006 года ее положений. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она в порядке пункта 1 статьи 31 Конвенции от 20 декабря 2006 года о признании компетенции КНИ получать и рассматривать указанные сообщения не заявляла; рассмотрение межгосударственных сообщений[112] о невыполнении другим государством-участником Конвенции от 20 декабря 2006 года своих обязательств в соответствии с ней. Данный механизм не распространяется на Республику Казахстан, поскольку она в порядке статьи 32 Конвенции от 20 декабря 2006 года о признании компетенции КНИ получать и рассматривать указанные сообщения не заявляла; осуществление посещений[113] того или иного государства-участника Конвенции от 20 декабря 2006 года в случае получения внушающей доверие информации о том, что оно совершает действия, наносящие серьезный ущерб ее положениям. Данный механизм распространяется на Республику Казахстан как на государство-участник Конвенции от 20 декабря 2006 года.
Таким образом, для лиц, находящихся (находившихся в момент предположительно имевшего место нарушения тех или иных охраняемых международными договорами прав и свобод) под юрисдикцией Республики Казахстан (граждане, проживающие или временно пребывающие иностранцы и лица без гражданства) доступны те механизмы мониторинга (оценки) за соблюдением государствами их международно-правовых обязательств в области прав человека, к которым Республика Казахстан присоединилась (информация о чем приведена выше по тексту). При этом, необходимо отметить, что часть из этих механизмов также представляет собой и непосредственное средство правовой защиты для указанных лиц. Этим механизмом для них является подача в соответствующие договорные органы индивидуальных (коллективных) сообщений от них (от их имени) о предположительно допущенных нарушениях со стороны Республики Казахстан прав и свобод человека, охраняемых международными договорами, государством-участником которых является Республика Казахстан. Сведения, приведенные выше по тексту, свидетельствуют о том, что такие средства правовой защиты активно используются.
[1] принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года № 217А(III). [2] Республика Казахстан присоединилась на основании постановления Верховного Совета Республики Казахстан от 31 марта 1993 года; вступила в силу для Республики Казахстан 4 февраля 1994 года. [3] учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 марта 2006 года № 60/251. [4] www.ohchr.org/ru/hr-bodies/upr/upr-home [5] утверждены постановлениями Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2009 года № 1778, от 29 сентября 2014 года № 1038 и от 6 ноября 2019 года № 831; зарегистрированы в качестве документов ООН - A/HRC/WG.6/7/KAZ/1, A/HRC/WG.6/20/KAZ/1 и A/HRC/WG.6/34/KAZ/1. [6] документы ООН - A/HRC/DEC/14/104, A/HRC/DEC/28/106, A/HRC/DEC/43/109. [7] по вопросу о поощрении и защите прав человека в контексте изменения климата; об осуществлении прав человека лиц, страдающих альбинизмом; о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях; о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав; о правах человека внутренне перемещенных лиц; о правах человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги; о дискриминации в отношении женщин и девочек; о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте; о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; о правах людей с инвалидностью; о содействии установлению истины, правосудию, возмещению ущерба и гарантиям недопущения нарушений; о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях; о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов; о ликвидации дискриминации в отношении лиц, затронутых лепрой, и членов их семей; о правах человека и международной солидарности; о правах человека мигрантов; об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение; о независимости судей и адвокатов; о крайней нищете и правах человека; о праве на образование; о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека; об обязательствах в области прав человека, связанных с пользованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой; о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов; о праве на питание; об осуществлении всех прав человека пожилых людей; о положении правозащитников; о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания; о современных формах рабства, включая его причины и последствия; о праве на развитие; о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости; о свободе религии или убеждений; о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций; о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение; о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности; о насилии в отношении женщин и девочек, его причинах и последствиях; о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом; о торговле детьми, их сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательствах над ними; о торговле людьми, особенно женщинами и детьми; по правам крестьян и других лиц, работающих в сельских районах; по насильственным или недобровольным исчезновениям; в области культурных прав; по проблеме лиц африканского происхождения; по поощрению демократического и справедливого международного порядка; по вопросам меньшинств; по праву на неприкосновенность частной жизни; по произвольным задержаниям.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |